1. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса составлена и реализуется на основе УМК под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, разработанного с учѐтом требований Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции преподавания русского языка и литературы Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; - воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; - развитие устной и письменной речи учащихся; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. В 2021-2022 учебном году на предмет Литература» в 5 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем: • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Личностные универсальные учебные действия Ученик научится: - Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов; - Различать основные нравственно-эстетические понятия. - Выражать положительное отношение к процессу познания. - Понимать значение литературы в процессе получения школьного образования. Ученик получит возможность научиться: - Понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей. - Оценивать свои и чужие поступки. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - Удерживать цель деятельности до получения еѐ результата. - Анализу достижения цели. Ученик получит возможность научиться: - Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи. - Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. - Понимать модели, схемы, приведѐнные в учебнике и учебных пособиях. - Осуществлять синтез как составление целого из его частей. - Проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям). - Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. - Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Ученик получит возможность научиться: - Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. - Умению смыслового восприятия текста. - Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. - Формулировать собственное мнение и аргументацию. - Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Содержание тем учебного предмета «Литература» Введение - 1 ч. Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Из мифологии – 3 ч. Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Из устного народного творчества - 4 ч. Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказки народов России. «Падчерица». Из древнерусской литературы - 2 ч. Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); Басни народов мира - 4 ч. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Русская басня - 3 ч. Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. Из литературы XIX века -24 ч. А.С. ПУШКИН - 5 ч. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ - 2 ч. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. История и литература; любовь к родине, верность долгу. Н.В. ГОГОЛЬ - 3 ч. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». И.С. ТУРГЕНЕВ - 5 ч. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Н.А. НЕКРАСОВ -3 ч. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка ». . Л.Н. ТОЛСТОЙ – 3 ч. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая нравственная основа в человеке.. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. А.П. ЧЕХОВ – 2 ч. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник». Из литературыXX века -15 ч. И.А. БУНИН – 2 ч. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. Л.Н. АНДРЕЕВ – 2 ч. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).»Кусака». А.И. КУПРИН – 2 ч. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». А.А. БЛОК – 2 ч. Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие стихотворения. . С.А. ЕСЕНИН – 1 ч. + 1 ч. р/р. Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. А.П. ПЛАТОНОВ – 2 ч. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка, образ Никиты. П.П. БАЖОВ – 2 ч. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Н.Н.НОСОВ – 1 ч. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Е.И. НОСОВ – 1 ч. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Родная природа в произведениях писателей XX века – 2 ч. Из зарубежной литературы - 8 ч. Итоговый урок- 1 ч. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»). 4. Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 5 класса к учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина,(68 часов) Разделы / темы Раздел I. Мифология Количество часов 4 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Организация работы учащихся с получаемой на уроке литературной информациейвоспитание уважения к истории литературы, родной земле, еѐ обитателям; создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека Раздел II. Устное народное творчество 4+2 С помощью произведений устного народного творчества формировать уважительное отношение к народному творчеству, к истокам, к Родине. создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; Раздел III. Басни народов мира 4 Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт. создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Раздел IV. Литература XIX века 24 Использование текстов художественных произведений, демонстрирующих подросткам примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.Формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; Раздел V. Литература ХХ века 15+2 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата собственной семье; Раздел VI. литература Зарубежная 8+1 в своей Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 5 класса к учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина,(68 часов) № урока 1. 2 3 4 5. 6. 7. 9. 10. 11. 12. 13. 14 Тема урока Введение – 1 час Книга – твой друг. Литература как искусство слова. Мифология – 3 часа Античный миф. Происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». Представление древних греков о сотворении богов, Вселенной, героев. Рассказ о Гомере. «Одиссея». Рассказ о Гомере. «Одиссея». Эпизод «Одиссей на острове циклопов. Полифем.». Сюжет мифа. Образы. Устное народное творчество – 4 Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет. Сказочные образы. Нравственная проблематика. Художественный мир сказки «Царевналягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. Древнерусская литература – 2 Понятие о древнерусской литературе. Летопись «Повесть временных лет» (отрывки). Отражение истории в древнерусской литературе. Нравственная позиция автора. Развѐрнутый ответ на вопрос. Басни народов мира – 4 Басни народов мира. Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица». Лафонтен «Лисица и виноград». Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика басен , злободневность. Основные темы басен. И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика басен. «Ворона и лисица» «Волк и Ягненок». План. сроки Скоррект.сроки 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26. И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Сатирическое и нравственное в баснях. Русская литература 19 века – 24 А.С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и книги. Поэт и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няня». Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи «Сказки…» Добро и зло в сказках А.С. Пушкина. Отношение автора к героям. «Руслан и Людмила». Богатство и выразительность средств. Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога». М.Ю. Лермонтов. Детские годы. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. Образы и события повести. Суеверие, злая сила, добро и зло в повести. Р.р. Словесное рисование героев. И.С. Тургенев. Детские годы. История создания рассказа «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа. 27 Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней и еѐ челядью. 28. Р.р. Контрольноесочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму». И.С.Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей», «Два богача». Н.А.Некрасов – поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы еѐ развития. «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения. Композиции. Н.А.Некрасов. «Тройка». Народная песня. Строфа. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как литературный жанр. Тема и основные проблемы повести: смысл 29-30 31. 32. 33. 34. 35-36 37. 38 39. 40 41 42 43-44 45-46 47-48 49-50 51. 52. жизни, справедливость, свобода и неволя. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Р.р. Контрольное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого. А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. «Злоумышленник»: тема рассказа. Комизм ситуации. Приѐмы создания характера и ситуаций. Отношение автора к персонажам. Юмористические рассказы А.П.Чехова Рр Рассказ о смешном случае из жизни. Русская литература 20 века – 15 часов И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелѐный ельник у дороги». Тема природы и приѐмы еѐ реализации. Художественное богатство стихотворения. «В деревне». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика писателя. Контраст. Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. Значение финала. Вн.ч. Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманизм писателя. А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений. С.А.Есенин. Детские годы поэта. «Поѐт зима – аукает…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Единство человека и природы. Малая и большая родина. Олицетворение. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребѐнка. Образ Никиты. Вн.чт.А.П.Платонов. «Цветок на земле». Основная мысль произведения. П.П.Бажов. Путь писателя к сказу. Особенности сказа. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приѐмы создания художественного образа. Отличие 53 54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65 96. 66-67 68 сказа от сказки. Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Правда и вымысел. Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и зло. Мир глазами ребѐнка. Зарубежная литература – 8 часов Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей, характеристика жанра. Х.К.Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приѐмы создания сказочной ситуации. Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Мир детства и мир взрослых. Ж. Роно – Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. Дж. Лондон. Детские годы писателя. «Сказание о Кише». Обычаи, быт, верование, нравы северных народов. А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лѐннеберге». Отношение писательницы к своему герою. Тонкий юмор. Р.р. Литературный час «Я хочу рассказать вам…» Литература родного края. Итоговый урок