1. Пояснительная записка. Рабочая программа по истории на 2022/23 учебный год для обучающихся 9-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Всеобщая история. История Нового времени Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А. А., История России (в 2-х частях) Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др./ Под редакцией Торкунова А.В. для 9 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей: Сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно- исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории. • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых националь- ных ценностей современного российского общества: гумани- стических и демократических ценностей, идей мира и вза-имопонимания между народами, людьми разных культур; • овладение базовыми историческими знаниями, а так- же представлениями о закономерностях развития челове- ческого общества с древности до наших дней в социаль- ной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, циви- лизационного подходов к оценке социальных явлений, со- временных глобальных процессов; • формирование умения применять исторические зна- ния для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэт- ническом и многоконфессиональном мире; • воспитание уважения к историческому наследию на- родов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и много-конфессиональном Российском государстве. В 2021-2022учебном году на курс «История» в 9 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. (28 часов + 40 часов) 2. Планируемые результаты освоения курса «История» в 9 классе. Реализация программы по обществознанию в 6-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностными результатами изучения истории являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до начала XX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов; • изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями); • следование этическим нормам и правилам ведения диалога; • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме; • проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); • обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога); • навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении. В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения: • осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя); • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.; • критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; • использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога; • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания. Предметные результаты изучения истории включают: • применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть); • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XIX - начале XX в.; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • использование сведений из исторической карты как источника информации; • овладение представлениями об историческом пути России в XIX - начале XX в. и судьбах населяющих её народов; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; • использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; • сопоставление развития России и других стран в период Новейшего времени, выявление общих черт и особенностей; понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России; • высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков; • поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.); • анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; • сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинноследственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.); • раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя в России и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в обществе новейшего времени, религиозных воззрений, представлений человека о мире; • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; • поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации; • расширение опыта применения историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России. 3. Содержание курса «История » в 9 классе Название темы Основное содержание Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов Глава I. Начало От традиционного общества индустриальной к обществу эпохи (10часов) индустриальному. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Глава II. Консульство и образование Страны Европы наполеоновской империи. и США в Разгром империи первой Наполеона. Венский половине XIX конгресс. Великобритания: в. (8 часов) сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Глава III. Азия, Латинская Америка в XIX – Африка и начале XX в.: время Латинская перемен. Япония на пути Америка в XIX модернизации: «восточная — начале XX в. мораль – западная техника». (3 часа) Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Глава IV. Германская империя: борьба Страны Европы за «место под солнцем». и США во Великобритания: конец https://resh.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://intellect-video.com/russian-history http://www.1september.ru https://videouroki.net/; https://stepik.org/ https://resh.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://intellect-video.com/russian-history https://infourok.ru/biblioteka https://videouroki.net/; https://stepik.org/ https://resh.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://www.1september.ru https://videouroki.net/; https://resh.edu.ru/ второй половине XIX — начале XX в. (9 часов) Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (9 часов) Тема II. Россия во второй четверти XIX в.(8 часов) Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в. Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социальноэкономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. http://schoolcollection.edu.ru/ https://infourok.ru/biblioteka https://videouroki.net/; http://doc.histrf.ru/ https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://stepik.org/ https://arzamas.academy/courses#history http://lesson-history.narod.ru/nh9.htm http://rulers.narod.ru/ https://resh.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://intellect-video.com/russian-history http://www.1september.ru https://videouroki.net/; http://doc.histrf.ru/ https://arzamas.academy/courses#history http://school-collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://www.1september.ru https://videouroki.net/; http://doc.histrf.ru/ Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов) Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Тема IV. Россия в Россия в 1880—1890-е гг. 1880—1890-е гг Александр III: особенности (7 часов). внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Тема V. Россия в Россия в начале XX в. Россия начале XX в. (7 и мир на рубеже XIX—XX вв.: часов) динамика и противоречия развития. Социальноэкономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русскояпонская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социальноэкономические реформы П. А. Столыпина. Политическое https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://arzamas.academy/courses#history http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp http://schoolcollection.edu.ru/ https://intellect-video.com/russian-history https://videouroki.net/; http://doc.histrf.ru/ https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://arzamas.academy/courses#history http://lants.tellur.ru/history/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://www.1september.ru http://www.lants.tellur.ru/history/maps/index. htm; http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm. https://videouroki.net/; https://resh.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://intellect-video.com/russian-history http://www.lants.tellur.ru/history/maps/index. htm; http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm. https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://stepik.org/ https://project1917.ru/ развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по истории для 9 класса к учебнику История Нового времени Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А. А., История России (в 2-х частях) Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др./ Под редакцией Торкунова А.В. для 9 классов. (68 часов) Разделы / темы Количество часов Глава I. Начало индустриальной эпохи 9 Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. 8 Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. 3 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные ивзаимоподдерживающие отношения. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. 8 Тема I. Россия в первой четверти XIX в. 9 Тема II. Россия во второй четверти XIX в. 8 Тема III. Россия в эпоху Великих реформ 7 Тема IV. Россия в 1880— 1890-е гг 7 Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; Тема V. Россия в начале XX в. 7 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: - интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивногодиалога; - групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по истории для 9 класса к учебнику История Нового времени Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А. А., История России (в 2-х частях) Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др./ Под редакцией Торкунова А.В. для 9 классов. (68 часов) № Тема урока План.сроки Скоррект.сроки урока 1 Введение: «Долгий» XIX век Глава I. Начало индустриальной эпохи (9 ч) 2 3 Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в. Меняющееся общество 4 Политическое развитие мира в XIX — начале ХХ в. 5 «Великие идеологии» 6 Образование и наука 7-8 9 XIX век в зеркале художественных исканий Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. (8 ч) 10-11 12 13 14 15 16 17 Консульство и империя Наполеона Бонапарта Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к империи Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы «От Альп до Сицилии»: объединение Италии Германия в первой половине XIX в. Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. (3 ч) 18 Страны Азии в XIX — начале ХХ в. 19 Африка в XIX — начале ХХ в. 20 Латинская Америка: нелёгкий груз независимости Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. (9 ч) 21 Англия до Первой мировой войны 22 Франция: Вторая империя и Третья республика Германия на пути к европейскому лидерству 23 24 25 26 27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны Италия: время реформ и колониальных захватов США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» Международные отношения в XIX — начале ХХ вв. Основные итоги истории XIX — начала ХХ в. (повторительно-обобщающие уроки) Тема I. Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политикаАлександра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815- 1825 гг. Национальная политика Александра I Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов Тема II. Россия во второй четверти XIX в. 15 Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. 16 Культурное пространство 10 11 12 13 14 империи в первой половине XIX в. 17 Повторительно-обобщающий урок по темам I и II Тема III. Россия в эпоху Великих реформ 18 Европейская индустриализация и предпосылки реформв России Александр II: начало правления. Крестьянская реформа1861 г. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация Социально-экономическое развитие страны в пореформенныйпериод Общественное движение при Александре II и политика правительства Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война1877— 1878 гг. Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Александр III: особенности внутренней политики Перемены в экономике и социальном строе Общественное движение при Александре III Национальная и религиозная политика Александра III Внешняя политика Александра III Культурное пространство империи во второй половинеXIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Тема V. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитиестраны в 1894-1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война19041905 гг. Первая российская рево- 37 38 39 40 люция и политические реформы1905— 1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры Повторительно-обобщающий урок по темам III—V