1. Пояснительная записка. Рабочая программа по ОБЖ на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией М.П. Фролова, М.В. Юрьевой и др. по ОБЖ для 8-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение ОБЖ в 8 классе направлено на достижение следующих целей: •воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности перед Родиной; •формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; •усвоение правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; •формирование основ экологической культуры; •осознание значения и ценности семьи в жизни человека и общества; •воспитание уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи. В 2021-2022учебном году на курс «ОБЖ» в 8 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «ОБЖ» в 8 классе. Реализация программы по ОБЖ в 8-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты: В познавательной сфере: - Знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. В ценностно-ориентационной сфере: - Умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; - Умения применять полученные теоретические знания на практике принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; - Умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. В коммуникативной сфере: - Умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. В эстетической сфере: - Умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его. В трудовой сфере: Знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; Умения оказывать первую медицинскую помощь. В сфере физической культуры: - Формирование установки на здоровый образ жизни; - Развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом. Метапредметные результаты: Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; Овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Личностные результаты: Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. 3. Содержание курса «ОБЖ» в 8 классе Вводные уроки. Дорожная безопасность. (1 ч.) Пожарная безопасность (1 ч.) Раздел №1 Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного Безопасность и защита человека характера. Глава №1 Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (4 ч) Неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей. Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастрофы. Глава №2. Пожары и взрывы (5 ч) Условия возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. Глава №3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 ч) Химические вещества и опасные объекты. Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ. Глава №4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 ч). Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующие излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Правила населения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. Глава № 5. Гидродинамические аварии (3 ч) Причины и виды гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. Глава №6. Нарушение экологического равновесия.(6 ч) Экология и экологическая безопасность. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ ПДКА. Краткая характеристика обстановки в России Раздел №2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения Глава №7. Безопасное поведение на улицах и дорогах. (5 ч). Правила для велосипедистов. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Самозащита в общественном транспорте. Экстремальные ситуации аварийного характера. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по ОБЖ для 8 класса к учебнику М. П. Фролова (34 часа) Разделы / темы Вводные уроки Дорожная безопасность. Пожарная безопасность Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера Глава 2. Пожары и взрывы Кол -во час. 1 1 4 5 Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ Глава 5. Гидродинамические аварии 5 Глава 6. Нарушение экологического равновесия Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах 6 4 3 5 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила, принципы дисциплины и самоорганизации; Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека) создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее) 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по ОБЖ для 8 класса к учебнику М. П. Фролова (34 часа) № Тема урока План.сроки Скоррект.сроки урока 1 Вводные уроки. Дорожная безопасность. 2 Пожарная безопасность Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера 3 4 5 6 Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их источники Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. Обобщающий урок. Глава 2. Пожары и взрывы 7 Пожары 8 Взрывы 9 Условия и причины возникновения пожаров и взрывов Последствия пожаров и взрывов 10 11 Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ 12 Опасные химические вещества и объекты 13 Характеристика ахов и их поражающих факторов 14 Причины и последствия аварий на химически опасных объектах Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО Первая помощь пострадавшим от АХОВ 15 16 Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ 17 Радиоактивность и радиационные опасные объекты 18 Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты 19 Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности Глава 5. Гидродинамические аварии 20 21 22 23 Гидродинамические аварии и гидродинамические сооружения Последствия гидродинамических аварий Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий Глава 6. Нарушение экологического равновесия 24 Экология и экологическая безопасность 25 Биосфера и человек 26 Загрязнение атмосферы 27 Загрязнения почв 28 Загрязнения природных вод Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах 29 30 Правила для велосипедистов. 31 32 Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель – главный участник дорожного движения 33 Проезд перекрёстка 34 Экстремальные ситуации аварийного характера