Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Турунтаевская средняя общеобразовательная школа№1»
Прибайкальского района
Республика Бурятия
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждено»
Директор МОУ «Турунтаевская
СОШ № 1»
Я
/ Л. Л. Карбаинова /
«30» 08
2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Курбатовой Натальи Николаевны, первой категории
(Ф.И.О., категория)
Техническое рисование, 8 класс
(предмет, класс)
2021 - 2022 учебный год
с. Турунтаево
Рабочая программа по Техническому рисованию
для учащихся 8 класса
на 2021-2022 учебный год
учитель Курбатова Н. Н.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании
авторской программы по курсу техническое рисование и черчение для образовательных
учреждений авторы:, допущенной Министерством образования и науки Российской
Федерации, учебника по техническое рисование и черчению (Черчение: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.- 4
е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 221 с: ил.) и обеспечивает обязательный минимум
содержания образования по исусству (раздел «Черчение и графика» согласно приказу
министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2014 г. «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования». Определен обязательный минимум
содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки
выпускников основной школы по разделу «Техническое рисование» «Черчение и графика»
В связи с тем, что большое
количество учащихся по окончании основной школы
продолжают свое обучение в учебных заведениях технической направленности. Имеется
заказ со стороны родителей учеников 8 класса, отводится 34 часа на изучение предмета
«техническое рисование и черчение», т.е. 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 1
год обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «техническое рисование и черчение»
В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС) основного общего
образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты
учебной деятельности обучающихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания
школьников.
Личностные результаты изучения подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического
творчества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- накопление опыта графической деятельности;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности;
3
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку
к
осознанному
профессиональной траектории.
выбору
индивидуальной
образовательной
или
Метапредметными результатами освоения учащимися программы «техническое рисование и
черчение» являются:
Регулятивные УУД:
- формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
- уметь планировать пути достижения намеченных целей;
- уметь
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
- уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения
учебной задачи;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
- ставить цель деятельности на основе
возможностей;
определенной проблемы
и существующих
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
- формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и
ситуациях.
внеучебных
Познавательные УУД:
- формировать и развивать компетентность в области использования информационно
коммуникационных технологий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
4
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, самостоятельно
выбирая основания для указанных логических операций;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения;
- умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать
свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном
монологической и диалогической формами речи;
обсуждении
проблем,
владеть
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты :
в познавательной сфере:
Использование
для
познания окружающего мира различных естественнонаучных
методов: наблюдение, измерение, моделирование, конструирование;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приемы работы с чертежными инструментами
- правила выполнения чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости проекций;
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;
-приводить примеры использования
деятельности человека;
графики
5
в
жизни,
быту
и профессиональной
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями,
справочной литературой;
-выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
в мотивационной сфере:
- формирование представлений о мире профессий;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно - трудовой деятельности;
в коммуникативной сфере:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным
для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач; овладение устной и письменной речью; высказываний;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать
и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами
(циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), достижение необходимой
точности движений при выполнении различных технологических операций при
моделировании;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;
- сочетание образного и логического и пространственного мышления в чертёжной
деятельности.
6
Выпускник научится:
- выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости;
- понимать способы построения несложных аксонометрических изображений;
- осуществлять несложные
предметов и их частей;
преобразования
формы и пространственного
положения
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием;
- приемам основных геометрических построений;
- основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение;
- основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов
- основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
- основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел;
- применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
- узнавать на изображениях соединение деталей;
- характеризовать особенности выполнения строительных чертежей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником.
Содержание учебного предмета «техническое рисование и черчение».
Введение(2 ч)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как
основной графический документ. Из истории чертежа. Современные технологии выполнения
чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись
чертежа. Графическая работа №1«Линии чертежа».
Метод проецирования и графические способы построения изображений (8 ч)
Центральное
и
параллельное
проецирование.
Прямоугольное
(ортогональное)
проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух, и трех взаимно
перпендикулярных
плоскостях
проекции.
Применение
методов
ортогонального
проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Правила оформления чертежа
(форматы,
основная
надпись
на
чертеже,
нанесение
размеров,
масштабы).
7
Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы
построения прямоугольной проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок.
Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали».
Графическая работа №3 «Построение трех видов детали по ее наглядному изображению».
Чтение и выполнение чертежей (8 ч).
Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы
предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение
на чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного
изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы
предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений
(деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения)
Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным»
Графическая работа №6 «Выполнение чертежа детали с сопряжениями»
Сечения и разрезы (8 ч).
Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения
наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение
материалов на чертежах
Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части
вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в
прямоугольной изометрической проекции.
Графическая работа №7 «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями».
Графическая работа №8 «Выполнение разреза в аксонометрии».
Графическая работа № 9 «Чтение чертежей».
Сборочные чертежи (8 ч).
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые,
шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями
изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных,
клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.
Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чтение и выполнение чертежей резьбовых
соединений. Сборочный чертеж. Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных
деталей. Размеры на сборочных чертежах.
8
Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей,
в том числе с элементами конструирования. Элементы конструирования частей несложных
изделий с выполнением фрагментов сборочных единиц.
Графическая работа №10 «Резьбовое соединение».
Графическая работа№ 11 «Задания на конструирование».
6. Чтение строительных чертежей (1ч).
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных
чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на
строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно
технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по техническому рисованию к учебнику Ботвинников (34 часа)
Разделы / темы
Задачи воспитания, решаемые через
использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Количество
часов
Раздел 1. Метод
проецирования и
графические способы
построения изображений
8
Раздел 2. Чтение и
выполнение чертежей
7
Раздел 3. Сечения и
разрезы
8
Раздел 4. Сборочные
чертежи
8
Организация работы учащихся с получаемой на
уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения
Создание благоприятных условий для развития
у подростков социально значимых ценностных
отношений к труду как основному способу
достижения
жизненного
благополучия
человека,
Создание благоприятных условий для развития
у подростков социально значимых ценностных
отношений к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие
отношения.
Каждая группа получает одно конкретное
задание и чёткие инструкции по его
выполнению. Каждый ученик в своей группе
играет определённую роль, которую ему
выбирает
учитель
(капитан,
штурман,
секретарь, докладчик и т.д.). Группа по
отношению к каждому ее члену оказывается
микрокосмосом, отражающим весь внешний
мир
9
Раздел 5. Чтение
строительных чертежей
1
вырабатывать
приемы
коллективной
деятельности в комфортной среде.
. Плюсы этого:
•
учитываются
межличностные
связи
школьников;
• формируется располагающая к общению
обстановка;
• снимается напряжение;
• укрепляется «чувство локтя», уверенности в
поддержке.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
1
2
Введение
Раздел 1. Метод проецирования и графические способы
построения изображений
Нанесение размеров. Масштаб
Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали»
Понятие о проецировании. Виды проецирования. Выбор
главного вида
Проецирование предмета на две плоскости проекций
Проецирование предмета на три плоскости проекций.
Расположение видов на чертеже. Местные виды
Графическая работа №3 «Построение трех видов детали по ее
наглядному изображению»
Аксонометрические проекции. Окружность в изометрии
Технический рисунок
Раздел 2. Чтение и выполнение чертежей
Анализ
геометрической
формы
предметов.
Проекции
геометрических тел. Развертки поверхностей геометрических
тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение
третьего вида по двум заданным.
Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические
проекции предметов».
Порядок построения изображений на чертежах
Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум
данным».
Геометрические построения: деление окружностей, отрезков
прямых и углов на равные части. Сопряжения
Графическая работа
№6 «Выполнение чертежа детали с
сопряжениями».
Эскизы. Выполнение с натуры эскиза детали
Раздел 3. Сечения и разрезы
Сечения. Правила выполнения сечений
Графическая работа №7 «Выполнение чертежа детали с
необходимыми сечениями»
Разрезы. Отличия разреза от сечения. Правила выполнения
разрезов
3.
4.
План.
сроки
10
Скорект.
сроки
5.
6.
Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Разрезы в
аксонометрической проекции
Тонкие стенки и спицы на разрезе
Графическая работа №8 «Выполнение разреза в аксонометрии»
Выбор количества изображений. Чтение чертежей
Графическая работа № 9«Чтение чертежей»
Раздел 4. Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединении деталей. Разъемные и
неразъемные соединения. Изображение и обозначение резьбы.
Болтовые и шпилечные соединения
Графическая работа №10 «Резьбовое соединение»
Шпоночное и штифтовое соединения
Сборочные чертежи. Чтение сборочных чертежей
Условности и упрощения на сборочных чертежах
Деталирование.
Графическая работа №11 «Задания на конструирование»
Раздел 5. Чтение строительных чертежей
Строительные чертежи
11