1.Пояснительная записка Рабочая программа по музыке на 2021/22 учебный год для обучающихся 2-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Е.Д Критской по музыке для 2-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение музыки во 2 классе направлено на достижение следующих целей: Цель массового музыкального образования и воспитания — формированиемузыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников: - воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; - воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; - развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; - накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационнообразного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа год (1 часа в неделю) 2.Планируемые результаты освоения курса «Музыка» в 1 классе Реализация программы по музыке во 2-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: - отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Предметные резултаты: -отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Метапредметные результаты: - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). 3. Содержание курса «Музыка» во 2 классе Тема I. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений выполнение проектов, написание эссе и докладов.. Тема II. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. ее Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. ее Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений выполнение проектов, написание эссе и докладов.. Тема III. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по Музыке для 2 класса к учебнику «Музыка» Е.Д. Критской (34 часа) Разделы Количество часов Раздел I. 3 ч. Россия-Родина моя Раздел II. День, полный событий (6 часов) Раздел III. Основные закономерности музыкального искусства. Раздел IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 6 ч. 7 ч. 3 ч. Раздел V. В музыкальном театре (5 часов) 5 ч. Раздел VI. В концертном зале (5 часов) 5 ч. Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Воспитание интереса, эмоциональноценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) 5 ч. дисциплины и самоорганизации; Уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по музыке для 2 класса к учебнику Е.Д. Критской (34 часа) № Разделы. Темы п/п План.сроки Скоррект. сроки Раздел 1. Россия-Родина моя (3 часа) 1 2 Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Музыкальные образы родного края. 3 Гимн России. Раздел II. День, полный событий (6 часов) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Обобщение по теме: День, полный событий. Раздел III. Основные закономерности музыкального искусства.( 7 часов.) Великий колокольный звон. Звучащие картины. Русские народные инструменты. Звучащие картины. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике. Обобщение по теме: О России петь что стремиться в храм. Раздел IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны… Вороний праздник. Раздел V. В музыкальном театре (5 часов) Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Опера «Руслан и Людмила». Сцены 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 из оперы. Увертюра. Финал. Раздел VI. В концертном зале (5 часов) Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». Сюжет, тема, тембр. Инструменты симфонического оркестра. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра. Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это– Бах. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Итоговый урок «Мелодия - душа