литература, 9 класс

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 9-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина,
В.А. Чалмаева по литературе для 5-11 классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение литературе в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно
развитой
личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко
– литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего
представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о
множественности литературно – художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном
контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения;
формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных
произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания
сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников,
включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
В 2021-2022учебном году на курс «Литература» в 9 классе в учебном плане школы
отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Литературы» в 9 классе
Реализация программы по литературе в 9-х классах нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
•совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в:
•умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
•умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
2

•умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
•понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—
XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
•понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
•определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
•владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
•приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
•формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
•собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
•написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

3

3. Содержание курса «Литература» в 9 классе
Введение (1 час)
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной
литературы как отражение особенностей культурно- исторического развития нации.
Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие
темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные
литературные направления 18-19 и 20 веков.
Раздел I. Из древнерусской литературы (4 часа)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и
художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной
идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире
поэмы, её стилистические особенности. Ярославна – пленительный женский образ в
«Слове…». Проблема авторства «Слова». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и
символы в поэме.
Контрольная работа по разделу.
Раздел II. Из литературы XVIII века (6 часов)
Основные тенденции развития русской литературы в 18 веке. Самобытный характер
русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад
А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества
М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин).
Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и
общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия».
Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и
сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма и
предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского
литературного языка.
Р/р Сочинение по произведениям литературы XVIII века.
Раздел III. Русская литература первой половины XIX века (41 час)
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.
Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.Батюшкова,
В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского. Гражданское и психологическое течения в
русском романтизме.
А.С. Грибоедов (6 часов)
Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова. Творческая история комедии «Горе
от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого.
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия. Чацкий и Молчалин.
Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума»
и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера).
Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров
о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)
4

Р/р Сочинение по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С. Пушкин (15 часов)
Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его
лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика
и др.): « К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Арион»,
«Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд», «Осень», «Стансы», «К…», «Я вас
любил», «Бесы», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Романтическая поэма
«Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повести
Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское
звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров.
Важнейшие этапы эволюции Пушкина – художника; христианские мотивы в творчестве
писателя. «Чувства добрые» как центральные лейтмотивы пушкинской поэтики, критерии
оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и
роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и её
преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как
«милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственнофилософская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.Белинский о романе.
Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю. Лермонтов (10 часов)
Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (
назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения,
патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон», «Я жить хочу..», «Смерть поэта», «Поэт», «И
скучно, и грустно», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не
тебя так пылко я люблю», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие
композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина его
личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты
романтизма
и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История
души человеческой» как главный объект повествования в романе .В.Г.Белинский о романе.
Р/р Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Н.В. Гоголь (6 часов)
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Поэма «Мёртвые души» как вершина произведения
художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.
Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи» главы,
«Повесть о
капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой»
души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство
Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Раздел IV. Русская литература второй половины XIX века (7 часов)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 –х годов.
Расцвет социально-психологической прозы(произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева).
Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города»)
Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета).
5

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и
мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские
уроки русской классики 19 столетия.
Раздел V. Из русской литературы XX века (9 часов)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А Куприн). Драма
М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие
поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой,
М.Цветаевой, Б.Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века (проза М.Шолохова,
А.Толстого, М.Булгакова).
Литературный процесс 50-80 –х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина,
А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого). Новейшая
русская проза и поэзия 80-90-х годов 9произведения В.Астафьева, В.Распутина,
Л.Петрушевский, В.Пелевина и др., лирики И.Бродского, О.Седаковой и др.).
Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Тестирование.
4. Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 9 класса
к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (68 часов)
Разделы / темы

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
Введение (1 ч.)
Тема 1. Введение. История
1
Создание благоприятных условий для
отечественной литературы как
развития у подростков социально
отражение особенностей культурнозначимых ценностных отношений (к
исторического развития нации.
культуре как духовному богатству
общества
и
важному
условию
ощущения
человеком
полноты
проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение).
Раздел I. Из древнерусской литературы (4 ч.)
Тема 2. «Слово о полку Игореве» 1
Создание благоприятных условий для
величайший памятник
развития у подростков социально
древнерусской литературы.
значимых ценностных отношений (к
«Печальная повесть о походе
своему отечеству, своей малой и
Игореве».
большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые
Тема 3. Патриотический пафос и
1
радости и неудачи, которая завещана
художественное совершенство
6

«Слова…». Человек и природа в
ему предками и которую нужно
художественном мире поэмы.
оберегать; к природе как источнику
жизни на Земле, основе самого ее
Тема 4. Образ автора в «Слове…».
1
существования,
нуждающейся
в
Ярославна – пленительный женский
защите и постоянном внимании со
образ в «Слове…».
стороны человека).
1
Тема 5. Контрольная работа по
разделу
Раздел II. Из русской литературы XVIII века (6 ч.)
Тема 6. Общая характеристика
1
Организация работы учащихся с
литературы XVIII века.
получаемой на уроке социально
М. В. Ломоносов – реформатор
значимой
информацией
–
русского языка. «Ода на день
инициирование
ее
обсуждения,
восшествия…», «Разговор с
высказывания
учащимися
своего
Анакреоном».
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Тема 7. Г. Р. Державин – поэт1
философ.
Создание благоприятных условий для
Анализ стихотворения
развития у подростков социально
«Властителям и судиям».
значимых ценностных отношений (к
Тема 8. Д.И.Фонвизин.
1
к самим себе как хозяевам своей
«Недоросль». Герои и идейное
судьбы, самоопределяющимся и
содержание комедии. Анализ
самореализующимся личностям,
эпизода «Экзамен Митрофанушки».
отвечающим за свое собственное
Тема 9. А.Н. Радищев. Основные
1
будущее; к семье как главной опоре в
вехи биографии.
жизни человека и источнику его
Книга «Путешествие из Петербурга
счастья).
в Москву».
Основная проблематика книги
«Путешествие из Петербурга в
Москву».
Тема 10. Н.М. Карамзин «Бедная
Лиза».
Тема 11. Р/р Сочинение по
произведениям литературы XVIII
века.

1
1

Раздел III. Русская литература первой половины XIX века (41 ч.)
Тема 12. Становление и развитие
1
Создание благоприятных условий для
романтизма в первой четверти XIX
развития у подростков социально
века.
значимых ценностных отношений
(к окружающим людям как
Тема 13. К. Н. Батюшков –
1
безусловной и абсолютной ценности,
основатель «школы гармонической
как равноправным социальным
личности». «Мой гений», «К
партнерам, с которыми необходимо
Дашкову», «Есть наслаждение и в
выстраивать доброжелательные и
дикости лесов…».
взаимоподдерживающие отношения,
1
Тема 14.
дающие человеку радость общения и
В. А. Жуковский. Своеобразие
позволяющие избегать чувства
романтической лирики.
одиночества).
«Невыразимое» (отрывок),
«Жизнь», «Море», «Ивиковы
журавли», «Эолова арфа».
7

Тема 15.
Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет
омраченье…».
К.Ф.Рылеев. «А.А.Бестужеву».
Жанр исторической песни в
творчестве поэта.

1

А.С. Грибоедов (6 ч.)
Тема 16. А.С. Грибоедов. Основные
1
Использование воспитательных
вехи биографии писателя.
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
Тема 17. Творческая история
1
примеров ответственного,
комедии «Горе от ума».
гражданского поведения, проявления
Своеобразие конфликта и тема ума
человеколюбия и добросердечности;
в комедии. Сюжет, композиция,
через подбор соответствующих
система образов.
текстов для чтения, задач для решения,
Тема 18. «Век нынешний и век
1
проблемных ситуаций для обсуждения
минувший». Фамусовское
в классе.
общество.
Тема 19. Любовная интрига в
комедии.
Тема 20. Чацкий и Молчалин. И.А.
Гончаров «Мильон терзаний».
Тема 21. Р/Р Сочинение по пьесе
А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Анализ работ.

1
1
1

А. С. Пушкин (15 ч.)
Тема 22. А. С. Пушкин.
1
Создание благоприятных условий для
Жизнь и творчество.
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений
Тема 23. Лирика А.С. Пушкина.
1
(к миру как главному принципу
Тема дружбы в лирике поэта.
человеческого общежития, условию
Любовная лирика. Свободолюбивая
крепкой
дружбы,
налаживания
лирика.
отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного
Тема 24. Тема природы в лирике
1
микроклимата в своей собственной
поэта.
семье; к природе как источнику жизни
Тема 25. Тема поэта и поэзии в
1
на
Земле,
основе
самого
ее
лирике Пушкина.
существования,
нуждающейся
в
Тема 26. Романтические поэмы
1
защите
и
постоянном
внимании
со
Пушкина.
стороны человека).
Тема 27. «Борис Годунов» - первая
1
реалистическая трагедия.
Тема 28. Нравственно-философское
1
значение «Маленьких трагедий»
Пушкина.
Тема 29. «Повести Белкина» - опыт
1
циклизации повестей.
Тема 30. «Евгений Онегин» как
1
Создание благоприятных условий для
«свободный» роман и роман в
развития у подростков социально
стихах. Автор и его герой в
значимых ценностных отношений
образной системе романа.
(к семье как главной опоре в жизни
8

Тема 31. Тема онегинской хандры и
1
человека и источнику его счастья; к
ее преломленье в «собранье
природе как источнику жизни на
пестрых глав». Онегин и Ленский.
Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в
Тема 32. Образ Татьяны Лариной
1
защите и постоянном внимании со
как «милый идеал» автора. Сон и
стороны человека; к окружающим
именины Татьяны.
людям как безусловной и абсолютной
Тема 33. Картины жизни русского
1
ценности, как равноправным
дворянства в романе.
социальным партнерам, с которыми
Тема 34. Эволюция
1
необходимо выстраивать
взаимоотношений Татьяны и
доброжелательные и
Онегина. Анализ двух писем.
взаимоподдерживающие отношения,
Тема 35. Нравственно-философская
1
дающие человеку радость общения и
проблематика «Евгения Онегина».
позволяющие избегать чувства
Пушкинский роман в зеркале
одиночества).
критики.В.Г. Белинский.
1
Тема 36. Р/Р Сочинение по
творчеству Пушкина.
Анализ работ.
М. Ю. Лермонтов (10 ч.)
Тема 37. М. Ю. Лермонтов. Жизнь
1
Применение на уроке интерактивных
и творчество.
форм работы учащихся: дискуссий,
которые дают учащимся возможность
Тема 38. Мотивы вольности и
1
приобрести опыт ведения
одиночества в творчестве поэта.
конструктивного диалога; групповой
«Нет, я не Байрон», «Молитва».
работы или работы в парах, которые
Тема 39. Образ поэта-пророка в
1
учат школьников командной работе и
лирике Лермонтова.
взаимодействию с другими детьми.
«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»,
«Я жить хочу! Хочу печали…», «И
скучно и грустно…».
Тема 40. Адресаты любовной
1
лирики Лермонтова.
«Нет, не тебя так пылко я
люблю…», «Нищий».
Тема 41. Эпоха безвременья в
1
Создание благоприятных условий для
лирике Лермонтова.
развития у подростков социально
«Дума», «Родина».
значимых ценностных отношений
(к природе как источнику жизни на
Земле,
основе
самого
ее
существования,
нуждающейся
в
защите и постоянном внимании со
стороны человека).
Тема 42. «Герой нашего времени» 1
Создание благоприятных условий для
первый психологический роман в
развития у подростков социально
русской литературе.
значимых ценностных отношений
(к семье как главной опоре в жизни
Тема 43. Печорин как «портрет
1
человека и источнику его счастья; к
поколения». «Журнал Печорина»
окружающим людям как безусловной
как средство самораскрытия
и абсолютной ценности, как
характера героя.
равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать
Тема 44. Дружба и любовь в
1
доброжелательные и
жизни Печорина.
9

Тема 45. Роман «Герой нашего
1
взаимоподдерживающие отношения,
времени» в оценке В.Г. Белинского.
дающие человеку радость общения и
Подготовка к сочинению.
позволяющие избегать чувства
одиночества).
1
Тема 46. Р/р Сочинение по
творчеству М.Ю. Лермонтова.
Анализ работ.
Н.В. Гоголь (6 ч.)
Тема 47. Жизнь и творчество Н.В.
1
Создание благоприятных условий для
Гоголя. Поэма «Мертвые души» как
развития у подростков социально
вершинное произ-ведение
значимых ценностных отношений
художника.
(к
окружающим
людям
как
безусловной и абсолютной ценности,
Тема 48. Русь «с одного боку».
1
как
равноправным
социальным
Образы помещиков: Манилов,
партнерам, с которыми необходимо
Коробочка.
выстраивать доброжелательные и
Тема 49. Помещики-расточители и
1
взаимоподдерживающие отношения,
помещики-накопители в поэме:
дающие человеку радость общения и
Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
позволяющие
избегать
чувства
Тема 50. Образ Чичикова и тема
1
одиночества).
«живой» и «мертвой» души в поэме.
Губернский город и его обитатели.
Применение на уроке интерактивных
Тема 51. «Повесть о капитане
1
форм работы учащихся: дискуссий,
Копейкине». Фигура автора и роль
которые дают учащимся возможность
лирических отступлений. Поэма в
приобрести опыт ведения
оценке В.Г. Белинского.
конструктивного диалога; групповой
1
Тема 52. Р/р Сочинение по поэме
работы или работы в парах, которые
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
учат школьников командной работе и
Анализ работ.
взаимодействию с другими детьми.
Раздел IV. Русская литература второй половины XIX века (7 ч.)
Тема 53. Литература второй
1
Использование
воспитательных
половины XIX века (обзор). Расцвет
возможностей содержания учебного
социально-психологической прозы
предмета через демонстрацию детям
(произведения И.А. Гончарова и
примеров
ответственного,
И.С. Тургенева).
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
1
Применение на уроках
Тема 54.
Ф.М. Достоевский
интеллектуальных игр,
«Белые ночи».
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
Тема 55. Л.Н.Толстой.
1
Привлечение внимания школьников к
Автобиографическая повесть
ценностному аспекту изучаемых на
«Юность».
уроках явлений.
Тема 56. Своеобразие
1
Создание благоприятных условий для
сатирического дара М.Е.
развития у подростков социально
Салтыкова-Щедрина («История
значимых ценностных отношений (к
одного города»).
окружающим людям как безусловной
и
абсолютной
ценности,
как
равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные
и
10

взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и
позволяющие
избегать
чувства
одиночества).
Тема 57. Лирическая ситуация 5080-х годов XIX века (поэзия Н.А.
Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.
Фета, А.К. Толстого).

1

Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Тема 58. Творчество А.Н.
1
Создание благоприятных условий для
Островского как новый этап
развития у подростков социально
развития русского национального
значимых ценностных отношений (к
театра.
культуре как духовному богатству
общества
и
важному
условию
ощущения
человеком
полноты
проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение).
Тема 59. Творчество А.П. Чехова в
1
Включение в урок игровых процедур,
контексте рубежа веков.
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы
во
время урока.
Раздел V. Из русской литературы XX века (9 ч.)
Тема 60. И.А. Бунин – поэт и
1
Организация работы учащихся с
прозаик.
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Тема 61. Своеобразие ранней прозы
1
Создание благоприятных условий для
М. Горького.
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
окружающим людям как безусловной
и
абсолютной
ценности,
как
равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и
позволяющие
избегать
чувства
одиночества).
Тема 62. Многообразие
поэтических голосов Серебряного

1

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
11

века.
А.А. Блок – поэт
общенационального значения.
Поэма «Двенадцать».
Тема 63. С.А. Есенин – великий
народный поэт.

1

Тема 64. В.В. Маяковский – поэтгосударственник.

1

Тема 65. А.А. Ахматова. Отражение
в лирике глубины человеческих
переживаний. Основные темы и
мотивы поэзии
М. Цветаевой.

1

Тема 66. М. Булгаков – художник
мирового значения. «Собачье
сердце». Тестирование

1

Тема 67. Рассказы М.А. Шолохова.
Романы М.А. Шолохова.

1

Тема 68. Литературный процесс 5080-х годов.
А.И. Солженицын. «Матренин
двор».

1

уроках явлений.
Организация групповой работы или
работы в парах, которые учат
подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений
(к природе как источнику жизни на
Земле,
основе
самого
ее
существования,
нуждающейся
в
защите и постоянном внимании со
стороны человека).
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
к своему отечеству, своей малой и
большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые
радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно
оберегать).
Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
Применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся: дискуссий,
которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
миру
как
главному
принципу
человеческого общежития, условию
крепкой
дружбы,
налаживания
отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной
семье).
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
окружающим людям как безусловной
и
абсолютной
ценности,
как
12

равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и
позволяющие
избегать
чувства
одиночества).
5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 9 класса к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (68
часов)
№
1.

2.

3.

4.
5.
6.

7.
8.

9.

10.
11.

Тема

План. сроки Скоррект.сроки

Введение (1 ч.)
Введение. История отечественной литературы
как
отражение
особенностей
культурноисторического развития нации.
Раздел I. Из древнерусской литературы (4 ч. )
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник
древнерусской литературы. «Печальная повесть о
походе Игореве».
Патриотический пафос и художественное
совершенство «Слова…». Человек и природа в
художественном мире поэмы.
Образ автора в «Слове…». Ярославна –
пленительный женский образ в «Слове…».
Контрольная работа по разделу
Раздел II. Из русской литературы XVIII века (6 ч.)
Общая характеристика литературы XVIII века.
М. В. Ломоносов – реформатор русского языка.
«Ода на день восшествия…», «Разговор с
Анакреоном».
Г. Р. Державин – поэт-философ.
Анализ стихотворения «Властителям и судиям».
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Герои и идейное
содержание комедии. Анализ эпизода «Экзамен
Митрофанушки».
А.Н. Радищев. Основные вехи биографии.
Книга «Путешествие из Петербурга в Москву».
Основная проблематика книги «Путешествие из
Петербурга в Москву».
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».
Р/р Сочинение по произведениям литературы
XVIII века.
Раздел III. Русская литература первой половины XIX века (41 ч.)

12.

Становление

и развитие романтизма в первой
13

13.

четверти XIX века.
К. Н. Батюшков – основатель «школы
гармонической личности». «Мой гений», «К
Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости
лесов…».

14.

В. А. Жуковский. Своеобразие романтической
лирики. «Невыразимое» (отрывок), «Жизнь»,
«Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа».

15.

Е.А.
Баратынский.
«Когда
исчезнет
омраченье…».
К.Ф.Рылеев.
«А.А.Бестужеву».
Жанр
исторической песни в творчестве поэта.
А.С. Грибоедов (6 ч.)
А.С. Грибоедов. Основные вехи биографии
писателя.
Творческая история комедии «Горе от ума».
Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.
Сюжет, композиция, система образов.
«Век нынешний и век минувший». Фамусовское
общество.

16.
17.

18.

19.
20.

21.

22.
23.

Любовная интрига в комедии.
Чацкий и Молчалин. И.А. Гончаров «Мильон
терзаний».
Р/Р Сочинение по пьесе А.С.Грибоедова «Горе
от ума». Анализ работ.
А. С. Пушкин (15 ч.)
А. С. Пушкин.
Жизнь и творчество.
Лирика А.С. Пушкина. Тема дружбы в лирике
поэта. Любовная лирика. Свободолюбивая
лирика.

24.
25.

Тема природы в лирике поэта.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

26.
27.

Романтические поэмы Пушкина.
«Борис Годунов» первая реалистическая
трагедия.
Нравственно-философское значение «Маленьких
трагедий» Пушкина.
«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и
роман в стихах. Автор и его герой в образной
системе романа.
Тема онегинской хандры и ее преломленье в
«собранье пестрых глав». Онегин и Ленский.
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал»
автора. Сон и именины Татьяны.

28.
29.
30.

31.
32.

14

33.
34.
35.

36.

37.
38.
39.

40.
41.
42.
43.

44.
45.
46.

47.

48.
49.
50.
51.

52.

53.

54.

Картины жизни русского дворянства в романе.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
Анализ двух писем.
Нравственно-философская
проблематика
«Евгения Онегина». Пушкинский роман в зеркале
критики.В.Г. Белинский.
Р/Р Сочинение по творчеству Пушкина.
Анализ работ.
М. Ю. Лермонтов (10 ч.)
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и одиночества в творчестве
поэта. «Нет, я не Байрон», «Молитва».
Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.
«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить
хочу! Хочу печали…», «И скучно и грустно…».
Адресаты любовной лирики Лермонтова.
«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нищий».
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.
«Дума», «Родина».
«Герой
нашего
времени»
первый
психологический роман в русской литературе.
Печорин как «портрет поколения». «Журнал
Печорина»
как
средство
самораскрытия
характера героя.
Дружба и любовь в жизни Печорина.
Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.
Белинского. Подготовка к сочинению.
Р/р
Сочинение
по
творчеству
М.Ю.
Лермонтова. Анализ работ.
Н.В. Гоголь (6 ч.)
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма
«Мертвые души» как вершинное произ-ведение
художника.
Русь «с одного боку». Образы помещиков:
Манилов, Коробочка.
Помещики-расточители и помещики-накопители
в поэме: Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой»
души в поэме. Губернский город и его обитатели.
«Повесть о капитане Копейкине». Фигура автора
и роль лирических отступлений. Поэма в оценке
В.Г. Белинского.
Р/р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые
души». Анализ работ.
Раздел IV. Русская литература второй половины XIX века (7 ч.)
Литература второй половины XIX века (обзор).
Расцвет
социально-психологической
прозы
(произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева).
Ф.М. Достоевский «Белые ночи».
15

55.
56.
57.

58.
59.

60.
61.
62.

63.
64.
65.

66.
67.
68.

Л.Н.Толстой. Автобиографическая
повесть
«Юность».
Своеобразие сатирического дара М.Е. СалтыковаЩедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века
(поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.
Фета, А.К. Толстого).
Творчество А.Н. Островского как новый этап
развития русского национального театра.
Творчество А.П. Чехова в контексте рубежа
веков.
Раздел V. Из русской литературы XX века (9 ч.)
И.А. Бунин – поэт и прозаик.
Своеобразие ранней прозы М. Горького.
Многообразие поэтических голосов Серебряного
века.
А.А. Блок – поэт общенационального значения.
Поэма «Двенадцать».
С.А. Есенин – великий народный поэт.
В.В. Маяковский – поэт-государственник.
А.А. Ахматова. Отражение в лирике глубины
человеческих переживаний. Основные темы и
мотивы поэзии
М. Цветаевой.
М. Булгаков – художник мирового значения.
«Собачье сердце». Тестирование.
Рассказы М.А. Шолохова. Романы М.А.
Шолохова.
Литературный процесс 50-80-х годов.
А.И. Солженицын. «Матренин двор».

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».