1. Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 11-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакциейЛ.Н.Боголюбова по обществознанию для 11-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение обществознания в 11 классе направлено на достижение следующих целей: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,способностикличномусамоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитание общероссийской идентичности, гражданскойответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальныхролей человек и гражданина. В 2022-2023 учебном году на курс «Обществознание» в 11 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год. 2. Планируемые результатыосвоения курса «Обществознание» в 11 классе. Реализация программы по обществознанию в 11 классе нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения обществознания должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 12) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 13) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения обществознания должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения обществознания должны отражать: 1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. 8) сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплѐнным Конституцией Российской Федерации; 9) понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; 10) сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; 11) формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий; 12) сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; 13) владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук. 3. Содержание курса «Обществознание» в 11 классе Введение (1 ч) Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынокАкции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. Работа с кодификатором ЕГЭ ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная структура общества. Социальные группы. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные контроль. Девиантное поведение. Преступность. Нации и межнациональные отношения.Род, племя, народ, нация. Межнациональные конфликты. Национализм. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Функция семьи. Брак. Бытовые отношения. Гендер – социальный пол. Эмансипация. Гендерная идентичность. Молодѐжь в современном обществе. Молодѐжные субкультуры. Демографическая ситуация в РФ. Миграция. Проблема неполных семей в РФ. Работа с кодификатором ЕГЭ ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации, Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Работа с кодификатором ЕГЭ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации Работа с кодификатором ЕГЭ Итоговое повторение 4. Тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 11 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (66 ч.) Раздел ы / темы Коли честв о часов Глава 1. Эконом ическая жизнь общест ва 25ч. Глава 2. Социал ьная сфера 5ч. Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов https://soc-oge.sdamgia.ru/ http://husain-off.ru/bibl/bog11/ https://resh.edu.ru/subject/24/11/ http://www.school-collection.edu.ru http://www.mon.gov.ru http://www.school.edu.ru http://www.еgе.edu.ru http://www.ndce.ru http://www.vestnik.edu.ru www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as p http://www azbukafinansov.ru http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text= %EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE %E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg= http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm http://socio.rin.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ Создание http://husain-off.ru/bibl/bog11/ благоприятных https://resh.edu.ru/subject/24/11/ условий для http://www.school-collection.edu.ru развития у http://www.mon.gov.ru подростков http://www.school.edu.ru http://www.еgе.edu.ru социально http://www.ndce.ru значимых ценностных опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых дел опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; Глава 2. Социал ьная сфера 11ч. Глава3. Полити ческая жизнь общест ва 20ч. Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опытаосуществлен ия социально значимых дел опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации Итогов ое повторе ние 5ч. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации http://www.vestnik.edu.ru www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as p http://www azbukafinansov.ru http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text= %EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE %E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg= http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm http://socio.rin.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ http://husain-off.ru/bibl/bog11/ https://resh.edu.ru/subject/24/11/ http://www.school-collection.edu.ru http://www.mon.gov.ru http://www.school.edu.ru http://www.еgе.edu.ru http://www.ndce.ru http://www.vestnik.edu.ru www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as p http://www azbukafinansov.ru http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text= %EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE %E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg= http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm http://socio.rin.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ http://husain-off.ru/bibl/bog11/ https://resh.edu.ru/subject/24/11/ http://www.school-collection.edu.ru http://www.mon.gov.ru http://www.school.edu.ru http://www.еgе.edu.ru http://www.ndce.ru http://www.vestnik.edu.ru www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as p http://www azbukafinansov.ru http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text= %EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE %E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg= http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm http://socio.rin.ru https://soc-oge.sdamgia.ru/ http://husain-off.ru/bibl/bog11/ https://resh.edu.ru/subject/24/11/ http://www.school-collection.edu.ru http://www.mon.gov.ru http://www.school http://www.еgе.edu.ru .edu.ru http://www.ndce.ru http://www.vestnik.edu.ru www.http://www.elibrary.ru/defaultx.as p http://www azbukafinansov.ru http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text= %EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE %E7%ED%E0%ED%E8%E5&tg= http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm http://socio.rin.ru 4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 11 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова(66ч) № Тема урока План.сроки Скоррект.сроки урока 1 Введение. Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (25 ч.) 2-3 Роль экономики в жизни общества 4-5 Экономика: наука и хозяйство 6-7 Экономический рост и развитие 8-9 Рыночные отношения в экономике 10-11 Фирмы в экономике 12-13 14-15 Правовые основы предпринимательской деятельности Слагаемые успеха в бизнесе 16-17 Экономика и государство 18-19 Финансы в экономике 20-21 Занятость и безработица 22-23 Мировая экономика 24 Экономическая культура Обобщение по теме «Экономическая жизнь общества» Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16ч.) 25-26 27-28 Социальная структура общества 29-30 31-32 Социальные нормы и отклоняющееся поведение Нации и межнациональные отношения. 33-34 Семья и быт. 35-36 Гендер – социальный пол 37-38 Молодѐжь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России. 41-42 Обобщение по теме «Социальная сфера». Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 часов) ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов) 39-40 43-44 Политика и власть 45-46 Политическая система 47-48 Гражданское общество и правовое государство Демократические выборы 49-50 55-56 Политические партии и партийные системы Политическая элита и политическое лидерство Политическое сознание 57-58 Политическое поведение 59 Политический процесс и культура политического участия Урок обобщения по теме «Политическая жизнь общества» Взгляд в будущее (заключение) 51-52 53-54 60 61 62-66 Итоговое повторение (общество и человек;экономика и социальные отношения;правовое регулирование общественных отношений).