Обществознание 11 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 11-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакциейЛ.Н.Боголюбова по
обществознанию для 11-х классов. Для реализации программы используются пособия из
УМК для педагога и обучающихся.
Изучение обществознания в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения,
основанного
на
уважении
закона
и
правопорядка,способностикличномусамоопределению и самореализации; интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданскойответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей,
об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальныхролей человек и гражданина.
В 2022-2023 учебном году на курс «Обществознание» в 11 классе в учебном плане
школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.
2. Планируемые результатыосвоения курса «Обществознание» в 11 классе.
Реализация программы по обществознанию в 11 классе нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты освоения обществознания должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
12) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
13) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения обществознания должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения обществознания должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
8) сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закреплѐнным Конституцией Российской Федерации;
9) понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
10) сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений
оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
11) формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических,
социальных реалий;
12) сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию:
теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли
личности в нѐм, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных
источников;
13) владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных
наук.

3. Содержание курса «Обществознание» в 11 классе
Введение (1 ч)
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.
Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические
циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение.
Факторы спроса и предложения. Фондовый рынокАкции, облигации и другие ценные
бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы.
Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и
прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита
конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя.
Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. Работа с
кодификатором ЕГЭ
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях
альтернативы и ответственность за его последствия.
Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Социальная структура общества. Социальные группы. Социальное неравенство.
Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные контроль.
Девиантное поведение. Преступность.
Нации
и
межнациональные
отношения.Род,
племя,
народ,
нация.
Межнациональные конфликты. Национализм. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Функция семьи. Брак. Бытовые отношения.
Гендер – социальный пол. Эмансипация. Гендерная идентичность.
Молодѐжь в современном обществе. Молодѐжные субкультуры.
Демографическая ситуация в РФ. Миграция. Проблема неполных семей в РФ.
Работа с кодификатором ЕГЭ
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный
терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание.
Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду.
Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право
на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия
расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и
расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального

обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности
административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы.
Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав
человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях
военного времени. Международное гуманитарное право. Работа с кодификатором ЕГЭ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности
современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в
информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных
проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации Работа с
кодификатором ЕГЭ
Итоговое повторение
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 11 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (66 ч.)
Раздел
ы
/
темы

Коли
честв
о
часов

Глава 1.
Эконом
ическая
жизнь
общест
ва

25ч.

Глава 2.
Социал
ьная
сфера

5ч.

Задачи
воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
с учетом рабочей
программы
воспитания
Организация
работы учащихся с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией
–
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения
по
ее
поводу, выработки
своего
к
ней
отношения

Использование электронных
(цифровых)
образовательных ресурсов

https://soc-oge.sdamgia.ru/
http://husain-off.ru/bibl/bog11/
https://resh.edu.ru/subject/24/11/
http://www.school-collection.edu.ru
http://www.mon.gov.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.еgе.edu.ru
http://www.ndce.ru
http://www.vestnik.edu.ru
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as
p
http://www azbukafinansov.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=
%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE
%E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg=
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
http://socio.rin.ru

https://soc-oge.sdamgia.ru/
Создание
http://husain-off.ru/bibl/bog11/
благоприятных
https://resh.edu.ru/subject/24/11/
условий
для http://www.school-collection.edu.ru
развития
у http://www.mon.gov.ru
подростков
http://www.school.edu.ru
http://www.еgе.edu.ru
социально
http://www.ndce.ru

значимых
ценностных опыт
самостоятельного
приобретения
новых
знаний,
проведения
научных
исследований, опыт
проектной
деятельности
Создание
благоприятных
условий
для
развития
у
подростков
социально
значимых дел опыт
деятельного
выражения
собственной
гражданской
позиции;

Глава 2.
Социал
ьная
сфера

11ч.

Глава3.
Полити
ческая
жизнь
общест
ва

20ч.

Создание
благоприятных
условий
для
приобретения
школьниками
опытаосуществлен
ия
социально
значимых дел опыт
самопознания
и
самоанализа, опыт
социально
приемлемого
самовыражения и
самореализации

Итогов
ое
повторе
ние

5ч.

Побуждение
школьников
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками),
принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации

http://www.vestnik.edu.ru
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as
p
http://www azbukafinansov.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=
%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE
%E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg=
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
http://socio.rin.ru

https://soc-oge.sdamgia.ru/
http://husain-off.ru/bibl/bog11/
https://resh.edu.ru/subject/24/11/
http://www.school-collection.edu.ru
http://www.mon.gov.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.еgе.edu.ru
http://www.ndce.ru
http://www.vestnik.edu.ru
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as
p
http://www azbukafinansov.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=
%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE
%E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg=
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
http://socio.rin.ru
https://soc-oge.sdamgia.ru/
http://husain-off.ru/bibl/bog11/
https://resh.edu.ru/subject/24/11/
http://www.school-collection.edu.ru
http://www.mon.gov.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.еgе.edu.ru
http://www.ndce.ru
http://www.vestnik.edu.ru
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as
p
http://www azbukafinansov.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=
%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE
%E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg=
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
http://socio.rin.ru
https://soc-oge.sdamgia.ru/
http://husain-off.ru/bibl/bog11/
https://resh.edu.ru/subject/24/11/
http://www.school-collection.edu.ru
http://www.mon.gov.ru
http://www.school
http://www.еgе.edu.ru
.edu.ru
http://www.ndce.ru
http://www.vestnik.edu.ru
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as
p
http://www azbukafinansov.ru
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=
%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE

%E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg=
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
http://socio.rin.ru

4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 11 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова(66ч)
№

Тема урока

План.сроки

Скоррект.сроки

урока
1

Введение.

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (25 ч.)
2-3

Роль экономики в жизни общества

4-5

Экономика: наука и хозяйство

6-7

Экономический рост и развитие

8-9

Рыночные отношения в экономике

10-11

Фирмы в экономике

12-13
14-15

Правовые основы предпринимательской
деятельности
Слагаемые успеха в бизнесе

16-17

Экономика и государство

18-19

Финансы в экономике

20-21

Занятость и безработица

22-23

Мировая экономика

24

Экономическая культура

Обобщение по теме «Экономическая
жизнь общества»
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16ч.)
25-26

27-28

Социальная структура общества

29-30
31-32

Социальные нормы и отклоняющееся
поведение
Нации и межнациональные отношения.

33-34

Семья и быт.

35-36

Гендер – социальный пол

37-38

Молодѐжь в современном обществе.

Демографическая ситуация в
современной России.
41-42
Обобщение по теме «Социальная
сфера».
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 часов)
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)
39-40

43-44

Политика и власть

45-46

Политическая система

47-48

Гражданское общество и правовое
государство
Демократические выборы

49-50

55-56

Политические партии и партийные
системы
Политическая элита и политическое
лидерство
Политическое сознание

57-58

Политическое поведение

59

Политический процесс и культура
политического участия
Урок обобщения по теме «Политическая
жизнь общества»
Взгляд в будущее (заключение)

51-52
53-54

60
61
62-66

Итоговое повторение (общество и
человек;экономика и социальные
отношения;правовое регулирование
общественных отношений).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».