литература, 6 класс

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 6-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина,
В. А. Чалмаева по литературе для 5-9 классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их
чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства
с жизнью, историзма;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном
тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В 2021-2022 учебном году на предмет «Литература» в 6 классе в учебном плане школы
отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 6 классе
Реализация программы по литературе в 6-х классах нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к
Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;


2

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;

формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу
жизни;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления;

значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое
отношение членов своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

использование различных источников информации (словарей, энциклопедии,
интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации
приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой
личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».


Метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации,


3

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать, отстаивать свое мнение;

осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Метапредметные результаты также включают:

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;

формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;

понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать своё досуговое чтение;

развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
4

умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;

понимание
авторской
позиции
и
свое
отношение
к
ней;
в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания
разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты
на
литературные
и
общекультурные
темы;
в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.


3. Содержание курса «Литература» в 6 классе
Введение (1час)
Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка,
живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе: писатель и его место в культуре и жизни
общества; человек и литература: книга — необходимый элемент в формировании личности.
Раздел II. Из мифологии (3 часа)
Мифы: «Пять веков», «Прометей». «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих
мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Значение древнегреческих мифов.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы
древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее. Дедале и Икаре в
русском искусстве.
Раздел III. Из устного народного творчества (3 часа)
5

Предания, легенды, сказки
Предания: «Солдат и смерть». «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о
молодилъных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка
и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки,
сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность,
афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в
волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском
искусстве: музыке, живописи, кино.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей
местности.
Раздел IV. Из древнерусской литературы (3 часа)
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и
народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской
литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие
и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть: автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план, «Моё поучение».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Раздел V. Из литературы XVIII века (1 час)
М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт.
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на
дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее
реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея
стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое
обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Раздел VI. Из литературы XIX века (32 часа)
1. В.А. Жуковский (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр
баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана» - фантастическое и реальное:
связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.
Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое: фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
2. А.С. Пушкин (8 часов)
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в
литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая
гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и
художественный вымысел: нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе,
любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и
несправедливость): основной конфликт; центральные персонажи. Двусложные размеры
стиха.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
6

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, обучение
сочинению на литературную тему, конкурс выразительного чтения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание
музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с
Пушкиным».
3. М.Ю. Лермонтов (3 часа)
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода,
воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор
эпиграфов, конкурс творческих работ.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание
музыкальных записей.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
4. Н.В.Гоголь (5 часов)
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество,
свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания;
лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и
фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы. речь). Лирическое и
эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Контрольная работа на I полугодие.
Теория литературы: героическая повесть: типы речи и разнообразие лексических пластов;
тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица: различные виды чтения и устного пересказа;
письменный отзыв на эпизод, классное сочинение по повести.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к
отдельным сценам и эпизодам.
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки
«Книги о героическом прошлом Отчизны».
5. И.С. Тургенев (2 часа)
И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге». «Записки
охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие
рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе:
милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов
«Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и
центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и
авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к
отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
6. Н.А. Некрасов (3 часа)
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки
женской» — основные в творчестве поэта.
Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство у каждых
дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.
Образно-изобразительные
средства,
раскрывающие
тему.
Способы
создания
образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Трёхсложные размеры стиха. Стихотворный ритм.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест;
коллективный портрет.
7

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая
работа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями: Н.А. Некрасов и художникипередвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А.
Некрасов и художники-передвижники».
7. Л.Н.Толстой (3 часа)
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?»,
«Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные
качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого: проблематика рассказа и
внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная
отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности,
милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного
плана.
8. В.Г. Короленко (4 часа)
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и
взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести.
Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план
характеристики эпизода, персонажа, классное сочинение «Мой друг Вася».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что
я поступил бы...».
9. А.П. Чехов (2 часа)
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий»,
«Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к
героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом
произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в
юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и
крылатых фраз из произведений А.П. Чехова: творческая мастерская - написание
юмористического рассказа на заданную тему.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Раздел VII. Из литературы XX века (12 часов)
1. И.А. Бунин (2 часа)
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не
видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении
писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об
эпизоде.
2. А.И. Куприн (1 час)
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и
характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного
раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И.
Куприна.
8

3. С.А. Есенин (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке». «Разбуди меня завтра
рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов
С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз,
эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур
стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер
4. М.М. Пришвин (5 часов)
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в
изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты,
любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа, сочинение.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
5. Н.М. Рубцов (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей». «Тихая моя родина ».Человек и
природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
VIII. Произведения о Великой Отечественной войне (7 часов)
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и
смерти, бессмертия, любви к родине:
А.А. Ахматова. «Мужество». «Победа»;
С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»;
К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»;
Р.Гамзатов. «Журавли »;
Д.С. Самойлов. «Сороковые»;
М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Контрольная работа за II полугодие.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературномузыкальному вечеру,
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика
рассказа.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Развитие речи: составление цитатного плана.
IX. Из зарубежной литературы (9 часов)
1. Восточные сказки (1ч.)
«Сказка о Синдбаде-Мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания,
тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
2. Братья Гримм (1ч.)
Краткие сведения о питателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
3. О. Генри (1ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и
всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Развитие речи: рассказ от другого лица.
9

4. ДЖ. Лондон (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос,
гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план: пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 6 класса к учебнику Г.С. Меркина (68 часов)
Разделы / темы

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые
через
использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
с учетом рабочей программы
воспитания

Введение (1ч.)
Тема 1. Книга и ее роль в жизни
1
Создание благоприятных условий
человека. Литература и другие виды
для развития у подростков
искусства.
социально значимых ценностных
отношений (к культуре как
духовному богатству общества и
важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение,
музыка,
искусство,
театр,
творческое самовыражение).
Раздел II. Из мифологии (3 ч.)
Тема 2. Мифы о героях. «Пять
1
Создание благоприятных условий
веков». Отражение в
для развития у подростков
древнегреческих мифах
социально значимых ценностных
представлений о героизме.
отношений (к труду как
основному способу достижения
Тема 3. «Прометей»
1
жизненного благополучия
Тема 4. Значение древнегреческих
1
человека, залогу его успешного
мифов. «Яблоки Гесперид»
профессионального
самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне; к
природе как источнику жизни на
Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со
стороны человека; к окружающим
людям как безусловной и
абсолютной ценности, как
равноправным социальным
партнерам, с которыми
необходимо выстраивать
доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие
10

избегать чувства одиночества).
Раздел III. Из устного народного творчества (3ч.)
Тема 5. «Солдат и смерть».
1
Мифологические персонажи.
Художественные особенности
предания
Тема 6. Нартский эпос. «Как
1
Бадыноко победил одноглазого
великана». Сюжет. Герой.
Тема 7. Сказка и её художественные
1
особенности. «Сказка о
молодильных яблоках и живой
воде»
Раздел IV. Из древнерусской литературы (3ч.)
Тема 8. Особенности древнерусской
1
Создание благоприятных условий
литературы. «Сказание о
для развития у подростков
белгородских колодцах»
социально значимых ценностных
отношений (к миру как главному
Тема 9. «Повесть о разорении
1
принципу
человеческого
Рязани Батыем». Отражение в
общежития, условию крепкой
древнерусской литературе истории
дружбы, налаживания отношений
и народных представлений о
с коллегами по работе в будущем
событиях и людях
и
создания
благоприятного
Тема 10. «Поучение» Владимира
1
микроклимата
в
своей
Мономаха (фрагмент). Особенность
собственной
семье;
к
жанра. Поучительный характер и
окружающим
людям
как
нравственная проблематика.
безусловной
и
абсолютной
Значимость произведения в наши
ценности,
как
равноправным
дни.
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества).
Раздел V. Из литературы XVIII века (1ч.)
Тема 11. М.В. Ломоносов –
1
Организация работы учащихся с
гениальный учёный, теоретик
получаемой на уроке социально
литературы, поэт. «Стихи,
значимой
информацией
–
сочинённые по дороге в Петергоф».
инициирование ее обсуждения,
Отражение в стихотворении мыслей
высказывания учащимися своего
учёного и поэта. Основные мотивы
мнения по ее поводу, выработки
и идея стихотворения.
своего к ней отношения.
Раздел VI. Из литературы XIX века (32ч.)
Тема 12. Жанр баллады в творчестве
1
В.А.Жуковского. «Светлана».
Творческая история произведения.
Тема 13. Баллада «Светлана».
1
Фантастическое и реальное. Связь с
фольклором.
Тема 14.Тема «барства дикого» в
1
11

стихотворении А.С. Пушкина
«Деревня».
Тема 15. Лирика природы. «Редеет
облаков летучая гряда», «Зимнее утро».
Тема 16. Интерес А.С.Пушкина к
истории России. Роман
«Дубровский». Историческая правда
и художественный вымысел.
История создания
Тема 17. Столкновение чести,
достоинства и независимой личности с
произволом и беззаконием (гл. 1-4).
Тема 18. Отец и сын Дубровские.

1
1

1

1

Тема 19. «Благородный разбойник»
Владимир Дубровский. Роль Маши в
его судьбе.
Тема 20. Роман «Дубровский» - роман о
любви.
Тема 21. Изображение
крестьянского бунта в романе.

1

Тема 22. М.Ю. Лермонтов. Личность и
судьба поэта. М.Ю. Лермонтов «Тучи»
Тема 23. М.Ю. Лермонтов «Парус»
Тема 24. «Листок». Мотив
одиночества в лирике.
Многозначность художественного
образа.

1

Тема 25. Н.В.Гоголь. «Тарас
Бульба». Тема и проблематика.
Историческая основа повести.
Тема 26. «Бранное, трудное
время…» Степь как образ родины в
повести Гоголя.
Тема 27. Андрий и Остап.

1

1
1

1
1

1

1

Создание благоприятных условий
для развития у подростков
социально значимых ценностных
отношений (к своему отечеству,
своей малой и большой Родине
как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и
неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно
оберегать; к семье как главной
опоре в жизни человека и
источнику его счастья).
Применение на уроке
интерактивных форм работы
учащихся: дискуссий, которые
дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
детьми.
Создание благоприятных условий
для развития у подростков
социально значимых ценностных
отношений (к природе как
источнику жизни на Земле, основе
самого
ее
существования,
нуждающейся
в
защите
и
постоянном внимании со стороны
человека; к окружающим людям
как безусловной и абсолютной
ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества).
Создание благоприятных условий
для развития у подростков
социально значимых ценностных
отношений (к своему отечеству,
своей малой и большой Родине
как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и
12

Сравнительная характеристика
(характеры, типы, речь).
Тема 28. Подвиг Тараса Бульбы.
Казачество в изображении Гоголя.
Тема 29. Контрольная работа за I
полугодие
Тема 30. И.С. Тургенев. Тема любви в
лирике. Стихотворение «В дороге».
Тема 31. «Записки охотника»:
творческая история и своеобразие
композиции. Проблематика и
своеобразие рассказа «Бирюк».
Служебный долг и человеческий долг.

Тема 32. Н.А.Некрасов.
Гражданская позиция поэта. Тема
народного труда и «долюшки
женской»
Тема 33. «В полном разгаре страда
деревенская…», «Великое
чувство!..». Основной пафос
стихотворений. Образноизобразительные средства.
Отношение автора к героям и
событиям
Тема 34. Трехсложные размеры стиха.
Стихотворный ритм.
Тема 35. Л.Н. Толстой. «Детство»
(главы из повести): «Maman», «Что за
человек был мой отец?», «Детство».
Взаимоотношения в семье.
Тема 36. Главные качества родителей в
восприятии и изображении Л.Н.
Толстого.
Тема 37. Проблематика рассказа
«Бедные люди» и внутренняя связь его
с повестью «Детство».
Тема 38. В. Г. Короленко. О писателе.
События жизни писателя, отозвавшиеся
в повести «В дурном обществе» (гл.1).
Тема 39. «В дурном обществе» (гл. 2-3).
Авторское отношение к детям
«подземелья», сохранившим
человеческое достоинство.
Тема 40. Дружба юных героев, их

1

неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно
оберегать).

1
1
1

1

1

Создание благоприятных условий
для развития у подростков
социально значимых ценностных
отношений
(к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной
ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества).
Создание благоприятных условий
для развития у подростков
социально значимых ценностных
отношений
(к
труду
как
основному способу достижения
жизненного
благополучия
человека, залогу его успешного
профессионального
самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне).

1
1

1

1

1

1

1

Создание благоприятных условий
для развития у подростков
социально значимых ценностных
отношений
(к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной
ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
13

нравственное взросление (гл. 4-6).
Тема 41. Проблемы доверия и
взаимопонимания, доброты,
справедливости, милосердия в повести
(гл. 7-8).

необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
1
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества; к
миру как главному принципу
человеческого
общежития,
условию
крепкой
дружбы,
налаживания
отношений
с
коллегами по работе в будущем и
создания
благоприятного
микроклимата
в
своей
собственной семье).
Тема 42. А.П.Чехов. Сатирические и
1
Включение в урок игровых
юмористические рассказы А. П. Чехова.
процедур, которые помогают
«Толстый и тонкий»: социальное
поддержать мотивацию детей к
неравенство, чинопочитание,
получению знаний, налаживанию
угодливость в рассказе.
позитивных
межличностных
отношений в классе, помогают
Тема 43. «Шуточка», «Налим». Приемы
1
установлению доброжелательной
создания характеров персонажей.
атмосферы во время урока.
Отношение автора к Героям.
Раздел VII. Из литературы XX века (12ч.)
Тема 44. И.А.Бунин. Мир природы
1
Организация работы учащихся с
и человека в рассказе «Лапти». Душа
получаемой на уроке социально
крестьянина в изображении
значимой
информацией
–
писателя.
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
Тема 45. Мир природы и человека в
1
мнения по ее поводу, выработки
стихотворении И.А.Бунина «Не
своего к ней отношения.
видно птиц...»
Тема 46. А.И. Куприн. Личность
1
Создание благоприятных условий
писателя. «Тапёр». Основная тема и
для развития у подростков
характеристика образов.
социально значимых ценностных
отношений (к культуре как
духовному богатству общества и
важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение,
музыка,
искусство,
театр,
творческое самовыражение).
Тема 47. С.А.Есенин. Краткие
1
Создание благоприятных условий
сведения о поэте. «Песнь о собаке».
для развития у подростков
Одухотворенная природа — один из
социально значимых ценностных
основных образов С. А. Есенина.
отношений (к природе как
источнику жизни на Земле, основе
Тема 48. С.А.Есенин. «Разбуди меня
1
самого
ее
существования,
завтра рано...». Пафос и тема
нуждающейся
в
защите
и
стихотворения.
постоянном внимании со стороны
человека).
Тема 49. М.М. Пришвин. Краткие
1
Создание благоприятных условий
сведения о писателе. «Кладовая
для развития у подростков
14

солнца» (1-4 гл.). Знакомство с
героями. Особенности жанра.
Тема 50. Нравственная суть
взаимоотношений Насти и Митраши.
Труд в жизни детей.
Тема 51. Пейзаж и его роль в сказке
были. Смысл названия произведения.
Тема 52-53. Р/р. Классное сочинение по
сказке - были «Кладовая солнца».
Тема 54. Н.М.Рубцов. Краткие сведения
о поэте. «Звезда полей». Человек и
природа в стихотворении.
Тема 55. Н.М.Рубцов. «Тихая моя
родина». Образный строй.

1

1
2
1

социально значимых ценностных
отношений (к природе как
источнику жизни на Земле, основе
самого
ее
существования,
нуждающейся
в
защите
и
постоянном внимании со стороны
человека; к труду как основному
способу достижения жизненного
благополучия человека, залогу его
успешного
профессионального
самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне).

1

Привлечение
внимания
школьников
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Раздел VIII. Произведения о Великой Отечественной войне (7ч.)
Тема 56. М.В.Исаковский,
1
Создание благоприятных условий
А.А.Ахматова. Основные темы и
для развития у подростков
образы.
социально значимых ценностных
отношений (к своему отечеству,
Тема 57. С.С.Орлов, К.М.Симонов.
1
своей малой и большой Родине
Изображение войны.
как месту, в котором человек
Тема 58. Д.С.Самойлов, Р.Гамзатов.
1
вырос и познал первые радости и
Проблема жестокости, подвига,
неудачи, которая завещана ему
долга, жизни и смерти, бессмертия,
предками и которую нужно
любви к родине.
оберегать; к окружающим людям
как безусловной и абсолютной
ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества).
Тема 59. В. П. Астафьев. «Конь с
1
Использование
воспитательных
розовой гривой». Проблематика
возможностей
содержания
рассказа.
учебного
предмета
через
демонстрацию детям примеров
Тема 60. Главные герои рассказа. Тема
1
ответственного,
гражданского
детства, справедливости, любви.
поведения,
проявления
Тема 61. Отношение автора к своим
1
человеколюбия
и
героям. Нравственные уроки
добросердечности.
произведения.
Тема 62. Контрольная работа за II
1
полугодие.
Раздел IX. Из зарубежной литературы (9 ч.)
Тема 63. Книга арабских сказок.
1
Создание благоприятных условий
«Сказка о Синдбаде-Мореходе».
для развития у подростков
Тема и сюжет.
социально значимых ценностных
15

Тема 64. Краткие сведения о
братьях Гримм. «Снегурочка».
Сюжет. Сказочные элементы.
Тема 65. О.Генри. Краткие сведения
о писателе. «Вождь краснокожих»: о
детстве - с улыбкой и всерьез.
Тема 66. Дж. Лондон. Краткие
сведения о писателе. «Северные
рассказы»
Тема 67. Дж. Лондон. «Любовь к
жизни». Гимн мужеству и отваге,
сюжет и основные образы.

Тема 68. Контрольный тест.
Рекомендации для летнего чтения.

1

1

1

1

1

отношений (к миру как главному
принципу
человеческого
общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений
с коллегами по работе в будущем
и
создания
благоприятного
микроклимата
в
своей
собственной
семье;
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной
ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества).
Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления
человеколюбия и
добросердечности.
Побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации.

16

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 6 класса к учебнику Г.С. Меркина (105 часов)
№
урока
1.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.
14.

Тема урока

План. сроки

Скорректир. сроки

Введение (1 ч.)
Книга и ее роль в жизни человека.
Литература и другие виды искусства.
Раздел II. Из мифологии (3 ч.)
Мифы о героях. «Пять
веков». Отражение в древнегреческих
мифах представлений о героизме.
«Прометей»
Значение древнегреческих мифов.
«Яблоки Гесперид»
Раздел III. Из устного народного творчества (3 ч.)
«Солдат и смерть». Мифологические
персонажи. Художественные
особенности предания
Нартский эпос. «Как Бадыноко
победил одноглазого великана».
Сюжет. Герой.
Сказка и её художественные
особенности. «Сказка о молодильных
яблоках и живой воде»
Раздел IV. Из древнерусской литературы (3ч.)
Особенности древнерусской
литературы. «Сказание о
белгородских колодцах»
«Повесть о разорении Рязани
Батыем». Отражение в древнерусской
литературе истории и народных
представлений о событиях и людях
«Поучение» Владимира Мономаха
(фрагмент). Особенность жанра.
Поучительный характер и
нравственная проблематика.
Значимость произведения в наши дни.
Раздел V. Из литературы XVIII века (1ч.)
М.В. Ломоносов – гениальный
учёный, теоретик литературы, поэт.
«Стихи, сочинённые по дороге в
Петергоф».
Раздел VI. Из литературы XIX века (32ч.)
Жанр баллады в творчестве
В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая
история произведения.
Баллада «Светлана». Фантастическое
и реальное. Связь с фольклором.
Тема «барства дикого» в
17

15.
16.

17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.

26.
27.

28.
29.
30.
31.

32.

33.

стихотворении А.С. Пушкина
«Деревня».
Лирика природы. «Редеет облаков
летучая гряда», «Зимнее утро».
Интерес А.С.Пушкина к истории
России. Роман «Дубровский».
Историческая правда и
художественный вымысел. История
создания
Столкновение чести, достоинства и
независимой личности с произволом и
беззаконием (гл. 1-4).
Отец и сын Дубровские.
«Благородный разбойник» Владимир
Дубровский. Роль Маши в его судьбе.
Роман «Дубровский» - роман о любви.
Изображение крестьянского бунта в
романе.
М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка
на Кавказ. Поэт и власть.
Вольнолюбивые мотивы в лирике.
Стихотворения «Тучи», «Парус».
«Листок». Мотив одиночества в
лирике. Многозначность
художественного образа.
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и
проблематика. Историческая основа
повести.
«Бранное, трудное время…» Степь как
образ родины в повести Гоголя.
Андрий и Остап. Сравнительная
характеристика (характеры, типы,
речь).
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в
изображении Гоголя.
Контрольная работа за I полугодие
И.С. Тургенев. Тема любви в лирике.
Стихотворение «В дороге».
«Записки охотника»: творческая история и
своеобразие композиции. Проблематика и
своеобразие рассказа «Бирюк».
Служебный долг и человеческий долг.
Н.А.Некрасов. Гражданская позиция
поэта. Тема народного труда и
«долюшки женской»
«В полном разгаре страда
деревенская…», «Великое чувство!..».
Основной пафос стихотворений.
Образно-изобразительные средства.
Отношение автора к героям и
событиям
18

34.
35.

36.
37.

38.

39.

40.
41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.
49.

50.

Трехсложные размеры стиха.
Стихотворный ритм.
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из
повести): «Maman», «Что за человек был
мой отец?», «Детство». Взаимоотношения
в семье.
Главные качества родителей в восприятии
и изображении Л.Н. Толстого.
Проблематика рассказа «Бедные люди» и
внутренняя связь его с повестью
«Детство».
В. Г. Короленко. О писателе. События
жизни писателя, отозвавшиеся в повести
«В дурном обществе» (гл.1).
«В дурном обществе» (гл. 2-3). Авторское
отношение к детям «подземелья»,
сохранившим человеческое достоинство.
Дружба юных героев, их нравственное
взросление (гл. 4-6).
Проблемы доверия и взаимопонимания,
доброты, справедливости, милосердия в
повести (гл. 7-8).
А.П.Чехов. Сатирические и
юмористические рассказы А. П. Чехова.
«Толстый и тонкий»: социальное
неравенство, чинопочитание, угодливость
в рассказе.
«Шуточка», «Налим». Приемы создания
характеров персонажей. Отношение
автора к Героям.
Раздел VII. Из литературы XX века (12 ч.)
И.А.Бунин. Мир природы и человека в
рассказе «Лапти». Душа крестьянина в
изображении писателя.
Мир природы и человека в
стихотворении И.А.Бунина «Не видно
птиц...»
А.И. Куприн. Личность писателя.
«Тапёр». Основная тема и
характеристика образов.
С.А.Есенин. Краткие сведения о
поэте. «Песнь о собаке».
Одухотворенная природа — один из
основных образов С. А. Есенина.
С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра
рано...». Пафос и тема стихотворения.
М.М. Пришвин. Краткие сведения о
писателе. «Кладовая солнца» (1-4
гл.). Знакомство с героями.
Особенности жанра.
Нравственная суть взаимоотношений
19

51.
52-53.
54.

55.

56.
57.
58.

59.
60.
61.
62.
63.
64.

65.

66.
67.

68.

Насти и Митраши. Труд в жизни детей.
Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл
названия произведения.
Р/р. Классное сочинение по сказке - были
«Кладовая солнца».
Н.М.Рубцов. Краткие сведения о
поэте. «Звезда полей». Человек и
природа в стихотворении.
Н.М.Рубцов. «Тихая моя
родина». Образный строй.
Раздел VIII. Произведения о Великой Отечественной войне (7 ч.)
М.В.Исаковский, А.А.Ахматова.
Основные темы и образы.
С.С.Орлов, К.М.Симонов.
Изображение войны.
Д.С.Самойлов, Р.Гамзатов. Проблема
жестокости, подвига, долга, жизни и
смерти, бессмертия, любви к родине.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой
гривой». Проблематика рассказа.
Главные герои рассказа. Тема детства,
справедливости, любви.
Отношение автора к своим героям.
Нравственные уроки произведения.
Контрольная работа за II полугодие.
Раздел IX. Из зарубежной литературы (6 ч.)
Книга арабских сказок. «Сказка о
Синдбаде-Мореходе». Тема и сюжет.
Краткие сведения о братьях Гримм.
«Снегурочка». Сюжет. Сказочные
элементы.
О.Генри. Краткие сведения о
писателе. «Вождь краснокожих»: о
детстве - с улыбкой и всерьез.
Дж. Лондон. Краткие сведения о
писателе. «Северные рассказы»
Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн
мужеству и отваге, сюжет и основные
образы.
Контрольный тест. Рекомендации для
летнего чтения.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».