литература, 5 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса
составлена и реализуется на основе УМК под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина,
В.А.Чалмаева, разработанного с учѐтом требований Федерального государственного
образовательного стандарта, Концепции преподавания русского языка и литературы
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и
культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
- формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- развитие устной и письменной речи учащихся; эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявлять
в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
В 2021-2022 учебном году на предмет Литература» в 5 классе в учебном плане
школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
- Понимать значение литературы в процессе получения школьного образования.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых
ценностей.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения еѐ результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
- Понимать модели, схемы, приведѐнные в учебнике и учебных пособиях.
- Осуществлять синтез как составление целого из его частей.
- Проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
- Умению смыслового восприятия текста.
- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и аргументацию.
- Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение - 1 ч.
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
(родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова.
Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Из мифологии – 3 ч.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего
человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Возникновение
мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».
Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея»
(«Одиссей на острове циклопов. Полифем»).
Из устного народного творчества - 4 ч.
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин,
важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение,
преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная
проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не
бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках.
Сказки народов России. «Падчерица».
Из древнерусской литературы - 2 ч.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань
хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей
и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора);
Басни народов мира - 4 ч.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие
характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность;
элементы дидактизма в басне.
Русская басня - 3 ч.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы
басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни:
«Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по
выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне.
Образный мир басен И.А. Крылова.
Из литературы XIX века -24 ч.
А.С. ПУШКИН - 5 ч.
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.
Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в
стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность
пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство
выразительных средств.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ - 2 ч.
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История
создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.
Лермонтова. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Н.В. ГОГОЛЬ - 3 ч.
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть
«Ночь перед Рождеством».
И.С. ТУРГЕНЕВ - 5 ч.
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и
творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей».
Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму.
Тематика и социальная проблематика рассказа.
Н.А. НЕКРАСОВ -3 ч.
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и
способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка ».
.
Л.Н. ТОЛСТОЙ – 3 ч.
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ
«Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая
нравственная основа в человеке.. Речь персонажей и отражение в ней особенностей
характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и
писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник».
Из литературыXX века -15 ч.
И.А. БУНИН – 2 ч.
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование
личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у
дороги...»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с
природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства
создания образов.
Л.Н. АНДРЕЕВ – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и
нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость,
доброта).»Кусака».
А.И. КУПРИН – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».
А.А. БЛОК – 2 ч.
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.
Блоковские
места
(Петербург,
Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение
«Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие
стихотворения.
.
С.А. ЕСЕНИН – 1 ч. + 1 ч. р/р.
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой
мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... »
— по выбору.
А.П. ПЛАТОНОВ – 2 ч.
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами
ребенка, образ Никиты.
П.П. БАЖОВ – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.
Бажова (труд и мастерство, вдохновение).
Н.Н.НОСОВ – 1 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Е.И. НОСОВ – 1 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».
Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Воспитание чувства милосердия, сострадания,
участия, заботы о беззащитном.
Родная природа в произведениях писателей XX века – 2 ч.
Из зарубежной литературы - 8 ч.
Итоговый урок- 1 ч. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир
книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать
вам...»).

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 5 класса к учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина,(68 часов)
Разделы / темы

Раздел I. Мифология

Количество
часов

4

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Организация работы учащихся с получаемой
на уроке литературной
информациейвоспитание уважения к истории литературы,
родной земле, еѐ обитателям;
создание благоприятных условий для развития у
подростков социально значимых ценностных
отношений
- к природе как источнику жизни на Земле, основе
самого ее существования, нуждающейся в защите
и постоянном внимании со стороны человека

Раздел II. Устное народное
творчество

4+2

С помощью произведений устного народного
творчества
формировать уважительное
отношение
к народному творчеству, к
истокам, к Родине.
создание благоприятных условий для развития у
подростков социально значимых ценностных
отношений
- к своему отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно
оберегать;

Раздел III. Басни народов
мира

4

Создание мотивационной основы для
восприятия учебного материала, развитие
навыков осмысленного чтения, умения
«всматриваться и вслушиваться» в слово
художественного произведения,
развитие
речи учащихся, умения актуализировать
личный жизненный опыт.
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений
- к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо выстраивать доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения,
дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.

Раздел IV. Литература XIX
века

24

Использование текстов художественных
произведений,
демонстрирующих
подросткам
примеры
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности.Формирование
читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном
чтении
художественной
литературы,
эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;

Раздел V. Литература ХХ
века

15+2

Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений
- к семье как главной опоре в жизни человека
и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу
его
успешного
профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к миру как главному принципу
человеческого общежития, условию крепкой
дружбы,
налаживания
отношений
с
коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного
микроклимата
собственной семье;

Раздел VI.
литература

Зарубежная

8+1

в

своей

Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений
- к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие
человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 5 класса к учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина,(68 часов)
№
урока

1.
2

3
4

5.

6.
7.

9.

10.

11.
12.

13.

14

Тема урока

Введение – 1 час
Книга – твой друг. Литература как искусство
слова.
Мифология – 3 часа
Античный миф. Происхождение мира и
богов. «Рождение Зевса», «Олимп».
Представление древних греков о сотворении
богов, Вселенной, героев.
Рассказ о Гомере. «Одиссея».
Рассказ о Гомере. «Одиссея». Эпизод
«Одиссей на острове циклопов. Полифем.».
Сюжет мифа. Образы.
Устное народное творчество – 4
Истоки устного народного творчества, его
основные виды. Загадки.
Пословицы и поговорки.
Литературная игра.
Волшебная сказка «Царевна – лягушка».
Сюжет. Сказочные образы. Нравственная
проблематика.
Художественный мир сказки «Царевналягушка». Иван Царевич, его помощники и
противники. Народная мораль в сказке.
Поэтика волшебной сказки. Сказочные
формулы. Фантастика.
Древнерусская литература – 2
Понятие о древнерусской литературе.
Летопись «Повесть временных лет»
(отрывки).
Отражение истории в древнерусской
литературе. Нравственная позиция автора.
Развѐрнутый ответ на вопрос.
Басни народов мира – 4
Басни народов мира. Понятие о басне. Эзоп.
Краткие сведения о баснописце. «Лиса и
виноград», «Ворон и Лисица». Лафонтен
«Лисица и виноград».
Русские басни. Русские баснописцы XVIII в.
Нравственная проблематика басен ,
злободневность. Основные темы басен.
И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика
басен. «Ворона и лисица»
«Волк и Ягненок».

План. сроки

Скоррект.сроки

15

16

17

18
19
20
21

22

23

24
25
26.

И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под
Дубом». Сатирическое и нравственное в
баснях.
Русская литература 19 века – 24
А.С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и
книги. Поэт и няня Арина Родионовна.
Стихотворение «Няня».
Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях».
Гуманистическая направленность сказки.
Герои и персонажи «Сказки…»
Добро и зло в сказках А.С. Пушкина.
Отношение автора к героям.
«Руслан и Людмила». Богатство и
выразительность средств.
Образы природы в стихотворении «Зимняя
дорога».
М.Ю. Лермонтов. Детские годы. Тема
Отечественной войны 1812 года в поэзии
Лермонтова.
«Бородино». История создания
стихотворения. Бородинская битва и русский
солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ночь перед
Рождеством». Отражение в повести
славянских преданий и легенд.
Образы и события повести.
Суеверие, злая сила, добро и зло в повести.
Р.р. Словесное рисование героев.
И.С. Тургенев. Детские годы. История
создания рассказа «Муму». Тематика и
социальная проблематика рассказа.

27

Образы центральные и второстепенные.
Образ Муму. Нравственное превосходство
Герасима над барыней и еѐ челядью.

28.

Р.р. Контрольноесочинение по рассказу И.С.
Тургенева «Муму».
И.С.Тургенев о языке. Стихотворение в прозе
«Русский язык», «Воробей», «Два богача».
Н.А.Некрасов – поэт для детей.
«Крестьянские дети». Основная тема и
способы еѐ развития.
«Крестьянские дети». Отношение автора к
персонажам стихотворения. Композиции.
Н.А.Некрасов. «Тройка». Народная песня.
Строфа.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский
пленник». История создания произведения.
Быль как литературный жанр.
Тема и основные проблемы повести: смысл

29-30
31.

32.
33.
34.

35-36

37.

38

39.

40

41

42

43-44

45-46

47-48

49-50

51.
52.

жизни, справедливость, свобода и неволя.
Две жизненные позиции (Жилин и
Костылин). Любовь как высшая нравственная
основа в человеке.
Р.р. Контрольное сочинение по рассказу
Л.Н.Толстого.
А.П.Чехов. Детские и юношеские годы
писателя. «Злоумышленник»: тема рассказа.
Комизм ситуации. Приѐмы создания
характера и ситуаций. Отношение автора к
персонажам.
Юмористические рассказы А.П.Чехова
Рр Рассказ о смешном случае из жизни.
Русская литература 20 века – 15 часов
И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой
зелѐный ельник у дороги». Тема природы и
приѐмы еѐ реализации. Художественное
богатство стихотворения.
«В деревне». Слияние с природой,
нравственно-эмоциональное состояние
персонажа.
Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Основная
тематика и нравственная проблематика
писателя. Контраст.
Роль эпизода в создании образа героя.
Природа в жизни мальчика. Значение финала.
Вн.ч. Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманизм
писателя.
А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой
петух». Особенности создания образа в
рассказе.
А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер»,
«Полный месяц встал над лугом…».
Образная система, художественное
своеобразие стихотворений.
С.А.Есенин. Детские годы поэта. «Поѐт зима
– аукает…», «Ты запой мне ту песню, что
прежде…» Единство человека и природы.
Малая и большая родина. Олицетворение.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита».
Тема рассказа. Мир глазами ребѐнка. Образ
Никиты.
Вн.чт.А.П.Платонов. «Цветок на земле».
Основная мысль произведения.
П.П.Бажов. Путь писателя к сказу.
Особенности сказа. «Каменный цветок».
Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приѐмы
создания художественного образа. Отличие

53
54

55-56

57-58

59-60

61-62

63-64

65

96.
66-67
68

сказа от сказки.
Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три
охотника». Правда и вымысел.
Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как
патефон петуха от смерти спас». Добро и зло.
Мир глазами ребѐнка.
Зарубежная литература – 8 часов
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»
(отрывки). Сюжетные линии, характеристика
персонажей, характеристика жанра.
Х.К.Андерсен. Детство писателя. Сказка
«Соловей». Истинные и мнимые ценности.
Литературные приѐмы создания сказочной
ситуации.
Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе.
Автобиография и автобиографические
мотивы. «Приключения Тома Сойера»
(отрывки). Мир детства и мир взрослых.
Ж. Роно – Старший. Слово о писателе.
«Борьба за огонь» (главы из повести).
Гуманистическое изображение древнего
человека. Человек и природа, борьба за
выживание, эмоциональный мир
доисторического человека.
Дж. Лондон. Детские годы писателя.
«Сказание о Кише». Обычаи, быт, верование,
нравы северных народов.
А.Линдгрен. Слово о писателе.
«Приключения Эмиля из Лѐннеберге».
Отношение писательницы к своему герою.
Тонкий юмор.
Р.р. Литературный час «Я хочу рассказать
вам…»
Литература родного края.
Итоговый урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».