1. Пояснительная записка. Рабочая программа по технологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко по технологии для 5-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение технологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей: освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. В учебном плане МОУ «Турунтаевская СОШ №1» на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Технология» в 6 классе выделено 2 часа в неделю, из часов для обязательного изучения, всего 68 часов в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В ходе реализации рабочей программы по технологии в 6 классе у учащихся будут сформированы следующие планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные. Личностные: • проявление познавательных интересов и активности в данной области; • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; Метапредметными: • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности; • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники; • умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук; • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда; • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; Предметные: в познавательной сфере: • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда; • распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства». • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда; в мотивационной сфере: • оценивание своей способности и готовности к труду; • осознание ответственности за качество результатов труда; • наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ; • стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов; в трудовой сфере: • планирование технологического процесса; • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности; • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены; • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов; в физиолого-психологической сфере: • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований; • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; в эстетической сфере: • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; • моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»; • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; в коммуникативной сфере: • формирование рабочей группы для выполнения проекта; • публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда; • разработка вариантов 3. Содержание учебного предмета «Технология» Тема 1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов. (24 часа) Вводное занятие. Правила техники безопасности. Требования к творческому проекту. Заготовка древесины, пороки древесины. Свойства древесины. Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей. Технология соединения брусков из древесины. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Устройство токарного станка по обработке древесины. Технология обработки древесины на токарном станке. Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. Тема 2. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. (6 часов) Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения. Элементы машиноведения. Составные части машин. Тема 3. Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. (18 часов) Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Технология изготовления изделий из сортового проката. Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла. Опиливание заготовок из металла и пластмассы. Отделка изделий из металла и пластмассы. Тема 4. Технология домашнего хозяйства. (8 часов) Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель. Основные технологии штукатурных работ. Основные технологии оклейки помещений обоями. Простейший ремонт сантехнического оборудования. Тема 5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности. (12 часов) Творческий проект. Понятие о техническом проектировании. Применение ПК при проектировании изделия. Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Основные виды проектной документации. Правила безопасности труда при выполнении творческого проекта. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 6 класса к учебнику А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко (68 часов) Разделы / темы Количество часов Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 24 Тема 2. Технологии художественно-прикладной обработки материалов 6 Тема 3. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов 18 Тема 4. Технологии домашнего хозяйства 8ч Тема 5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности 12ч Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, а также к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 6 класса к учебнику А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко (68 часов) № урока Тема урока План.сроки Скоррект.срок и Технология ручной обработки древесины и древесных материалов. 1-2 3-4 5-6 Вводное занятие. Правила техники безопасности. Требования к творческому проекту. Заготовка древесины, пороки древесины. Свойства древесины. Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. 9-10 Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей. 11-12 Технология соединения брусков из древесины. 13-16 Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. 17-18 Устройство токарного станка по обработке древесины. 19-22 Технология обработки древесины на токарном станке. 23-24 Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. 7-8 25-26 27-28 29-30 Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения. Элементы машиноведения. Составные части машин. Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. 31-32 33-34 Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 Чертежи деталей из сортового проката. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Технология изготовления изделий из сортового проката. Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла. Опиливание заготовок из металла и пластмассы. 47-48 Отделка изделий из металла и пластмассы. Технология домашнего хозяйства. 45-46 Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель. 51-52 Основные технологии штукатурных работ. 53-54 Основные технологии оклейки помещений обоями. 55-56 Простейший ремонт сантехнического оборудования. Технологии исследовательской и опытнической деятельности. 49-50 57-58 59-60 61-62 63-64 65-68 Творческий проект. Понятие о техническом проектировании. Применение ПК при проектировании изделия. Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Основные виды проектной документации. Правила безопасности труда при выполнении творческого проекта.