русский язык, 10 класс

1

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.
Шамшина по русскому языку для 10-11-х классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение русского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального
своеобразия
русского
языка;
овладение
культурой
межнационального общения;
 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
 освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого
поведения в различных сферах общения;
 овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами
общения;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.
В 2021-2022 учебном году на курс «Русский язык» в 10 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 10
классе.
Реализация программы по русскому языку в 10-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной
среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях
человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать
и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого
высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1). владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных
условиях:
2

1. разными видами чтения и аудирования;
2. способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и
3.

4.
5.

6.
7.

8.

9.

передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей;
умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками
научно-технической информации; умениями выступать перед аудиторией
старшеклассников с докладом;
защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и
правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять коммуникативную рефлексию;
разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему;
умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной
деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и
отбирать ее;
способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в
виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний
в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне,
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка
к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории
народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
3.1) адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания,
основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
3.2) осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)
в зависимости от коммуникативной задачи;
3.3) способность извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов,
справочной литературы;
3.4) владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и
письмо:
3

3.5)
создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
3.6) подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата,
проекта;
3.7)
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
3.8) соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой
и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при
обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
3.9) осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными
способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры
речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды,
речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения;
литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный,
коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического
анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка
коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
3. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10 классе
Раздел I. Общие сведения о языке (1 час)
Слово о русском языке.
Русский язык – хранитель истории и духовной культуры народа. Богатство и
выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и
культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные
стили современного русского литературного языка.
Раздел II. Лексика. Фразеология. Лексикография (7 часов)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их
употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Лексика
общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологизмы и их употребление.
Лексикография.
Контрольный тест на тему: «Лексика. Фразеология. Лексикография».
Раздел III. Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)
4

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Фонетический разбор.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.
Раздел IV. Морфемика и словообразование (2 часа)
Основные понятия морфемики и словообразования. Система морфем русского языка.
Морфемный разбор слова.
Словообразование.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Раздел IV. Морфология и орфография (7 часов)
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 3Ч, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Самостоятельные части речи (11 часов)
Имя существительное (2 часа)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен
существительных и аббревиатур.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных
окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их
правописание.
Имя прилагательное (2 часа)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая
(синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические
особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и
употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции
сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования: и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
5

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения
притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное (1 час)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных
числительных.
Местоимение (1 час)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и
грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (3 часа)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное,
сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие (1 час)
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие (1 час)
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Слова категории состояния (1 час)
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.
р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
6

Служебные части речи (5 часов)
Предлог (1 час)
Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы (1 час)
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные
союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы (3 часа)
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ,
их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными
частями речи.
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

7

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 10 класса к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина,
М.А. Мищериной (34 часа)
Разделы / темы

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Раздел I. Общие сведения о языке (1 ч.)
Тема 1. Слово о русском языке
1
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений (к
культуре как
духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение).
Раздел II. Лексика. Фразеология. Лексикография (7ч.)
Тема 2. Слово и его значение.
1
Использование
текстов
упражнений,
Однозначность и многозначность
демонстрирующих подростком примеры
слов
ответственного, гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
Тема 3. Изобразительно1
добросердечности.
выразительные средства языка
Тема 4. Омонимы и паронимы,
1
Применение на уроке интерактивных форм
их употребление
работы учащихся групповой работы или
работы в парах, которые учат школьников
Тема 5. Синонимы и антонимы,
1
командной работе и взаимодействию с
их употребление
другими детьми.
Тема 6. Происхождение лексики 1
современного русского языка
Тема7.Фразеология.
1
Фразеологические единицы и их
употребление
Тема 8. Контрольный тест по
1
разделу «Лексика. Фразеология.
Лексикография»
Раздел III. Фонетика. Графика. Орфоэпия (2ч.)
Тема 9. Основные понятия
1
Организация работы учащихся с получаемой
фонетики, графики, орфоэпии
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
Тема 10. Орфоэпия.
1
учащимися своего мнения по ее поводу,
Орфоэпические нормы русского
выработки своего к ней отношения.
языка
Раздел IV. Морфемика и словообразование (2 ч.)
Тема 11. Система морфем
1
Организация шефства мотивированных и
русского языка. Морфемный
эрудированных
учащихся
над
их
разбор слова
неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт
Тема 12. Словообразование в
1
сотрудничества и взаимной помощи.
русском языке.
Словообразовательный разбор
слова
8

Раздел V. Морфология и орфография (7 ч.)
Тема 13. Принципы русской
1
Применение на уроке интерактивных форм
орфографии. Проверяемые и
работы учащихся: групповой работы или
непроверяемые безударные
работы в парах, которые учат школьников
гласные в корне слова.
командной работе и взаимодействию с
Чередующиеся гласные в корне
другими детьми.
слова
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
Тема 14. Употребление гласных 1
детей к получению знаний, налаживанию
после шипящих и ц
позитивных межличностных отношений в
Тема 15. Правописание
1
классе,
помогают
установлению
согласных. Правописание
доброжелательной атмосферы во время
непроизносимых согласных,
урока.
сочетаний СЧ,ЗЧ,ШЧ, ЖЧ,
СТЧ,ЗДЧ. Правописание
двойных согласных
Тема 16. Правописание гласных 1
и согласных в приставках.
Гласные И и Ы после приставок
Тема 17. Приставки ПРЕ- и ПРИ- 1
Тема 18. Употребление Ъ и Ь
1
Тема 19. Контрольная работа
1
Самостоятельные части речи (11 ч.)
Имя существительное (2 ч.)
Тема 20. Имя существительное
1
Использование
воспитательных
как часть речи. Лексиковозможностей
содержания
учебного
грамматические разряды имён
предмета:
существительных
- через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения,
Тема 21. Правописание
1
проявления
человеколюбия
и
падежных окончаний имён
добросердечности,
существительных. Гласные в
- через подбор соответствующих текстов для
суффиксах имён
чтения, задач для решения,
существительных. Правописание
проблемных ситуаций для обсуждения в
сложных имен существительных
классе.
Имя прилагательное (2ч.)
Тема 22. Имя прилагательное как 1
Создание благоприятных условий для
часть речи. Лексикоразвития у подростков социально значимых
грамматические разряды имён
ценностных отношений (к знаниям как
прилагательных
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного
Тема 23.Правописание
1
учебного труда).
окончаний имён прилагательных.
Правописание суффиксов имён
прилагательных
Имя числительное (1 ч.)
Тема 24. Имя числительное как
1
Применение на уроках интеллектуальных
часть речи. Склонение,
игр,
стимулирующих
познавательную
правописание и употребление в
мотивацию школьников.
речи
9

Тема 25. Местоимение как часть
речи. Правописание
местоимений

Местоимение (1ч.)
1
Создание благоприятных условий для
приобретения
школьниками
опыта
осуществления социально значимых дел
(опыт самостоятельного приобретения новых
знаний, опыт проектной деятельности).
Глагол (3ч.)
1
Использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
1
добросердечности;
через подбор соответствующих текстов для
чтения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе.
1

Тема 26. Глагол как часть речи.
Основные грамматические
категории и формы глагола.
Правописание глаголов.
Тема 27. Причастие как
глагольная форма. Образование
причастий. Правописание
суффиксов причастий и
отглагольных прилагательных
Тема 28. Деепричастие как
форма глагола.
Морфологический разбор
деепричастия
Наречие. Слова категории состояния (1 ч.)
Тема 29. Наречие как часть речи. 1
Привлечение внимания школьников к
Правописание наречий. Слова
ценностному аспекту изучаемых на уроках
категории состояния
явлений.
Служебные части речи (5 ч.)
Предлог (1 ч.)
Тема 30. Предлог как служебная 1
Использование
текстов
упражнений,
часть речи. Правописание
демонстрирующих подростком примеры
предлогов
ответственного, гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности.
Союз (1ч.)
Тема 31. Союз как служебная
1
Организация групповой работы или работы в
часть речи. Правописание союзов
парах, которые учат подростков командной
работе и взаимодействию с другими детьми.
Частица (3ч.)
Тема 32. Частицы. Правописание 1
Применение на уроке интерактивных форм
частиц
работы учащихся групповой работы или
работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с
другими детьми.
Тема 33. Междометие.
1
Включение в урок игровых процедур,
Звукоподражательные слова
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока.
1
Побуждение школьников соблюдать на уроке
Тема 34. Итоговая
общепринятые нормы поведения, правила
контрольная работа за курс 10
10

общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации

класса

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 10 класса к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина,
М.А. Мищериной (34 часа)
№

Тема урока

План. сроки

Скоррект.сроки

урока
Раздел I. Общие сведения о языке (1 ч.)
Слово о русском языке

1.

Раздел I. Лексика. Фразеология. Лексикография (6ч.)
Слово и его значение. Однозначность и
многозначность слов
Изобразительно-выразительные средства языка.

2.
3.
4.

Омонимы и паронимы, их употребление

5.

Синонимы и антонимы, их употребление

6.

Происхождение
лексики
современного
русского языка
Фразеология. Фразеологические единицы и их
употребление
Контрольный тест по разделу «Лексика.
Фразеология. Лексикография»
Раздел II. Фонетика. Графика. Орфоэпия (2ч.)

7.
8.

9.
10.

11.
12.

13.

14.
15.

Тема 9. Основные понятия фонетики, графики,
орфоэпии
Тема 10. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
русского языка
Раздел III. Морфемика и словообразование (2 ч.)
Система морфем русского языка. Морфемный
разбор слова
Словообразование
в
русском
языке.
Словообразовательный разбор слова
Раздел V. Морфология и орфография (7 ч.)
Принципы русской орфографии. Проверяемые и
непроверяемые безударные гласные в корне
слова. Чередующиеся гласные в корне слова
Употребление гласных после шипящих и ц
Правописание
согласных.
Правописание
непроизносимых
согласных,
сочетаний
11

СЧ,ЗЧ,ШЧ, ЖЧ, СТЧ,ЗДЧ.
двойных согласных

Правописание

17.

Правописание гласных и согласных
приставках. Гласные И и Ы после приставок
Приставки ПРЕ- и ПРИ-

18.

Употребление Ъ и Ь

19.

Контрольная работа

16.

в

Самостоятельные части речи (11 ч.)
Имя существительное (2 ч.)
20.
21.

Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён существительных
Правописание падежных окончаний имён
существительных. Гласные в суффиксах имён
существительных. Правописание сложных имен
существительных
Имя прилагательное (2ч.)

22.

Имя прилагательное как часть речи. Лексикограмматические разряды имён прилагательных

23.

Правописание окончаний имён прилагательных.
Правописание суффиксов имён прилагательных
Имя числительное (1 ч.)

24.

Имя числительное как часть речи. Склонение,
правописание и употребление в речи
Местоимение (1ч.)

25.

Местоимение как часть речи. Правописание
местоимений
Глагол (3ч.)

26.

Глагол
как
часть
речи.
Основные
грамматические категории и формы глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма. Образование
причастий. Правописание суффиксов причастий
и отглагольных прилагательных
Деепричастие
как
форма
глагола.
Морфологический разбор деепричастия
Наречие. Слова категории состояния (1 ч.)

27.

28.

29.

Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Слова категории состояния
Служебные части речи (5 ч.)
Предлог (1 ч.)

30.

Предлог
как
служебная
Правописание предлогов

часть

речи.

Союз (1ч.)
12

31.

Союз как служебная часть речи. Правописание
союзов
Частица (3ч.)

32.

Частицы. Правописание частиц

33.

Междометие. Звукоподражательные слова

34.

Итоговая контрольная работа за курс 10
класса

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».