ОБЖ, 10 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по ОБЖ на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией С. В. Ким, В. А. Горского по
ОБЖ для 10-11-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для
педагога и обучающихся.
Концепция учебного курса «ОБЖ» в 10 классе подразумевает формирование культуры
безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных
знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них.
Изучение ОБЖ в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
— содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества, государства от внешних и внутренних угроз;
— содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
— формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры
безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние
природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
— осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных
отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия,
заботы, ответственности;
— профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского
и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных
веществ, в том числе наркотиков.
В 2021-2022учебном году на курс «ОБЖ» в 10 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

2. Планируемые результаты освоения курса «ОБЖ» в 10 классе.
Реализация программы по ОБЖ в 10-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп
результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:

Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и
социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.

Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты
населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.

Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.

Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном
явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и
национальной безопасности России.

Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии
терроризму и экстремизму.

Знание организационных основ системы противодействия терроризму и
экстремизму в РФ.

Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к
террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим
видам противоправного характера.

Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при
угрозе террористического акта.

Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного
уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.

Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной
обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах
Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.

Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны,
её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для
успешного прохождения военной службы в современных условиях
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Познавательные:
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Личностные результаты:
1.
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4.
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5.
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

7.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
8.
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
3. Содержание курса «ОБЖ» в 10 классе
Вводные уроки.
Дорожная безопасность. (1 ч.)
Пожарная безопасность (1 ч.)
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (14 час.)
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. (5 час.)
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества,
государства. (4 час.)
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита
личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие
экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в
чрезвычайных ситуациях. (5 час.) Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской
обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных
сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 час.)
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. (5 час.) Защита
населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных
обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности.
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и
территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты
органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных
угроз. (5 час.) Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав
Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и
обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (8 час.)
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные
заболевания. (3 час.) Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и

меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. (5 час.) Первая помощь
при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах.
Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная реанимация.
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по ОБЖ для 10 класса к учебнику С. В. Ким, В. А. Горского (34 часа)
Разделы / темы

Вводные уроки
Дорожная безопасность.
Пожарная безопасность
Глава 1. Научные основы обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
человека
в
современной
среде
обитания

Кол
-во
час.

1
1
5

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Побуждение
школьников
соблюдать
общепринятые нормы поведения, правила,
принципы дисциплины и самоорганизации;
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений (- к окружающим
людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие отношения)
Побуждение
школьников
соблюдать
общепринятые нормы поведения, правила,
принципы дисциплины и самоорганизации

Глава 2. Законодательные основы
обеспечения безопасности личности,
общества, государства

4

Глава 3. Организационные основы
защиты населения и территорий
России в чрезвычайных ситуациях

5

Организация
работы
учащихся
с
получаемой на уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.

Глава 4. Чрезвычайные ситуации
военного характера и безопасность

5

Глава
5. Вооруженные Силы
Российской Федерации на защите
государства от военных угроз.

5

Глава 6. Факторы риска нарушений
здоровья:
инфекционные
и

3

создание благоприятных условий для
приобретения
школьниками
опыта
осуществления социально значимых дел
(опыт самопознания и самоанализа, опыт
социально приемлемого самовыражения и
самореализации.)
создание благоприятных условий для
приобретения
школьниками
опыта
осуществления социально значимых дел
(опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции)
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых

неинфекционные заболевания.
Глава 7. Оказание первой помощи при
неотложных состояниях.

5

ценностных отношений ( к здоровью как
залогу долгой и активной жизни человека,
его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир;)

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по ОБЖ для 10 класса к учебнику С. В. Ким, В. А. Горского (34 часа)
№

Тема урока

План.сроки

Скоррект.сроки

урока
1

Вводные уроки.
Дорожная безопасность.

2

Пожарная безопасность

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания.
3
Культура безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания
4
Междисциплинарные основы теории безопасности
жизнедеятельности
5
Экологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания
6
Медико-биологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания
7
Психологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества,
государства.
8
9
10
11

Права и обязанности государства и граждан России
по обеспечению безопасности жизнедеятельности
Защита национальной безопасности государства от
военных угроз
Защита личности, общества, государства от угроз
социального характера
Противодействие экстремизму
Противодействие терроризму, наркотизму в
Российской Федерации

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в
чрезвычайных ситуациях.
12
13

Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Основные мероприятия РСЧС и гражданской
обороны по защите населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях

Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного характера
15
Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера
16
Чрезвычайные ситуации на инженерных
сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование
Раздел 2. Военная безопасность государства.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность .
17
Защита населения и территорий от военной
опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения
18
Защита населения и территорий от радиационной
опасности
19
Средства коллективной защиты от оружия
массового поражения
20
Защита населения и территорий от биологической
и экологической опасности
21
Средства индивидуальной защиты органов
дыхания и кожи
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных
угроз.
22
Вооруженные Силы Российской Федерации:
организационные основы
23
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
14

24

Воинская обязанность и военная служба

25

Права и обязанности военнослужащих

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные
заболевания.
27
Медицинское обеспечение индивидуального и
общественного здоровья. Здоровый образ жизни и
его составляющие
28
Инфекционные заболевания: их особенности и
меры профилактики. Факторы риска
неинфекционных заболеваний и меры их
профилактики
29
Профилактика заболеваний, передающихся
половым путем
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях.
26

31

Первая помощь при неотложных состояниях:
закон и порядок
Правила оказания первой помощи при травмах

32

Первая помощь при кровотечениях, ранениях

33

Первая помощь при ушибах, растяжении связок,
вывихах, переломах
Первая помощь: сердечно-легочная реанимация

30

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».