I.Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» М.: Вентана-Граф, 2017.) по биологии. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019. Основные цели изучения биологии в 5 классе: • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы в их взаимосвязи; • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, формирование навыков природосообразного поведения в окружающей среде; • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в окружающей среде. В 2021-2022учебном году на курс «Биология» в 6 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. II. Планируемые результаты освоения курса «Биология» в 5 классе. Ученик научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе. Ученик получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, работы с определителями растений; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; • проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц; • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты; • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой; • участвовать в групповой работе; • составлять план работы и план ответа; • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Предметные результаты обучения освоения биологии в основной школе являются: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; формирование о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем; освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий (ИКТ-компетенции). Личностные результаты обучения: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учетом устойчивых познавательных интересов; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; освоение социальных норм и правил поведения; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. III. Содержание курса «Биология» в 5 классе. Биология: 5 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, И.В. Николаев (34 ч, из них 1 ч – резервное время) Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч.) Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Отличительные признаки живых организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Особенности химического состава живы организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов». Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений». Демонстрация Обнаружение воды в живых организмах; Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах; Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах. Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры. Метапредметные: Учащиеся должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разумные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи. Предметные: Учащиеся должны знать: основные признаки живой природы; устройство светового микроскопа; основные органоиды клетки; основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки; ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать методы биологических исследований; работать с лупой и световым микроскопом; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч.) Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и в жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приемы оказания первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека. Роль биологического разнообразия в природе и в жизни человека. Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением растения». Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных». Демонстрация Гербарии различных групп растений. Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; формирование основ экологической культуры; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; Метапредметные: Учащиеся должны уметь: проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты. Предметные: Учащиеся должны знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы; Учащиеся должны уметь: определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.) Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Приспособления к различным средам обитания. Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; Метапредметные: Учащиеся должны уметь: находить и использовать причинно-следственные связи; строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Предметные: Учащиеся должны знать: основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь: сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч.) Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистеме. Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; Метапредметные: Учащиеся должны уметь: работать в соответствии с поставленной задачей; составлять простой и сложный план текста; участвовать в совместной деятельности; работать с текстом параграфа и его компонентами; узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Предметные: Учащиеся должны знать: предков человека, их характерные черты, образ жизни; основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. IV. Тематическое планирование к рабочей программе по биологии для 5 класса к учебнику Пономаревой И.Н. № п/п Название раздела Количество часов 1. Биология – наука о живом мире 9 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 2. Многообразие живых организмов 11 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; 3. Жизнь организмов на планете 8 Земля организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 4. Человек на планете Земля 5 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, Резерв 1 34 ч Итого: Лабораторные работы: 1. «Изучение устройства увеличительных приборов». 2. «Знакомство с клетками растений». 3. «Знакомство с внешним строением растения». 4. «Наблюдение за передвижением животных». V. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе По биологии для 6 класса к учебнику И.Н.Пономаревой (34 часа) № Тема урока План. Скоррект.сроки урока сроки Раздел 1. Биология – наука о живом мире (9 часов). 1 02.09 – 06.09 Наука о живой природе 2 09.09 – 13.09 Свойства живого 3 16.09 – 20.09 Методы изучения природы Увеличительные приборы. Лабораторная 23.09 – 27.09 работа №1 «Изучение устройства 4 увеличительных приборов» 30.09 – 04.10 Строение клетки. Ткани. Лабораторная 5 6 7 работа №2 «Знакомство с клетками растений» Химический состав клетки Процессы жизнедеятельности клетки 8 Великие естествоиспытатели 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 07.10 – 11.10 14.10 – 18.10 21.10 – 25.10 Обобщение и систематизация знаний по 04.11 – 08.11 теме: «Биология – наука о живом мире» Раздел 2. Многообразие живых организмов (11 часов). 11.11 – 15.11 Царства живой природы 18.11 – 22.11 Бактерии: строение и жизнедеятельность Значение бактерий в природе и для человека 25.11 – 29.11 02.12 – 06.12 Растения Лабораторная работа №3 «Знакомство с 09.12 – 13.12 внешним строением растений» Животные. Лабораторная работа № 4 16.12 – 20.12 «Наблюдение за передвижением животных» 23.12 – 27.12 Грибы 13.01 – 17.01 Многообразие и значение грибов 20.01 – 24.01 Лишайники Значение живых организмов в природе и 27.01 – 31.01 жизни человека Обобщающий урок по теме: «Многообразие 03.02 – 07.02 живых организмов» Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов). 10.02 – 14.02 Среды жизни планеты Земля 17.02 – 21.02 Экологические факторы среды Приспособления организмов к жизни в 24.02 – 28.02 природе 02.03 – 06.03 Природные сообщества 09.03 – 13.03 Природные зоны России 16.03 – 20.03 Жизнь организмов на разных материках 30.03 – 03.04 Жизнь организмов в морях и океанах 06.04 – 10.04 Обобщающий урок по теме: «Жизнь организмов на планете Земля» Раздел 4. Человек на планете Земля (5 часов). 13.04 – 17.0 Как появился человек на Земле 20.04 – 24.04 Как человек изменял природу 27.04 – 01.05 Важность охраны живого мира планеты 04.05 – 08.05 Сохраним богатство живого мира Обобщение и систематизация знаний по 11.05 – 15.05 теме: «Человек на планете Земля» 18.05 – 22.05 Резерв