I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией авторского коллектива под
руководством И.Н. Пономаревой (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» М.: Вентана-Граф, 2017.) по биологии. Для реализации программы используются пособия из
УМК для педагога и обучающихся. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.
Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под
редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Основные цели изучения биологии в 5 классе:
• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы в их взаимосвязи;
• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и
измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе,
формирование навыков природосообразного поведения в окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни, безопасного поведения в окружающей среде.
В 2021-2022учебном году на курс «Биология» в 6 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
II. Планируемые результаты освоения курса «Биология» в 5 классе.
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить
наблюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять
их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, природных сообществах, среде обитания, получаемую из разных
источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия
деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, работы с определителями растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной
формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;
• проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в виде
рисунков, схем, таблиц;
• составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить
микропрепараты;
• выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых
организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение);
• обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
• участвовать в групповой работе;
• составлять план работы и план ответа;
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
• оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметные результаты обучения освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития
для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование
первоначальных
систематизированных
представлений
о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и
человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и
животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
формирование о значении биологических наук в решении локальных и глобальных
экологических проблем;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
Метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).
Личностные результаты обучения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий с учетом устойчивых
познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
III. Содержание курса «Биология» в 5 классе.
Биология: 5 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, И.В. Николаев
(34 ч, из них 1 ч – резервное время)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч.)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Отличительные признаки живых организмов. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Многообразие
клеток. Особенности химического состава живы организмов: неорганические и органические
вещества, их роль в организме. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления
продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов.
Размножение.
Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».
Демонстрация
Обнаружение воды в живых организмах;
Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч.)
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии
– возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль
бактерий в природе и в жизни человека. Растения. Многообразие растений. Значение
растений в природе и в жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в
природе и в жизни человека. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни
человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приемы оказания первой помощи при отравлении
грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека. Роль биологического
разнообразия в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением растения».
Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».
Демонстрация
Гербарии различных групп растений.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических
объектов;
основные признаки представителей царств живой природы;
Учащиеся должны уметь:
определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на
организмы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.
Приспособления к различным средам обитания.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами.
Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч.)
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда
обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистеме.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на
природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и
животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих
товарищей.
IV. Тематическое планирование к рабочей программе
по биологии для 5 класса к учебнику Пономаревой И.Н.
№ п/п
Название раздела
Количество
часов
1.
Биология – наука о живом мире
9
Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета с учетом
рабочей
программы
воспитания
побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
(учителями)
и
сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
2.
Многообразие живых организмов 11
привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,
применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
- дискуссий, которые дают
учащимся
возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
3.
Жизнь организмов на планете 8
Земля
организация работы учащихся
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней
отношения;
4.
Человек на планете Земля
5
привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,
Резерв
1
34 ч
Итого:
Лабораторные работы:
1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
2. «Знакомство с клетками растений».
3. «Знакомство с внешним строением растения».
4. «Наблюдение за передвижением животных».
V. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
По биологии для 6 класса к учебнику И.Н.Пономаревой (34 часа)
№
Тема урока
План.
Скоррект.сроки
урока
сроки
Раздел 1. Биология – наука о живом мире (9 часов).
1
02.09 – 06.09
Наука о живой природе
2
09.09 – 13.09
Свойства живого
3
16.09 – 20.09
Методы изучения природы
Увеличительные приборы. Лабораторная
23.09 – 27.09
работа №1 «Изучение устройства
4
увеличительных приборов»
30.09 – 04.10
Строение клетки. Ткани. Лабораторная
5
6
7
работа №2 «Знакомство с клетками
растений»
Химический состав клетки
Процессы жизнедеятельности клетки
8
Великие естествоиспытатели
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
07.10 – 11.10
14.10 – 18.10
21.10 – 25.10
Обобщение и систематизация знаний по
04.11 – 08.11
теме: «Биология – наука о живом мире»
Раздел 2. Многообразие живых организмов (11 часов).
11.11 – 15.11
Царства живой природы
18.11 – 22.11
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Значение бактерий в природе и для человека 25.11 – 29.11
02.12 – 06.12
Растения
Лабораторная работа №3 «Знакомство с
09.12 – 13.12
внешним строением растений»
Животные. Лабораторная работа № 4
16.12 – 20.12
«Наблюдение за передвижением
животных»
23.12 – 27.12
Грибы
13.01 – 17.01
Многообразие и значение грибов
20.01 – 24.01
Лишайники
Значение живых организмов в природе и
27.01 – 31.01
жизни человека
Обобщающий урок по теме: «Многообразие 03.02 – 07.02
живых организмов»
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов).
10.02 – 14.02
Среды жизни планеты Земля
17.02 – 21.02
Экологические факторы среды
Приспособления организмов к жизни в
24.02 – 28.02
природе
02.03 – 06.03
Природные сообщества
09.03 – 13.03
Природные зоны России
16.03 – 20.03
Жизнь организмов на разных материках
30.03 – 03.04
Жизнь организмов в морях и океанах
06.04 – 10.04
Обобщающий урок по теме: «Жизнь
организмов на планете Земля»
Раздел 4. Человек на планете Земля (5 часов).
13.04 – 17.0
Как появился человек на Земле
20.04 – 24.04
Как человек изменял природу
27.04 – 01.05
Важность охраны живого мира планеты
04.05 – 08.05
Сохраним богатство живого мира
Обобщение и систематизация знаний по
11.05 – 15.05
теме: «Человек на планете Земля»
18.05 – 22.05
Резерв