1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 6-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева по литературе для 5-9 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей: -формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; -развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; -постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; -поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; -овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; -овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); -использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. В 2021-2022 учебном году на предмет «Литература» в 6 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 6 классе Реализация программы по литературе в 6-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде; 2 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач. Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма». Метапредметные результаты: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, 3 устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение; осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Метапредметные результаты также включают: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметные результаты: в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 4 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 3. Содержание курса «Литература» в 6 классе Введение (1час) Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе: писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература: книга — необходимый элемент в формировании личности. Раздел II. Из мифологии (3 часа) Мифы: «Пять веков», «Прометей». «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. Значение древнегреческих мифов. Теория литературы: мифологический сюжет. Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия. Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее. Дедале и Икаре в русском искусстве. Раздел III. Из устного народного творчества (3 часа) 5 Предания, легенды, сказки Предания: «Солдат и смерть». «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодилъных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино. Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности. Раздел IV. Из древнерусской литературы (3 часа) «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы. Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть: автор и герой. Развитие речи: различные виды пересказа, простой план, «Моё поучение». Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Раздел V. Из литературы XVIII века (1 час) М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение. Развитие речи: выразительное чтение. Раздел VI. Из литературы XIX века (32 часа) 1. В.А. Жуковский (2 часа) Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана» - фантастическое и реальное: связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Теория литературы: реальное, фантастическое: фабула; баллада. Развитие речи: выразительное чтение. 2. А.С. Пушкин (8 часов) Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел: нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость): основной конфликт; центральные персонажи. Двусложные размеры стиха. Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям. 6 Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, обучение сочинению на литературную тему, конкурс выразительного чтения. Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве. Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным». 3. М.Ю. Лермонтов (3 часа) Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов, конкурс творческих работ. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей. Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов. 4. Н.В.Гоголь (5 часов) Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы. речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. Контрольная работа на I полугодие. Теория литературы: героическая повесть: типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). Развитие речи: изложение с заменой лица: различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод, классное сочинение по повести. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам. Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны». 5. И.С. Тургенев (2 часа) И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге». «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет). Развитие речи: сложный план, цитатный план. Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование. 6. Н.А. Некрасов (3 часа) Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Трёхсложные размеры стиха. Стихотворный ритм. Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. 7 Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями: Н.А. Некрасов и художникипередвижники. Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники». 7. Л.Н.Толстой (3 часа) Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого: проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза. Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана. 8. В.Г. Короленко (4 часа) Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер. Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа, классное сочинение «Мой друг Вася». Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...». 9. А.П. Чехов (2 часа) Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова: творческая мастерская - написание юмористического рассказа на заданную тему. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма. Раздел VII. Из литературы XX века (12 часов) 1. И.А. Бунин (2 часа) Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа. Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. 2. А.И. Куприн (1 час) Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна. 8 3. С.А. Есенин (2 часа) Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке». «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина. Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения. Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер 4. М.М. Пришвин (5 часов) Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа, сочинение. Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование. 5. Н.М. Рубцов (2 часа) Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей». «Тихая моя родина ».Человек и природа в стихотворении. Образный строй. Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. VIII. Произведения о Великой Отечественной войне (7 часов) Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество». «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Гамзатов. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». Контрольная работа за II полугодие. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературномузыкальному вечеру, В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну. Развитие речи: составление цитатного плана. IX. Из зарубежной литературы (9 часов) 1. Восточные сказки (1ч.) «Сказка о Синдбаде-Мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению. 2. Братья Гримм (1ч.) Краткие сведения о питателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина. 3. О. Генри (1ч.) Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица. 9 4. ДЖ. Лондон (2ч.) Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. Развитие речи: цитатный план: пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения. Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 6 класса к учебнику Г.С. Меркина (68 часов) Разделы / темы Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Введение (1ч.) Тема 1. Книга и ее роль в жизни 1 Создание благоприятных условий человека. Литература и другие виды для развития у подростков искусства. социально значимых ценностных отношений (к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение). Раздел II. Из мифологии (3 ч.) Тема 2. Мифы о героях. «Пять 1 Создание благоприятных условий веков». Отражение в для развития у подростков древнегреческих мифах социально значимых ценностных представлений о героизме. отношений (к труду как основному способу достижения Тема 3. «Прометей» 1 жизненного благополучия Тема 4. Значение древнегреческих 1 человека, залогу его успешного мифов. «Яблоки Гесперид» профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие 10 избегать чувства одиночества). Раздел III. Из устного народного творчества (3ч.) Тема 5. «Солдат и смерть». 1 Мифологические персонажи. Художественные особенности предания Тема 6. Нартский эпос. «Как 1 Бадыноко победил одноглазого великана». Сюжет. Герой. Тема 7. Сказка и её художественные 1 особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Раздел IV. Из древнерусской литературы (3ч.) Тема 8. Особенности древнерусской 1 Создание благоприятных условий литературы. «Сказание о для развития у подростков белгородских колодцах» социально значимых ценностных отношений (к миру как главному Тема 9. «Повесть о разорении 1 принципу человеческого Рязани Батыем». Отражение в общежития, условию крепкой древнерусской литературе истории дружбы, налаживания отношений и народных представлений о с коллегами по работе в будущем событиях и людях и создания благоприятного Тема 10. «Поучение» Владимира 1 микроклимата в своей Мономаха (фрагмент). Особенность собственной семье; к жанра. Поучительный характер и окружающим людям как нравственная проблематика. безусловной и абсолютной Значимость произведения в наши ценности, как равноправным дни. социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Раздел V. Из литературы XVIII века (1ч.) Тема 11. М.В. Ломоносов – 1 Организация работы учащихся с гениальный учёный, теоретик получаемой на уроке социально литературы, поэт. «Стихи, значимой информацией – сочинённые по дороге в Петергоф». инициирование ее обсуждения, Отражение в стихотворении мыслей высказывания учащимися своего учёного и поэта. Основные мотивы мнения по ее поводу, выработки и идея стихотворения. своего к ней отношения. Раздел VI. Из литературы XIX века (32ч.) Тема 12. Жанр баллады в творчестве 1 В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения. Тема 13. Баллада «Светлана». 1 Фантастическое и реальное. Связь с фольклором. Тема 14.Тема «барства дикого» в 1 11 стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». Тема 15. Лирика природы. «Редеет облаков летучая гряда», «Зимнее утро». Тема 16. Интерес А.С.Пушкина к истории России. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. История создания Тема 17. Столкновение чести, достоинства и независимой личности с произволом и беззаконием (гл. 1-4). Тема 18. Отец и сын Дубровские. 1 1 1 1 Тема 19. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Тема 20. Роман «Дубровский» - роман о любви. Тема 21. Изображение крестьянского бунта в романе. 1 Тема 22. М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. М.Ю. Лермонтов «Тучи» Тема 23. М.Ю. Лермонтов «Парус» Тема 24. «Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа. 1 Тема 25. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика. Историческая основа повести. Тема 26. «Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести Гоголя. Тема 27. Андрий и Остап. 1 1 1 1 1 1 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья). Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и 12 Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). Тема 28. Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. Тема 29. Контрольная работа за I полугодие Тема 30. И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге». Тема 31. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг. Тема 32. Н.А.Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» Тема 33. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..». Основной пафос стихотворений. Образноизобразительные средства. Отношение автора к героям и событиям Тема 34. Трехсложные размеры стиха. Стихотворный ритм. Тема 35. Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Взаимоотношения в семье. Тема 36. Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого. Тема 37. Проблематика рассказа «Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство». Тема 38. В. Г. Короленко. О писателе. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе» (гл.1). Тема 39. «В дурном обществе» (гл. 2-3). Авторское отношение к детям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство. Тема 40. Дружба юных героев, их 1 неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать). 1 1 1 1 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне). 1 1 1 1 1 1 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми 13 нравственное взросление (гл. 4-6). Тема 41. Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести (гл. 7-8). необходимо выстраивать доброжелательные и 1 взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье). Тема 42. А.П.Чехов. Сатирические и 1 Включение в урок игровых юмористические рассказы А. П. Чехова. процедур, которые помогают «Толстый и тонкий»: социальное поддержать мотивацию детей к неравенство, чинопочитание, получению знаний, налаживанию угодливость в рассказе. позитивных межличностных отношений в классе, помогают Тема 43. «Шуточка», «Налим». Приемы 1 установлению доброжелательной создания характеров персонажей. атмосферы во время урока. Отношение автора к Героям. Раздел VII. Из литературы XX века (12ч.) Тема 44. И.А.Бунин. Мир природы 1 Организация работы учащихся с и человека в рассказе «Лапти». Душа получаемой на уроке социально крестьянина в изображении значимой информацией – писателя. инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего Тема 45. Мир природы и человека в 1 мнения по ее поводу, выработки стихотворении И.А.Бунина «Не своего к ней отношения. видно птиц...» Тема 46. А.И. Куприн. Личность 1 Создание благоприятных условий писателя. «Тапёр». Основная тема и для развития у подростков характеристика образов. социально значимых ценностных отношений (к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение). Тема 47. С.А.Есенин. Краткие 1 Создание благоприятных условий сведения о поэте. «Песнь о собаке». для развития у подростков Одухотворенная природа — один из социально значимых ценностных основных образов С. А. Есенина. отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе Тема 48. С.А.Есенин. «Разбуди меня 1 самого ее существования, завтра рано...». Пафос и тема нуждающейся в защите и стихотворения. постоянном внимании со стороны человека). Тема 49. М.М. Пришвин. Краткие 1 Создание благоприятных условий сведения о писателе. «Кладовая для развития у подростков 14 солнца» (1-4 гл.). Знакомство с героями. Особенности жанра. Тема 50. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Тема 51. Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл названия произведения. Тема 52-53. Р/р. Классное сочинение по сказке - были «Кладовая солнца». Тема 54. Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей». Человек и природа в стихотворении. Тема 55. Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». Образный строй. 1 1 2 1 социально значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне). 1 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Раздел VIII. Произведения о Великой Отечественной войне (7ч.) Тема 56. М.В.Исаковский, 1 Создание благоприятных условий А.А.Ахматова. Основные темы и для развития у подростков образы. социально значимых ценностных отношений (к своему отечеству, Тема 57. С.С.Орлов, К.М.Симонов. 1 своей малой и большой Родине Изображение войны. как месту, в котором человек Тема 58. Д.С.Самойлов, Р.Гамзатов. 1 вырос и познал первые радости и Проблема жестокости, подвига, неудачи, которая завещана ему долга, жизни и смерти, бессмертия, предками и которую нужно любви к родине. оберегать; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Тема 59. В. П. Астафьев. «Конь с 1 Использование воспитательных розовой гривой». Проблематика возможностей содержания рассказа. учебного предмета через демонстрацию детям примеров Тема 60. Главные герои рассказа. Тема 1 ответственного, гражданского детства, справедливости, любви. поведения, проявления Тема 61. Отношение автора к своим 1 человеколюбия и героям. Нравственные уроки добросердечности. произведения. Тема 62. Контрольная работа за II 1 полугодие. Раздел IX. Из зарубежной литературы (9 ч.) Тема 63. Книга арабских сказок. 1 Создание благоприятных условий «Сказка о Синдбаде-Мореходе». для развития у подростков Тема и сюжет. социально значимых ценностных 15 Тема 64. Краткие сведения о братьях Гримм. «Снегурочка». Сюжет. Сказочные элементы. Тема 65. О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез. Тема 66. Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Северные рассказы» Тема 67. Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Тема 68. Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения. 1 1 1 1 1 отношений (к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. 16 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 6 класса к учебнику Г.С. Меркина (105 часов) № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема урока План. сроки Скорректир. сроки Введение (1 ч.) Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства. Раздел II. Из мифологии (3 ч.) Мифы о героях. «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. «Прометей» Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид» Раздел III. Из устного народного творчества (3 ч.) «Солдат и смерть». Мифологические персонажи. Художественные особенности предания Нартский эпос. «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сюжет. Герой. Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Раздел IV. Из древнерусской литературы (3ч.) Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах» «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в древнерусской литературе истории и народных представлений о событиях и людях «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Особенность жанра. Поучительный характер и нравственная проблематика. Значимость произведения в наши дни. Раздел V. Из литературы XVIII века (1ч.) М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт. «Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф». Раздел VI. Из литературы XIX века (32ч.) Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения. Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное. Связь с фольклором. Тема «барства дикого» в 17 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». Лирика природы. «Редеет облаков летучая гряда», «Зимнее утро». Интерес А.С.Пушкина к истории России. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. История создания Столкновение чести, достоинства и независимой личности с произволом и беззаконием (гл. 1-4). Отец и сын Дубровские. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Роман «Дубровский» - роман о любви. Изображение крестьянского бунта в романе. М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике. Стихотворения «Тучи», «Парус». «Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика. Историческая основа повести. «Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести Гоголя. Андрий и Остап. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. Контрольная работа за I полугодие И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге». «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг. Н.А.Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..». Основной пафос стихотворений. Образно-изобразительные средства. Отношение автора к героям и событиям 18 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. Трехсложные размеры стиха. Стихотворный ритм. Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство». В. Г. Короленко. О писателе. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе» (гл.1). «В дурном обществе» (гл. 2-3). Авторское отношение к детям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство. Дружба юных героев, их нравственное взросление (гл. 4-6). Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести (гл. 7-8). А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. «Шуточка», «Налим». Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к Героям. Раздел VII. Из литературы XX века (12 ч.) И.А.Бунин. Мир природы и человека в рассказе «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц...» А.И. Куприн. Личность писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». Одухотворенная природа — один из основных образов С. А. Есенина. С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» (1-4 гл.). Знакомство с героями. Особенности жанра. Нравственная суть взаимоотношений 19 51. 52-53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл названия произведения. Р/р. Классное сочинение по сказке - были «Кладовая солнца». Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей». Человек и природа в стихотворении. Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». Образный строй. Раздел VIII. Произведения о Великой Отечественной войне (7 ч.) М.В.Исаковский, А.А.Ахматова. Основные темы и образы. С.С.Орлов, К.М.Симонов. Изображение войны. Д.С.Самойлов, Р.Гамзатов. Проблема жестокости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Проблематика рассказа. Главные герои рассказа. Тема детства, справедливости, любви. Отношение автора к своим героям. Нравственные уроки произведения. Контрольная работа за II полугодие. Раздел IX. Из зарубежной литературы (6 ч.) Книга арабских сказок. «Сказка о Синдбаде-Мореходе». Тема и сюжет. Краткие сведения о братьях Гримм. «Снегурочка». Сюжет. Сказочные элементы. О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез. Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Северные рассказы» Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения. 20