1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Информатика. 7-9 классы: примерная рабочая программа. / И.Г. Семакин и др. – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2016. – 38 с. / Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы. Составитель: М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 576 с. – (Программы и планирование). Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русаковой, Л. В. Шестаковой «Информатика. 7-9 классы» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования. В 2021-2022учебном году на курс «Инфрматика» в 9 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для решения учебных и познавательных задач Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции) Предметные результаты освоения информатики: Сформированность информационной и алгоритмической культуры Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической. Сформированность знаний о логических значениях и операциях Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 3. Содержание курса Раздел 1. Управление и алгоритмы (12 ч.) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Раздел 2.Введение в программирование (17 ч.) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Раздел 3. Информационные технологии и общество (4 ч.) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Раздел 4. Итоговое повторение (1 ч.) Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. 4.Тематическое планирование № п/п Тема (раздел) программы Количес тво часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания 1. Управление и алгоритмы 12 Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения 2. Введение в программирование 17 Организация групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими учащимися. 3. Информационные технологии 4 и общество Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений 4. Итоговое повторение 1 Применение на уроках интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. ВСЕГО: 34 5. Календарное-тематическое планирование курса Информатики в 9 классе Учебник: И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой «Информатика» 9 класс 34 часа - 1 час в неделю № п/п Дата проведения план Тема урока факт Количество часов Контроль Вводное повторение. (2 ч) 1 05.09 2 12.09 Техника безопасности на уроках информатики. Вводное повторение. Контрольная работа (входной контроль). 1 1 КР Глава I. Управление и алгоритмы. (10 ч) 3 19.09 4 26.09 Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов. ПР № 1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Инструктаж по ТБ. 1 1 ПР 5 03.10 6 10.10 7 17.10 8 24.10 9 31.10 10 14.11 11 21.11 Графический учебный исполнитель. ПР № 2 «Составление линейных алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ. Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Работа с учебным исполнителем алгоритмов. ПР № 3 «Использование вспомогательных алгоритмов». Инструктаж по ТБ. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. Разработка циклических алгоритмов. ПР № 4 «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ. Ветвления. Использование двухшаговой детализации. ПР № 5 «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. ПР № 6 «Составление алгоритмов со сложной структурой». Инструктаж по ТБ. 1 1 1 12 28.11 13 05.12 14 12.12 15 19.12 ПР 1 1 ПР 1 ПР 1 ПР Глава II. Введение в программирование. (17ч) Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. Линейные вычислительные алгоритмы. Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. ПР 1 1 1 1 16 26.12 17 16.01 18 23.01 19 30.01 20 06.02 21 13.02 22 20.02 23 27.02 24 05.03 25 12.03 26 19. 03 27 02.04 28 09.04 29 16.04 Контрольная работа за 1 полугодие. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. ПР № 7 «Программирование на Паскале линейных алгоритмов». Инструктаж по ТБ. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Оператор ветвления. Логические операции на Паскале. ПР № 8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». Инструктаж по ТБ. Циклы на языке Паскаль. ПР № 9 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Инструктаж по ТБ. Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач. Одномерные массивы в Паскале. ПР № 10 «Разработка программ обработки одномерных массивов». Инструктаж по ТБ. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве. ПР № 11 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве». Инструктаж по ТБ. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов. Сортировка массива. ПР № 12 «Составление программы на Паскале сортировки массива». Инструктаж по ТБ. Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера». 1 КР 1 ПР 1 1 ПР 1 1 ПР 1 1 1 ПР 1 1 ПР 1 1 ПР 1 КР Глава III. Информационные технологии и общество. (4 ч) 30 23.04 31 30.04 32 07.05 33 14.05 Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. Социальная информатика: информационные ресурсы информационного общества. Проблемы формирования информационного общества. Социальная информатика: информационная безопасность. Итоговая контрольная работа. 1 1 1 1 Итоговое повторение курса информатики 9 класса. (1 ч) 34 21.05 Повторение. Информационные технологии и общество. Управление и алгоритмы. Программирование на Паскале. 1 КР