1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Информатика. 7-9 классы: примерная рабочая
программа. / И.Г. Семакин и др. – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2016. – 38 с. /
Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы. Составитель: М. Н.
Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 576 с. – (Программы и планирование).
Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия
учебников И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русаковой, Л. В. Шестаковой «Информатика.
7-9 классы» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к
результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и
психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.
В 2021-2022учебном году на курс «Инфрматика» в 9 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие личностные результаты:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие метапредметные результаты:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и
схемы для решения учебных и познавательных задач
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТкомпетенции)
Предметные результаты освоения информатики:
Сформированность информационной и алгоритмической культуры
Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации
Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
Сформированность знаний о логических значениях и операциях
Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков
программирования
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
3. Содержание курса
Раздел 1. Управление и алгоритмы (12 ч.)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление
алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур,
подпрограмм).
Раздел 2.Введение в программирование (17 ч.)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и
вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных
операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных –
массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль;
ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Раздел 3. Информационные технологии и общество (4 ч.)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об
информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые
нормы в информационной сфере.
Раздел 4. Итоговое повторение (1 ч.)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых документов.
4.Тематическое планирование
№
п/п
Тема (раздел) программы
Количес
тво
часов
Задачи воспитания, решаемые через
использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
1.
Управление и алгоритмы
12
Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
2.
Введение в программирование
17
Организация групповой работы или работы
в парах, которые учат командной работе и
взаимодействию с другими учащимися.
3.
Информационные технологии 4
и общество
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений
4.
Итоговое повторение
1
Применение на уроках интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
ВСЕГО:
34
5. Календарное-тематическое планирование курса Информатики в
9 классе
Учебник: И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой «Информатика» 9
класс
34 часа - 1 час в неделю
№
п/п
Дата проведения
план
Тема урока
факт
Количество
часов
Контроль
Вводное повторение. (2 ч)
1
05.09
2
12.09
Техника безопасности на уроках
информатики.
Вводное
повторение.
Контрольная работа (входной
контроль).
1
1
КР
Глава I. Управление и алгоритмы. (10 ч)
3
19.09
4
26.09
Кибернетическая
модель
управления. Управление без
обратной связи и с обратной
связью.
Понятие
алгоритма
и
его
свойства.
Исполнитель
алгоритмов. ПР № 1 «Работа с
учебным
исполнителем
алгоритмов». Инструктаж по ТБ.
1
1
ПР
5
03.10
6
10.10
7
17.10
8
24.10
9
31.10
10
14.11
11
21.11
Графический
учебный
исполнитель.
ПР
№
2
«Составление
линейных
алгоритмов
управления
исполнителем». Инструктаж по
ТБ.
Вспомогательные
алгоритмы.
Метод
последовательной
детализации и сборочный метод.
Работа с учебным исполнителем
алгоритмов.
ПР
№
3
«Использование
вспомогательных алгоритмов».
Инструктаж по ТБ.
Язык блок-схем. Использование
циклов с предусловием.
Разработка
циклических
алгоритмов.
ПР
№
4
«Составление
циклических
алгоритмов
управления
исполнителем». Инструктаж по
ТБ.
Ветвления.
Использование
двухшаговой детализации. ПР №
5
«Составление
ветвящихся
алгоритмов
управления
исполнителем». Инструктаж по
ТБ.
Использование
метода
последовательной
детализации
для построения алгоритма. ПР №
6 «Составление алгоритмов со
сложной
структурой».
Инструктаж по ТБ.
1
1
1
12
28.11
13
05.12
14
12.12
15
19.12
ПР
1
1
ПР
1
ПР
1
ПР
Глава II. Введение в программирование. (17ч)
Понятие о программировании.
Алгоритмы
работы
с
величинами:
константы,
переменные, основные типы,
присваивание, ввод и вывод
данных.
Линейные
вычислительные
алгоритмы.
Построение блок-схем линейных
вычислительных алгоритмов.
Возникновение и назначение
языка
Паскаль.
Структура
программы на языке Паскаль.
Операторы
ввода,
вывода,
присваивания.
ПР
1
1
1
1
16
26.12
17
16.01
18
23.01
19
30.01
20
06.02
21
13.02
22
20.02
23
27.02
24
05.03
25
12.03
26
19. 03
27
02.04
28
09.04
29
16.04
Контрольная
работа
за
1
полугодие.
Работа с готовыми программами
на языке Паскаль: отладка,
выполнение, тестирование. ПР №
7 «Программирование на Паскале
линейных
алгоритмов».
Инструктаж по ТБ.
Алгоритмы
с
ветвящейся
структурой. Оператор ветвления.
Логические операции на Паскале.
ПР № 8 «Разработка программы
на
языке
Паскаль
с
использованием
оператора
ветвления
и
логических
операций». Инструктаж по ТБ.
Циклы на языке Паскаль.
ПР № 9 «Разработка программ c
использованием
цикла
с
предусловием». Инструктаж по
ТБ.
Сочетание циклов и ветвлений.
Алгоритм
Евклида.
Использование
алгоритма
Евклида при решении задач.
Одномерные массивы в Паскале.
ПР № 10 «Разработка программ
обработки
одномерных
массивов». Инструктаж по ТБ.
Понятие
случайного
числа.
Датчик случайных чисел в
Паскале. Поиск чисел в массиве.
ПР № 11 «Разработка программы
поиска
числа
в
случайно
сформированном
массиве».
Инструктаж по ТБ.
Поиск
наибольшего
и
наименьшего элементов массива.
Составление программы
на Паскале поиска минимального
и максимального элементов.
Сортировка массива. ПР № 12
«Составление программы на
Паскале сортировки массива».
Инструктаж по ТБ.
Контрольная работа по теме
«Программное
управление
работой компьютера».
1
КР
1
ПР
1
1
ПР
1
1
ПР
1
1
1
ПР
1
1
ПР
1
1
ПР
1
КР
Глава III. Информационные технологии и общество. (4 ч)
30
23.04
31
30.04
32
07.05
33
14.05
Предыстория
информатики.
История
ЭВМ.
История
программного обеспечения и
ИКТ.
Социальная
информатика:
информационные
ресурсы
информационного
общества.
Проблемы
формирования
информационного общества.
Социальная
информатика:
информационная безопасность.
Итоговая контрольная работа.
1
1
1
1
Итоговое повторение курса информатики 9 класса. (1 ч)
34
21.05
Повторение. Информационные
технологии
и
общество.
Управление
и
алгоритмы.
Программирование на Паскале.
1
КР