Обществознание 6 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 6го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова по
обществознанию для 6-х классов. Для реализации программы используются пособия из
УМК для педагога и обучающихся.
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в ответственный период социального взросления человека еѐ
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в
том числе экономической и правовой) информации и определении собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации.
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважение к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
и оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать
в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
В 2022-2023учебном году на курс «Обществознание» в 6 классе в учебном плане
школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 6 классе.
Реализация программы по обществознанию в 6-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
— мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
— заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
— ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
— отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
— убеждѐнность в важности для общества семьи и семейных традиций;
— сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим
поколением.
Предметными
результатами
освоения
содержания
программы
по
обществознанию являются целостные представления в следующих сферах:
Познавательная:
— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия
человека и животного;
— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового
возраста;
— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с
ограниченными возможностями здоровья;
— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие еѐ видов, игра,
учение и труд;
— познание человеком мира и самого себя;
межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в
группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;

— семья как малая группа и семейные отношения.
На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие
социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают
возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью
личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти
знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения
подростками основных социальных ролей.
Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную
информацию в адаптированных источниках, адекватно еѐ воспринимать, применяя
основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
Ценностно-мотивационная:
— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов
общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций;
— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.
Трудовая:
— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека;
— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и
значимости еѐ для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного
труда как основного вида деятельности для учащихся.
Эстетическая:
— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части
духовного мира человека).
Коммуникативная:
— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;
— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой для изучения курса социальной информации;
— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что
позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию;
— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание
уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приѐмами и техниками
преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты:
— сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям).
Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои
способности:
1) в использовании элементов причинно-следственного анализа;
2) в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и
извлечении еѐ;
5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на
основе межпредметных связей и личного опыта;
7) в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учѐтом
мнения других людей; в повседневном руководстве этическими и правовыми нормами;
8) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулировании своей точки зрения.
3. Содержание курса «Обществознание» в 6 классе
Тема I. Загадка человека (12 часов). Биологическое и социальное в человеке.
Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия
человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо?
Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека.
Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и
занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями. Способности и потребности человека.
Тема II. Человек и его деятельность (9 часов). Понятие деятельности. Многообразие
видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаѐтся трудом. Как оценивается труд.
Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для
общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и
самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей (13 часов). Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые
отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели
общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы
(большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции.
Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины
их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные
способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции.
Досуг семьи.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 6 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа)
Разделы
темы

Тема
Загадка
человека

/ Количество Задачи
воспитания,
часов
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета
с учетом
рабочей
программы
воспитания
Организация
работы
I.
12
учащихся с получаемой
на уроке социально

Использование электронных
(цифровых) образовательных
ресурсов

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoz
nanie/6-klass/otnosheniia-cheloveka-sprirodoi-6564907/chelovek-i-priroda-

значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения

5989114/re-89bca6d5-893
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_p
o_obschestvoznaniyu_na_temu_chelov
ek_kak_rezultat_biologiches
https://videouroki.net/video/obschestvo
znanie/6-class/
Яндекс.Репетитор
https://videouroki.net/video/obschestvo
znanie/6-class
https://resh.edu.ru/subject/24/6/
https://catalog.prosv.ru/item/7545
https://urok.1sept.ru/articles/636845

Тема
II.
Человек
и
его
деятельность

Тема
III.
Человек
среди людей

9

13

Создание
благоприятных условий
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных
отношений к труду как
основному
способу
достижения жизненного
благополучия человека,
а также к самим себе
как хозяевам своей
судьбы,
самоопределяющимся и
самореализующимся
личностям, отвечающим
за свое собственное
будущее.
Создание
благоприятных условий
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных
отношений
к
окружающим людям как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с которыми необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения.

https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/urok_59_vozrastnie_period
i_zhizni_cheloveka_063839.html
https://resh.edu.ru/subject/24/6/
https://infourok.ru/material.html?mid=
25159
Яндекс.Репетитор
https://videouroki.net/video/obschestvo
znanie/6-class

http://www.russia-today.ru
https://catalog.prosv.ru/item/7545
Яндекс.Репетитор
https://videouroki.net/video/obschestvo
znanie/6-class

https://resh.edu.ru/subject/24/6/
https://catalog.prosv.ru/item/7545
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/urok_59_vozrastnie_period
i_zhizni_cheloveka_063839.html
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/globalnie_problemi_sovre
mennosti_120846.htm
https://urok.1sept.ru/articles/641591

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

по обществознанию для 6класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа)
№

Тема урока

урока
Введение. Путешествие в мир знаний
об обществе.
Глава I. Человек в социальном измерении.
1

2

Человек – личность.

3

Человек - личность. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
Человек познает мир.

4
5

6
7

8
9
10

11

Человек познает мир. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
Человек и его деятельность.
Человек и его деятельность. Материал
для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся.
Контрольная работа №1 по теме:
«Человек - личность».
Потребности человека.
Потребности человека. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
На пути к жизненному успеху.

На пути к жизненному успеху. Материал
для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся.
13
ПОУ: «Человек в социальном
измерении». Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
Глава II. Человек среди людей.
11

14

Межличностные отношения.

15

Межличностные отношения. Материал
для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся.
Контрольная работа №2
«Межличностные отношения».
Человек в группе.

16
17

19

Человек в группе. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
Общение.

20

Общение. Материал для

18

План. сроки

Скоррект.сроки

самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
21
Конфликты в межличностных
отношениях.
22
Конфликты в межличностных
отношениях. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
23
Повторение и контрольная работа №3 по
теме: «Человек среди людей.
24
Повторение и контрольная работа №4 по
теме: «Человек среди людей.
Глава III. Нравственные основы жизни.
25

Человек славен добрыми делами.

26

Человек славен добрыми делами.
Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся.
Будь смелым.

27
28

29

Будь смелым. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
Человек и человечность.

33

Человек и человечность. Материал для
самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся.
Повторение и контрольная работа №5 по
теме «Нравственные основы жизни».
Повторение и контрольная работа №6 по
теме: «Нравственные основы жизни».
Человек в социальном измерении.

34

Человек среди людей.

30

31
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».