1. Пояснительная записка. Рабочая программа по ОБЖ на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией С. В. Ким, В. А. Горского по ОБЖ для 10-11-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Концепция учебного курса «ОБЖ» в 10 классе подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них. Изучение ОБЖ в 10 классе направлено на достижение следующих целей: — содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз; — содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; — формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности; — осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности; — профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков. В 2021-2022учебном году на курс «ОБЖ» в 10 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «ОБЖ» в 10 классе. Реализация программы по ОБЖ в 10-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты: Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия. Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий. Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий. Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России. Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму. Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера. Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта. Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора. Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ. Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени. Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях Метапредметные результаты: Регулятивные: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Личностные результаты: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 7. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 8. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 9. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 3. Содержание курса «ОБЖ» в 10 классе Вводные уроки. Дорожная безопасность. (1 ч.) Пожарная безопасность (1 ч.) Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (14 час.) Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. (5 час.) Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. (4 час.) Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. (5 час.) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. Раздел 2. Военная безопасность государства (10 час.) Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. (5 час.) Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. (5 час.) Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (8 час.) Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. (3 час.) Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. (5 час.) Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по ОБЖ для 10 класса к учебнику С. В. Ким, В. А. Горского (34 часа) Разделы / темы Вводные уроки Дорожная безопасность. Пожарная безопасность Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Кол -во час. 1 1 5 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила, принципы дисциплины и самоорганизации; создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения) Побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила, принципы дисциплины и самоорганизации Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства 4 Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях 5 Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность 5 Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. 5 Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и 3 создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел (опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.) создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел (опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции) создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых неинфекционные заболевания. Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. 5 ценностных отношений ( к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;) 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по ОБЖ для 10 класса к учебнику С. В. Ким, В. А. Горского (34 часа) № Тема урока План.сроки Скоррект.сроки урока 1 Вводные уроки. Дорожная безопасность. 2 Пожарная безопасность Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. 3 Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания 4 Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности 5 Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания 6 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания 7 Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. 8 9 10 11 Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности Защита национальной безопасности государства от военных угроз Защита личности, общества, государства от угроз социального характера Противодействие экстремизму Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. 12 13 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера 15 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 16 Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование Раздел 2. Военная безопасность государства. Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность . 17 Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения 18 Защита населения и территорий от радиационной опасности 19 Средства коллективной защиты от оружия массового поражения 20 Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности 21 Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. 22 Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы 23 Состав Вооруженных Сил Российской Федерации 14 24 Воинская обязанность и военная служба 25 Права и обязанности военнослужащих Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. 27 Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие 28 Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики 29 Профилактика заболеваний, передающихся половым путем Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. 26 31 Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок Правила оказания первой помощи при травмах 32 Первая помощь при кровотечениях, ранениях 33 Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах Первая помощь: сердечно-легочная реанимация 30 34