Литературное чтение на родном языке 3 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке на 2022/23учебный год
для обучающихся 3-го класса разработана и реализуется на основе УМК «Школа России» под
редакцией авторского коллектива Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И.,
Кузнецовой М.И, ПетленкоЛ.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. по литературному чтению на
родном языке(руссом) для 3-х классов. Для реализации программы используются пособия из
УМК для педагога и обучающихся.
Изучение литературного чтения на родном языке в 3 классе направлено на достижение
следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие
интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в
выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно-познавательными текстами;
- обогащение
нравственного
опыта
младших
школьников,
формирование
представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в
решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,
сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы
развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения
культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
В 2021-2022 учебном году на курс «Литературное чтение на родном языку (русском)» в 3
классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 час в год.
2. Планируемые результаты
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым
словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную
работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам по определѐнным признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
-

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и
качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, потребность в чтении;
осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме с учѐтом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

3. Содержание курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» в 3 классе
Тема I. Я и книги. (4 часа). Знакомство с названием раздела. Знакомство с
произведениями В.И Воробьева, И. Краевой, В.П Крапивина, Т.В. Толстой.
Тема II. Я взрослею. (6 часов) Знакомство с названием раздела. Знакомство с
произведениями Л.Л. Яхнина, Ю.А. Буковского, П.В. Засодимского, Н.Г. Волковой, В.Н.
Крупина. Знакомство с русскими пословицами.
Тема III. В дружной семье и в холод тепло. (3 часа) Знакомство с произведениями В.М.
Шукшина, А.Л. Решетова, О.Ф. Кургузова.
ТемаIV. Я фантазирую и мечтаю. (4 часа) Знакомство с творчеством русских писателей:
В.П. Крапивина, Л.К. Чуковской, Г.А. Скрибицкого.
Тема V. Люди земли Русской. (6 часов) Знакомство с произведениями Н.М. Коняева,
Л.М. Демина, В.А. Бахревского, О.М. Гурьян, М.В. Ломоносова, А.Н. Майкова.
Тема VI. От праздника к празднику. (5 часов) Знакомство с творчеством русских
писателей: В. А. Никифорова-Волгина, Е.В. Григорьевой, А.А. Коринфского, А.Н. Майкова,
А.И. Куприна, Саши Черного, К.М. Фофонова.
Тема VII. О родной природе. (6 часов) Знакомство с произведениями И.С. Никитина,
К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, И.П. Токмаковой.
Знакомство с русскими загадками.

4.
Тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению на родном
языке (русском) под редакцией Александровой О.М., Вербицкой Л.А., и др. для 3 класса (34
часа)
Разделы
/
темы

Тема I. Я и
книги.

Количеств Задачи
воспитания,
о часов
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета
с учетом
рабочей программы
воспитания
Создание
4 часа
благоприятных условий
для
развития
у
младших школьников
социально
значимых
ценностных отношений
к труду как основному
способу
достижения
жизненного
благополучия человека,
а также к самим себе
как хозяевам своей
судьбы,
самоопределяющимся и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое

Использование
электронных
(цифровых) образовательных ресурсов

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyuna-temu-detstvo-3-klass-2-urok-shkola-21-veka6191438.html

собственное будущее.

Тема II. Я
взрослею.

6 часов

Тема III. В
дружной
семье и в
холод
тепло.

3 часа

ТемаIV. Я
фантазиру
юи
мечтаю.

4 часа

Создание
благоприятных условий
для
развития
у
младших школьников
социально
значимых
ценностных отношений
к окружающим людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающи
е отношения.
Создание
благоприятных условий
для
развития
у
младших школьников
социально
значимых
ценностных отношений
к окружающим людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающи
е отношения.
Создание
благоприятных условий
для
развития
у
младших школьников
социально
значимых
ценностных отношений
к окружающим людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с
которыми

https://myslide.ru/presentation/1504111704_ispokonveka-kniga-rastit-cheloveka
https://www.youtube.com/watch?v=aSg6eviAag4

http://www.myshared.ru/slide/408158/
https://www.youtube.com/

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemumiru-zimnie-prazdniki-klass-3241054.html
https://www.youtube.com/watch?v=8gTKenhlt8U

необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающи
е отношения.
Тема
V.
Люди
земли
Русской.

6 часов

Тема
VI.
От
праздника
к
празднику.

5 часов

Тема VII. О
родной
природе.

6 часов

Создание
благоприятных условий
для
развития
у
младших школьников
социально
значимых
ценностных отношений
к окружающим людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающи
е отношения.
Создание
благоприятных условий
для
развития
у
младших школьников
социально
значимых
ценностных отношений
к окружающим людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающи
е отношения.
Создание
благоприятных условий
для
развития
у
младших школьников
социально
значимых
ценностных отношений
к окружающим людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с
которыми

https://kakoy-smysl.ru/meaningproverbs/znachenie-i-smysl-poslovitsy-dobrazhelaesh-dobro-i-delay/
https://www.youtube.com/watch?v=HysAvAzO
E-M

https://nsportal.ru/user/549869/page/ispolzovanieposlovits-i-pogovorok-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-0

https://infourok.ru/urok-vneklassnogochteniya-predaniya-starini-glubokoy496218.html

необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающи
е отношения.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературному
чтению к учебнику под редакцией Александровой О.М., Вербицкой Л.А., и др. для 3
класса (34 часа)
№

Тема урока

урока
Тема I. Я и книги.
Пишу не пером, а умом. В.И. Воробьев. Мой
дневник.
2 И. Краева. Письмописательное искусство
1

3 В.П. Крапивин. День рождения
4 Т.В. Толстая. Детство Лермонтова
Тема II. Я взрослею.
5 Жизнь дана на добрые дела. Л.Л. Яхнин.
Последняя рубашка.
6 Ю.А. Буковский. О Доброте – злой и добрый.
7 Живи, по совести. В.П. Засодимский. Гришина
милостыня.
8 Н.В Волкова. Дреби-Дон
9 Н.В. Куприн. Сушеная малина.
10 Пословицы
Тема III. В дружной семье и в холод тепло.
В.М. Шукшин.Как зайка летал на воздушных
шариках.
12 А. Л. Решетов. Зернышки спелых яблок.
11

13

О.Ф. Кургузов. Душа нараспашку.

ТемаIV. Я фантазирую и мечтаю.
14

В.П. Крапивин. Зеленая грива.

15 Л.К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец- Корней
Чуковский
16 В.П. Крапивин. Что такое стихия.
17 Г.А. Скребицкий. Чему научила сказка.

План.сроки

Скоррект.сроки

Тема V. Люди земли Русской.
18 Н.М. Коняев. Правнуки богатырей.
19 Л.М. Демин. Рассказывает бывалый человек
20 В.А. Бахревский. Семен Дежнѐв
21 О.М. Гурьян. Мальчик из Холмогор
М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о
Божием величестве.
23 А.Н. Майков. Ломоносов
22

Тема VI. От праздника к празднику.
24 Всякая душа празднику рада. В.А. НикифоровВолгин. Серебряная метель.
25 Е.В. Григорьева. Радость.
26 А.А. Коринфский. Христославы. А.Н. Майков.
Христос Воскрес.
27 И.А. Куприн. Пасхальные колокола. Саша Черный.
Пасхальный визит.
28 К.М. Фофанов. «Под напев малитв посхальных..»
Тема VII. О родной природе.
29 Не разгаданная тайна – в чащах леса. И.С Никитин.
Лес. Г.К. Паустовский. Клад.
30 Течѐт, течѐт – не вытечет. Загадки.
31 М.М. Пришвин. Река. В.Г. Распутин. Горные речки.
32 В.П. Астафьев. Ночь темная-темная
33 Шел седой старик туман. И.П. Токмакова. Туман.
34 В.П. Астафьев. Зорькина песня,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».