Родной русский язык 2 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (русскому) на 2022/23 учебный
год для обучающихся 2-го класса разработана и реализуется на основе
программы по родному русскому языку авторов: Александровой О.М.,
Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, ПетленкоЛ.В ,Романовой
В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой Т.Н. для 2-х классов. Для реализации
программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение родного языка(русского) во 2 классе направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении
популяризации родного языка;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России;
В 2022-2023 учебном году на курс «Родной язык(русский)» во 2 классе в
учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результатыосвоения курса «Родной язык(русский)» во 2
классе
Реализация программы по родному языку (русскому) во 2-х классах
нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных,
метапредметных, личностных.
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык»
являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания:
точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных
произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги
постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное
отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и
его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной
грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
- Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемнодиалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык»
является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из
данных; -самостоятельно озаглавливать текст;
- выразительно читать и пересказывать текст;
-делить текст на части, озаглавливать части;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение,
различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное,
сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на
слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком
или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на
заданную тему с помощью учителя и записывать его.
3. Содержание курса «Родной язык (русский)» во 2 классе
Тема I. Русский язык: прошлое и настоящее. (15ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша,
щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились
до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка,
тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия
труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках
общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со
своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала;
урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом
учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных
конспектов; практическая работа, направленная на анализ,
сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение
репродуктивных и творческих заданий.
Тема II. Язык в действии. (9ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение
синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение
лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках
общий смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок,
в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала;
урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом
учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных
конспектов; практическая работа, направленная на анализ,
сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение
репродуктивных и творческих заданий.
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала;
урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом
учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных
конспектов; практическая работа, направленная на анализ,
сравнение, классификацию изучаемых явленийвыполнение
проектов, написание эссе и докладов..
Тема III. Секреты речи и текста. (10ч)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование
обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о
посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по родному языку(русскому) для 2 класса
(34 часа)
Разделы Колич
/ темы
ество
часов

Тема I.
Русский
язык:
прошлое и
настоящее.

15
часов

9
Тема
часов
II. Язык в
действии:
слово,
предложение.

Тема III.
Секреты
речи и
текста.

10
часов

Задачи воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета с
учетом рабочей
программы воспитания
организация работы
учащихся с получаемой на
уроке социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
привить ученику любовь к
родному языку как
национальному достоянию
и как средству,
обеспечивающему процесс
развития личности.

формирование у
школьников эстетического
чувства, т.е. представления
о прекрасном в языке и
речи. Умение видеть
прекрасное, понимать и
ценить его по законам
красоты необходимо
каждому культурному
человеку, поэтому,
развивая эстетическое
чувство у учащихся, школа
готовит их к жизни,
формируя тем самым одно

Использование электронных
(цифровых) образовательных
ресурсов

https://infourok.ru/konspekt-urokapo-rodnomu-russkomu-yazyku-natemu-proektnye-zadaniya-porazdelu-russkij-yazyk-proshloe-inastoyashee-4599901.html
https://урок.рф/library/kasha_korm
ilitca_nasha_001417.html
https://www.youtube.com/watch?v
=Bbyfd9Yi9HQ
https://infourok.ru/konspekt-urokarodnogo-russkogo-yazyka-kakpoyavilis-poslovicy-ifrazeologizmy-4130707.html
https://uchitelya.com/nachalnayashkola/83688-konspekt-uroka-kaknauchitsya-chitat-stihi.html
https://www.youtube.com/watch?v
=nYx0MrVrNKg
https://www.youtube.com/watch?v
=sTRoD0vuThI
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/regionalnyykomponent/2021/05/19/konspekturoka-rodnogo-yazyka-russkiy-2klass
https://infourok.ru/konspekt-urokapo-rodnomu-russkomu-yazykudlya-2-klassa-na-temu-sostavlenieteksta-povestvovaniya5081089.html

из основных качеств
разносторонней личности.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по родному языку(русскому) для 2 класса
(34 часа)
№
Тема урока
План.сроки
урока
Тема I. Русский язык: прошлое и настоящее. (15ч)
1

По одёжке встречают…

2

По одёжке встречают…

3

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

4

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

5

Если хорошие щи, так другой пищи
не ищи.

6

Каша – кормилица наша.

7

Каша – кормилица наша.

8

Любишь кататься, люби и саночки
возить.

9

Делу время, потехе час.

10

Делу время, потехе час.

11

В решете воду не удержишь.

12

В решете воду не удержишь.

13

Самовар кипит, уходить не велит.

14

Самовар кипит, уходить не велит.

15

Проверочная работа: проектное
задание «Почему это так
называется?».

Скоррект.сроки

Тема II. Язык в действии: слово, предложение. (9ч)
16

Помогает ли ударение различать
слова?

17

Для чего нужны синонимы?
Обогащение активного и
пассивного

18

Для чего нужны антонимы?

19

Как появились пословицы и
фразеологизмы?

20

Как появились пословицы и
фразеологизмы?

21

Как появились пословицы и
фразеологизмы?

22

Как можно объяснить значение
слова? Разные способы толкования
значения слов.

23

Как научиться читать стихи и
сказки?

24

Практическая работа: «Слушаем
и учимся читать фрагменты
стихов и сказок, в которых есть
слова с необычным
произношением и ударением»
Тема III. Секреты речи и текста. (10ч)

25

Участвуем в диалогах. Приемы
общения. Особенности русского
речевого этикета.

26

Составляем развёрнутое толкование
значения слова.

27

Составляем развёрнутое толкование
значения слова.

28

Учимся связывать предложения в
тексте.

29

Учимся связывать предложения в
тексте.

30

Создаём тексты-инструкции и
тексты-повествования.

31

Создаём тексты-инструкции и
тексты-повествования.

32

Представление результатов
выполнения проектных заданий.

33

Проверочная работа.

34

Повторение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».