1. Пояснительная записка Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; • примерная программа основного общего образования по информатике; • авторская программа по информатике И.Г. Семакина; • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; • учебный план Турунтаевской средней общеобразовательной школы №1. Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического комплекса: • Учебник «Информатика» для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. • Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (в 4-х частях) /Семакин И. Г., Ромашкина Т. В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. • Электронное приложение к учебнику 8 класса в авторской мастерской И.Г.Семакина на сайте Бином: http://metodist.lbz.rU/authors/informatika/3/ В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school- collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru). Изучение информатики в 8 классе направлено на достижение следующих целей: • обновление требований к уровню подготовки школьников в системе информационного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта-переход от суммы «предметных результатов» к «метапредметным результатам» • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. В 2021-2022учебном году на курс «Информатика» в 8 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «Информатика» в 8 классе. В ходе реализации рабочей программы у учащихся буду сформированы следующие планируемые результаты: Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются: • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции). • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются: • умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ (в том числе в форме блоксхем) • умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; • умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; • умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями • программ и сервисами; • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. • умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; • умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами • информационных и коммуникационных технологий; 3. Содержание учебного предмета Тема 1. Техника безопасности. Передача информации в компьютерных сетях (6 ч). Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. Тема 2. Информационное моделирование (5 ч) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных (9 ч) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Тема 4. Табличные вычисления на компьютере (11 ч) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Тема 5. Резерв (3 ч). 4. Тематическое планирование к рабочей программе по информатики для 8 класса к учебнику И.Г Семакин (34 часа). Разделы / темы Количество часов 6 Тема 1. Ведение. Техника безопасности. Передача информации в компьютерных сетях. Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. 5 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Тема 3. Хранение и обработка 9 информации в базах данных. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога. Тема 2. Информационное моделирование. Тема4.Табличные вычисления на компьютере. 11 Тема 5. Резерв 3 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по информатики для 8 класса к учебнику И.Г. Семакин(34 часа). № Тема урока урока План. сроки Скоррект. сроки Тема 1. Ведение. Техника безопасности. Передача информации в компьютерных сетях Введение. Техника безопасности. Как устроена компьютерная сеть. 2 Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети. Входная 3 контрольная работа Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. 4 Формирование простых запросов. 5 Способы поиска в Интернете. 6 Контрольное тестирование. Тема 2. Информационное моделирование. 7 Что такое моделирование. 8 Графические информационные модели. 9 Табличные модели. 10 Информационное моделирование на компьютере. Работа с информационной моделью. Контрольное 11 тестирование. Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных. 12 Основные понятия. 13 Что такое система управления базами данных. 14 Создание и заполнение баз данных. Знакомство с СУБД. Создание и редактирован ие базы 15 данных. Основы 16 логики: логические величины и формулы. 17 Условия выбора и простые логические выражения. 18 Условия выбора и сложные логические выражения. 19 Сортировка, удаление и добавление записей. 20 Контрольное тестирование. Тема 4.Табличные вычисления на компьютере 21 История чисел и систем счисления. 22 Перевод чисел и двоичная арифметика. 23 Числа в памяти компьютера. 24 Что такое электронная таблица. 25 Правила заполнения таблицы. 26 Работа с диапазонами. Относительна я адресация. 27 Деловая графика. Условная функция. 28 Логические функции и абсолютные адреса. 29 Электронные таблицы и математическое моделирование. 30 Пример имитационно й модели. 31 Контрольное тестирование. Тема 5. Резерв 32-34 Резерв (Повторение). 1