1. Пояснительная записка Рабочая программа по технологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 1-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакциейЕ.А. Лутцевойпо технологиидля 1-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение технологии в 1 классе направлено на достижение следующих целей: развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторскотехнологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. Задачи: стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления; развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку; формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. В 2021-2022учебном году на курс «Технология» в 1 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год. 2. Планируемые результатыосвоения курса «Технология» в 1 классе Реализация программы по технологии в 1-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: положительно относиться к учению; проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»; принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников; чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя; осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека; с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность; под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Предметными результатами освоения содержания программы по технологии являются: 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Учащийся будет знать (на уровне представлений): – о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; – отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира; – профессиях близких и окружающих людей. Учащийся будет уметь: – обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их); – соблюдать правила гигиены труда. 2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности. Учащийся будет знать: – общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.); – последовательность изготовления несложных изделий, формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием; – клеевой способ соединения; – способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка; – названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими. Учащийся будет уметь: – различать материалы и инструменты по их назначению; – качественно выполнять операции и использовать верные приемы при изготовлении несложных изделий: • экономно размечать по шаблону, сгибанием; • точно резать ножницами; • соединять изделия с помощью клея; • эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; • использовать для сушки плоских изделий пресс; • безопасно работать инструментами (ножницы, иглы) и правильно хранить их; • с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона. 3. Конструирование и моделирование. Учащийся будет знать: – о детали как составной части изделия; – конструкциях разборных и неразборных; – неподвижном клеевом соединении деталей. Учащийся будет уметь: – различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; – конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД. – Принимать цель деятельности на уроке; – проговаривать последовательность действий на уроке; – высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; – готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; – выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; – выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; – совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД. – наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; – сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному; – ориентироваться в материале на страницах учебника; – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); – делать выводы о результате совместной работы всего класса; – преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД. – слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему. 3. Содержание курса «Технология» в 1 классе Тема I. Природная мастерская (8часов). Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем; практическая работа, выполнение репродуктивных и творческих заданий. Тема II. Пластилиновая мастерская (4 часа). Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем; практическая работа, выполнение репродуктивных и творческих заданий. Тема III. Бумажная мастерская (16 часов). Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они? Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем; практическая работа, выполнение репродуктивных и творческих заданий. Тема IV. Текстильная мастерская (5 часов). Мир тканей. Для чего нужны ткани? Иглатруженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем; практическая работа, выполнение репродуктивных и творческих заданий. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 1 класса к учебнику Е.А. Лутцевой (33 часа) Темы Колич ество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Тема 1. Природная мастерская 8 Тема 2. Пластилиновая мастерская Тема 3. Бумажная мастерская 4 Тема 4.Текстильная мастерская 5 16 Побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 1 классак учебнику Е.А. Лутцевой(33 часа) N п/п 1 2. 3 4 5. 6 7. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Темы Природная мастерская. (8ч) Рукотворный и природный мир города и села. (c. 6-7) На земле, на воде и в воздухе. (с.8) Природа и творчество. Природные материалы. (с.9) Листья и фантазии.(с.10) Семена и фантазии. (с.11-13) Композиция из листьев. Что такое композиция? (с.14-15) Орнамент из листьев. Что такое орнамент? (с. 16-17) Природные материалы. Как их соединить? Пластилиновая мастерская. (4ч) Материалы для лепки. Что может пластилин? (с.22-23) В мастерской кондитера. Как работает мастер? (с. 24-25) В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? ( с.26-27) Проект. Аквариум. (с.28-30) Бумажная мастерская. (16ч) Мастерская Деда Мороза и Снегурочки (с.32-33) Проект. Скоро Новый год! (с.34-35) Бумага. Какие у неё есть секреты? (с.36-37) Бумага и картон. Какие секреты у картона? (с.38-39) План сроки Скоррект. сроки 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? (с.40-41) Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? (с.42-43) Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? (с. 4445) Наша родная армия.(с.47-48) Ножницы. Что ты о них знаешь? (с.48-49) Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Проект «Портрет-подарок маме». (с.50-51) Шаблон. Для чего он нужен? (с.52-53) Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? (с.54-55) Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? (с.56-57) Весна. Какие краски у весны? (с. 58-59) Настроение весны. Что такое колорит? (С.60-61) Праздники и традиции весны. Какие они? (С.62-63) Текстильная мастерская. (5ч) Мир тканей. Для чего нужны ткани? ( С.66-67) Игла-труженица. Что умеет игла? ( С. 68-69) Вышивка. Для чего она нужна? ( С.70-71) Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? ( С.72-73) Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.