ОРКСЭ 4 класс

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской
этики» для 4 класса на 2022/23 учебный год разработана на основе авторской программы
А. И. Шемшурина для 4 классов. Для реализации программы используются пособия из
УМК «Школа России» для педагога и обучающихся.
Изучение ОРКСЭ в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному
поведению,основанному
на
знании
культурных
и
религиозных
традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
- развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в
жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные
культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение»,
«духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для
всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную);
- совершенствование личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с
религиозными и общечеловеческими ценностями.
В 2022-2023 учебном году на предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34
часа в год.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» в 4 классе
Реализация программы по ОРКСЭ в 4 классе нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболееэффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в ихвыполнение на основе оценки и с учётом характера
ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационныхтехнологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанногопостроения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальныхситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным идуховным ценностям.
3.
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе
Первое полугодие
Этика – наука о нравственной жизни человека (1ч.)
Раздел 1. Этика общения (4ч.)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые
слова и поступки. Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4ч.)
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4ч.)
В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и
доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3ч.)
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Второе полугодие
Ежели душевны вы и к этике глухи (1ч.)

Раздел 1. Простые нравственные истины (4ч)
Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо
себе и другим.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4ч)
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. уметь понять и
простить. Простая этика поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнешь характер (4ч)
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Раздел 4. Судьба и Родина едины (4ч)
С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века.
Слово, обращенное к себе.
4.
Тематическое планирование к рабочей программе по Основам религиозных
культур и светской этике для 4 класса к учебнику А. И. Шемшуриной (34 часа)
Разделы/те
мы

Кол
-во
часо
в

Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета с учетом
рабочей программы воспитания

Использование
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов

Этика –
наука о
нравственно
й жизни
человека

1

https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf

Раздел 1.
Этика
общения

4

Привлечение
внимания
школьников
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений; организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения.

Раздел 2.
Этикет

4

Применение на уроке интерактивных форм
работы
учащихся:интеллектуалых
игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими
детьми.

https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf

Раздел 3.
4
Этика
человечески
х отношений
Раздел 4.
3
Этика
отношений в
коллективе
Ежели

1

https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf

https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf
https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf

Создание благоприятных условий для усвоения https://prosv.ru/_data/

душевны вы
и к этике не
глухи.
Раздел 1.
Простые
нравственны
е истины

4

Раздел 2.
Душа
обязана
трудиться

4

Раздел 3.
Посеешь
поступок –
пожнёшь
характер

4

Раздел 4.
Судьба и
Родина
едины

5

младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций: быть
любящим, отзывчивым; уважать старших и
заботиться о младших членах семьи; доводить
начатое дело до конца;знать и любить свою
Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну; беречь и охранять природу
(ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних
питомцах; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать
конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе; быть вежливым и
опрятным, скромным и приветливым;уметь
сопереживать,
проявлять
сострадание
к
попавшим в беду;стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми;уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом
людям.

assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf
https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf
https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf
https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf

https://prosv.ru/_data/
assistance/107/67d58
e72-f44e-11e2-88180050569c0d55.pdf

5. Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по Основам
религиозных культур и светской этике для 4 класса к учебнику А. И.
Шемшуриной (34 часа)
№ урока

Тема урока

1 полугодие (16ч)
1
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Раздел 1. Этика общения (4ч.)
2
Добрым жить на свете веселей.
3
Правила общения для всех.
4
От добрых правил – добрые слова и поступки.
5
Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4ч.)
6
Премудрости этикета.
7
Красота этикета.
8
Простые школьные и домашние правила этикета.
9
Чистый ручеёк нашей речи.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4ч.)
10
В развитие добрых чувств – творение души.
11
Природа – волшебные двери к добру и доверию.

План.
сроки

Скоррект.
сроки

12
13

Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3ч.)
14
Чтобы быть коллективом.
15
Коллектив начинается с меня.
16
Мой класс – мои друзья.
2 полугодие (18ч)
17
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4ч.)
18
Жизнь священна.
19
Человек рождён для добра.
20
Милосердие – закон жизни.
21
Жить во благо себе и другим.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4ч.)
22
Следовать нравственной установке.
23
Достойно жить среди людей.
24
Уметь понять и простить.
25
Простая этика поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4ч.)
26
Общение и источники преодоления обид.
27
Ростки нравственного опыта поведения.
28
Доброте сопутствует терпение.
29
Действия с приставкой «СО».
Раздел 4. Судьба и Родина едины (5 ч.)
30
С чего начинается Родина.
31
В тебе рождается патриот и гражданин.
32
Человек – чело века.
33
Слово, обращённое к тебе.
34
Резерв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».