1.Пояснительная записка. Рабочая программа по музыке на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса разработана и реализуется на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы по музыки и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа, в том числе один обобщающий урок в конце года. Изучение музыки в 5 классе направлено на достижение следующих цели и решения следующих задач: Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи курса: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. 2. Планируемые результаты освоения курса «Музыка» в 5 классе. Реализация программы по музыке в 5-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне общего образования и должны обеспечивать: Музыка: знание специфики музыки как вида искусства; понимание значения музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; умение представлять личностную позицию в рассуждении о возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; знание основных жанров народной и профессиональной музыки; сформированность представления о богатстве музыкальных образов и способов их развития; знание основных форм музыки; знание характерных черт и образцов творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; знание о видах оркестров, знание названий наиболее известных инструментов; знание имен выдающихся композиторов и музыкантовисполнителей; умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; умение узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; умение выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторовклассиков и современных композиторов (по выбору учащихся); умение исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях; умение выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; умение распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; умение устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; умение размышлять о музыке, анализировать музыкальное произведение и его исполнение; умение выражать собственное отношение к музыкальным явлениям действительности; развитие интереса к музыкальному самообразованию: знакомству с литературой о музыке, слушанию музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач); выражению своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях во внеурочной деятельности, в эссе и рецензиях. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка», выносимым на промежуточную итоговую аттестацию. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о специфике музыки как вида искусства, значении музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, выразительного исполнения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся), исполнения партии в хоре в простейших двухголосных произведениях, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевыхнаправлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: – чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; – ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; – готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; – участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; – признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; – принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; – эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: – умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: – сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества; – развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства; – сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкальнопластическое движение и др.); – воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; – расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию; – овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства; – приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии. 3. Содержание курса «Музыка» в 5 классе Тема года «Музыка и другие виды искусства.»(5 кл.) Программа состоит из двух разделов Раздел 1. «Музыка и литература» (16 часов) Задачи: Повторение изученного материала в начальной школе. Дать представление о существовании неразрывных связей музыки с другими сферами искусства: литературой и изобразительным творчеством. Воспитание слушателя. № п\п Тема Кол-во часов 1 Родство музыки и литературы. Сюжеты, темы, образы. 1 2 Вокальная музыка 3 3 Фольклор в музыке русских композиторов. 2 4 3 5 Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни 6 Всю жизнь мою несу Родину в душе 1 7 Путешествие в музыкальный театр опера, балет, мюзикл. 3 8 Музыка в кино, театре, телевидении 1 2 2. «Музыка и изобразительное искусство» (19 часов) Задачи: Дать представление о существовании тесной взаимосвязи между музыкой и изобразительным искусством. Привитие интереса к миру творчества. Учить вдумчивому отношению к произведениям искусства. Воспитание зрителя и слушателя №п\п Тема Кол-во часов 9 Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. 1 10 Темы, сюжеты, образы в разных видах искусства. 3 11 Звать через прошлое к настоящему 2 12 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. 2 13 Характеры и портреты в музыке и изобразительном искусстве. 1 14 Волшебная палочка дирижера. 1 15 Образы борьбы и победы в искусстве. 16 Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и 2 живописи. 17 Импрессионизм в музыке и живописи. 2 18 О подвигах, о доблести, о славе. 1 19 Творческая мастерская композитора, художника, писателя. 2 Урок обобщения 1 1 4.Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса заключаются -понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения; -различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; -участвовать в коллективной исполнительской деятельности(пении, пластическом интонировании, игре на инструментах); -передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; -развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования; -проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков. 5.Тематическое планирование 5 класс № п . п Тема урока Кол -во час Содержание дат а Требования к уровню подготовки Музыка и литература Первая четверть – 9 часов 1 Что роднит музыку с литературой? 1 Слушание, анализ: П. Чайковский Симфония №4 Э. Григ сюита «Пер Гюнт» М. Глинка «Жаворонок» 2 Вокальная музыка «Россия, Россия, нет слова красивей…» 1 Вокально-хоровая работа Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого Песня «Родина» Н. Хрисаниди 3 Вокальная музыка «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» 1 Русские народные песни Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь выявлять ассоциативные связи музыки и литературы Уметь: высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения; -проявлять навыки вокальнохоровой работы. Уметь: высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения; -участвовать в коллективной исполнительско й деятельности. 4 Вокальная музыка «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» 1 Слушание, анализ: -романс «Горные вершины» А Варламова - романс «Горные вершины» А Рубинштейна -Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого 5 Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» 1 Слушание, анализ: сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова -Пение: песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого 6 Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» 1 Произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников Уметь: Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения; Знать понятие программная музыка Уметь анализировать составляющие средств выразительности : мелодию, ритм, темп, динамику, лад Знать понятие программная музыка Уметь анализировать составляющие средств выразительности : мелодию, ритм, темп, динамику, лад 1 7 Жанры инструментально й и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою…» жизнь 1 8 Вторая песни. Живительный родник творчества. Инструментальная и вокальная музыка. Особенности жанра. Вокализ, баркарола, романс Песня «Родная земля» Я. Дубравина 9 «Всю жизнь мою несу родину в душе…» Хоровая симфония В.Гаврилова «Перезвоны». Колокольные звоны в музыке. Звучащие картины. 10 «Всю жизнь мою несу родину в душе…» 1 1 Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальном искусством. Песня «Родная земля» Я. Дубравина 2 четверть – 7 часов Слушание, анализ: Кантата «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака Знать понятия вокальная и инструментальн ая музыка Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальн ой музыки Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества Уметь определять связи между композиторской и народной музыкой Знать значение колокольного звона. Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи Уметь проявлять навыки вокально- «Скажи откуда ты приходишь красота?» Песня «Родная земля» Я. Дубравина 11 Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт». 1 Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов Расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена Песня «Запевка» Г. Свиридов. И. Северянин 12 Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» 1 Слушание, анализ: В.-А. Моцарт «Реквием» Песня «Запевка» Г. Свиридов. И. Северянин 13 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. 1 История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. хоровой деятельности; выделять средства музыкальной выразительности Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов Знать -историю развития оперного искусства -понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, 14 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. 1 История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. Балеты П. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица». С.Прокофьев «Золушка» Песня «Песенка о словах» С. Старобинский, С. Вайнин 15 Музыка в театре, 1 кино, на телевидении Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении Песня «Песенка о словах» С. Старобинский, С. Вайнин 16 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения. Основные отличия от оперы. Наиболее известные мюзиклы Темы, сюжеты, образы в разных видах искусства. 1 ансамбль. Знать -историю развития балетного искусства -понятия: балет, солист-танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства Знать историю возникновения мюзикла, чем мюзикл отличается от оперы Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их авторов 17 Мир композитора 1 18 Что роднит музыку с изобразительны м искусством? 1 19 «Небесное и 1 земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» 3 четверть – 10 часов Слушание, анализ: Г.Гендель, В-А Моцарт, Дж.Гершвин Песня «Птица-музыка» В.Синенко М. Пляцковский Образы природы в творчестве музыкантов Музыкальная живопись и живописная музыка. Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства Картина «Книги и часы неизвестного художника Песня «Птица-музыка» В.Синенко М. Пляцковский Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства Уметь передавать свои музыкальные впечатления -размышлять о знакомом музыкальном произведении -проявлять навыки вокальнохоровой работы Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительног о искусства Знать в чём выражается общность языка различных видов искусства Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах 20 21 22 Звать через 1 прошлое к настоящему. Опера «Александр Невский» С. Прокофьева – «За отчий дом, за русский край» Звать через 1 прошлое к настоящему. Опера «Александр Невский» С. Прокофьева – «Ледовое побоище» Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства Песня «Баллада о солдате» В.Соловьёва-Седого Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах -определять на слух основные части кантаты Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства Песня «Баллада о солдате» В.Соловьёва-Седого Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…» Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Песня «Музыка» Г. Струве Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее Уметь выявлять связи и общее в выразительных возможностях музыки и живописи -анализировать составляющие средств выразительности : мелодию, ритм, темп, динамику, лад 1 Музыкальная 1 живопись и живописная музыка. Ф. Шуберт «Форелленквинтет». Дыхание русской песни Колокольность в 1 музыке и изобразительном искусстве Слушание, анализ: баркарола «Форель» Ф. Шуберта, прелюдии С. Рахманинова Песня «Музыка» Г. Струве 25 Портрет в 1 музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки дивно звучали…» Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Песня «Музыка» Г. Струве 26 Волшебная 1 палочка дирижёра. Дирижёры мира. Симфонический оркестр. Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. 23 24 В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С.Рахманинова и В. Кикты) Песня «Музыка» Г. Струве Понимать взаимодействие музыки живописи на основе осознания специфики языка каждого их них. Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки Знать историю создания скрипки, её мастерахизготовителях и исполнителях. Уметь сопоставлять скрипичную музыку с живописью, анализировать, сравнивать произведения Знать понятия: оркестр, дирижёр -состав групп инструментов оркестра. Известные дирижёры мира. Песня «Парус алый» А. Пахмутова 4 четверть – 9 часов Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором. Песня «Парус алый» А. Пахмутова Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка Песня «Парус алый» А. Пахмутова 27 Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!» 28 Застывшая 1 музыка «Храм, как корабль огромный несётся в пучине веков…» 29 Полифония в музыке и живописи «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…» 1 Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган 30 Музыка на мольберте 1 Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Песня «Тишина» Е. Адлер, Е Руженцева 1 Уметь называть имена известных дирижёров Уметь делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй) Знать отличия католической и православной музыкальной культуры -понятие: а капелла Знать понятия полифония, орган, фуга - основные события из жизни и творчества И.С. Баха Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и живописи 31 Импрессионизм в музыке и живописи 1 32 « О подвигах, о доблести, о славе…» 1 33 «В каждой мимолётности вижу я миры». «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…» 1 34 Мир 1 композитора. «С веком наравне» Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи Песня «Тишина» Е. Адлер, Е Руженцева Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием Песня «Тишина» Е. Адлер, Е Руженцева Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз Образный мир в произведениях С.Прокофьева и М. Мусоргского. Своеобразие их творчества. Знать понятие интерпретация Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительног о искусства Песня «Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В. Степанова Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере Знать понятие реквием Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Уметь выявлять творчества русских и зарубежных композиторов. Песня «Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В. Степанова 35 Обобщение музыкальных впечатлений 1 связи и общие черты в средствах выразительности этих трёх искусств