1. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 7го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова по обществознанию для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей: - Развитие личности в ответственный период социального взросления человека её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определении собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации. - Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. - Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых и оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. - Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. В 2022-2023 учебном году на курс «Обществознание» в 7 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 7 классе Реализация программы по обществознанию в 7-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах: Познавательной - относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; - умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; Ценностно-мотивационной - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; Трудовой - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; - понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; Эстетической - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - понимание значения коммуникации в межличностном общении; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. 3. Содержание курса «Обществознание» в 7 классе Тема I. Регулирование поведения людей в обществе (14 часов). Что значит жить по правилам. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Почему важно соблюдать законы. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Для чего нужна дисциплина. Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Виновен – отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий. Тема II. Человек в экономических отношениях (13 часов). Экономика и ее основные участники. Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Мастерство работника. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство: затраты, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды и формы бизнеса. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги, их функции. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Экономика семьи. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях». Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений выполнение проектов, написание эссе и докладов. Тема III. Человек и природа (6 часов). Воздействие человека на природу. Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охранять природу – значит охранять жизнь. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. Практикум по теме «Человек и природа». Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: мозговой штурм, работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение проектов, написание эссе и докладов выполнение проектов, написание эссе и докладов. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 7 класса к учебнику Л. Н. Боголюбова (34 часа) Разделы/темы Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов предмета с учетом рабочей программы воспитания Введение Глава I. Регулирование поведения людей в обществе Глава II. Человек в экономических отношениях 1 14 13 содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; -формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; -воспитание гражданственности и любви к Родине; -создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний; --помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений; воспитания уважения к трудовой деятельности. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами; http://www.prosv.ru/eboo ks/Chelovek_i_obshestvo_ 1/index.htm содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; - формирование знаний и интеллектуальных умений; http://www.prosv.ru/eboo ks/Chelovek_i_obshestvo_ 1/index.htm http://gtrubnik.narod.ru/uc ontents.htm http://www.rsnet.ru/ http://www.president.krem lin.ru/ http://www.jurizdat.ru/edit ions/official/lcrf http://www.lenta.ru http://www.hpo.opg https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/ https://videouroki.net/ http://www.gallery.econo micus.ru https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/ https://videouroki.net/ Глава III. Человек и природа -ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности. выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры 6 https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/ https://videouroki.net/ Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 7 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа) № Тема урока урока 1 Водный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома. Глава I. Регулирование поведения людей в обществе 2 Что значит жить по правилам 3 Что значит жить по правилам. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Права и обязанности граждан 4 5 Права и обязанности граждан. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 6 Почему важно соблюдать законы. 7 8 Почему важно соблюдать законы. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Защита Отечества 9 Для чего нужна дисциплина 10 Для чего нужна дисциплина. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 11 Виновен- отвечай 12 Кто стоит на страже закона 13 Кто стоит на страже закона. Материал для самостоятельной работы и План. сроки Скоррект. сроки проектной деятельности учащихся 14 Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». 15 Контрольная работа №1 по теме: “Регулирование поведения людей в обществе” Глава II. Человек в экономических отношениях 16 Экономика и её основные участники 17 Экономика и ее основные участники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Мастерство работника 18 20 Производство: затраты, выручка, прибыль Производство: затраты, выручка, прибыль. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 21 Виды и формы бизнеса 22 Обмен, торговля, реклама 23 Деньги, их функции 24 Деньги, их функции. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Экономика семьи 19 25 Экономика семьи. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 27 Практикум по теме “Человек в экономических отношениях” 28 Повторение и контрольная работа №2 по теме: “Человек в экономических отношениях” Глава III. Человек и природа 26 29 Воздействие человека на природу 30 31 Охранять природу — значит охранять жизнь Закон на страже природы 32 Практикум по теме “Человек и природа” 33 Повторение и контрольная работа №3 по теме “Человек и природа”. Итоговое повторение 34