Физическая культура, 1 класс

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре на 2021/22 учебный год для обучающихся 1го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Лях В.И. Зданевич
А.А., по физической культуре для 1-4 классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является
двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе
овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические
качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются
мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре
является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с
учетом со стояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся
начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с
решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов
спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальнотехнической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом
учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего
распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной
(физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и
предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в
логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и
умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного
материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической
культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых
явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями. В учебном плане МОУ «Турунтаевская СОШ №1» на 2021-2022 учебный

год на изучение предмета «Физическая культура» в 1 классе выделено 3 часа в неделю, из
часов для обязательного изучения, всего 99 часов в год.
2.Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Предметные результаты:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в
соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и в местах рекреации),
соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их
динамикой;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного
веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
формировать первоначальные представлений о значении физической культуры, для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоци-

ональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и
социализации;
Метапредметные результаты:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
3.Содержание учебного предмета
1 класс (99 часов – 3 часа в неделю)
В предложенной программе выделяются три раздела: «Основы знаний о физической
культуре». «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование».

Раздел «Основы знаний о физической культуре» включает материал, посвященный
истории физической культуры и спорта, строению человека, личной гигиене, физическим
способностям человека.
Раздел «Способы физкультурной деятельности» знакомит учеников с возможными
движениями человека, а также содержит учебный материал, направленный на освоение
основных жизненно важных умений и навыков.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» направлено на гармоничное
физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья.

Раздел 1. Основы знаний о физической культуре (в процессе уроков)
История возникновения физической культуры. Связь физической культуры с жизненно
важными умениями и навыками. Понятия «физическая культура» и «физические
упражнения». Значение физических упражнений для здоровья человека. Укрепление
здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Основные способы передвижений человека. Правила поведения на уроках физической
культуры. Сведения о режиме дня и личной гигиене, правильной осанке. Характеристика
основных физических качеств. Подвижные и спортивные игры.

Раздел 2. Физическое совершенствование (99 часов).
Организующие команды и приёмы: строевые упражнения. Построение в шеренгу,
колонну, перестроение в круг; основная стойка, повороты налево, направо, кругом; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. Выполнение команд: «Смирно!»,
«Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!».
Лёгкая атлетика ( 31 ч)
Ходьба: свободным широким шагом, имитационная ходьба, ходьба на носках, с
различным положением рук, на внутренней и внешней стороне стопы.
Бег: медленный равномерный, бег с ускорением, челночный бег 3x10 м, эстафетный
бег, бег из различных исходных положений, с изменением направления движения, бег на
30 м с высокого старта.
Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину и высоту с
места, прыжки на двух ногах с поворотом на 90°, спрыгивание и запрыгивание на горку
матов, с 3-4 шагов разбега прыжки через длинную неподвижную и качающуюся скакалку
(высота 30-40 см).
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3 м,
метание на дальность и заданное расстояние.
Броски: набивного мяча (0,5 кг) от груди, броски и ловля резинового мяча.

Гимнастика с основами акробатики (24 ч.)
Акробатические упражнения: группировка (в приседе, сидя, лёжа на спине), перекаты
в группировке, упоры, седы.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по гимнастической
стенке и наклонной скамейке, одноимённым и разноимённым способами, перелезание через гимнастическую скамейку и горку матов, упражнения на низкой перекладине, ходьба
по гимнастической скамейке, по наклонной скамейке, танцевальные шаги (приставной,
галоп), преодоление полосы препятствий.
Подвижные игры ( 34 ч.)
На материале лёгкой атлетики: «Вызов номеров», «Два мороза», «Волк во рву»,
«Совушка», «Воробьи, вороны», «Планеты», «Третий лишний», «Пятнашки».
На материале гимнастики с основами акробатики: «Запрещённое движение», «Гномы,
великаны», «Передай мяч », « Охотники и утки ».
На материале спортивных игр: выполнение заданий с элементами спортивных игр.
Национальные игры: русская народная игра «У медведя во бору», «Лиса и зайцы»
Кроссовая подготовка (10 ч.)
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости: кросс по
слабопересеченной местности; упражнений на выносливость; кроссовый бег до 500м
девочки, до 600м мальчики. Равномерный бег до 2 мин. Медленный бег до 3 мин. Бег с
преодолением препятствий.
Способы физкультурной деятельности (в течение года) Самостоятельные занятия.
Разработка режима дня. Составление и выполнение комплексов упражнений утренней
гимнастики, физкультминуток. Выполнение простейших закаливающих процедур.
Организация и проведение подвижных игр во время прогулок и каникул.
4. Тематическое планирование
к рабочей программе по физической культуре для 1 класса
к учебнику под редакцией Лях В.И. Зданевич А.А.
(99 часов)
Темы

Количество
часов

Тема I. Основы знаний о
физической культуре

В процессе
урока

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
воспитывать стремление узнавать чтото новое, проявлять любознательность,
ценить знания побуждать школьников
соблюдать общепринятые нормы
поведения, правила общения со

Тема II. Легкая атлетика
и л/а упражнения

31

Тема III. Гимнастика с
элементами акробатики

24

Тема IV. Подвижные
игры

34

Тема V. Кроссовая
подготовка

10

старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
освоение знаний о ценностях
физической культуры, создание
целостного представления о влиянии
занятий физической культурой на
развитие человека, его физическое,
духовное и нравственное здоровье,
формирование здорового образа
жизни.
уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу;
для достижения успехов в
выполнении физических
упражнений проявлять
целенаправленность и волю,
дисциплинированность;
уметь мобилизировать в нужный
момент свои физические и духовные
силы.
обучение жизненно-важным
двигательным навыкам и умениям,
формам коллективного
взаимодействия и сотрудничества,
организации самостоятельных занятий
физической культурой в условиях
активного отдыха и досуга;
воспитывать уверенность в себе,
открытость и общительность
воспитывать школьников командной
работе и взаимодействию с другими
детьми;
приучать выявлять чувство дружбы,
приобретать навыки культуры
поведения, коллективизма
воспитание позитивных моральноволевых качеств;
воспитание решительности,
настойчивости.

5. Тематическое планирование рабочей программы учебного предмета физическая
культура для 1 класса
№

Тема урока

урока

1

Вводный инструктаж по техники безопасности на
уроках по физической культуре. Понятия «физическая
культура» и «физические упражнения». Влияние
физической культуры на здоровье и физическое развитие человека. Правила поведения на уроках.

Строевая подготовка, повороты на месте. Комплекс
О.Р.У.
2

Строевая подготовка. Ходьба с различными
положениями рук.
Игра: «Воробьи и вороны»

3

Строевая подготовка.
Бег 30 м, бег 60м.
Игра: «Караси и щука»

4

Строевая подготовка.
Бег 30 м.
Игра: «Мяч капитану»

5

Строевая подготовка.
Комплекс ОРУ с мячами
Игра: «Море волнуется».

6

Бег с изменением направления.
Подвижная игра: «Вышибалы»

7

Челночный бег 4*9 м., 3*10м.
Прыжки в длину с места.
Игра: «День и ночь»

План.сроки Скоррект.
сроки

8

Комплекс ОРУ. Челночный бег 3*10м.
Прыжки в длину с места.
Эстафеты

9

Бег с изменением направления.
Прыжки в длину с места.
Подвижная игра: «Салки»

10

Строевая подготовка.
Техника метания малого теннисного мяча на
дальность.
Игра: «Передал- садись».

11

Техника метания малого теннисного мяча на
дальность. Подвижная игра: «Шишки, желуди, орехи»

12

Техника метания малого теннисного мяча в цель.
Эстафеты с мячами.

13

Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с
ускорением.
Игра: «День и ночь»

14

Бег в чередовании с ходьбой.
Игра: «Гуси-лебеди»

15

Строевая подготовка. Бег с ускорением.
Игра: «Медведь и медвежата»

16

«Бег с преодолением препятствий».
Игра: «С кочки на кочку».

17

Режим дня и личная гигиена. Совершенствование
навыков бега.
Игра: «Кто быстрее встанет в круг?»

18

Развитие скоростно-силовых качеств. Эстафеты с
мячами.

19

ОРУ. Медленный бег до 3 мин». Развитие прыжковых
качеств.

Игра: «Кто дальше?»
20

ОРУ с мячами. Спец. бег. упр. л/та. Подвижная игра
«Кот и мыши».

21

Развитие силовых качеств. Сгибание-разгибание рук в
упоре лежа.
Игра «Вышибалы».

22

О.Р.У. Развитие прыгучести.
Эстафеты с обручами.

23

Совершенствование навыков бега. Подвижная игра:
«Воробьи и вороны»

24

Челночный бег 3*5м, 3*10м. Развитие скоростносиловых качеств Подвижная игра: «Два мороза»

25

Техника безопасности при занятиях гимнастикой.
Строевые команды. Построения и перестроения. Игра
«Класс, смирно!».

26

Стойка на носках, на одной ноге (на полу и
гимнастической скамейке), ходьба по гимнастической
скамейке, повороты на 90º. Игра « Пройди
бесшумно».

27

Передвижения по гимнастической стенке. Игра:
«Третий лишний»

28

«Лазание по гимнастической скамейке. Подтягивание
лежа на животе по горизонтальной скамейке».
Подвижная игра «Отгадай, чей голос».

29

«Преодоление полосы препятствий с элементами
лазанья и перелезания». Подвижная игра «Рыбак и
рыбки».

30

ОРУ с гимнастической палкой.
Основная стойка. Построение в шеренгу и колону по
одному. Группировка. Перекаты в группировке.

31

Группировка. Перекаты в группировке. Игра «У
медведя во бору».

32

Упражнения на развитие равновесия. Кувырок вперед в
упор присев. Игра: «Гуси-лебеди»

33

Кувырок вперед в упор присев.

34

Кувырок вперед в упор присев. Гимнастический мост
из положения лежа на спине. Игра: «Воробьи и
вороны»

35

ОРУ на развитие гибкости. Гимнастический мост из
положения лежа на спине. Эстафеты.

36

Гимнастический мост из положения лежа на спине.
Стойка на лопатках. Игра: «Шишки, желуди, орехи»

37

Стойка на лопатках. Сгибание- разгибание туловища
из положения лежа. Игра: «Стоп кадр»

38

ОРУ. Сгибание- разгибание туловища из положения
лежа. Прыжки на скакалке. Игра: «Лиса и зайцы»

39

Прыжки на скакалке. Эстафеты с использованием
гимнастического инвентаря.

40

ОРУ на развитие гибкости.
Гимнастическая комбинация из освоенных элементов.
Прыжки на скакалке.
Игра: «Вышибалы»

41

Гимнастическая комбинация из освоенных элементов.
Развитие силовых способностей.
Игра: «Запрещенное движение»

42

Гимнастическая комбинация из освоенных элементов.
Развитие силовых способностей. Игра: «Волк во рву»

43

Гимнастика с основами акробатики.
Игры: «У медведя во бору», «Бой петухов».

44

ОРУ в движении. Лазание по гимнастической стенке.
Эстафеты.

45

Упражнения на развития равновесия. «Преодоление
полосы препятствий с элементами лазанья и
перелезания».
Игра: «Совушка».

46

Эстафета «Веселые старты». Веревочка под ногами»,
«Эстафета с обручами». Подвижная игра «Догонялки».

47

ОРУ с гимнастической палкой. Прыжки на скакалке.
Подвижная игра «Охотники и утки».

48

ОРУ на развитие правильной осанки. Прыжки на
скакалке. Игры: «Лиса и зайцы», «Медведь и
медвежата».

49

Правила безопасности на занятиях по подвижным
играм. Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай» .
Развитие координации

50

ОРУ. Игра «Третий лишний». Развитие выносливости.

51

Эстафеты. ОРУ. Игра «Пятнашки».
Развитие прыжковых качеств.

52

Игра «Воробьи и вороны». Эстафеты.
Развитие скоростно-силовых качеств.

53

ОРУ. Игра «Третий лишний». Развитие выносливости.

54

Игра «Пятнашки»
Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств.

55

ОРУ. Игра «Воробьи и вороны». Развитие
выносливости.

56

ОРУ в движении.
Игра: «Лисы и куры». Эстафеты. Развитие скоростносиловых качеств.

57

Эстафеты. Развитие координации.

58

Обучение ловле большого мяча.
Игра: «Охотник и утки»

59

Совершенствование навыков ловли большого мяча.
Игра «Лиса и заяц», «День и ночь»

60

Развитие координации в общеразвивающих
упражнениях с малыми мячами. Обучение броскам и
ловле малого мяча
.Игра: «Передал- садись»

61

Закрепление упражнений с малым мячом.

Совершенствование навыков ловли малого мяча.
Игра «Вышибалы»
62

Совершенствование ОРУ с малым мячом. Обучение
броскам и ловле одной рукой. .Игра: «Мяч капитану»

63

Обучение броскам и ловле мяча в паре. Разучивание
игры.
Игра: «Сбей ноги»

64

Совершенствование навыков бросков и ловли мяча в
парах разными способами.
Эстафеты с мячами.

65

Обучение ведению мяча на месте.
Игра: «Белочки-собачки»

66

Совершенствование ведение мяча на месте.
Разучивание ведение мяча в движении.
Игра «Мяч из круга»

67

Развитие скоростных качеств, ловкости, внимания в
баскетбольных упражнениях с мячом в парах.
Разучивание игры «Гонки мячей в колонне»

68

Развитие скоростно- силовых качеств. Игра «Зайцы в
огороде».

69

Ведение баскетбольного мяча быстрым шагом.
Игра «Предал – садись».

70

Ведение баскетбольного мяча на месте и в движении,
со сменой направления.
Игра: «Воробьи и вороны»

71

Прыжки через скакалку.
Игра «Лисы и куры».

72

Передачи мяча в парах.
Игра «Салки - выручалки».

73

Передачи мяча в тройках, во кругу. Игра: «Мяч
капитану»

74

ОРУ с мячами. Эстафета с баскетбольными мячами.

75

Обучение броскам мяча в кольцо способами «снизу» и
«сверху».
Игра: « Караси и щука»

76

Совершенствование бросков в кольцо разными
способами. Игра «Мяч капитану»

77

Развитие скоростно- силовых качеств. Игры: « Волк во
рву», «У медведя во бору»

78

Упражнения с мячом.
Эстафеты с обручами.

79

ОРУ с мячами. Игра «Гуси - лебеди», «Салкивыручалки»

80

Прыжки через скакалку.
Игра: «Хитрая лиса»

81

Развитие скоростно- силовых качеств. Игра «Два
мороза», «Медведь и медвежата»

82

Подвижные игры с баскетбольным мячом.

83

Комплексы упражнений на развитие выносливости. Бег
в чередовании с ходьбой до 3 мин. Игра: «Белые
медведи»

84

Эстафета с преодолением полосы препятствий.
Игра: «Класс - смирно», «Запрещенное движение»

85

ОРУ в движении. Бег 30м, 60 м.
Игра: «Пятнашки»

86

ОРУ. Эстафеты с преодолением полосы препятствий.

87

Спец. беговые упражнения легкоатлета. Низкий старт
Игра: «Вышибалы»

88

Бег в чередовании с ходьбой до 4 мин. Высокий старт.
Игра: «Стоп кадр»

89

Бег в чередовании с ходьбой до 5 мин. Высокий старт.
Игра: «Передал-садись»

90

Спец. беговые упражнения легкоатлета.
Эстафеты.

91

Кросс по пересеченной местности 500м.
Игра: «Мяч капитану»

92

ОРУ. Бег в чередовании с ходьбой до 5 мин. Игра:
«Кошки- мышки»

93

Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок
в длину с места.
Развитие прыгучести в эстафете «Кто дальше прыгнет»

94

ОРУ в движении. Челночный бег 3*10м, 4*9 м.
Игра: «Лиса и зайцы»

95

Развитие прыгучести. Прыжки на скакалке. Челночный
бег 3*10м, 4*9 м. Игра: «Медведь и медвежата»

96

ОРУ с мячами.
Круговая эстафета.
Игра: «Запрещенное движение»

97

Бег 30 метров
Игры на развитие выносливости.

98

Тестирование физических качеств. Подвижные игры.

99

Тестирование физических качеств. Подвижные игры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».