1. Пояснительная записка Рабочая программа по родному языку (русскому) на 2022/23 учебный год для обучающихся 2-го класса разработана и реализуется на основе программы по родному русскому языку авторов: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, ПетленкоЛ.В ,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой Т.Н. для 2-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение родного языка(русского) во 2 классе направлено на достижение следующих целей: - воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; - формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; - воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; - воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; В 2022-2023 учебном году на курс «Родной язык(русский)» во 2 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результатыосвоения курса «Родной язык(русский)» во 2 классе Реализация программы по родному языку (русскому) во 2-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). - Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемнодиалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений: -воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; -понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; -самостоятельно озаглавливать текст; - выразительно читать и пересказывать текст; -делить текст на части, озаглавливать части; -подробно и выборочно пересказывать текст; -правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; - делить слова на части для переноса; - правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; - писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; - обращать внимание на особенности употребления слов; - ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; - составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; - составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. 3. Содержание курса «Родной язык (русский)» во 2 классе Тема I. Русский язык: прошлое и настоящее. (15ч) Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание: «Почему это так называется?». Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий. Тема II. Язык в действии. (9ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий. Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явленийвыполнение проектов, написание эссе и докладов.. Тема III. Секреты речи и текста. (10ч) Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по родному языку(русскому) для 2 класса (34 часа) Разделы Колич / темы ество часов Тема I. Русский язык: прошлое и настоящее. 15 часов 9 Тема часов II. Язык в действии: слово, предложение. Тема III. Секреты речи и текста. 10 часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов https://infourok.ru/konspekt-urokapo-rodnomu-russkomu-yazyku-natemu-proektnye-zadaniya-porazdelu-russkij-yazyk-proshloe-inastoyashee-4599901.html https://урок.рф/library/kasha_korm ilitca_nasha_001417.html https://www.youtube.com/watch?v =Bbyfd9Yi9HQ https://infourok.ru/konspekt-urokarodnogo-russkogo-yazyka-kakpoyavilis-poslovicy-ifrazeologizmy-4130707.html https://uchitelya.com/nachalnayashkola/83688-konspekt-uroka-kaknauchitsya-chitat-stihi.html https://www.youtube.com/watch?v =nYx0MrVrNKg https://www.youtube.com/watch?v =sTRoD0vuThI https://nsportal.ru/nachalnayashkola/regionalnyykomponent/2021/05/19/konspekturoka-rodnogo-yazyka-russkiy-2klass https://infourok.ru/konspekt-urokapo-rodnomu-russkomu-yazykudlya-2-klassa-na-temu-sostavlenieteksta-povestvovaniya5081089.html из основных качеств разносторонней личности. 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по родному языку(русскому) для 2 класса (34 часа) № Тема урока План.сроки урока Тема I. Русский язык: прошлое и настоящее. (15ч) 1 По одёжке встречают… 2 По одёжке встречают… 3 Ржаной хлебушко калачу дедушка. 4 Ржаной хлебушко калачу дедушка. 5 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. 6 Каша – кормилица наша. 7 Каша – кормилица наша. 8 Любишь кататься, люби и саночки возить. 9 Делу время, потехе час. 10 Делу время, потехе час. 11 В решете воду не удержишь. 12 В решете воду не удержишь. 13 Самовар кипит, уходить не велит. 14 Самовар кипит, уходить не велит. 15 Проверочная работа: проектное задание «Почему это так называется?». Скоррект.сроки Тема II. Язык в действии: слово, предложение. (9ч) 16 Помогает ли ударение различать слова? 17 Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного 18 Для чего нужны антонимы? 19 Как появились пословицы и фразеологизмы? 20 Как появились пословицы и фразеологизмы? 21 Как появились пословицы и фразеологизмы? 22 Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов. 23 Как научиться читать стихи и сказки? 24 Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» Тема III. Секреты речи и текста. (10ч) 25 Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. 26 Составляем развёрнутое толкование значения слова. 27 Составляем развёрнутое толкование значения слова. 28 Учимся связывать предложения в тексте. 29 Учимся связывать предложения в тексте. 30 Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. 31 Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. 32 Представление результатов выполнения проектных заданий. 33 Проверочная работа. 34 Повторение.