1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса
составлена и реализуется на основе УМК под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина,
В.А.Чалмаева, разработанного с учѐтом требований Федерального государственного
образовательного стандарта, Концепции преподавания русского языка и литературы
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и
культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
- формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- развитие устной и письменной речи учащихся; эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявлять
в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
В 2021-2022 учебном году на предмет Литература» в 5 классе в учебном плане
школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
- Понимать значение литературы в процессе получения школьного образования.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых
ценностей.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения еѐ результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
- Понимать модели, схемы, приведѐнные в учебнике и учебных пособиях.
- Осуществлять синтез как составление целого из его частей.
- Проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
- Умению смыслового восприятия текста.
- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и аргументацию.
- Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение - 1 ч.
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
(родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова.
Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Из мифологии – 3 ч.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего
человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Возникновение
мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».
Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея»
(«Одиссей на острове циклопов. Полифем»).
Из устного народного творчества - 4 ч.
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин,
важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение,
преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная
проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не
бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках.
Сказки народов России. «Падчерица».
Из древнерусской литературы - 2 ч.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань
хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей
и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора);
Басни народов мира - 4 ч.
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие
характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность;
элементы дидактизма в басне.
Русская басня - 3 ч.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы
басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни:
«Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по
выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне.
Образный мир басен И.А. Крылова.
Из литературы XIX века -24 ч.
А.С. ПУШКИН - 5 ч.
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.
Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в
стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность
пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство
выразительных средств.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ - 2 ч.
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История
создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.
Лермонтова. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Н.В. ГОГОЛЬ - 3 ч.
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть
«Ночь перед Рождеством».
И.С. ТУРГЕНЕВ - 5 ч.
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и
творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей».
Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму.
Тематика и социальная проблематика рассказа.
Н.А. НЕКРАСОВ -3 ч.
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и
способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка ».
.
Л.Н. ТОЛСТОЙ – 3 ч.
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ
«Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая
нравственная основа в человеке.. Речь персонажей и отражение в ней особенностей
характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и
писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник».
Из литературыXX века -15 ч.
И.А. БУНИН – 2 ч.
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование
личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у
дороги...»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с
природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства
создания образов.
Л.Н. АНДРЕЕВ – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и
нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость,
доброта).»Кусака».
А.И. КУПРИН – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».
А.А. БЛОК – 2 ч.
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.
Блоковские
места
(Петербург,
Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение
«Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие
стихотворения.
.
С.А. ЕСЕНИН – 1 ч. + 1 ч. р/р.
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой
мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... »
— по выбору.
А.П. ПЛАТОНОВ – 2 ч.
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами
ребенка, образ Никиты.
П.П. БАЖОВ – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.
Бажова (труд и мастерство, вдохновение).
Н.Н.НОСОВ – 1 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Е.И. НОСОВ – 1 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».
Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Воспитание чувства милосердия, сострадания,
участия, заботы о беззащитном.
Родная природа в произведениях писателей XX века – 2 ч.
Из зарубежной литературы - 8 ч.
Итоговый урок- 1 ч. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир
книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать
вам...»).
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 5 класса к учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина,(68 часов)
Разделы / темы
Раздел I. Мифология
Количество
часов
4
Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Организация работы учащихся с получаемой
на уроке литературной
информациейвоспитание уважения к истории литературы,
родной земле, еѐ обитателям;
создание благоприятных условий для развития у
подростков социально значимых ценностных
отношений
- к природе как источнику жизни на Земле, основе
самого ее существования, нуждающейся в защите
и постоянном внимании со стороны человека
Раздел II. Устное народное
творчество
4+2
С помощью произведений устного народного
творчества
формировать уважительное
отношение
к народному творчеству, к
истокам, к Родине.
создание благоприятных условий для развития у
подростков социально значимых ценностных
отношений
- к своему отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
Раздел III. Басни народов
мира
4
Создание мотивационной основы для
восприятия учебного материала, развитие
навыков осмысленного чтения, умения
«всматриваться и вслушиваться» в слово
художественного произведения,
развитие
речи учащихся, умения актуализировать
личный жизненный опыт.
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений
- к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо выстраивать доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения,
дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Раздел IV. Литература XIX
века
24
Использование текстов художественных
произведений,
демонстрирующих
подросткам
примеры
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности.Формирование
читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном
чтении
художественной
литературы,
эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;
Раздел V. Литература ХХ
века
15+2
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений
- к семье как главной опоре в жизни человека
и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу
его
успешного
профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к миру как главному принципу
человеческого общежития, условию крепкой
дружбы,
налаживания
отношений
с
коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного
микроклимата
собственной семье;
Раздел VI.
литература
Зарубежная
8+1
в
своей
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений
- к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие
человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 5 класса к учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина,(68 часов)
№
урока
1.
2
3
4
5.
6.
7.
9.
10.
11.
12.
13.
14
Тема урока
Введение – 1 час
Книга – твой друг. Литература как искусство
слова.
Мифология – 3 часа
Античный миф. Происхождение мира и
богов. «Рождение Зевса», «Олимп».
Представление древних греков о сотворении
богов, Вселенной, героев.
Рассказ о Гомере. «Одиссея».
Рассказ о Гомере. «Одиссея». Эпизод
«Одиссей на острове циклопов. Полифем.».
Сюжет мифа. Образы.
Устное народное творчество – 4
Истоки устного народного творчества, его
основные виды. Загадки.
Пословицы и поговорки.
Литературная игра.
Волшебная сказка «Царевна – лягушка».
Сюжет. Сказочные образы. Нравственная
проблематика.
Художественный мир сказки «Царевналягушка». Иван Царевич, его помощники и
противники. Народная мораль в сказке.
Поэтика волшебной сказки. Сказочные
формулы. Фантастика.
Древнерусская литература – 2
Понятие о древнерусской литературе.
Летопись «Повесть временных лет»
(отрывки).
Отражение истории в древнерусской
литературе. Нравственная позиция автора.
Развѐрнутый ответ на вопрос.
Басни народов мира – 4
Басни народов мира. Понятие о басне. Эзоп.
Краткие сведения о баснописце. «Лиса и
виноград», «Ворон и Лисица». Лафонтен
«Лисица и виноград».
Русские басни. Русские баснописцы XVIII в.
Нравственная проблематика басен ,
злободневность. Основные темы басен.
И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика
басен. «Ворона и лисица»
«Волк и Ягненок».
План. сроки
Скоррект.сроки
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26.
И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под
Дубом». Сатирическое и нравственное в
баснях.
Русская литература 19 века – 24
А.С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и
книги. Поэт и няня Арина Родионовна.
Стихотворение «Няня».
Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях».
Гуманистическая направленность сказки.
Герои и персонажи «Сказки…»
Добро и зло в сказках А.С. Пушкина.
Отношение автора к героям.
«Руслан и Людмила». Богатство и
выразительность средств.
Образы природы в стихотворении «Зимняя
дорога».
М.Ю. Лермонтов. Детские годы. Тема
Отечественной войны 1812 года в поэзии
Лермонтова.
«Бородино». История создания
стихотворения. Бородинская битва и русский
солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ночь перед
Рождеством». Отражение в повести
славянских преданий и легенд.
Образы и события повести.
Суеверие, злая сила, добро и зло в повести.
Р.р. Словесное рисование героев.
И.С. Тургенев. Детские годы. История
создания рассказа «Муму». Тематика и
социальная проблематика рассказа.
27
Образы центральные и второстепенные.
Образ Муму. Нравственное превосходство
Герасима над барыней и еѐ челядью.
28.
Р.р. Контрольноесочинение по рассказу И.С.
Тургенева «Муму».
И.С.Тургенев о языке. Стихотворение в прозе
«Русский язык», «Воробей», «Два богача».
Н.А.Некрасов – поэт для детей.
«Крестьянские дети». Основная тема и
способы еѐ развития.
«Крестьянские дети». Отношение автора к
персонажам стихотворения. Композиции.
Н.А.Некрасов. «Тройка». Народная песня.
Строфа.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский
пленник». История создания произведения.
Быль как литературный жанр.
Тема и основные проблемы повести: смысл
29-30
31.
32.
33.
34.
35-36
37.
38
39.
40
41
42
43-44
45-46
47-48
49-50
51.
52.
жизни, справедливость, свобода и неволя.
Две жизненные позиции (Жилин и
Костылин). Любовь как высшая нравственная
основа в человеке.
Р.р. Контрольное сочинение по рассказу
Л.Н.Толстого.
А.П.Чехов. Детские и юношеские годы
писателя. «Злоумышленник»: тема рассказа.
Комизм ситуации. Приѐмы создания
характера и ситуаций. Отношение автора к
персонажам.
Юмористические рассказы А.П.Чехова
Рр Рассказ о смешном случае из жизни.
Русская литература 20 века – 15 часов
И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой
зелѐный ельник у дороги». Тема природы и
приѐмы еѐ реализации. Художественное
богатство стихотворения.
«В деревне». Слияние с природой,
нравственно-эмоциональное состояние
персонажа.
Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Основная
тематика и нравственная проблематика
писателя. Контраст.
Роль эпизода в создании образа героя.
Природа в жизни мальчика. Значение финала.
Вн.ч. Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманизм
писателя.
А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой
петух». Особенности создания образа в
рассказе.
А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер»,
«Полный месяц встал над лугом…».
Образная система, художественное
своеобразие стихотворений.
С.А.Есенин. Детские годы поэта. «Поѐт зима
– аукает…», «Ты запой мне ту песню, что
прежде…» Единство человека и природы.
Малая и большая родина. Олицетворение.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита».
Тема рассказа. Мир глазами ребѐнка. Образ
Никиты.
Вн.чт.А.П.Платонов. «Цветок на земле».
Основная мысль произведения.
П.П.Бажов. Путь писателя к сказу.
Особенности сказа. «Каменный цветок».
Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приѐмы
создания художественного образа. Отличие
53
54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65
96.
66-67
68
сказа от сказки.
Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три
охотника». Правда и вымысел.
Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как
патефон петуха от смерти спас». Добро и зло.
Мир глазами ребѐнка.
Зарубежная литература – 8 часов
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»
(отрывки). Сюжетные линии, характеристика
персонажей, характеристика жанра.
Х.К.Андерсен. Детство писателя. Сказка
«Соловей». Истинные и мнимые ценности.
Литературные приѐмы создания сказочной
ситуации.
Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе.
Автобиография и автобиографические
мотивы. «Приключения Тома Сойера»
(отрывки). Мир детства и мир взрослых.
Ж. Роно – Старший. Слово о писателе.
«Борьба за огонь» (главы из повести).
Гуманистическое изображение древнего
человека. Человек и природа, борьба за
выживание, эмоциональный мир
доисторического человека.
Дж. Лондон. Детские годы писателя.
«Сказание о Кише». Обычаи, быт, верование,
нравы северных народов.
А.Линдгрен. Слово о писателе.
«Приключения Эмиля из Лѐннеберге».
Отношение писательницы к своему герою.
Тонкий юмор.
Р.р. Литературный час «Я хочу рассказать
вам…»
Литература родного края.
Итоговый урок