Музыка, 6 класс

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке на 2021/22 учебный год для
обучающихся 6-го класса разработана и реализуется на основе
Государственного образовательного стандарта общего образования по
искусству, примерной программы по музыки и содержания программы
«Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного
изучения учебного предмета «Музыка», всего – 35 часа, в том числе один
обобщающий урок в конце года.
Изучение музыки в 6 классе направлено на достижение следующих цели и
решения следующих задач:
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи курса:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе,
жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве
отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на
человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе
с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого
интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов
мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному
общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному
самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
2. Планируемые результаты освоения курса «Музыка» в 6 классе.
Реализация программы по музыке в 6-х классах нацелена на
достижение
учащимися
трех
групп
результатов:
предметных,
метапредметных, личностных.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и
специфики содержания предметных областей, включающих конкретные
учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а
также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и
должны обеспечивать:
Музыка:
 знание специфики музыки как вида искусства;
 понимание значения музыки в художественной культуре и ее
роль в синтетических видах творчества;
 умение
представлять личностную позицию в
рассуждении
о
 возможности музыкального искусства в отражении вечных
проблем жизни;
 знание основных жанров народной и профессиональной музыки;
 сформированность представления о богатстве музыкальных
образов и способов их развития;
 знание основных форм музыки;
 знание характерных черт
и
образцов творчества
 крупнейших русских и зарубежных композиторов;
 знание о видах оркестров, знание названий наиболее известных
инструментов;
 знание имен выдающихся композиторов и музыкантовисполнителей;
 умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать
музыкальные произведения;
 умение узнавать на слух изученные произведения русской и
зарубежной классики, образцы народного музыкального
творчества, произведения современных композиторов;
 умение выразительно исполнять соло (с сопровождением и без
сопровождения) несколько народных песен, песен композиторовклассиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
 умение исполнять свою партию в хоре в простейших
двухголосных произведениях;
 умение выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний об интонационной
природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях,
образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
 умение
распознавать
на слух и воспроизводить знакомые
 мелодии изученных произведений инструментальных и
вокальных жанров;

 умение выявлять особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных
композиторов;
 умение
различать звучание отдельных музыкальных
 инструментов, виды хора и оркестра;
 умение
устанавливать взаимосвязи между разными видами
 искусства на уровне общности идей, тем, художественных
образов;
 умение
использовать
приобретенные знания и умения в
 практической деятельности и повседневной жизни для
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу
друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных
музыкальных занятиях, школьных праздниках;
 умение размышлять о музыке, анализировать музыкальное
произведение и его исполнение; умение выражать собственное
отношение к музыкальным явлениям действительности;
 развитие интереса к музыкальному самообразованию: знакомству
с литературой о музыке, слушанию музыки в свободное от
уроков время (посещение концертов,
музыкальных
спектаклей,
 прослушивание музыкальных радио- и телепередач);
 выражению своих личных музыкальных впечатлений в форме
устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях
во внеурочной деятельности, в эссе и рецензиях.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Музыка», выносимым на промежуточную итоговую аттестацию.
В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют
представления о специфике музыки как вида искусства, значении музыки в
художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества, об
основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки,
характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах,
выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают
навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений,
определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов
народного
музыкального
творчества,
произведений
современных
композиторов, выразительного исполнения соло (с сопровождением и без
сопровождения) народных песен, песен композиторов-классиков и
современных композиторов (по выбору учащихся), исполнения партии в хоре
в простейших двухголосных произведениях, выявления общего и особенного
при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об
интонационной
природе
музыки,
музыкальных
жанрах,
стилевыхнаправлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии,

различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и
оркестра.
Личностные результаты:
– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества;
– ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов; готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание
им;
– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
– участие в общественной жизни школы в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных и этнокультурных
особенностей;
– признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
– эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое
сознание как результат освоения художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе
развития познавательных мотивов и интересов;
– умение анализировать собственную учебную деятельность,
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных
результатов;
– умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации; умение устанавливать причинноследственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
– сформированность основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
– развитие общих музыкальных способностей школьников
(музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и
искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
– сформированность
мотивационной
направленности
на
продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений,
импровизация,
музыкальнопластическое движение и др.);
– воспитание эстетического отношения к миру, критического
восприятия музыкальной информации, развитие творческих
способностей в многообразных видах музыкальной деятельности,
связанной с театром, кино, литературой, живописью;
– расширение музыкального и общего культурного кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке
своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
– овладение основами музыкальной грамотности: способностью
эмоционально воспринимать музыку как живое образное
искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
– сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих
проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
3. Содержание курса
Тема года «Мир образов» (35 часов)

Цель– формирование представлений о музыкальной культуре как части
духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные
ориентиры.
I раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи:
 Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;
 Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду
других видов искусства
 Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и
художественно-эстетической оценке музыкального произведения;
№
п\п

Тема

Кол-во часов
1

2

Удивительный мир музыкальных образов.
Многообразие вокального жанра

3

Портрет в музыке и живописи

3

4

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве
композиторов

1

5

Многообразие жанров вокальной музыки

2

6

Народное искусство Древней Руси

1

7

3

8

Образы русской духовной музыки
Полифония и гармония

9

Образы скорби и печали

1

10

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

11

Джаз – искусство 20 века

1

1

2

1

II раздел:
«Мир образов камерной и симфонической музыки».(18ч)
В процессе освоения данного раздела решаются следующие задачи:



Определение художественных особенностей русской и
западноевропейской музыки;
Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с
произведениями искусства




№ п/п

Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и
художественно-эстетической оценке музыкального произведения;
Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию
творческих идей в проектной деятельности.

12

Тема
Вечные темы искусства и жизни.

Кол-во часов

13

Образы камерной музыки

2

14

Инструментальная музыка

2

15

Образы симфонической музыки.

4

16

Программная музыка и ее жанры

2

17

Мир музыкального театра

3

18

Образы киномузыки

2

19

Мир образов камерной и симфонической
музыки. Исследовательский проект

1

Урок обобщения

1

1

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Обучение музыкальному искусству в 6 классе основной школы должно
обеспечить учащимся возможность:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений
разных жанров; различать лирические, эпические, драматические
музыкальные образы;
 иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов
музыкальных сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов,
приводить примеры их произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность
музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю
(музыка классическая, народная, религиозная, современная);
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных,
классического репертуара, современных авторов), напевание
запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе
взаимодействия различных видов искусства;

 развивать навыки исследовательской художественно-эстетической
деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
 совершенствовать умения и навыки самообразования.
Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на
стандартный уровень знаний, умений и навыков.
4. Тематическое планирование
Тема года «Мир образов» (35 часов)
Цель– формирование представлений о музыкальной культуре как части
духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные
ориентиры.
I раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи:
 Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;
 Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду
других видов искусства
 Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и
художественно-эстетической оценке музыкального произведения;
№
п\п

Тема

Кол-во часов
1

2

Удивительный мир музыкальных образов.
Многообразие вокального жанра

3

Портрет в музыке и живописи

3

4

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве
композиторов

1

5

Многообразие жанров вокальной музыки

2

6

Народное искусство Древней Руси

1

7

3

8

Образы русской духовной музыки
Полифония и гармония

9

Образы скорби и печали

1

10

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

11

Джаз – искусство 20 века

1

1

2

1

II раздел:
«Мир образов камерной и симфонической музыки».(18ч)
В процессе освоения данного раздела решаются следующие задачи:





№ п/п

Определение художественных особенностей русской и
западноевропейской музыки;
Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с
произведениями искусства
Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и
художественно-эстетической оценке музыкального произведения;
Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию
творческих идей в проектной деятельности.

12

Тема
Вечные темы искусства и жизни.

13

Образы камерной музыки

2

14

Инструментальная музыка

2

15

Образы симфонической музыки.

4

16

Программная музыка и ее жанры

2

17

Мир музыкального театра

3

18

Образы киномузыки

2

19

Мир образов камерной и симфонической
музыки. Исследовательский проект

1

Урок обобщения

1

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Кол-во часов
1

Обучение музыкальному искусству в 6 классе основной школы должно
обеспечить учащимся возможность:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений
разных жанров; различать лирические, эпические, драматические
музыкальные образы;
 иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов
музыкальных сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов,
приводить примеры их произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность
музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю
(музыка классическая, народная, религиозная, современная);
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных,
классического репертуара, современных авторов), напевание
запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе
взаимодействия различных видов искусства;
 развивать навыки исследовательской художественно-эстетической
деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
 совершенствовать умения и навыки самообразования.
Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на
стандартный уровень знаний, умений и навыков.

5.Поурочно-тематическое планирование
6 класс

№
п/
п

Тема урока

Кол
-во
час

Содержание

Требования к
уровню
подготовки

дата

Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Первая четверть – 9 часов
1

Удивительный
мир музыкальных
образов.
Старинный
русский романс.

2

Образы романсов
и песен русских
композиторов

1

1

Музыкальный образ - это
живое, обобщённое
представление о
действительности,
выраженное в
музыкальных интонациях.
Классификация
музыкальных жанров:
вокальная и
инструментальная
музыка.

Знать, что
роднит музыку
и разговорную
речь;
классификаци
ю
музыкальных
жанров
Уметь
приводить
примеры
различных
музыкальных
образов
Расширение
Знать:
представлений о жанре
понятие
романса. Взаимосвязь
романс;
разговорных и
способы
музыкальных интонаций в создания
романсах. Триединство
различных
«композитор –
образов:
исполнитель –
музыкальный
слушатель»
портрет и
бытовая сцена
(монолог,
диалог)
Уметь
определять, в
чём
проявляется
взаимосвязь
разговорных и
музыкальных
интонаций

3

Два музыкальных
посвящения

1

Знакомство с шедевром
вокальной музыки –
романсом «Я помню
чудное мгновенье»;
инструментальной
музыки – «Вальсом –
фантазией». Своеобразие
почерка композитора
М.Глинки
.Песня «В горнице»
И.Морозова, Н.Рубцова

4

Портрет в музыке
и живописи

1

Романс «Я помню чудное
мгновенье» и
«Вальсом –
фантазией».М.И.Глинки.
Влияние формы и
приёмов развития на
отражение содержания
этих сочинений. Портрет
в музыке и
изобразительном
искусстве
Песня «В горнице»
И.Морозова, Н.Рубцова

5

«Уноси моё
сердце в
звенящую даль…»

1

Жизни и творчество
С.В.Рахманинова.
Знакомство с миром
образов музыки
композитора на примере
романса «Сирень». Роль
мелодии и
аккомпанемента.
Исполнительские
интерпретации. Песня «В
горнице» И.Морозова,
Н.Рубцова

Уметь:
-проводить
интонационнообразный
анализ
музыкальных
произведений;
-определять
приёмы
развития,
форму
музыкальных
произведений
Уметь
объяснять, как
форма и
приёмов
развития
музыки могут
раскрывать
образы
сочинений;
выявлять
своеобразие
почерка
композитора
М.И.Глинка
Уметь:
-проводить
интонационнообразный
анализ музыки
-сравнивать
исполнительск
ие
интерпретации

6

Музыкальный
образ и
мастерство
исполнителя.

1

Жизнь и творчество
Ф.М.Шаляпина.
Мастерство исполнителя
и мир музыкальных
образов. Сопоставление
образов музыки и
изобразительного
искусства.
Песня «В горнице»
И.Морозова, Н.Рубцова

Уметь:
-проводить
интонационнообразный
анализ музыки
-сравнивать
музыкальные
интонации с
интонациями
картин
художников

7

Обряды и обычаи
в фольклоре и в
творчестве
композиторов

1

Поэтизация быта и
жизненного уклада
русского народа на основе
одного из обрядов –
старинной русской
свадьбы (в том числе
включённой в оперный
жанр)

Знать
особенности
народной
музыки и
жанры
народной
песни.
Уметь:
-проводить
интонационнообразный
анализ музыки
-определять
приёмы
развития
музыкальных
произведений
-чисто
интонировать
мелодии
русских
народных
песен и
фрагментов
хоров из опер

8

Образы песен
зарубежных
композиторов.
Искусство
прекрасного
пения

1

9

«Старинной песни
мир». Баллада
Ф.Шуберта
«Лесной царь»

1

Знакомство с вокальным
стилем бельканто.
Освоение вокального и
инструментального
жанров – баркаролы.
Знакомство с
выдающимися именами
исполнителей бельканто,
отечественными и
зарубежными.
Песня «Огромное небо»
О.Фельцмана,
Р.Рождественского
Знакомство с жизнью и
творчеством Ф.Шуберта.
Освоение нового
вокального жанра –
баллады. Выявление
средств выразительности
разных видов искусства
(литературного,
музыкального и
изобразительного) в
создании единого образа
Песня «Огромное небо»
О.Фельцмана,
Р.Рождественского

Знать понятие
бельканто
Уметь:
-называть
имена великих
оперных
певцов мира:
-сопоставлять,
находить
сходство в
прослушанной
музыке
Знать:
-основные
моменты из
жизни и
творчества
Ф.Шуберта;
-понятие
баллада
Уметь;
-определять
приёмы
развития
музыкального
произведения
-выявлять
средства
выразительнос
ти и
изобразительн
ости
музыкальных
произведений;
-сравнивать
интонации
музыкального,
живописного и

литературного
произведений

Вторая четверть-7 часов

Народное
10 искусство
Древней Руси

11 Образы русской
народной
духовной музыки.
Духовный

1

1

Особенности развития
народной музыки
Древней Руси. Связи
русского музыкального
фольклора с жизнью
человека. Роль музыки в
народных праздниках.
Скоморохи –
странствующие актёры.
Жанры и формы народной
музыки. Музыкальный
язык, инструменты,
современные исполнители
народных песен.

Особенности развития
духовной (церковной)
музыки в Древней Руси в
историческом контексте

Знать:
-особенности
развития
народной
музыки, её
жанры и
формы;
-особенности
музыкального
языка
народных
песен;
-роль народной
музыки в
жизни
человека;
-кто такие
скоморохи
Уметь
называть
народные
музыкальные
инструменты и
имена
исполнителей
народной
музыки
Знать:
-основные
этапы развития
духовной

концерт.

12 «Фрески Софии
Киевской»
В.Кикта

(от знаменного распева
до партесного пения).
Различные жанры
церковного пения.
Знакомство с новым
жанром – хоровым
концертом. Знакомство с
жизнью и творчеством
М.С.Березовского.

1

музыки
- понятия:
знаменный
распев,
партесное
пение,
и а капелла,
унисон,
духовный
концерт.
Уметь:
-проводить
интонационнообразный
анализ
музыки;
-составлять и
находить
общее в
интонациях
музыкальных
произведений
(мелодий)
Углубленное знакомство с Знать:
концертной симфонией В. понятия:
Кикты «Фрески Софии
фреска,
Киевской»
орнамент;
Песня «Будь со мной»
-кто такие
Е. Крылатова, Ю. Энтина скоморохи
Уметь:
-узнавать
инструменты,
исполняющие
основные темы
-определять
приёмы
развития
музыки, её
форму

13 Симфония
«Перезвоны»
В.Гаврилин.
Молитва.

1

14 «Небесное и
земное» в музыке
И.С. Баха.
Полифония. Фуга.
Хорал.

1

-проводить
интонационнообразный
анализ
музыки;
Углубление знакомства с Знать
хоровой симфониейпонятия: хор,
действом «Перезвоны»
солист,
В.Гаврилина. Жанр
симфония,
молитвы в музыке
ударные
отечественных
инструменты.
композиторов. Выявление Уметь
глубоких связей
-проводить
композиторской музыки с интонационнонародным творчеством
образный
«Молитва Франсуа
анализ
Вийона» Булат Окуджава. -выявлять
средства
музыкальной
выразительнос
ти
-особенности
музыкального
языка жанра
молитвы
Мир музыки И.С.Баха:
Знать:
светское и церковное
-особенности
искусство. Особенности
творчества
полифонического
И.С.Баха,
изложения музыки, стиля стиля барокко
барокко, жанров
-понятия:
токкаты, фуги, хорала
токката,
«Молитва Франсуа
фуга, хорал,
Вийона» Булат Окуджава. полифония
(контрапункт)
.
Уметь:
-проводить
интонационно-

15 Образы скорби и
печали

1

Углубление понимания
особенностей языка
западноевропейской
музыки на примере
вокальноинструментальных
жанров – кантаты,
реквиема. Образцы
скорби и печали в
религиозной музыке В.А.
Моцарта. Знакомство с
кантатой К.Орфа
«Кармина Бурана»
«Из вагантов» Д.
Тухманов,
Л. Гинзбург

16 Авторская песня:
прошлое и
настоящее

1

История развития
авторской песни от
Средневековья и до
нашего времени. Жанры,

образный
анализ
музыки и
выявлять
принцип её
развития
Знать:
-основные
факты из
жизни и
творчества
Моцарта и
Орфа,
связанные с
написанием
реквиема и
кантаты
-понятия:
реквием,
кантата,
полифония;
-кто такие
ваганты
Уметь
-проводить
интонационнообразный
анализ
музыки
-выявлять
средства
музыкальной
выразительнос
ти
Знать:
-историю
развития
авторской

особенности и
исполнители авторской
песни
«Милая моя» Ю.Визбор

песни;
-особенности и
жанры
авторской
песни.
Уметь
называть
имена
исполнителей
авторской
песни

Третья четверть 10 часов.
17 Джаз – искусство
XX века

1

История развития
джазовой музыки, её
истоки (спиричуэл, блюз).
Джазовые импровизации
и обработки.
Взаимодействие лёгкой и
серьёзной музыки (рокмузыка и симфоджаз)
Песня «Старый рояль»
М.Минкова, Д.Иванова

Знать:
-историю
развития
джаза;
отличительные
особенности
блюза и
спиричуэла;
-понятия:
импровизация,
обработка.
Уметь
называть
имена
джазовых
музыкантов

II раздел Мир образов камерной и симфонической музыки.(19ч)

18 Вечные темы
искусства и
жизни. Образы
камерной музыки.
Могучее царство
Ф.Шопена.

1

Единая основа всех
искусств – жизнь. Виды
музыкальных
произведений по способу
исполнения (вокальные,
инструментальные) и
условиям исполнения и
восприятия (камерные,
симфонические).
Программная и
непрограммная музыка.
Принципы музыкального
развития (повтор,
контраст,
вариационность). Песня
«Баллада о гитаре и
трубе» Я.Френкель, Ю.
Левитанский

Знать понятия:
вокальная и
инструменталь
ная музыка;
камерная и
симфоническая
музыка;
программная и
непрограммная
музыка
-основные
принципы
развития
музыкального
произведения

19 Могучее царство
Ф.Шопена.
Инструментальная
баллада.

1

Творческий образ
Ф.Шопена. Истоки
творчества композитора.
Контраст музыкальных
образов, воплощённых в
различных жанрах
фортепианной
миниатюры (прелюдиях,
вальсах, мазурках,
полонезах, этюдах).
Инструментальная
баллада – жанра
романтического искусства
«Баллада о гитаре и
трубе» Я.Френкель, Ю.
Левитанский

Знать:
-основные
моменты
творчества
Ф.Шопена,
повлиявшие на
создание тех
или иных
музыкальных
произведений;
-различные
жанры
фортепианной
миниатюры
Уметь
проводить
интонационнообразный
анализ
музыкальных

произведений

20 Ночной пейзаж

1

Жанр камерной музыки –
ноктюрн. Образы
«ночной музыки».
Музыка – выражение
личных чувств
композитора. Картинная
галерея.
«Баллада о гитаре и
трубе» Я.Френкель, Ю.
Левитанский

Знать понятие
ноктюрн
Уметь
-проводить
интонационнообразный
анализ
музыки
-выявлять
средства
музыкальной
выразительност
и

21 Инструментальны
й концерт.

1

Зарождение и развитие
жанра камерной музыки –
инструментального
концерта. Различные
виды концерта,
программная музыка
А.Вивальди «Весна» (из
цикла «Времена года»).
И.С.Бах «Итальянский
концерт». Особенности
стиля барокко
Песня «Как здорово..»
О. Митяев

Знать:
-понятие
инструменталь
ный концерт
-особенности
стиля барокко
Уметь:
-называть
полные имена
композиторов
А. Вивальди и
И.С.Баха;
-проводить
интонационнообразный
анализ
музыки
-определять
форму,
сопоставлять
поэтические и

1
22 «Космический
пейзаж».
Картинная галерея

23 Образы
симфонической
музыки. Г.В.
Свиридов
«Метель»

1

музыкальные и
музыкальные
произведения
Знакомство учащихся с
Знать понятие
новым «звуковым миром» синтезатор
через произведения Ч.
Уметь:
Айваза «Космический
-называть
пейзаж» и Э.Н. Артемьева полные имена
«Мозаика». Мир
композиторов
космических образов.
Ч.Айваза и Э.
Выразительные
Артемьева.
возможности
-проводить
электромузыкальных
интонационноинструментов
образный
(синтезатора). Картинная анализ
галерея.
музыки
-определять
Песня «Как здорово..»
тембры
О. Митяев
музыкальных
инструментов
-рассказывать о
современном
электромузыкал
ьном
инструменте –
синтезаторе,
его
возможностях
Знакомство с
Уметь
музыкальными
-называть
иллюстрациями
полное имя
Г.Свиридова к повести
композитора –
А.Пушкина «Метель».
Г.В.Свиридов
Широкие связи музыки и - проводить
литературы.
интонационноПесня «Как здорово..»
образный
О. Митяев
анализ
музыки

24 Образы
симфонической
музыки.
Музыкальные
иллюстрации к
повести
А.Пушкина
«Метель»

1

Возможности
симфонического оркестра
в раскрытии образов
литературного
произведения. Стиль
композитора Г.В.
Свиридова
Песня «Как здорово..»
О. Митяев

Уметь
-определять
форму, приёмы
развития
музыки, тембры
-применять
дирижёрский
жест для
передачи
музыкальных
образов

25 Симфоническое
развитие
музыкальных
образов

1

Знать понятия:
симфония,
сюита,
обработка,
интерпретация,
трактовка.
Уметь
- проводить
интонационнообразный
анализ
музыки
-определять
тембры
музыкальных
инструментов

26 Симфоническое
развитие
музыкальных
образов. «В
печали весел, а в
веселье печален»

1

Основной принцип
музыкального развития –
сходство и различие.
Основной приём
симфонического развития
музыки – контраст.
Построение музыкальной
формы (вариации,
сонатная форма). Жанры
симфония, сюита; чувство
стиля и мри образов
музыки композитора на
примере Симфонии№40
Моцарта и оркестровой
сюиты №41
(«Моцертиана»)
П.Чайковского. Песня
«Ольховая серёжка» Е.
Крылатов,
Р.Рождественский
Слушание и анализ :
«Скорбь и радость»
Л.ван Бетховена (канон).
Песня «Ольховая
серёжка» Е. Крылатов,
Р.Рождественский

Знать
-понятие канон
Уметь
-определять
тембры
музыкальных

Связь времён.

инструментов
- проводить
интонационнообразный
анализ
музыки

Четвертая четверть 9 ч
27 Программная
увертюра.
Л.ван.Бетховен
«Эгмонт»

1

Знакомство с жанром
программной увертюры
на примере увертюры
Л.ван Бетховена
«Эгмонт». Сонатная
форма. Мир героических
образов увертюры
«Эгмонт»
Песня «Ольховая
серёжка» Е. Крылатов,
Р.Рождественский

28 Увертюрафантазия «Ромео
и Джульетта»
П.И.Чайковский

1

Продолжение знакомства
с жанром программной
увертюры на примере
увертюры-фантазии
П.Чайковского «Ромео и
Джульетта» Сонатная

Знать
-понятия:
увертюра,
программная
музыка
-строение
сонатной
формы.
Уметь
-определять
тембры
музыкальных
инструментов
- проводить
интонационнообразный
анализ
музыки
Знать:
понятия:
увертюра,
программная
музыка
-строение

форма. Мир
драматических образов
увертюры-фантазии.
Песня «Слова любви»
Н.Рота из к/ф «Ромео и
Джульетта»

29 Мир
музыкального
театра

1

Интерпретация
литературного
произведения (трагедии
«Ромео и Джульетта») в
музыкально-театральных
жанрах: балете
С.С.Прокофьева, опере
К.Глюка, рок-опере
А.Журбина «Орфей и
Эвридика»
Песня «Слова любви»
Н.Рота

30 Мюзикл
«Вестсайдская
история»
Л.Бернстайна

1

Интерпретация
литературного
произведения (трагедии
«Ромео и Джульетта») в
музыкально-театральных
жанрах: мюзикле
Л.Бернстайна
«Вестсайдская история».

сонатной
формы
Уметь
-определять
приёмы
развития и
средства
выразительност
и музыки
- проводить
интонационнообразный
анализ
музыки
Знать понятия
опера, балет,
ария, хор,
солист.
Уметь
-определять
приёмы
развития и
средства
выразительност
и музыки
- проводить
интонационнообразный
анализ
музыки
Понимать
жизненнообразное
содержание
музыкальных
произведений
Уметь
определять по

Взаимодействие слова,
музыки, сценического
действия,
изобразительного
искусства, хореографии,
«лёгкой» и серьёзной
музыки
Песня «Слова любви»
Н.Рота
31 Опера «Орфей и
Эвридика»
К.Глюка Опера.
Рок-опера

1

32 Образы
киномузыки.
«Ромео и
Джульетта» в
кино 20 века

1

33 Музыка в
отечественном
кино

1

Фрагменты оперы «Орфей
и Эвридика» , фрагменты
рок-оперы «Орфей и
Эвридика» А.Журбина,
Песня «Слова любви»
Н.Рота

характерным
признакам
принадлежность
музыкальных
произведений к
соответствующе
му жанру и
стилю

Знать
специфику
лирических,
эпических,
драматических
музыкальных
образов
Уметь
передавать свои
музыкальные
впечатления в
устной форме
Тема любви Н.Рота из
Уметь
к/ф «Ромео и Джульетта», -выделять
-музыка К.Армстронга из средства
к/ф «Ромео и Джульетта», музыкальной
вальс Е.Доги из к/ф «Мой выразительност
ласковый и нежный
и
зверь»
-передавать
свои
музыкальные
впечатления в
устной форме
Музыка И.Дунаевского из Знать понятия:
к/ф «Дети капитана
вокальная и
Гранта»
инструментальн
-песня «Мгновения»
ая музыка
М.Таривердиева из к/ф
Уметь
«Семнадцать мгновений
-называть имена

весны»
-«Песенка о весёлом
ветре» И.Дунаевского

34 Обобщение темы
«Мир образов
камерной и
симфонической
музыки»
Исследовательски
й проект.

1

35 Обобщение
музыкальных
впечатлений

1

композиторов,
сочинявших
музыку к
кинофильмам
- проводить
интонационнообразный
анализ
музыки
-Фрагменты музыкальных Развивать
иллюстраций
навыки
Г.Свиридова к повести
исследовательск
А.Пушкина «Метель»
ой
-«Времена года»
художественноА.Вивальди
эстетической
-мюзикл «Вестсайдская
деятельности.
история» Л.Бернстайна
Уметь
-музыка И. Дунаевского
творчески
из к/ф «Дети капитана
интерпретирова
Гранта»
ть содержание
муз.
произведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».