1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 9-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Т.А., Ладыженской, С.Г.Бархударова по русскому языку для 5-9-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей: -Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе. -Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. -Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка. -Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка. -Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы В 2021-2022 учебном году на предмет «Русский язык» в 9 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 ч. в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 9 классе Реализация программы по русскому языку в 9-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 2 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, 3 рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 3. Содержание курса «Русский язык» в 9 классе Глава I. Общие сведения о языке (1 час) Международное значение русского языка. Русский язык – один из развитых языков мира, язык международного общения. Язык, речь, общение. Ситуация общения. Глава II. Повторение изученного в V – VIII классах (10 часов) Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. Орфография. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Сочинение по картине В. Васнецова «Баян». Синтаксис словосочетания и простого предложения. Пунктуация в простом предложении. Текст. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в V – VIII классах». Глава III. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений (3 часа) Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. Р/р Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект Глава IV. Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения (8 часов) Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения и его особенности. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Пунктуация в сложносочинённом предложении. Пунктуация в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разбор 4 сложносочинённого предложения. Р/р Изложение. Р/р Рецензия. Обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» и её анализ. Глава V. Сложноподчиненные предложения (23 часа) Строение сложноподчиненного предложения и его особенности. Главное и придаточное предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Р/р Изложение с элементами сочинения. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Обобщение материала и проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени. Придаточные предложения места. Придаточные предложения времени. Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условными. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. Обобщение материала по теме «Сложноподчинённые предложения». Урок-зачёт по теме «Сложноподчинённые предложения». Глава VI. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (5 часов) Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. Обобщение и повторение материала по теме «Сложноподчинённые предложения с одним и несколькими придаточными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения» Р/р Деловые бумаги. Глава VII. Бессоюзные сложные предложения (6 часов) Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в БСП. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение материала по теме «Бессоюзные сложные предложения». Р/р Реферат. Глава VIII. Сложные предложения с различными видами связи (5 часов) Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи 5 Синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Авторские знаки препинания. Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи». Глава IX. Общие сведения о языке (3 часа) Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык. Русский литературный язык и культура речи Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. РЛЯ и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и её разделы. Учёные-русисты, исследовавшие русский язык. Глава X. Повторение и систематизация изученного (5 часов) Фонетика. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Орфография. Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по русского языка для 9 класса к учебнику С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др. (68 часов) Разделы / темы Количест во часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Раздел I. Общие сведения о языке (1ч.) Тема 1. Международное значение русского языка. 1 Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Раздел II. Повторение изученного в V – VIII классах (10 ч.) Тема 2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография Тема 3. Лексикология и фразеология 1 Тема 4. Морфемика и словообразование. Орфография Тема 5. Морфология и орфография. Служебные части речи 1 1 1 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления 6 Тема 6. Р/р. Сочинение по картине человеколюбия и 1 В.Васнецова «Баян» добросердечности; через подбор соответствующих Тема 7. Синтаксис словосочетания и 1 текстов для чтения, задач для простого предложения решения, проблемных ситуаций Тема 8. Пунктуация в простом 1 для обсуждения в классе. предложении Тема 9. Текст. Изобразительно1 выразительные средства языка Тема 10. Р/р. Сочинение-рассуждение 1 на лингвистическую тему Тема 11. Контрольная работа по 1 разделу «Повторение изученного в V – VIII классах» Глава III. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений (3 ч.) Тема 12. Понятие о сложном предложении Тема 13. Основные виды сложных предложений Тема 14. Р/р Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект 1 1 1 Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Глава IV. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (8 ч.) Тема 15. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения Тема 16. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам Тема 17. Пунктуация в сложносочинённом предложении. Пунктуация в ССП с общим второстепенным членом Тема 18. Р/р Изложение 1 Тема 19. Р/р Рецензия 1 Тема 20. Обобщение по теме: «Сложносочинённые предложения» Тема 21. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» Тема 22. Анализ контрольной работы 1 1 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда). 1 1 1 Глава V. Сложноподчинённые предложения (23 ч.) Тема 23.Строение сложноподчинённого предложения. Подчинительные союзы в сложноподчинённом предложении 1 Организация групповой работы или работы в парах, которые учат 7 Тема 24. Указательные слова в сложноподчинённом предложении Тема 25. Место придаточного предложения Тема 26. Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. СПП с придаточными определительными Тема 27. СПП с придаточными определительными Тема 28. Р/р Изложение с элементами сочинения Тема 29. СПП с придаточными изъяснительными Тема 30. Обобщение материала и проверочная работа по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными» Тема 31. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Тема 32. Придаточные предложения образа действия и степени Тема 33. Придаточные предложения места Тема 34. Придаточные предложения времени Тема 35. Р/р Сочинениерассуждение о природе родного края Тема 36. Р/р Сочинениерассуждение о природе родного края Тема 37. Сложноподчинённые предложения с придаточными условными Тема 38. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины Тема 39. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели Тема 40. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными Тема 41. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными Тема 42. Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия Тема 43. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными 1 подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. 1 Применение на уроках интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Тема 44. Обобщение материала по 1 теме «Сложноподчинённые предложения» Тема 45. Урок-зачёт по теме 1 «Сложноподчинённые предложения» Раздел VI. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (5 ч.) Тема 46. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Пунктуация в СПП с несколькими придаточными Тема 47. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения Тема 48. Обобщение и повторение материала по теме «Сложноподчинённые предложения с одним и несколькими придаточными» Тема 49. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения» Тема 50. Р/р Деловые бумаги 1 1 Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел (опыт самостоятельного приобретения новых знаний; опыт проектной деятельности). 1 1 1 Раздел VII. Бессоюзные сложные предложения (6 ч.) Тема 51. Понятие о бессоюзном сложном предложении Тема 52. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Тема 53. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Тема 54. Тире в бессоюзном сложном предложении Тема 55. Обобщение материала по теме «Бессоюзные сложные предложения» Тема 56. Р/р Реферат 1 1 1 1 Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. 1 1 Раздел VIII. Сложные предложения с различными видами связи (5 ч.) Тема 57. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи Тема 58. Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи Тема 59. Синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи Тема 60. Авторские знаки препинания 1 1 1 Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел (опыт творческого самовыражения; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации). 1 9 Тема 61. Контрольная работа по теме 1 «Сложные предложения с разными видами связи» Раздел IX. Общие сведения о языке (2 ч.) Тема 62. Язык как исторически развивающееся явление. Роль языка в жизни общества. Тема 63. Русский литературный язык и культура речи 1 1 Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел (опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры). Раздел X. Повторение и систематизация изученного (5 ч.) Тема 64. Фонетика. Графика. Орфография. Тема 65. Лексикология. Фразеология. Орфография. Тема 66. Морфемика. Словообразование. Орфография. Тема 67. Морфология. Орфография. 1 Тема 68. Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания. 1 1 1 1 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета: - через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 9 класса к учебнику С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др. (68 часов) № Тема урока План. сроки урока Скоррект.с роки Раздел I. Общие сведения о языке (1ч.) 1. 2. Международное значение русского языка. Раздел II. Повторение изученного в V – VIII классах (10 ч.) Фонетика. Орфоэпия. Орфография 10 3. Лексикология и фразеология 4. Морфемика и словообразование. Орфография Морфология и орфография. Служебные части речи Р/р. Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» Синтаксис словосочетания и простого предложения Пунктуация в простом предложении 5. 6. 7. 8. Текст. Изобразительно-выразительные средства языка 10. Р/р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 11. Контрольная работа по разделу «Повторение изученного в V – VIII классах» Глава III. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений (3 ч.) 9. 12. Понятие о сложном предложении 13. Основные виды сложных предложений Р/р Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект Глава IV. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (8 ч.) 14. 18. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам Пунктуация в сложносочинённом предложении. Пунктуация в ССП с общим второстепенным членом Р/р Изложение 19. Р/р Рецензия 20. Обобщение по теме: «Сложносочинённые предложения» Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» Анализ контрольной работы 15. 16. 17. 21. 22. Глава V. Сложноподчинённые предложения (23 ч.) 23. 24. 25. Строение сложноподчинённого предложения. Подчинительные союзы в сложноподчинённом предложении Указательные слова в сложноподчинённом предложении Место придаточного предложения 11 33. Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. СПП с придаточными определительными СПП с придаточными определительными Р/р Изложение с элементами сочинения СПП с придаточными изъяснительными Обобщение материала и проверочная работа по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными» Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Придаточные предложения образа действия и степени Придаточные предложения места 34. Придаточные предложения времени 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края 36. Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края Сложноподчинённые предложения с 37. придаточными условными Сложноподчинённые предложения с 38. придаточными причины Сложноподчинённые предложения с 39. придаточными цели Сложноподчинённые предложения с 40. придаточными сравнительными Сложноподчинённые предложения с 41. придаточными уступительными Сложноподчинённые предложения с 42. придаточными следствия Сложноподчинённые предложения с 43. придаточными присоединительными Обобщение материала по теме 44. «Сложноподчинённые предложения» Урок-зачёт по теме 45. «Сложноподчинённые предложения» Раздел VI. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (5 ч.) 35. 46. 47. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Пунктуация в СПП с несколькими придаточными Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения 12 48. 49. 50. Обобщение и повторение материала по теме «Сложноподчинённые предложения с одним и несколькими придаточными» Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения» Р/р Деловые бумаги Раздел VII. Бессоюзные сложные предложения (6 ч.) 51. 52. 53. 54. 55. 56. Понятие о бессоюзном сложном предложении Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении Обобщение материала по теме «Бессоюзные сложные предложения» Р/р Реферат Раздел VIII. Сложные предложения с различными видами связи (5 ч.) 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи Синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи Авторские знаки препинания Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи» Раздел IX. Общие сведения о языке (2ч.) Язык как исторически развивающееся явление. Роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и культура речи Раздел X. Повторение и систематизация изученного (5 ч.) 64. Фонетика. Графика. Орфография. 65. Лексикология. Фразеология. Орфография. Морфемика. Словообразование. Орфография. 66. 13 67. Морфология. Орфография. 68. Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания. 14