1.Пояснительная записка. Рабочая программа по музыке на 2021/22 учебный год для обучающихся 6-го класса разработана и реализуется на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы по музыки и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 35 часа, в том числе один обобщающий урок в конце года. Изучение музыки в 6 классе направлено на достижение следующих цели и решения следующих задач: Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи курса: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. 2. Планируемые результаты освоения курса «Музыка» в 6 классе. Реализация программы по музыке в 6-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и должны обеспечивать: Музыка: знание специфики музыки как вида искусства; понимание значения музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; умение представлять личностную позицию в рассуждении о возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; знание основных жанров народной и профессиональной музыки; сформированность представления о богатстве музыкальных образов и способов их развития; знание основных форм музыки; знание характерных черт и образцов творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; знание о видах оркестров, знание названий наиболее известных инструментов; знание имен выдающихся композиторов и музыкантовисполнителей; умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; умение узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; умение выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторовклассиков и современных композиторов (по выбору учащихся); умение исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях; умение выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; умение распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; умение устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; умение размышлять о музыке, анализировать музыкальное произведение и его исполнение; умение выражать собственное отношение к музыкальным явлениям действительности; развитие интереса к музыкальному самообразованию: знакомству с литературой о музыке, слушанию музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач); выражению своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях во внеурочной деятельности, в эссе и рецензиях. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка», выносимым на промежуточную итоговую аттестацию. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о специфике музыки как вида искусства, значении музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, выразительного исполнения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся), исполнения партии в хоре в простейших двухголосных произведениях, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевыхнаправлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра. Личностные результаты: – чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; – ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; – участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; – признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; – принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; – эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты: – умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; – умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; – умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинноследственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; – формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты: – сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; – развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; – сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкальнопластическое движение и др.); – воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; – расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; – овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; – приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; – сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. 3. Содержание курса Тема года «Мир образов» (35 часов) Цель– формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры. I раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч) В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи: Осознание назначения искусства в духовной жизни человека; Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения; № п\п Тема Кол-во часов 1 2 Удивительный мир музыкальных образов. Многообразие вокального жанра 3 Портрет в музыке и живописи 3 4 Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов 1 5 Многообразие жанров вокальной музыки 2 6 Народное искусство Древней Руси 1 7 3 8 Образы русской духовной музыки Полифония и гармония 9 Образы скорби и печали 1 10 Авторская песня: прошлое и настоящее 1 11 Джаз – искусство 20 века 1 1 2 1 II раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки».(18ч) В процессе освоения данного раздела решаются следующие задачи: Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки; Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства № п/п Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения; Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности. 12 Тема Вечные темы искусства и жизни. Кол-во часов 13 Образы камерной музыки 2 14 Инструментальная музыка 2 15 Образы симфонической музыки. 4 16 Программная музыка и ее жанры 2 17 Мир музыкального театра 3 18 Образы киномузыки 2 19 Мир образов камерной и симфонической музыки. Исследовательский проект 1 Урок обобщения 1 1 Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Обучение музыкальному искусству в 6 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность: понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная); владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); совершенствовать умения и навыки самообразования. Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков. 4. Тематическое планирование Тема года «Мир образов» (35 часов) Цель– формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры. I раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч) В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи: Осознание назначения искусства в духовной жизни человека; Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения; № п\п Тема Кол-во часов 1 2 Удивительный мир музыкальных образов. Многообразие вокального жанра 3 Портрет в музыке и живописи 3 4 Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов 1 5 Многообразие жанров вокальной музыки 2 6 Народное искусство Древней Руси 1 7 3 8 Образы русской духовной музыки Полифония и гармония 9 Образы скорби и печали 1 10 Авторская песня: прошлое и настоящее 1 11 Джаз – искусство 20 века 1 1 2 1 II раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки».(18ч) В процессе освоения данного раздела решаются следующие задачи: № п/п Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки; Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения; Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности. 12 Тема Вечные темы искусства и жизни. 13 Образы камерной музыки 2 14 Инструментальная музыка 2 15 Образы симфонической музыки. 4 16 Программная музыка и ее жанры 2 17 Мир музыкального театра 3 18 Образы киномузыки 2 19 Мир образов камерной и симфонической музыки. Исследовательский проект 1 Урок обобщения 1 Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Кол-во часов 1 Обучение музыкальному искусству в 6 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность: понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная); владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); совершенствовать умения и навыки самообразования. Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков. 5.Поурочно-тематическое планирование 6 класс № п/ п Тема урока Кол -во час Содержание Требования к уровню подготовки дата Мир образов вокальной и инструментальной музыки Первая четверть – 9 часов 1 Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс. 2 Образы романсов и песен русских композиторов 1 1 Музыкальный образ - это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка. Знать, что роднит музыку и разговорную речь; классификаци ю музыкальных жанров Уметь приводить примеры различных музыкальных образов Расширение Знать: представлений о жанре понятие романса. Взаимосвязь романс; разговорных и способы музыкальных интонаций в создания романсах. Триединство различных «композитор – образов: исполнитель – музыкальный слушатель» портрет и бытовая сцена (монолог, диалог) Уметь определять, в чём проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций 3 Два музыкальных посвящения 1 Знакомство с шедевром вокальной музыки – романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки – «Вальсом – фантазией». Своеобразие почерка композитора М.Глинки .Песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова 4 Портрет в музыке и живописи 1 Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальсом – фантазией».М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве Песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова 5 «Уноси моё сердце в звенящую даль…» 1 Жизни и творчество С.В.Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации. Песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова Уметь: -проводить интонационнообразный анализ музыкальных произведений; -определять приёмы развития, форму музыкальных произведений Уметь объяснять, как форма и приёмов развития музыки могут раскрывать образы сочинений; выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинка Уметь: -проводить интонационнообразный анализ музыки -сравнивать исполнительск ие интерпретации 6 Музыкальный образ и мастерство исполнителя. 1 Жизнь и творчество Ф.М.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. Песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова Уметь: -проводить интонационнообразный анализ музыки -сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников 7 Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов 1 Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр) Знать особенности народной музыки и жанры народной песни. Уметь: -проводить интонационнообразный анализ музыки -определять приёмы развития музыкальных произведений -чисто интонировать мелодии русских народных песен и фрагментов хоров из опер 8 Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения 1 9 «Старинной песни мир». Баллада Ф.Шуберта «Лесной царь» 1 Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы. Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными. Песня «Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского Знакомство с жизнью и творчеством Ф.Шуберта. Освоение нового вокального жанра – баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа Песня «Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского Знать понятие бельканто Уметь: -называть имена великих оперных певцов мира: -сопоставлять, находить сходство в прослушанной музыке Знать: -основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада Уметь; -определять приёмы развития музыкального произведения -выявлять средства выразительнос ти и изобразительн ости музыкальных произведений; -сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений Вторая четверть-7 часов Народное 10 искусство Древней Руси 11 Образы русской народной духовной музыки. Духовный 1 1 Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Скоморохи – странствующие актёры. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте Знать: -особенности развития народной музыки, её жанры и формы; -особенности музыкального языка народных песен; -роль народной музыки в жизни человека; -кто такие скоморохи Уметь называть народные музыкальные инструменты и имена исполнителей народной музыки Знать: -основные этапы развития духовной концерт. 12 «Фрески Софии Киевской» В.Кикта (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. 1 музыки - понятия: знаменный распев, партесное пение, и а капелла, унисон, духовный концерт. Уметь: -проводить интонационнообразный анализ музыки; -составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений (мелодий) Углубленное знакомство с Знать: концертной симфонией В. понятия: Кикты «Фрески Софии фреска, Киевской» орнамент; Песня «Будь со мной» -кто такие Е. Крылатова, Ю. Энтина скоморохи Уметь: -узнавать инструменты, исполняющие основные темы -определять приёмы развития музыки, её форму 13 Симфония «Перезвоны» В.Гаврилин. Молитва. 1 14 «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал. 1 -проводить интонационнообразный анализ музыки; Углубление знакомства с Знать хоровой симфониейпонятия: хор, действом «Перезвоны» солист, В.Гаврилина. Жанр симфония, молитвы в музыке ударные отечественных инструменты. композиторов. Выявление Уметь глубоких связей -проводить композиторской музыки с интонационнонародным творчеством образный «Молитва Франсуа анализ Вийона» Булат Окуджава. -выявлять средства музыкальной выразительнос ти -особенности музыкального языка жанра молитвы Мир музыки И.С.Баха: Знать: светское и церковное -особенности искусство. Особенности творчества полифонического И.С.Баха, изложения музыки, стиля стиля барокко барокко, жанров -понятия: токкаты, фуги, хорала токката, «Молитва Франсуа фуга, хорал, Вийона» Булат Окуджава. полифония (контрапункт) . Уметь: -проводить интонационно- 15 Образы скорби и печали 1 Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокальноинструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образцы скорби и печали в религиозной музыке В.А. Моцарта. Знакомство с кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» «Из вагантов» Д. Тухманов, Л. Гинзбург 16 Авторская песня: прошлое и настоящее 1 История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, образный анализ музыки и выявлять принцип её развития Знать: -основные факты из жизни и творчества Моцарта и Орфа, связанные с написанием реквиема и кантаты -понятия: реквием, кантата, полифония; -кто такие ваганты Уметь -проводить интонационнообразный анализ музыки -выявлять средства музыкальной выразительнос ти Знать: -историю развития авторской особенности и исполнители авторской песни «Милая моя» Ю.Визбор песни; -особенности и жанры авторской песни. Уметь называть имена исполнителей авторской песни Третья четверть 10 часов. 17 Джаз – искусство XX века 1 История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки (рокмузыка и симфоджаз) Песня «Старый рояль» М.Минкова, Д.Иванова Знать: -историю развития джаза; отличительные особенности блюза и спиричуэла; -понятия: импровизация, обработка. Уметь называть имена джазовых музыкантов II раздел Мир образов камерной и симфонической музыки.(19ч) 18 Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена. 1 Единая основа всех искусств – жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность). Песня «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкель, Ю. Левитанский Знать понятия: вокальная и инструменталь ная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка -основные принципы развития музыкального произведения 19 Могучее царство Ф.Шопена. Инструментальная баллада. 1 Творческий образ Ф.Шопена. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощённых в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанра романтического искусства «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкель, Ю. Левитанский Знать: -основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; -различные жанры фортепианной миниатюры Уметь проводить интонационнообразный анализ музыкальных произведений 20 Ночной пейзаж 1 Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка – выражение личных чувств композитора. Картинная галерея. «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкель, Ю. Левитанский Знать понятие ноктюрн Уметь -проводить интонационнообразный анализ музыки -выявлять средства музыкальной выразительност и 21 Инструментальны й концерт. 1 Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка А.Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»). И.С.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко Песня «Как здорово..» О. Митяев Знать: -понятие инструменталь ный концерт -особенности стиля барокко Уметь: -называть полные имена композиторов А. Вивальди и И.С.Баха; -проводить интонационнообразный анализ музыки -определять форму, сопоставлять поэтические и 1 22 «Космический пейзаж». Картинная галерея 23 Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Метель» 1 музыкальные и музыкальные произведения Знакомство учащихся с Знать понятие новым «звуковым миром» синтезатор через произведения Ч. Уметь: Айваза «Космический -называть пейзаж» и Э.Н. Артемьева полные имена «Мозаика». Мир композиторов космических образов. Ч.Айваза и Э. Выразительные Артемьева. возможности -проводить электромузыкальных интонационноинструментов образный (синтезатора). Картинная анализ галерея. музыки -определять Песня «Как здорово..» тембры О. Митяев музыкальных инструментов -рассказывать о современном электромузыкал ьном инструменте – синтезаторе, его возможностях Знакомство с Уметь музыкальными -называть иллюстрациями полное имя Г.Свиридова к повести композитора – А.Пушкина «Метель». Г.В.Свиридов Широкие связи музыки и - проводить литературы. интонационноПесня «Как здорово..» образный О. Митяев анализ музыки 24 Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель» 1 Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В. Свиридова Песня «Как здорово..» О. Митяев Уметь -определять форму, приёмы развития музыки, тембры -применять дирижёрский жест для передачи музыкальных образов 25 Симфоническое развитие музыкальных образов 1 Знать понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка. Уметь - проводить интонационнообразный анализ музыки -определять тембры музыкальных инструментов 26 Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален» 1 Основной принцип музыкального развития – сходство и различие. Основной приём симфонического развития музыки – контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры симфония, сюита; чувство стиля и мри образов музыки композитора на примере Симфонии№40 Моцарта и оркестровой сюиты №41 («Моцертиана») П.Чайковского. Песня «Ольховая серёжка» Е. Крылатов, Р.Рождественский Слушание и анализ : «Скорбь и радость» Л.ван Бетховена (канон). Песня «Ольховая серёжка» Е. Крылатов, Р.Рождественский Знать -понятие канон Уметь -определять тембры музыкальных Связь времён. инструментов - проводить интонационнообразный анализ музыки Четвертая четверть 9 ч 27 Программная увертюра. Л.ван.Бетховен «Эгмонт» 1 Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л.ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт» Песня «Ольховая серёжка» Е. Крылатов, Р.Рождественский 28 Увертюрафантазия «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковский 1 Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П.Чайковского «Ромео и Джульетта» Сонатная Знать -понятия: увертюра, программная музыка -строение сонатной формы. Уметь -определять тембры музыкальных инструментов - проводить интонационнообразный анализ музыки Знать: понятия: увертюра, программная музыка -строение форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии. Песня «Слова любви» Н.Рота из к/ф «Ромео и Джульетта» 29 Мир музыкального театра 1 Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете С.С.Прокофьева, опере К.Глюка, рок-опере А.Журбина «Орфей и Эвридика» Песня «Слова любви» Н.Рота 30 Мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна 1 Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: мюзикле Л.Бернстайна «Вестсайдская история». сонатной формы Уметь -определять приёмы развития и средства выразительност и музыки - проводить интонационнообразный анализ музыки Знать понятия опера, балет, ария, хор, солист. Уметь -определять приёмы развития и средства выразительност и музыки - проводить интонационнообразный анализ музыки Понимать жизненнообразное содержание музыкальных произведений Уметь определять по Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «лёгкой» и серьёзной музыки Песня «Слова любви» Н.Рота 31 Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка Опера. Рок-опера 1 32 Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века 1 33 Музыка в отечественном кино 1 Фрагменты оперы «Орфей и Эвридика» , фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Журбина, Песня «Слова любви» Н.Рота характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующе му жанру и стилю Знать специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме Тема любви Н.Рота из Уметь к/ф «Ромео и Джульетта», -выделять -музыка К.Армстронга из средства к/ф «Ромео и Джульетта», музыкальной вальс Е.Доги из к/ф «Мой выразительност ласковый и нежный и зверь» -передавать свои музыкальные впечатления в устной форме Музыка И.Дунаевского из Знать понятия: к/ф «Дети капитана вокальная и Гранта» инструментальн -песня «Мгновения» ая музыка М.Таривердиева из к/ф Уметь «Семнадцать мгновений -называть имена весны» -«Песенка о весёлом ветре» И.Дунаевского 34 Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической музыки» Исследовательски й проект. 1 35 Обобщение музыкальных впечатлений 1 композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам - проводить интонационнообразный анализ музыки -Фрагменты музыкальных Развивать иллюстраций навыки Г.Свиридова к повести исследовательск А.Пушкина «Метель» ой -«Времена года» художественноА.Вивальди эстетической -мюзикл «Вестсайдская деятельности. история» Л.Бернстайна Уметь -музыка И. Дунаевского творчески из к/ф «Дети капитана интерпретирова Гранта» ть содержание муз. произведения