1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 4 класса на 2022/23 учебный год разработана на основе авторской программы О.М.Александровой для 4 классов. Для реализации программы используются пособия для педагога и обучающихся. В 2022-2023 учебном году на предмет «Родной язык (русский)» в 4 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Изучение родного русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; - пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» в 4 классе Реализация программы по родному языку (русскому) в 4 классе нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты: - распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; - использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; - понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; - понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; - пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; - пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова. Метапредметные результаты: - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности. Личностные результаты: - народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка; - осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; - увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка. 3. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 4 классе Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч) Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Язык в действии (20 ч) Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке. Секреты речи и текста (7 ч) Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов. 4. Тематическое планирование к рабочей программе породному языку (русскому) для 4 класса к учебнику под редакцией О. М. Александровой (34 часа) Разделы темы / Количест во часов Русский 7 язык: прошлое и настоящее Язык в 20 действии Задачи воспитания, Использование решаемые через электронных (цифровых) использование образовательных ресурсов воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. https://znayka.win/uchebniki/4klass/russkij-rodnoj-yazyk-4klass-aleksandrova/ Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках знаний. https://znayka.win/uchebniki/4klass/russkij-rodnoj-yazyk-4klass-aleksandrova/ https://eunivers.ru/upload/iblock/fe5/r4 1snjgmx1n7om4qoxmzvjsep84 wrtfk.pdf https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2019/02/06/zanimatelny e-zadaniya-po-russkomuyazyku https://eunivers.ru/upload/iblock/fe5/r4 1snjgmx1n7om4qoxmzvjsep84 wrtfk.pdf https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2019/02/06/zanimatelny e-zadaniya-po-russkomuyazyku Секреты 7 речи и текста Уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья. https://znayka.win/uchebniki/4klass/russkij-rodnoj-yazyk-4klass-aleksandrova/ https://eunivers.ru/upload/iblock/fe5/r4 1snjgmx1n7om4qoxmzvjsep84 wrtfk.pdf https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2019/02/06/zanimatelny e-zadaniya-po-russkomuyazyku 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по родному языку (русскому) для 4 класса к учебнику под редакцией О. М. Александровой(34 часа) № ур Тема урока ока Русский язык: прошлое и настоящее (7ч.) 1 Не стыдно не знать, стыдно не учиться 2 Вся семья вместе, так и душа на месте 3 Красна сказка складом, а песня – ладом 4 Красное словцо не ложь 5 Язык языку весть подаёт 6 Проектные задания 7 Проектные задачи Язык в действии (20 ч.) 8 Трудно ли образовывать формы глагола? 9 Трудно ли образовывать формы глагола? 10 Трудно ли образовывать формы глагола? 11 Трудно ли образовывать формы глагола? 12 Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 13 Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 14 Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 15 Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 16 Как и когда появились знаки препинания? 17 Как и когда появились знаки препинания? План. сроки Скоррект. сроки 18 Как и когда появились знаки препинания? 19 Как и когда появились знаки препинания? 20 Как и когда появились знаки препинания? 21 Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» 22 Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» 23 Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» 24 Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» 25 Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» 26 Задаём вопросы в диалоге 27 Задаём вопросы в диалоге Секреты речи и текста (7ч.) 28 Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста 29 Учимся составлять плантекста 30 Учимся пересказывать текст 31 Учимся оценивать и редактировать тексты 32 Учимся оценивать и редактировать тексты 33 Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» 34