Обществознание 7 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 7го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова по
обществознанию для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из
УМК для педагога и обучающихся.
Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в ответственный период социального взросления человека её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в
том числе экономической и правовой) информации и определении собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации.
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважение к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
и оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать
в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
В 2022-2023 учебном году на курс «Обществознание» в 7 классе в учебном плане
школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 7 классе
Реализация программы по обществознанию в 7-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями;
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию
являются целостные представления в следующих сферах:
Познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной
жизни,
механизмах
и
регуляторах
деятельности
людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:

социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной
действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
Трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.

3. Содержание курса «Обществознание» в 7 классе
Тема I. Регулирование поведения людей в обществе (14 часов). Что значит жить по
правилам. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и обязанности граждан.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Почему
важно соблюдать законы. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в
обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Защита Отечества. Долг и
обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению
воинского долга. Для чего нужна дисциплина. Дисциплина — необходимое условие
существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина.
Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Виновен –
отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный
человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних. Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы
Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура.
Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Практикум по
теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования
знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок
обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на
анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Тема II. Человек в экономических отношениях (13 часов). Экономика и ее основные
участники. Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство.
Потребители, производители. Мастерство работника. Мастерство работника.

Высококвалифицированный
и
малоквалифицированный
труд.
Слагаемые
профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь
количества и качества труда. Производство: затраты, выручка, прибыль. Производство,
производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль
разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности.
Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды
и формы бизнеса. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики.
Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика
предпринимателя. Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена
товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной
экономике. Деньги, их функции. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости.
Основные виды денег. Экономика семьи. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи.
Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи.
Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего
хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Практикум по теме: «Человек в экономических
отношениях».
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования
знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок
обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на
анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений выполнение проектов, написание
эссе и докладов.
Тема III. Человек и природа (6 часов). Воздействие человека на природу. Человек —
часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности
человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охранять природу – значит
охранять жизнь. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные
правила экологической морали. Закон на страже природы. Законы Российской Федерации,
направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной
деятельности. Практикум по теме «Человек и природа».
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования
знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок
обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: мозговой штурм, работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа,
направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение
проектов, написание эссе и докладов выполнение проектов, написание эссе и докладов.

4. Тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 7
класса к учебнику Л. Н. Боголюбова (34 часа)
Разделы/темы

Количество
часов

Задачи воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного

Использование
электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов

предмета с учетом
рабочей программы
воспитания
Введение
Глава I.
Регулирование
поведения людей в
обществе

Глава II. Человек в
экономических
отношениях

1
14

13

содействие
самоопределению
личности, созданию
условий для её
реализации;
-формирование
человека-гражданина,
интегрированного в
современную
действительность и
нацеленного на её
совершенствование,
ориентированного на
развитие гражданского
общества и утверждение
правового государства;
-воспитание
гражданственности и
любви к Родине;
-создание у
обучающихся целостных
представлений о жизни
общества и человека в
нём, адекватных
современному уровню
научных знаний;
--помощь в реализации
права учащихся на
свободный выбор
взглядов и убеждений;
воспитания уважения к
трудовой деятельности.
содействие
взаимопониманию и
сотрудничеству между
людьми, народами,
различными расовыми,
национальными,
этническими и
социальными группами;

http://www.prosv.ru/eboo
ks/Chelovek_i_obshestvo_
1/index.htm

содействие
самоопределению
личности, созданию
условий для её
реализации;
- формирование знаний
и интеллектуальных
умений;

http://www.prosv.ru/eboo
ks/Chelovek_i_obshestvo_
1/index.htm

http://gtrubnik.narod.ru/uc
ontents.htm
http://www.rsnet.ru/
http://www.president.krem
lin.ru/
http://www.jurizdat.ru/edit
ions/official/lcrf
http://www.lenta.ru
http://www.hpo.opg
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://videouroki.net/

http://www.gallery.econo
micus.ru
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://videouroki.net/

Глава III. Человек
и природа

-ориентация учащихся
на гуманистические и
демократические
ценности.
выработка основ
нравственной, правовой,
политической,
экологической культуры

6

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://videouroki.net/

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 7 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа)
№

Тема урока

урока
1

Водный урок. Что мы уже знаем и
умеем. Чем мы будем заниматься в
новом учебном году. Как добиваться
успехов в работе в классе и дома.

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
2

Что значит жить по правилам

3

Что значит жить по правилам. Материал
для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся
Права и обязанности граждан

4
5

Права и обязанности граждан. Материал
для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся

6

Почему важно соблюдать законы.

7
8

Почему важно соблюдать законы.
Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся
Защита Отечества

9

Для чего нужна дисциплина

10

Для чего нужна дисциплина. Материал
для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся

11

Виновен- отвечай

12

Кто стоит на страже закона

13

Кто стоит на страже закона. Материал
для самостоятельной работы и

План. сроки

Скоррект. сроки

проектной деятельности учащихся
14

Практикум по теме «Регулирование
поведения людей в обществе».

15

Контрольная работа №1 по теме:
“Регулирование поведения людей в
обществе”

Глава II. Человек в экономических отношениях
16

Экономика и её основные участники

17

Экономика и ее основные участники.
Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся
Мастерство работника

18

20

Производство: затраты, выручка,
прибыль
Производство: затраты, выручка,
прибыль. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся

21

Виды и формы бизнеса

22

Обмен, торговля, реклама

23

Деньги, их функции

24

Деньги, их функции. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся
Экономика семьи

19

25

Экономика семьи. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся
27
Практикум по теме “Человек в
экономических отношениях”
28
Повторение и контрольная работа №2 по
теме: “Человек в экономических
отношениях”
Глава III. Человек и природа
26

29

Воздействие человека на природу

30
31

Охранять природу — значит охранять
жизнь
Закон на страже природы

32

Практикум по теме “Человек и природа”

33

Повторение и контрольная работа №3 по
теме “Человек и природа”.
Итоговое повторение

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».