Родная русская литература 6 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2022/23 учебный год для
обучающихся 6-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией О.М.
Александровой, М.А. Аристовой, Н.В. Беляевой по родной литературе для 5-9-х классов. Для
реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение родной (русской) литературы в 6 классе направлено на достижение следующих
целей:
-воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;
-приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений
отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,
связи искусства с жизнью, историзма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать
и интерпретировать художественный текст;
-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск,
находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет и др.);
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
-приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и
современной литературы.
В 2022-2023 учебном году на предмет «Родная (русская) литература» в 6 классе в учебном
плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская)
литература»
в 6 классе.
Реализация программы по родной литературе в 6-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству,
прошлому и настоящему России; осознанию своей этнической принадлежности
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и
разнообразии
Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения речевого высказывания
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации
Предметные результаты:
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения
- -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры
3. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» в 6 классе
РАЗДЕЛ I. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (11 часов)
Преданья старины глубокой (3 часа)
Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные
сюжеты и герои в русской литературе. И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин.
«Певец былин».
Города земли русской (3 часа)
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы (5 часов)
Стихи русских поэтов о зиме И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок. «Снег да снег. Всю
избу занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый снег». По мотивам русских сказок о зиме Е. Л.
Шварц. «Два брата».
Р/р Сочинение-рассуждение по разделу «Россия – Родина моя»
РАЗДЕЛ II. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 часов)
Праздники русского мира (4 часа)
Масленица М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное
воскресенье». А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (5 часов)

Всюду родимую Русь узнаю В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский.
«Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ III. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 часов)
Не до ордена – была бы Родина (4 часа)
Оборона Севастополя А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет.
«Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Литературная гостиная «Не до ордена – была бы Родина»
Загадки русской души (3 часа)
Чудеса нужно делать своими руками Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» Н. С.
Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (3 часа)
Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
(фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (4 часа)
На русском дышим языке К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык
не русский…»
Итоговая контрольная работа
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по родной (русской) литературе для 6 класса к учебнику О.М. Александровой, М.А.
Аристовой, Н.В. Беляевой (34 часа)
Разделы / темы

Тема 1.
Русские
былины:
богатыри и
богатырство
Былина «Илья
Муромец и
Святогор»
Тема 2-3.
Былинные
сюжеты и герои в
русской
литературе
И. А. Бунин.
«Святогор и
Илья».
М. М. Пришвин.

Количество Задачи
воспитания, Использование
электронных
часов
решаемые
через (цифровых)
образовательных
использование
ресурсов
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета
с учетом
рабочей
программы
воспитания
Раздел I. Россия – Родина моя (11ч.)
Преданья старины глубокой (3ч.)
1
Создание
https://urok.1sept.ru/articles/529743
благоприятных условий
для
развития
у
подростков социально https://multiurok.ru/files/rodnaia-russkaiaзначимых ценностных literatura-6-klass-khrestomatiia.html
отношений (к своему
отечеству, своей малой
и большой Родине как
месту,
в
котором
2
человек вырос и познал
первые
радости
и
неудачи,
которая
завещана ему предками
и
которую
нужно
оберегать).

«Певец былин»
Тема 4.
Русский Север:
Архангельск в
русской
литературе. С. Г.
Писахов.
«Морожены
песни» (из книги
«Ледяна
колокольня)
Тема 5-6. Б. В.
Шергин.
«Детство в
Архангельске»,
«Миша Ласкин»
(главы из книги
«Поморские были
и сказания»)
Тема 7-8.
Стихи русских
поэтов о зиме
И. С. Никитин.
«Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег
да снег. Всю избу
занесло…»
Н. М. Рубцов.
«Первый снег»
Тема 9. По
мотивам русских
сказок о зиме Е.
Л. Шварц «Два
брата»
Тема 10-11. Р/р
Сочинениерассуждение по
разделу «Россия
– Родина моя»
Тема 12.
Масленица
М. Ю.
Лермонтов.
«Посреди
небесных тел…»
Тема 13. А. Д.
Дементьев.
«Прощёное

1

2

2

1

Города земли русской (3ч.)
Привлечение внимания
школьников
к https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnojценностному
аспекту literature-russkoj-na-temu-russkij-severизучаемых на уроках arhangelsk-v-russkoj-literature-s-gявлений.
pisahov-morozhennye-pesni-izОрганизация групповой 5328242.html
работы или работы в
парах, которые учат https://urok.1sept.ru/articles/611225
подростков командной
работе
и
взаимодействию
с https://studylib.ru/doc/4257050/urok-literatury---ie-to-vsyo-o-nas
другими детьми.

Родные просторы (5ч.)
Создание
благоприятных условий https://www.youtube.com/watch?v=NrZ_для
развития
у J_thAc&t=54s
подростков социально
значимых ценностных
отношений (к природе https://www.youtube.com/watch?v=hLp5ORuMfZY
как источнику жизни на https://www.youtube.com/watch?v=tVTrE73pINY
Земле, основе самого ее
https://www.youtube.com/watch?v=mo49KAanMzc
существования,
нуждающейся в защите
и постоянном внимании
https://infourok.ru/user/1956591/blog/poсо стороны человека).
motivam-russkih-skazok-o-zime-e-lshvarc-dva-brata-263782.html

2

1

1

Раздел II. Русские традиции (9ч.)
Праздники русского мира (4ч.)
Применение на уроке https://infourok.ru/konspekt-uroka-poинтерактивных
форм rodnoj-literature-dlya-6-klassa-po-teme-mработы учащихся:
yu-lermontov-posredi-nebesnyh-telдискуссий,
которые 5638715.html
дают
учащимся
https://multiurok.ru/index.php/files/demetevвозможность
приобрести
опыт proshchennoe-voskresene.html?login=ok
ведения
конструктивного

воскресенье»
Тема 14. А. П.
Чехов. «Блины»
Тема 15. Тэффи.
«Блины»

Тема 16. Всюду
родимую Русь
узнаю
В. А.
Рождественский.
«Русская
природа»
Тема 17. К. Г.
Паустовский.
«Заботливый
цветок»
Тема 18. Ю. В.
Бондарев.
«Поздним
вечером»
Тема 19.
Контрольная
работа по
разделу «Русские
традиции»
Тема 20. Анализ
контрольной
работы

Тема 21. Оборона
Севастополя
А. Н. Апухтин.
«Солдатская
песня о
Севастополе»
Тема 22. А. А.
Фет.
«Севастопольское

диалога;
групповой https://infourok.ru/rodnaya-russkayaработы или работы в literatura-tema-uroka-n-teffi-kak-obyasnitпарах, которые учат inostrancu-chto-takoe-bliny-4964408.html
школьников командной
1
работе
и
взаимодействию
с
другими детьми.
Тепло родного дома (5ч.)
1
Создание
благоприятных условий https://demo.multiurok.ru/files/prakticheskaiarabota-stikhotvorenie-v-a-rozhdestv.html
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных https://www.youtube.com/watch?v=ky7b_TSxlQg
отношений (к семье как
главной опоре в жизни
человека и источнику https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po1
его
счастья;
к rodnoi-russkoi-literature-v-6-kla.html
окружающим людям как
безусловной
и
абсолютной
ценности,
1
https://www.youtube.com/watch?v=NaUzUaS2yF0
как
равноправным
социальным партнерам,
с которыми необходимо
выстраивать
1
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения,
дающие
человеку
радость
общения
и
1
позволяющие избегать
чувства одиночества; к
своему отечеству, своей
малой
и
большой
Родине как месту, в
котором человек вырос
и
познал
первые
радости
и
неудачи,
которая завещана ему
предками и которую
нужно оберегать; к
традициям).
Раздел III. Русская душа – русский характер (14ч.)
Не до ордена – была бы Родина (4ч.)
https://www.youtube.com/watch?v=cvwPTDclqMQ
1
Использование
воспитательных
https://infourok.ru/konspekt-uroka-poвозможностей
rodnoj-literature-dlya-6-klassa-po-teme-aсодержания учебного
n-apuhtin-soldatskaya-pesnya-oпредмета через
sevastopole-5648150.html
демонстрацию детям
примеров
1
ответственного,
гражданского
1

братское
кладбище»
Тема 23. Рюрик
Ивнев.
«Севастополь»
Тема 24.
Литературная
гостиная «Не до
ордена – была
бы Родина»

1

1

Тема 25.
Чудеса нужно
делать своими
руками
Ф. И. Тютчев.
«Чему бы жизнь
нас ни учила…»
Тема 26. Н. С.
Лесков.
«Неразменный
рубль»
Тема 27. В. П.
Астафьев.
«Бабушка с
малиной»

1

Тема 28-29.
Реальность и
мечты
Р. П. Погодин.
«Кирпичные
острова»
(рассказы «Как я
с ним
познакомился»,
«Кирпичные
острова»)
Тема 30. Е. С.
Велтистов.
«Миллион и один
день каникул»
(фрагмент)

2

Тема 31.На
русском дышим

1

1

1

поведения, проявления
человеколюбия и
добросердечности.

https://rustih.ru/afanasij-fet-sevastopolskoe-bratskoe-kladbishhe/

https://rustih.ru/ryurik-ivnev-sevastopol/
https://multiurok.ru/index.php/files/proverochnaiarabota-riurik-ivnev-stikhotvorenie-s.html

Загадки русской души (3ч.)
Создание
благоприятных условий https://infourok.ru/zagadki-russkoj-dushiдля развития у
chudesa-nuzhno-delat-svoimi-rukami-f-iподростков социально
tyutchev-chemu-by-zhizn-nas-ni-uchila-nзначимых ценностных
s-leskov-nerazmennyj-rubl-pотношений (к
5790522.html
окружающим людям как
безусловной и
https://www.youtube.com/watch?v=dqYbOIxop9E
абсолютной ценности,
как равноправным
социальным партнерам,
с которыми необходимо https://skazki.rustih.ru/viktor-astafevbabushka-s-malinoj/
выстраивать
доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие
человеку радость
общения и
позволяющие избегать
чувства одиночества).
О ваших ровесниках (3ч.)
Создание
благоприятных условий https://www.litmir.me/br/?b=22083&p=1
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных https://librebook.me/million_i_odin_den_kanikul/vol1/3
отношений (к семье как
главной опоре в жизни
человека и источнику
его счастья).

1

Лишь слову жизнь дана (4ч.)
Организация
работы https://www.youtube.com/watch?v=KqmImMF5Qpc&t=57s
учащихся с получаемой

языке
К. Д. Бальмонт.
«Русский язык».
Тема 32. Ю. П.
Мориц. «Язык
обид – язык не
русский…»
Тема 33.
Итоговая
контрольная
работа
Тема 34. Анализ
контрольной
работы

1

1

на уроке социально http://www.owl.ru/morits/stih/skvozero/p038.htm
значимой информацией
https://multiurok.ru/index.php/files/proverochnaia– инициирование ее rabota-iu-p-morits-stikhotvorenie-ia.html
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.

1

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по родной (русской) литературе для 9 класса к учебнику О.М. Александровой, М.А.
Аристовой, Н.В. Беляевой (34 часа)
№

Тема урока

План. сроки

урока
Раздел I. Россия – Родина моя (11ч.)
Преданья старины глубокой (3ч.)
1.
2-3.

4.

5-6.

Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор»
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин»
Города земли русской (3ч.)
Русский Север: Архангельск в русской
литературе. С. Г. Писахов. «Морожены песни»
(из книги «Ледяна колокольня)
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша
Ласкин» (главы из книги «Поморские были и
сказания»)
Родные просторы (5ч.)

Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок.
«Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег»
9.
По мотивам русских сказок о зиме Е. Л. Шварц
«Два брата»
10-11. Р/р Сочинение-рассуждение по разделу
«Россия – Родина моя»
7-8.

Скоррект.сроки

Раздел II. Русские традиции (9ч.)
Праздники русского мира (4ч.)

13.

Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»

14.

А. П. Чехов. «Блины»

15.

Тэффи. «Блины»

12.

Тепло родного дома (5ч.)

17.

Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа»
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок»

18.

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»

19.

Контрольная работа по разделу «Русские
традиции»
Анализ контрольной работы

16.

20.

Раздел III. Русская душа – русский характер (14ч.)
Не до ордена – была бы Родина (4ч.)

22.

Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Севастополе»
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище»

23.

Рюрик Ивнев. «Севастополь»

24.

Литературная гостиная «Не до ордена – была
бы Родина»
Загадки русской души (3ч.)

25.
26.

Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»

27.

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»

21.

О ваших ровесниках (3ч.)
28-29. Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы
«Как я с ним познакомился», «Кирпичные
острова»)
30.
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
(фрагмент)
Лишь слову жизнь дана (4ч.)
31.
32.

На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

33.

Итоговая контрольная работа

34.

Анализ контрольной работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».