1.Пояснительная записка Рабочая программа по технологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко по технологии для 8-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение технологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности; • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности; • становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности; • приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности; • формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства; • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; • приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. В учебном плане МОУ «Турунтаевская СОШ №1» на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Технология» в 8 классе выделено 1 час в неделю, из часов для обязательного изучения, всего 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В ходе реализации рабочей программы по технологии у учащихся будут сформированы следующие планируемые результаты: Личностные: • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни; • сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств; • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; • участие в общественной жизни на уровне школы и социума. Метапредметные: Регулятивные УУД: • умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения; • формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления; • умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. Познавательные УУД • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; • умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • умение обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом; • умение работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Коммуникативные УУД: • умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка; • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом; • способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предметные: Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: В познавательной сфере: • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: • планирование технологического процесса и процесса труда; • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда; • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов; • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; • соблюдение трудовой и технологической дисциплины; • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; • документирование результатов труда и проектной деятельности; • расчет себестоимости продукта труда: • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. В мотивационной сфере: • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; • осознание ответственности за качество результатов труда; • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда; • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; • публичная презентация и зашита проекта изделия, продукта труда или услуги; • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. В физиолого - психологической сфере: • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований; • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. Средством достижения предметных результатов служит содержание учебного материала, и прежде всего продуктивные практические задания и работы, проектная и учебноисследовательская деятельность учащихся, интерактивные формы проведения занятий. 3. Содержание изучаемого курса. Тема 1. Творческая и проектная деятельность – 7ч. Проектирование как сфера профессиональной деятельности Тема 2. Семейная экономика. Технология домашнего хозяйства- 7 ч. Бюджет семьи. Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса. Инженерные коммуникации в доме. Водопровод и канализация: типичные неисправности, простейший ремонт. Современные тенденции развития бытовой техники. Современные ручные электроинструменты. Тема 3. Основы электротехники и радиоэлектроники – 15 ч. Электрический ток и его использование. Принципиальные и монтажные электрические схемы. Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы. Правила безопасности при электротехнических работах. Электрические провода. Монтаж электрической цепи. Электромагниты и их применение. Электроосветительные приборы. Бытовые электронагревательные приборы. Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Двигатели постоянного тока. Электроэнергетика будущего. Электромагнитные волны и передача информации. Цифровые приборы. Тема 4. Профессиональное самоопределение – 5 ч. Сферы производства и разделение труда. Технология профессионального выбора. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Пример творческого проекта «Мой профессиональный выбор». 4. Тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 8 класса к учебнику А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко (34 часа) Разделы / темы Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Тема 1. Творческая и проектная деятельность 7 Тема 2. Семейная экономика. Технология домашнего хозяйства 7 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Тема 3. Основы электротехники и радиоэлектроники 15 Тема 4. Профессиональное самоопределение 5 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, а также к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 7 класса к учебнику А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко (34 часа) № урока Тема урока План.сроки Скоррект. сроки Творческая и проектная деятельность – 1 ч. 1 Проектирование как сфера профессиональной деятельности Семейная экономика. Технология домашнего хозяйства- 7 ч. 2 Бюджет семьи. 3 Технология совершения покупок. 4 Технология ведения бизнеса. 5 Инженерные коммуникации в доме. 6 Водопровод и канализация: типичные неисправности, простейший ремонт. Современные тенденции развития бытовой техники. 7 8 Современные ручные электроинструменты. Основы электротехники и радиоэлектроники – 15 ч. 9 Электрический ток и его использование. 10 Принципиальные и монтажные электрические схемы. 11 Потребители и источники электроэнергии 12 14 Электроизмерительные приборы. Правила безопасности при электротехнических работах. Электрические провода. 15 Монтаж электрической цепи. 13 16 Электромагниты и их применение 17 Электроосветительные приборы. 18 Бытовые электронагревательные приборы. 19 Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами. 20 Двигатели постоянного тока. 21 Электроэнергетика будущего. 22 Электромагнитные волны и передача информации 23 Цифровые приборы Профессиональное самоопределение – 5 ч. 24 Сферы производства и разделение труда. 25 Технология профессионального выбора. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Пример творческого проекта «Мой профессиональный выбор» 26 27 28 Творческая проектная деятельность – 6 ч. 29 Знакомство с банком объектов творческих проектов. 30 Выбор темы собственного проекта. Консультация по выбранной теме. 31 Подготовка презентации проекта 32-34 Защита проекта.