1. Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, Н.В. Синица по технологии для 8-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение технологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостного представления о техносфере. - приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования. - подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования и своего места в мире профессий. - воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. В 2021-2022учебном году на курс «Технологии» в 8 классе в учебном плане школы отводится 1час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2.Планируемые результаты освоения учебного курса «Технологии». Реализация программы по технологии в 8-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: личностных, метапредметных, предметных. Личностные: проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности; оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России; планирование образовательной и профессиональной карьеры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда. Метапредметные: планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. В мотивационной сфере. оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; выраженная готовность к труду в сфере материального производства; согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: моделирование художественного оформления объекта труда; разработка варианта рекламы выполненного технического объекта; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов; публичная презентация и защита проекта технического изделия; разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы. В психофизической сфере развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 3. Содержание учебного предмета "Технология" Раздел1. Семейная экономика и основы предпринимательства, использование информационных технологий. (6ч) Домашняя экономика. Функции семьи. Ресурсы семьи. Предпринимательская деятельность. Потребности семьи. Пирамида потребностей. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. Накопления. Сбережения. Трудовые отношения в семье. Права и обязанности членов семьи. Раздел 2. Художественные ремёсла. (8ч) Вышивка как вид народного изобразительного искусства славянского населения. Из истории русской вышивки и западноевропейской вышивки. Вышивка в одежде. Развитие новой региональной этнокультуры. Вышивка в одежде. Развитие новой региональной этнокультуры. Вышивка в технике владимирского шитья. Вышивка в технике белая гладь. Вышивка в технике атласная и штриховая гладь. Вышивка в технике двусторонняя гладь. Вышивка в технике художественная гладь. Раздел 3. Технологии домашнего хозяйства. (2ч) Экология жилища. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилья. Экологические проблемы связанные с утилизацией сточных вод. Водоснабжение и канализация в доме. Раздел 4. Электротехника. (6ч.) Бытовые электроприборы. Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Электронагревательные приборы их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Отопительные приборы. Электрические вытяжные устройства. Электронные приборы телевизоры, плееры, музыкальные центры. Электромонтажные работы. Электротехнические устройства с элементами автоматики. Раздел 5. Современное производство и профессиональное самоопределение. (6ч.) Сферы производства и разделение труда. Понятие о профессии, специальности . Квалификации и компетентности работников. Профессиональное образование. Профессиональная карьера. Региональный рынок труда и его конъюнктура Раздел 6. Технологии исследовательской и опытнической деятельности (6ч.) Проектирование изделий с использованием информационных технологий. Выбор темы проекта . Особенности системы выполнения проекта. Составление технологической последовательности. Составление звездочки обдумывания. Разработка логотипов. Оценка материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Подготовка и защита проекта 4. Тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 8 класса к учебнику В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, Н.В. Синица.(34 часа) Разделы / темы Количество Задачи воспитания, решаемые через часов использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Организация работы учащихся с получаемой 6ч. Раздел1. «Семейная на уроке социально значимой информацией экономика и основы – инициирование ее обсуждения, предпринимательства, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней использование отношения информационных технологий» Раздел2. Художественные ремесла 8ч. Раздел3.Технологии домашнего хозяйства 2ч. Раздел 4. Электротехника 6ч. Раздел 5. Современное производство и профессиональное 6ч. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, а также к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как самоопределение Раздел6. Технологии исследовательской и опытнической деятельности 6ч. основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 8 класса к учебнику В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, Н.В. Синица (34 часа) № урока Раздел, тема урока План. Скоррект. сроки сроки Раздел 6. Исследовательская и созидательная деятельность 1 Вводный инструктаж по технике безопасности. 2 Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта Раздел 1: «Семейная экономика и основы предпринимательства, использование информационных технологий» 3 Домашняя экономика. Функции семьи. 4 Ресурсы семьи. Предпринимательская деятельность. 5 Потребности семьи. Пирамида потребностей. 6 Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. 7 Накопления. Сбережения. Трудовые отношения в семье. Права и обязанности членов семьи. Раздел 6. Исследовательская и созидательная деятельность 8 Творческий проект «Снижение затрат на коммунальные услуги». Раздел 2. Художественные ремесла 10 Вышивка как вид народного изобразительного искусства 9 славянского населения 11 Из истории русской вышивки и западноевропейской вышивки. 12 Вышивка в одежде. Развитие новой региональной этнокультуры 13 Вышивка в технике владимирского шитья 14 Вышивка в технике белая гладь 15 Вышивка в технике атласная и штриховая гладь 16 Вышивка в технике двусторонняя гладь 17 Вышивка в технике художественная гладь Раздел 6. Исследовательская и созидательная деятельность 18 Творческий проект «Панно в технике ручной вышивки». Раздел 3.Технологии домашнего хозяйства 19 Экология жилища. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилья. Приточно-вытяжная система вентиляции в помещении Экологические проблемы связанные с утилизацией сточных вод. Водоснабжение и канализация в доме. Раздел 4. Электротехника 20 21 Бытовые электроприборы. Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту 22 Электронагревательные приборы их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Отопительные приборы 23 Электрические вытяжные устройства 24 Электронные приборы музыкальные центры. 25 Электромонтажные работы. телевизоры, плееры, Электротехнические устройства с элементами автоматики. Раздел 6. Исследовательская и созидательная деятельность 26 27 Творческий проект «Дом будущего». Раздел 5. Современное производство и профессиональное самоопределение 28 Сферы производства и разделение труда 29 Понятие о профессии, специальности . 30 Квалификации и компетентности работников 31 Профессиональное образование. 32 Профессиональная карьера 33 Региональный рынок труда и его конъюнктура Исследовательская и созидательная деятельность 34 Творческий проект «Мой профессиональный выбор»