1.Пояснительная записка. Рабочая программа по музыке на 2021/22 учебный год для обучающихся 7-го класса разработана и реализуется на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы по музыки и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 35 часа, в том числе один обобщающий урок в конце года. Изучение музыки в 7 классе направлено на достижение следующих цели и решения следующих задач: Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи курса: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. 2. Планируемые результаты освоения курса «Музыка» в 7 классе. Реализация программы по музыке в 7-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и должны обеспечивать: Музыка: знание специфики музыки как вида искусства; понимание значения музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; умение представлять личностную позицию в рассуждении о возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; знание основных жанров народной и профессиональной музыки; сформированность представления о богатстве музыкальных образов и способов их развития; знание основных форм музыки; знание характерных черт и образцов творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; знание о видах оркестров, знание названий наиболее известных инструментов; знание имен выдающихся композиторов и музыкантовисполнителей; умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; умение узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; умение выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторовклассиков и современных композиторов (по выбору учащихся); умение исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях; умение выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; умение распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; умение устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; умение размышлять о музыке, анализировать музыкальное произведение и его исполнение; умение выражать собственное отношение к музыкальным явлениям действительности; развитие интереса к музыкальному самообразованию: знакомству с литературой о музыке, слушанию музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач); выражению своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях во внеурочной деятельности, в эссе и рецензиях. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка», выносимым на промежуточную итоговую аттестацию. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о специфике музыки как вида искусства, значении музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, выразительного исполнения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся), исполнения партии в хоре в простейших двухголосных произведениях, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевыхнаправлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра. Личностные результаты: – чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; – компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; – участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; – признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; – принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; – эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты: – умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; – умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; – умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинноследственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; – смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; – умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; – формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты: – сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; – сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; – развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; – сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкальнопластическое движение и др.); – воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; – расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; – овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; – приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; – сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. 3. Содержание курса Тема года: «Классика и современность» (35 часов). Цель курса Всестороннее развитие личностного творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры. I раздел: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18ч) № п/п Тема Кол-во часов 1 4 Стиль, как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия—Запад. В музыкальном театре. Опера: увертюра, ария, речитатив. Ансамбль, хор, сцена.. В музыкальном театре. Балет: сольные и массовые танцы, музыкально-хореографические сцены Героическая тема в русской музыке 5 Сюжеты и образы духовной музыки 2 6 Рок-опера 1 1 2 3 8 4 1 7 Музыка в драматическом спектакле 1 Задачи: Активизация и развитие творческой познавательной активности и мыслительной деятельности. Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания. Формирование навыков восприятия и анализа произведений разных видов искусства (живописи, литературы, скульптуры и др.), принципов их взаимодействия II раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17ч) Задачи Выработка необходимых знаний, умений и навыков в постижении специфического языка разных видов искусства. Активизация способности художественного общения как основы для целостного восприятия искусства. № Тема Кол-во часов п/п 11 Музыкальная драматургия 2 12 Камерная музыка 3 13 Соната. Сонатная форма. 2 14 Симфоническая музыка 5 15 Инструментальный концерт 2 16 Музыка народов мира 1 17 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер 1 Урок обобщения 1 Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Обучение музыкального искусству в 7классе. основной школы должно обеспечить учащимся возможность: знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки; совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель); понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рое-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.); эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приёмы пластического интонирования, музыкальноритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений; выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия иузыки с другими видами искусства; использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; совершенствовать умения и навыки самообразования. Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков. 4.Поурочно-тематическое планирование 7 класс № п. п Тема урока Кол -во час Содержание Требования к уровню подготовки Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18 часов) Первая четверть – 9 часов 1 Классика и современность 2 В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. 1 2 Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Песня «Родина моя» Д.Тухманова Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, обработка Уметь приводить примеры Знать понятия: опера, виды опер, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, дуэт, трио, речитатив, картина) Уметь: -приводить примеры оперных жанров -называть имена известных дат а 3 В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. 1 4 Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» 1 5 Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» 1 певцов, дирижёров, режиссёров. -определять роль оркестра в опере Новая эпоха в русском Знать музыкальном жанре. Более -драматургию глубокое изучение оперы. развития оперы Драматургия оперы – -то, что конфликтное музыкальные противостояние двух сил образы могут (русской и польской) стать Музыкальные образы воплощением оперных героев. каких-либо Песня «Дорога добра» исторических М.Минкова, Ю.Энтина событий. Уметь проводить интонационнообразный и сравнительный анализ музыки Знакомство с русской Уметь называть эпической оперой «Князь полные имена Игорь». Драматургия композиторов оперы – конфликтное М.И.Глинка и противостояние двух сил А.П.Бородин (русской и половецкой). Знать их Песня «Небо в глазах» произведения С.Смирнова, В.Смирнова Музыкальные образы Знать оперных героев оперы особенности «Князь Игорь», «Плач претворения Ярославны» вечных тем Песня «Небо в глазах» искусства и С.Смирнова, В.Смирнова жизни в произведения разных жанров 6 В музыкальном 1 театре. Балет. Динамическое и оркестровое развитие музыки. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. -песня «Ты у меня одна» Ю.Визбор -песня «За туманом» Ю.Кукин 7 Балет «Ярославна» Б.Тищенко 1 Знакомство с балетом Б.И.Тищенко «Ярославна» Песня «Только ты» Г.Васильева 8 Балет «Ярославна» Б.Тищенко. Молитва 1 Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра Песня «Только ты» Г.Васильева Уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства Знать составляющие балета: пантомима, паде-де, па-детруа, гран-па, адажио Уметь приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров Знать драматургию развития балета Уметь определять тембры музыкальных инструментов Знать драматургию развития балета Уметь определять тембры музыкальных инструментов 9 Героическая тема в музыке 1 Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма Уметь приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема, рассуждать на поставленные проблемные вопросы Вторая четверть 7 часов. 10 В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина 1 Знакомство с жизнью и творчеством Дж.Гершвина. Дж.Гершвин – создатель американской национальной классики ХХв., первооткрыватель симфоджаза Песня «Только ты» Г.Васильева 11 В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина 1 «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера Песня «Синие сугробы» А.Якушевой Знать: -жизнь и творчество Дж.Гершвина -драматургию развития оперы Уметь проводить интонационнообразный и сравнительный анализ музыки Знать: то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий Уметь проводить интонационно- 12 Опера «Кармен» Ж.Бизе 1 Знакомство с оперой Ж.Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Музыкальные образы оперных героев. Песня «Синие сугробы» А.Якушевой 13 Опера «Кармен» Ж.Бизе 1 Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев. Песня «Ночная дорога» С.Никитина, Ю Визбора 14 Балет «Карменсюита» Р.Щедрина 1 Знакомство с балетом Р.К.Щедрина «Карменсюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета. Песня «Ночная дорога» С.Никитина, Ю Визбора образный и сравнительный анализ музыки Знать драматургию развития оперы; Уметь проводить интонационнообразный и сравнительный анализ музыки Понимать роль музыки в жизни человека Уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств Знать: -драматургию развития балета -понятие транскрипция Уметь проводить интонационнообразный и сравнительный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительност и 15 Сюжеты и образы духовной музыки 1 16 Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное «зодчество» России 1 Музыка И.С.Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» вокально-драматический жанр Знать понятие месса Уметь проводить интонационнообразный и сравнительный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительност и Знакомство с «Всенощным Уметь: бдением» -эмоциональноС.В.Рахманинова. образно Музыкальная драматургия воспринимать и произведения оценивать Песня «Тишь» А.Заготы, музыкальные К.Натансона произведения различных жанров Третья четверть 10 часов 17 Рок-опера 1 Углубление знакомства с рок-оперой Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. Песня «Спасибо, музыка» М.Минков, Д.Иванов Знать драматургию развития рокоперы Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки; -выявлять средства музыкальной выразительност и 18 Музыка к драматическому спектаклю 1 Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н.В.Гоголя. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика. «Песенка на память» М.Минкова, П.Синявского Знать понятия: сюита, полистилистик а Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки; -выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.(17ч) 19 Музыкальная драматургия – развитие музыки 1 Музыкальная драматургия в инструментальносимфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Песня «Родина моя» Д.Тухманова Знать основные принципы развития музыки Уметь приводить примеры 20 Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка 1 Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и Знать -понятия: духовная и светская духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Песня «Родина моя» Д.Тухманова музыка, вокальная, инструменталь ная, камерная музыка Уметь приводить музыкальные примеры 21 Камерная инструментальная музыка. Этюд. 1 Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа Песня «Родина моя» Д.Тухманова Знать понятие этюд Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки; 22 Транскрипция 1 Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Транскрипции – наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений Песн «Дорога добра» М.Минкова Знать понятие транскрипция Уметь выявлять средства музыкальной выразительност и и определять форму музыкальных произведений 23 Циклические формы инструментальной музыки 1 Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистик а Уметь А.Шнитке Песня «Весеннее танго» В.Миляев 24 Соната. Сонатная форма 1 Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: экспозиция, разработка реприза, кода Песня «Весеннее танго» В.Миляев 25 Соната. Принципы музыкального развития 1 26 Симфоническая музыка 1 Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, С.С.Прокофьева, В-А.Моцарта Песня «Весеннее танго» В.Миляев Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения. Симфонии Гайдна и Моцарта Песня «Весеннее танго» В.Миляев Четвертая четверть 9 ч -приводить музыкальные примеры -определять тембры инструментов Знать понятия: соната, сонатная форма Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки; Уметь определять приёмы музыкального развития, приводить примеры Знать понятие симфония -особенности строения симфонии Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки; 27 Симфоническая музыка 1 Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфонии С.С.Прокофьева, Л.Бетховена Песня «Посвящение друзьям» Б.Окуджавы 28 Симфоническая музыка 1 29 Симфоническая музыка 1 Симфония в творчестве великих композиторов Ф.Шуберта, В.Калинникова Песня «Посвящение друзьям» Б.Окуджавы Симфония в творчестве великих композиторов П Чайковского, Д.Шостаковича Песня «Посвящение друзьям» Б.Окуджавы 30 Симфоническая картина 1 Знать особенности строения симфонии Уметь определять тембры музыкальных инструментов Уметь определять приёмы музыкального развития и жанры Знать характерные черты и образы творчества композиторов Уметь творчески интерпретирова ть содержание музыкальных произведений Знакомство с Знать понятия: симфонической картиной импрессионизм, «Празднества» К.Дебюсси. программная Живописность музыка, музыкальных образов симфоническая симфонической картины картина Песня «Я бы сказал Уметь: тебе…» -анализировать В. Вихарева составляющие средств выразительност и 31 Инструментальный концерт 1 Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатносимфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А.Хачатуряна Песня «Я бы сказал тебе…» В. Вихарева 32 Инструментальный концерт 1 Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз» Симфоджаз. Песня «Фантастика – романтика» Ю.Кима 33 Музыка народов мира 1 Образцы музыкального фольклора разных -определять форму пьесы - проводить интонационнообразный анализ музыки; Знать : -понятие инструменталь ный концерт -строение инструменталь ного концерта Уметь определять принципы музыкального развития - проводить интонационнообразный анализ музыки; Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты Уметь: -выявлять жанровую принадлежност ь - проводить интонационнообразный анализ музыки; Знать: -характерные регионов мира (кантри, фольк-джаз, рок-джаз) Песня «Фантастика – романтика» Ю.Кима 34 Пусть музыка звучит! 1 35 Обобщение музыкальных впечатлений 1 черты и образы творчества композиторов -многообразие музыкальных образов и способов их развития Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки; Углубление и расширение Знать понятия: знаний об использовании этномузыка, музыкального фольклора хит, мюзикл, профессиональными рок-опера музыкантами. Этномузыка. Уметь Популярные хиты из проводить мюзиклов и рок-опер. интонационно«Аллилуя любви» из рокобразный оперы «Юнона и Авось» анализ музыки; А.Рыбникова определять тембры музыкальных инструментов