Родной русский язык 4 класс

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 4 класса на
2022/23 учебный год разработана на основе авторской программы О.М.Александровой
для 4 классов. Для реализации программы используются пособия для педагога и
обучающихся. В 2022-2023 учебном году на предмет «Родной язык (русский)» в 4 классе в
учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Изучение родного русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих
целей:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
свою речь.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык
(русский)» в 4 классе
Реализация программы по родному языку (русскому) в 4 классе нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной
литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
- пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова.

Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности.
Личностные результаты:
- народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес
и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре;
ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как
развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей
общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств родного языка.

3.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 4 классе

Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие
слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и
явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Язык в действии (20 ч)
Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите,
плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать;

класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные
словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.
Секреты речи и текста (7 ч)
Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии
с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста.
Оценивание и редактирование текстов.
4. Тематическое планирование к рабочей программе породному языку (русскому)
для 4 класса к учебнику под редакцией О. М. Александровой (34 часа)

Разделы
темы

/ Количест
во часов

Русский
7
язык:
прошлое и
настоящее

Язык
в 20
действии

Задачи
воспитания, Использование
решаемые
через электронных (цифровых)
использование
образовательных ресурсов
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета с учетом
рабочей
программы
воспитания
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы
во время урока.

https://znayka.win/uchebniki/4klass/russkij-rodnoj-yazyk-4klass-aleksandrova/

Побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
(учителями)
и
сверстниками (школьниками),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
Привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
знаний.

https://znayka.win/uchebniki/4klass/russkij-rodnoj-yazyk-4klass-aleksandrova/

https://eunivers.ru/upload/iblock/fe5/r4
1snjgmx1n7om4qoxmzvjsep84
wrtfk.pdf
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2019/02/06/zanimatelny
e-zadaniya-po-russkomuyazyku

https://eunivers.ru/upload/iblock/fe5/r4
1snjgmx1n7om4qoxmzvjsep84
wrtfk.pdf
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2019/02/06/zanimatelny
e-zadaniya-po-russkomuyazyku

Секреты
7
речи
и
текста

Уважительно относиться к
людям иной национальной или
религиозной принадлежности,
иного
имущественного
положения,
людям
с
ограниченными
возможностями здоровья.

https://znayka.win/uchebniki/4klass/russkij-rodnoj-yazyk-4klass-aleksandrova/
https://eunivers.ru/upload/iblock/fe5/r4
1snjgmx1n7om4qoxmzvjsep84
wrtfk.pdf
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2019/02/06/zanimatelny
e-zadaniya-po-russkomuyazyku

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по родному языку
(русскому) для 4 класса к учебнику под редакцией О. М. Александровой(34 часа)
№ ур
Тема урока
ока
Русский язык: прошлое и настоящее (7ч.)
1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

2

Вся семья вместе, так и душа на месте

3

Красна сказка складом, а песня – ладом

4

Красное словцо не ложь

5

Язык языку весть подаёт

6

Проектные задания

7

Проектные задачи

Язык в действии (20 ч.)
8

Трудно ли образовывать формы глагола?

9

Трудно ли образовывать формы глагола?

10

Трудно ли образовывать формы глагола?

11

Трудно ли образовывать формы глагола?

12

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

13

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

14

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

15

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

16

Как и когда появились знаки препинания?

17

Как и когда появились знаки препинания?

План.
сроки

Скоррект.
сроки

18

Как и когда появились знаки препинания?

19

Как и когда появились знаки препинания?

20

Как и когда появились знаки препинания?

21

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать
по-разному?»

22

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать
по-разному?»

23

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать
по-разному?»

24

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать
по-разному?»

25

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать
по-разному?»

26

Задаём вопросы в диалоге

27

Задаём вопросы в диалоге

Секреты речи и текста (7ч.)
28

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль
текста

29

Учимся составлять плантекста

30

Учимся пересказывать текст

31

Учимся оценивать и редактировать тексты

32

Учимся оценивать и редактировать тексты

33

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и
том же»
Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и
том же»

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».