1. Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 6го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова по обществознанию для 6-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей: - Развитие личности в ответственный период социального взросления человека еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определении собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации. - Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. - Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых и оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. - Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. В 2022-2023учебном году на курс «Обществознание» в 6 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 6 классе. Реализация программы по обществознанию в 6-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: — мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; — заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; — ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; — отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; — убеждѐнность в важности для общества семьи и семейных традиций; — сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением. Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах: Познавательная: — биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного; — основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; — способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья; — роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие еѐ видов, игра, учение и труд; — познание человеком мира и самого себя; межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения; — семья как малая группа и семейные отношения. На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения подростками основных социальных ролей. Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно еѐ воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями). Ценностно-мотивационная: — понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; — знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; — установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни; — приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям. Трудовая: — осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; — понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости еѐ для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся. Эстетическая: — понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека). Коммуникативная: — знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении; — знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; — умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации; — понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию; — умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; — развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приѐмами и техниками преодоления конфликтов. Метапредметные результаты: — сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); — овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности: 1) в использовании элементов причинно-следственного анализа; 2) в исследовании несложных реальных связей и зависимостей; 3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении еѐ; 5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта; 7) в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учѐтом мнения других людей; в повседневном руководстве этическими и правовыми нормами; 8) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения. 3. Содержание курса «Обществознание» в 6 классе Тема I. Загадка человека (12 часов). Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека. Тема II. Человек и его деятельность (9 часов). Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаѐтся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Тема III. Человек среди людей (13 часов). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 6 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа) Разделы темы Тема Загадка человека / Количество Задачи воспитания, часов решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Организация работы I. 12 учащихся с получаемой на уроке социально Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoz nanie/6-klass/otnosheniia-cheloveka-sprirodoi-6564907/chelovek-i-priroda- значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения 5989114/re-89bca6d5-893 https://znanio.ru/media/prezentatsiya_p o_obschestvoznaniyu_na_temu_chelov ek_kak_rezultat_biologiches https://videouroki.net/video/obschestvo znanie/6-class/ Яндекс.Репетитор https://videouroki.net/video/obschestvo znanie/6-class https://resh.edu.ru/subject/24/6/ https://catalog.prosv.ru/item/7545 https://urok.1sept.ru/articles/636845 Тема II. Человек и его деятельность Тема III. Человек среди людей 9 13 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, а также к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения. https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/urok_59_vozrastnie_period i_zhizni_cheloveka_063839.html https://resh.edu.ru/subject/24/6/ https://infourok.ru/material.html?mid= 25159 Яндекс.Репетитор https://videouroki.net/video/obschestvo znanie/6-class http://www.russia-today.ru https://catalog.prosv.ru/item/7545 Яндекс.Репетитор https://videouroki.net/video/obschestvo znanie/6-class https://resh.edu.ru/subject/24/6/ https://catalog.prosv.ru/item/7545 https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/urok_59_vozrastnie_period i_zhizni_cheloveka_063839.html https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/globalnie_problemi_sovre mennosti_120846.htm https://urok.1sept.ru/articles/641591 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 6класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа) № Тема урока урока Введение. Путешествие в мир знаний об обществе. Глава I. Человек в социальном измерении. 1 2 Человек – личность. 3 Человек - личность. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Человек познает мир. 4 5 6 7 8 9 10 11 Человек познает мир. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Человек и его деятельность. Человек и его деятельность. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Контрольная работа №1 по теме: «Человек - личность». Потребности человека. Потребности человека. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. На пути к жизненному успеху. На пути к жизненному успеху. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. 13 ПОУ: «Человек в социальном измерении». Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Глава II. Человек среди людей. 11 14 Межличностные отношения. 15 Межличностные отношения. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Контрольная работа №2 «Межличностные отношения». Человек в группе. 16 17 19 Человек в группе. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Общение. 20 Общение. Материал для 18 План. сроки Скоррект.сроки самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. 21 Конфликты в межличностных отношениях. 22 Конфликты в межличностных отношениях. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. 23 Повторение и контрольная работа №3 по теме: «Человек среди людей. 24 Повторение и контрольная работа №4 по теме: «Человек среди людей. Глава III. Нравственные основы жизни. 25 Человек славен добрыми делами. 26 Человек славен добрыми делами. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Будь смелым. 27 28 29 Будь смелым. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Человек и человечность. 33 Человек и человечность. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Повторение и контрольная работа №5 по теме «Нравственные основы жизни». Повторение и контрольная работа №6 по теме: «Нравственные основы жизни». Человек в социальном измерении. 34 Человек среди людей. 30 31 32