1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса на 2022/23 учебный год разработана на основе авторской программы А. И. Шемшурина для 4 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК «Школа России» для педагога и обучающихся. Изучение ОРКСЭ в 4 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; - развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную); - совершенствование личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. В 2022-2023 учебном году на предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе Реализация программы по ОРКСЭ в 4 классе нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты: - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболееэффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в ихвыполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационныхтехнологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанногопостроения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий; — определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные результаты: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; — воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальныхситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным идуховным ценностям. 3. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе Первое полугодие Этика – наука о нравственной жизни человека (1ч.) Раздел 1. Этика общения (4ч.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Раздел 2. Этикет (4ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи. Раздел 3. Этика человеческих отношений (4ч.) В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Второе полугодие Ежели душевны вы и к этике глухи (1ч.) Раздел 1. Простые нравственные истины (4ч) Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Раздел 2. Душа обязана трудиться (4ч) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. уметь понять и простить. Простая этика поступков. Раздел 3. Посеешь поступок – пожнешь характер (4ч) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со». Раздел 4. Судьба и Родина едины (4ч) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращенное к себе. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по Основам религиозных культур и светской этике для 4 класса к учебнику А. И. Шемшуриной (34 часа) Разделы/те мы Кол -во часо в Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов Этика – наука о нравственно й жизни человека 1 https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf Раздел 1. Этика общения 4 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Раздел 2. Этикет 4 Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:интеллектуалых игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf Раздел 3. 4 Этика человечески х отношений Раздел 4. 3 Этика отношений в коллективе Ежели 1 https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf Создание благоприятных условий для усвоения https://prosv.ru/_data/ душевны вы и к этике не глухи. Раздел 1. Простые нравственны е истины 4 Раздел 2. Душа обязана трудиться 4 Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер 4 Раздел 4. Судьба и Родина едины 5 младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций: быть любящим, отзывчивым; уважать старших и заботиться о младших членах семьи; доводить начатое дело до конца;знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям. assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf https://prosv.ru/_data/ assistance/107/67d58 e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf 5. Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по Основам религиозных культур и светской этике для 4 класса к учебнику А. И. Шемшуриной (34 часа) № урока Тема урока 1 полугодие (16ч) 1 Этика – наука о нравственной жизни человека. Раздел 1. Этика общения (4ч.) 2 Добрым жить на свете веселей. 3 Правила общения для всех. 4 От добрых правил – добрые слова и поступки. 5 Каждый интересен. Раздел 2. Этикет (4ч.) 6 Премудрости этикета. 7 Красота этикета. 8 Простые школьные и домашние правила этикета. 9 Чистый ручеёк нашей речи. Раздел 3. Этика человеческих отношений (4ч.) 10 В развитие добрых чувств – творение души. 11 Природа – волшебные двери к добру и доверию. План. сроки Скоррект. сроки 12 13 Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3ч.) 14 Чтобы быть коллективом. 15 Коллектив начинается с меня. 16 Мой класс – мои друзья. 2 полугодие (18ч) 17 Ежели душевны вы и к этике не глухи. Раздел 1. Простые нравственные истины (4ч.) 18 Жизнь священна. 19 Человек рождён для добра. 20 Милосердие – закон жизни. 21 Жить во благо себе и другим. Раздел 2. Душа обязана трудиться (4ч.) 22 Следовать нравственной установке. 23 Достойно жить среди людей. 24 Уметь понять и простить. 25 Простая этика поступков. Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4ч.) 26 Общение и источники преодоления обид. 27 Ростки нравственного опыта поведения. 28 Доброте сопутствует терпение. 29 Действия с приставкой «СО». Раздел 4. Судьба и Родина едины (5 ч.) 30 С чего начинается Родина. 31 В тебе рождается патриот и гражданин. 32 Человек – чело века. 33 Слово, обращённое к тебе. 34 Резерв