История 9 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории на 2022/23 учебный год для обучающихся 9-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Всеобщая история. История
Нового времени Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред.
Искендерова А. А., История России (в 2-х частях) Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, А.А.
Левандовский и др./ Под редакцией Торкунова А.В. для 9 классов. Для реализации
программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период,
выделив закономерности развития стран и народов, их культурно- исторические и
политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых
исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного
курса отечественной истории.
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной

самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской
истории как части мировой истории, усвоение базовых националь- ных ценностей
современного российского общества: гумани- стических и демократических ценностей,
идей мира и вза-имопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а так- же представлениями о
закономерностях развития челове- ческого общества с древности до наших дней в
социаль- ной, экономической, политической, научной и культурной сферах,
приобретение опыта историко-культурного, циви- лизационного подходов к оценке
социальных явлений, со- временных глобальных процессов;
• формирование умения применять исторические зна- ния для осмысления
сущности современных общественных явлений, жизни в современном
поликультурном, полиэт- ническом и многоконфессиональном мире;
• воспитание уважения к историческому наследию на- родов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и
много-конфессиональном Российском государстве.
В 2021-2022учебном году на курс «История» в 9 классе в учебном плане школы
отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. (28 часов + 40 часов)
2. Планируемые результаты освоения курса «История» в 9 классе.
Реализация программы по обществознанию в 6-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностными результатами изучения истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до начала XX в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира,
понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой
проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить
следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать
и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации,
находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с
помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием,
целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение,
презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть,
треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в
XIX - начале XX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России в XIX - начале XX в. и
судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов
России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в
изучаемый период;
• сопоставление развития России и других стран в период Новейшего времени,
выявление общих черт и особенностей; понимание взаимосвязи между социальными
явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия
предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных
памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических
произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием
понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических
источников, выявление в них общих черт и особенностей;• использование приёмов
исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинноследственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных
отношений и политического строя в России и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в обществе новейшего времени, религиозных воззрений,
представлений человека о мире;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников
на территории современной Российской Федерации;
•
расширение
опыта
применения
историко-культурного,
историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период,
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

3. Содержание курса «История » в 9 классе
Название темы

Основное содержание

Использование электронных (цифровых)

образовательных ресурсов
Глава I. Начало От традиционного общества
индустриальной к обществу
эпохи (10часов) индустриальному.
Индустриальная революция:
достижения и проблемы,
новые проблемы и новые
ценности. Человек в
изменившемся мире:
материальная культура и
повседневность. Наука:
создание научной картины
мира. XIX век в зеркале
художественных исканий.
Литература. Искусство в
поисках новой картины
мира. Либералы,
консерваторы и социалисты:
какими должно быть
общество и государство.
Глава II.
Консульство и образование
Страны Европы наполеоновской империи.
и США в
Разгром империи
первой
Наполеона. Венский
половине XIX
конгресс. Великобритания:
в. (8 часов)
сложный путь к величию и
процветанию. Франция
Бурбонов и Орлеанов: от
революции 1830 г. к
политическому кризису.
Франция: революция 1848 г.
и Вторая империя.
Германия: на пути к
единству. «Нужна ли нам
единая и неделимая
Италия?» Война,
изменившая карту Европы.
Парижская коммуна.
Глава III. Азия, Латинская Америка в XIX –
Африка и
начале XX в.: время
Латинская
перемен. Япония на пути
Америка в XIX модернизации: «восточная
— начале XX в. мораль – западная техника».
(3 часа)
Китай: сопротивление
реформам. Индия:
насильственное разрушение
традиционного общества.
Африка: континент в эпоху
перемен.
Глава IV.
Германская империя: борьба
Страны Европы за «место под солнцем».
и США во
Великобритания: конец

https://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://intellect-video.com/russian-history
http://www.1september.ru
https://videouroki.net/;

https://stepik.org/

https://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://intellect-video.com/russian-history
https://infourok.ru/biblioteka
https://videouroki.net/;
https://stepik.org/

https://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.1september.ru
https://videouroki.net/;

https://resh.edu.ru/

второй
половине XIX
— начале XX в.
(9 часов)

Тема I. Россия в
первой четверти
XIX в. (9 часов)

Тема II. Россия
во второй
четверти XIX
в.(8 часов)

Викторианской эпохи.
Франция: Третья республика.
Италия: время реформ и
колониальных захватов. От
Австрийской империи к
Австро-Венгрии: поиски
выхода из кризиса. США в
XIX в.: модернизация, отмена
рабства и сохранение
республики. США:
империализм и вступление в
мировую политику.
Международные отношения
на рубеже XIX–XX вв.
Обострение колониальных
противоречий.
Индустриальное общество в
начале XX в. «Новый
империализм». Предпосылки
Первой мировой войны.
Политическое развитие в
начале XX в.
Россия в первой четверти
XIX в. Россия и мир на рубеже
XVIII—XIX вв. Александр I:
начало правления. Реформы М.
М. Сперанского. Внешняя
политика Александра I в
1801—1812 гг. Отечественная
война 1812 г. Заграничные
походы русской армии.
Внешняя политика Александра
I в 1813—1825 гг. Либеральные
и охранительные тенденции во
внутренней политике
Александра I в 1815—1825 гг.
Национальная политика
Александра I. Социальноэкономическое развитие
страны в первой четверти XIX
в. Общественное движение при
Александре I. Выступление
декабристов.
Россия во второй четверти
XIX в. Реформаторские и
консервативные тенденции во
внутренней политике Николая
I. Социально-экономическое
развитие страны во второй
четверти XIX в. Общественное
движение при Николае I.
Национальная и религиозная
политика Николая I.
Этнокультурный облик страны.
Внешняя политика Николая I.

http://schoolcollection.edu.ru/
https://infourok.ru/biblioteka
https://videouroki.net/;

http://doc.histrf.ru/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://stepik.org/
https://arzamas.academy/courses#history

http://lesson-history.narod.ru/nh9.htm
http://rulers.narod.ru/
https://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://intellect-video.com/russian-history
http://www.1september.ru
https://videouroki.net/;

http://doc.histrf.ru/
https://arzamas.academy/courses#history

http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.1september.ru
https://videouroki.net/;

http://doc.histrf.ru/

Кавказская война 1817—1864
гг. Крымская война 1853—1856
гг. Культурное пространство
империи в первой половине
XIX в.
Тема III. Россия в
эпоху Великих
реформ (7 часов)

Россия в эпоху Великих
реформ. Европейская
индустриализация и
предпосылки реформ в России.
Александр II: начало
правления. Крестьянская
реформа 1861 г Реформы
1860—1870-х гг.: социальная и
правовая модернизация.
Социально-экономическое
развитие страны в
пореформенный период.
Общественное движение при
Александре II и политика
правительства. Национальная и
религиозная политика
Александра II. Национальный
вопрос в России и Европе.
Внешняя политика Александра
II. Русско-турецкая война
1877—1878 гг.
Тема IV. Россия в Россия в 1880—1890-е гг.
1880—1890-е гг
Александр III: особенности
(7 часов).
внутренней политики.
Перемены в экономике и
социальном строе.
Общественное движение при
Александре III. Национальная
и религиозная политика
Александра III. Внешняя
политика Александра III.
Культурное пространство
империи во второй половине
XIX в. Повседневная жизнь
разных слоёв населения в XIX
в.
Тема V. Россия в Россия в начале XX в. Россия
начале XX в. (7
и мир на рубеже XIX—XX вв.:
часов)
динамика и противоречия
развития. Социальноэкономическое развитие
страны на рубеже XIX—XX вв.
Николай II: начало правления.
Политическое развитие страны
в 1894—1904 гг. Внешняя
политика Николая II. Русскояпонская война 1904—1905 гг.
Первая российская революция
и политические реформы
1905—1907 гг. Социальноэкономические реформы П. А.
Столыпина. Политическое

https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://arzamas.academy/courses#history

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp
http://schoolcollection.edu.ru/
https://intellect-video.com/russian-history
https://videouroki.net/;

http://doc.histrf.ru/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://arzamas.academy/courses#history

http://lants.tellur.ru/history/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.1september.ru
http://www.lants.tellur.ru/history/maps/index.
htm;
http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm.
https://videouroki.net/;

https://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://intellect-video.com/russian-history
http://www.lants.tellur.ru/history/maps/index.
htm;
http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm.

https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://stepik.org/
https://project1917.ru/

развитие страны в 1907—1914
гг. Серебряный век русской
культуры.

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по истории для 9 класса к учебнику История Нового времени Юдовская А.Я., Баранов
П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А. А., История России (в 2-х частях)
Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др./ Под редакцией Торкунова А.В.
для 9 классов. (68 часов)

Разделы / темы

Количество
часов

Глава I. Начало
индустриальной эпохи

9

Глава II. Страны Европы и
США в первой половине
XIX в.

8

Глава III. Азия, Африка и
Латинская Америка в XIX
— начале XX в.

3

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Организация
шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
окружающим людям как безусловной
и
абсолютной
ценности,
как
равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные

ивзаимоподдерживающие отношения.
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое собственное
будущее
Побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;

Глава IV. Страны Европы и
США во второй половине
XIX — начале XX в.

8

Тема I. Россия в первой
четверти XIX в.

9

Тема II. Россия во второй
четверти XIX в.

8

Тема III. Россия в эпоху
Великих реформ

7

Тема IV. Россия в 1880—
1890-е гг

7

Побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;

Тема V. Россия в начале XX
в.

7

Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда

Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда
Применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся:
- интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников;
- дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивногодиалога;
- групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с
другими детьми;

4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

по истории для 9 класса к учебнику История Нового времени
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А. А.,
История России (в 2-х частях) Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др./
Под редакцией Торкунова А.В. для 9 классов. (68 часов)
№

Тема урока

План.сроки

Скоррект.сроки

урока
1

Введение: «Долгий» XIX век

Глава I. Начало индустриальной эпохи (9 ч)
2
3

Экономическое развитие в XIX – начале ХХ
в.
Меняющееся общество

4

Политическое развитие мира в XIX —
начале ХХ в.

5

«Великие идеологии»

6

Образование и наука

7-8
9

XIX век в зеркале художественных
исканий
Повседневная жизнь и мировосприятие
человека XIX в.

Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. (8 ч)
10-11
12
13
14
15
16
17

Консульство и империя Наполеона
Бонапарта
Франция в первой половине XIX в.: от
Реставрации к империи
Великобритания: экономическое
лидерство и политические реформы
«От Альп до Сицилии»: объединение
Италии
Германия в первой половине XIX в.
Монархия Габсбургов и Балканы в
первой половине XIX в.
США до середины XIX в.: рабовладение,
демократия, экономический рост

Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. (3 ч)
18

Страны Азии в XIX — начале ХХ в.

19

Африка в XIX — начале ХХ в.

20

Латинская Америка: нелёгкий груз
независимости

Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. (9 ч)
21

Англия до Первой мировой войны

22

Франция: Вторая империя и Третья
республика
Германия на пути к европейскому
лидерству

23

24
25
26
27
28

1
2
3
4
5

6

7
8

9

Австро-Венгрия и Балканы до Первой
мировой войны
Италия: время реформ и колониальных
захватов
США в эпоху «позолоченного века» и
«прогрессивной эры»
Международные отношения в XIX —
начале ХХ вв.
Основные итоги истории XIX — начала
ХХ в. (повторительно-обобщающие
уроки)
Тема I. Россия в первой четверти XIX в.
Россия и мир на рубеже
XVIII—XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.
Отечественная война 1812 г.
Заграничные походы русской армии. Внешняя
политикаАлександра I в 1813—1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра I в 1815- 1825 гг.
Национальная политика
Александра I
Социально-экономическое
развитие страны в первой четверти XIX
в.
Общественное движение
при Александре I. Выступление
декабристов
Тема II. Россия во второй четверти XIX в.

15

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней
политике Николая I
Социально-экономическое
развитие страны во второй четверти XIX
в.
Общественное движение
при Николае I
Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.
Крымская война 1853-1856 гг.

16

Культурное пространство

10

11

12
13

14

империи в первой половине XIX в.
17

Повторительно-обобщающий урок по темам I и II
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ

18

Европейская индустриализация и предпосылки реформв России
Александр II: начало
правления. Крестьянская реформа1861 г.
Реформы 1860—1870-х гг.:
социальная и правовая модернизация
Социально-экономическое
развитие страны в
пореформенныйпериод
Общественное движение
при Александре II и политика
правительства
Национальная и религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в России и Европе
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война1877—
1878 гг.
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг.

19
20
21

22

23

24

25
26
27
28
29
30
31

32

33
34

35

36

Александр III: особенности внутренней политики
Перемены в экономике
и социальном строе
Общественное движение
при Александре III
Национальная и религиозная политика Александра III
Внешняя политика Александра III
Культурное пространство империи во
второй половинеXIX в.
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Тема V. Россия в начале XX в.
Россия и мир на рубеже
XIX—XX вв.: динамика и противоречия
развития
Социально-экономическое
развитие страны на рубеже XIX-XX вв.
Николай II: начало правления. Политическое развитиестраны в
1894-1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война19041905 гг.
Первая российская рево-

37
38
39
40

люция и политические реформы1905—
1907 гг.
Социально-экономические
реформы П. А. Столыпина
Политическое развитие
страны в 1907—1914 гг.
Серебряный век русской
культуры
Повторительно-обобщающий урок по темам III—V


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».