ОДНК 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу “Основы духовно-нравственной культуры народов
России” на 2022/23 учебный год для обучающихся 5-го класса разработана и реализуется
на основе УМК под редакцией Виноградовой Н.Ф. “Основы духовно-нравственной
культуры народов России” для 5-х классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» –
формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
В 2022-2023 учебном году на курс “Основы духовно-нравственной культуры
народов России” в 5 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что
составляет 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса “Основы духовно-нравственной
культуры народов России” в 5 классе
Реализация программы по курсу “Основы духовно-нравственной культуры народов
России” в 5-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов:
предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты освоения курса “Основы духовно-нравственной культуры
народов России” включает в себя:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса “Основы духовно-нравственной
культуры народов России” включает в себя:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение

и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности
информационно-коммуникационных технологий;

в

области

использования

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения курса “Основы духовно-нравственной культуры
народов России” включает в себя:
1)
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
3. Содержание курса “Основы духовно-нравственной культуры народов России”
в 5 классе
Введение (1 ч.)
Раздел I. В мире культуры (4 часа)
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне
культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.

Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем; индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся
и их обсуждения в классе, создания и презентации творческих проектов.
Раздел II. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры
выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий –патриоты
(Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народовнашей страны в
победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных
народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм,
ислам, христианство труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного
труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые,
путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление
природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в
жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержке – главные
семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в
православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение
ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем; индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся
и их обсуждения в классе, создания и презентации творческих проектов.
Раздел III. Религия и культура (10 часов)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства
на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие
князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное
песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура
ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время
исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная

история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные
традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения
буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем; индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся
и их обсуждения в классе, создания и презентации творческих проектов.
Раздел IV. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить
память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем; индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся
и их обсуждения в классе, создания и презентации творческих проектов.
Раздел V. Твой духовный мир (1 час)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности– составляющие духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем; индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся
и их обсуждения в классе, создания и презентации творческих проектов.
4. Тематическое планирование к рабочей программе по курсу “Основы духовнонравственной культуры народов России” для 5 класса к учебнику Виноградова
Н. Ф. (34 ч.)
Разделы/темы

Количество
часов

Задачи воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей

Использование
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов

содержания учебного
предмета с учетом
рабочей программы
воспитания
Введение
Раздел I. В мире
культуры

Раздел II.
Нравственные
ценности
российского
народа

1
4

14

- развивать
представления о
значении нравственных
норм;
изучить
базовые
принципы
духовной
культуры российского
народа;
- обобщить знания о
духовной культуре и
морали;
- развивать способности
к общению;
формировать
этическое
самосознание;
способствовать
укреплению духовного
единства
многонационального
народа России;
воспитывать
толерантность,
взаимоуважение
к
традициям, культуре и
нормам нравственного
поведения
народов
России
- развивать
представления о
значении нравственных
норм;
изучить
базовые
принципы
духовной
культуры российского
народа;
- обобщить знания о
духовной культуре и
морали;
- развивать способности
к общению;

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru
https://www.ethnomuseu
m.ru
http://www.culture.ru
http://www.artclassic.edu.
ru/
http://sokrnarmira.ru
http://parables.ru/main17.html
http://www.culturemap.ru
https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru
https://www.ethnomuseu
m.ru
http://www.culture.ru
http://www.artclassic.edu.
ru/
http://sokrnarmira.ru
http://parables.ru/main17.html

Раздел III.
Религия и
культура

Раздел IV. Как
сохранить
духовные
ценности

10

4

формировать
этическое
самосознание;
способствовать
укреплению духовного
единства
многонационального
народа России;
воспитывать
толерантность,
взаимоуважение
к
традициям, культуре и
нормам нравственного
поведения
народов
России
- развивать
представления о
значении нравственных
норм;
изучить
базовые
принципы
духовной
культуры российского
народа;
- обобщить знания о
духовной культуре и
морали;
- развивать способности
к общению;
формировать
этическое
самосознание;
способствовать
укреплению духовного
единства
многонационального
народа России;
воспитывать
толерантность,
взаимоуважение
к
традициям, культуре и
нормам нравственного
поведения
народов
России
- развивать
представления о
значении нравственных
норм;

http://www.culturemap.ru
https://resh.edu.ru/

https://interneturok.ru/

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru
https://www.ethnomuseu
m.ru
http://www.culture.ru
http://www.artclassic.edu.
ru/
http://sokrnarmira.ru
http://parables.ru/main17.html
http://www.culturemap.ru
https://resh.edu.ru/

https://interneturok.ru/

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru

Раздел V. Твой
духовный мир

1

изучить
базовые
принципы
духовной
культуры российского
народа;
- обобщить знания о
духовной культуре и
морали;
- развивать способности
к общению;
формировать
этическое
самосознание;
способствовать
укреплению духовного
единства
многонационального
народа России;
воспитывать
толерантность,
взаимоуважение
к
традициям, культуре и
нормам нравственного
поведения
народов
России
- развивать
представления о
значении нравственных
норм;
изучить
базовые
принципы
духовной
культуры российского
народа;
- обобщить знания о
духовной культуре и
морали;
- развивать способности
к общению;
формировать
этическое
самосознание;
способствовать
укреплению духовного
единства
многонационального
народа России;
воспитывать
толерантность,

https://www.ethnomuseu
m.ru
http://www.culture.ru
http://www.artclassic.edu.
ru/
http://sokrnarmira.ru
http://parables.ru/main17.html
http://www.culturemap.ru
https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/

http://orkce.apkpro.ru/
http://www.religio.ru/
www.gmir.ru
https://www.ethnomuseu
m.ru
http://www.culture.ru
http://www.artclassic.edu.
ru/
http://sokrnarmira.ru
http://parables.ru/main17.html
http://www.culturemap.ru
https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/

взаимоуважение
к
традициям, культуре и
нормам нравственного
поведения
народов
России
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по курсу “Основы духовно-нравственной культуры народов России” для 5 класса
к учебнику Виноградова Н. Ф. (34 ч.)
№

Тема урока

План. сроки

урока
1

Введение

Раздел I. В мире культуры (4 часа)
Величие многонациональной
российской культуры
4-5
Человек - творец и носитель
культуры
Раздел II. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
2-3

6-7
8-9

“Береги землю родимую, как мать
любимую”
Жизнь ратными подвигами полна

10-11

В труде - красота человека

12-13

“Плод добрых трудов славен”

14-15

Люди труда

16-17

Бережное отношение к природе

Семья - хранитель духовных
ценностей
Раздел III. Религия и культура (10 часов)
18-19

20-21

Роль религии в развитии культуры

22-23
24-25

Культурное наследие христианской
Руси
Культура ислама

26-27

Иудаизм и культура

28-29

Культурные традиции буддизма

Раздел IV. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
30-31
32-33

Забота государства о сохранении
духовных ценностей
Хранить память предков

Скоррект.
сроки

Раздел V. Твой духовный мир (1 час)
34

Что составляет твой духовный мир


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».