ОФГ 9 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 9-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Лавренева У, Рязанова О. Липсиц
И по основам финансовой грамотности для 9-х классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором УМК, с
учетом возрастных особенностей.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению
собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит,
ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми
мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние
активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей
финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми
знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой
информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование
ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и
благополучия.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для
обучающихся 9 классов
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения
и развитию финансового образования в РФ».
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на
системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой
сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей
деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год, 1 час в неделю.
Возраст обучающихся 15 лет
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного
процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,практическая
работа,юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная
беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина,
ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, играпутешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций,
решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами,
аналитическая работа, конференция, конкурсы.
2. Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность» в 9 классе
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и
проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых
финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и
умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.

3.Содержание курса внеурочной деятельности.
9 класс
Страхование (8 часов)
Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни?
Практикум. Кейс «Страхование жизни»
Инвестиции (8 часов)
Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать
инвестиции. Как управлять инвестиционными рисками? Кейс. «Куда вложить деньги?»
Пенсии (6 часов)
Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию. Как сформировать индивидуальный
пенсионный капитал.
Налоги (4 часа)
Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.
Финансовые махинации (6 часов)
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правил личной безопасности, виды
мошенничества. Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с
инвестициями. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»
Повторение. Защита проекта (2 часа)

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по финансовой грамотности 9 класс (34 часа)

Разделы
темы

/

Количест
во часов

Глава
1.
Страхован
ие

8 часов

Глава
2.
Инвестиции

8 часов

6 часов
Глава
3.
Пенсии

Глава
Налоги

4.

4 часа

Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
с учетом
рабочей
программы
воспитания
Организация
работы
учащихся с получаемой
на
уроке
социально
значимой информацией –
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися
своего мнения по ее
поводу, выработки своего
к ней отношения
Создание благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений к труду как
основному
способу
достижения жизненного
благополучия человека, а
также к самим себе как
хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и
самореализующимся
личностям, отвечающим
за
свое
собственное
будущее.
Создание благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений к социальным
правам.

Использование электронных
(цифровых) образовательных
ресурсов

Создание
благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношенийк
своему
отечеству, своей малой и
большой Родине как месту, в
котором человек вырос и
познал первые радости и
неудачи, которая завещана
ему предками и которую
нужно оберегать;

https://xn--80apaohbc3aw9e.xn-p1ai/project/den-finzozhznanij/materialy-dlya-provedeniyaurokov/

https://fingram-history.oc3.ru/edu
https://xn--80atdl2c.xn-80aaeza4ab6aw2b2b.xn-p1ai/courses.php

https://uchebnik.mos.ru/main?toast=
access_denied
http://fgramota.org/
https://dni-fg.ru/

https://xn--80apaohbc3aw9e.xn-p1ai/project/den-finzozhznanij/materialy-dlya-provedeniyaurokov/

Глава 5.
Финансовы
е
махинации

6 часов

Создание
благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений
к
экономическим понятиям,
опыт
самостоятельного
приобретения
новых
знаний, проведения научных
исследований,
опыт
проектной деятельности;

https://xn--80apaohbc3aw9e.xn-p1ai/project/den-finzozhznanij/materialy-dlya-provedeniyaurokov/
http://xn-80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn-p1ai/

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по финансовой грамотности 9 класс (34 часа)
№

Тема урока

План.
сроки

урока

Скоррект.сро
ки

Глава 1. Страхование (4 часа)

1

Что такое страхование?

2

Виды страхования

3

Как использовать страхование в
повседневной жизни?
Выбор страховой компании.

4

Глава 2. Инвестиции (8 часов)
5-6

Что такое инвестиции?

7-8

Как выбирать активы. Как
инвестиционными рисками?

9-10

Фондовый рынок и его инструменты. Как
делать инвестиции.
Денежный рынок и рынок капиталов.

11-12

управлять

Глава 3. Управление денежными средствами семьи

13-14
15
16

Семейные доходы и расходы. Семейный
бюджет
Как оптимизировать семейный бюджет
Учебная практика Центр занятости по
Прибайкальскому району

Глава 3. Пенсии (6 часов)

17-18

Пенсионная система

Учебный
проект. Скажем
безработице нет!

19-20

Как сформировать частную пенсию

21-22

Как сформировать индивидуальный
пенсионный капитал
Учебная практика в управление ПФ РФ по
Прибайкальскому району

Учебный
проект.
Цифровые
социальные
сервисы в
пенсионном
обеспечении

Глава 4. Налоги (6 часов)

23-24
25-26

Как работает налоговая система в РФ. Виды
налогов
НДФЛ. Подача налоговой декларации.
Учебная практика в МФЦ

Учебный
проект
Налогплатеж
или
грабеж?

Глава 5. Финансовые махинации (6 часов)

29-30

Основные признаки и виды финансовых
пирамид, правил личной безопасности, виды
мошенничества.
Махинации с банковскими картами
Махинации с кредитами

31-32

Махинации с инвестициями.

27-28

Учебная практика в отделение Сбербанка
России

Повторение (2 часа)

33-34

Защита проекта

Учебный
проект:
Банковская
карта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».