1 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Т.А., Ладыженской, С.Г. Бархударова по русскому языку для 5-9-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей: -воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; -совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; -освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; -формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. В 2021-2022учебном году на курс «Русский язык» в 8 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык» в 8 классе. Реализация программы по русскому языку в 8-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты проявляются в: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; 2 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать сообщениями, докладами; перед аудиторией сверстников с небольшими 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты состоят в следующем: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 3. Содержание курса «Русский язык» в 8 классе Раздел I. Общие сведения о языке (1час) Функции русского языка в современном мире Раздел II. Повторение изученного в 5-7 классах (8часов) Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология и синтакис. Строение текста. Стили речи. Р/р Устное описание Триумфальной арки по фотографии. Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 5-7 кл». Раздел III. Синтаксис. Пунктуация (56 часов) Словосочетание (2часа) 4 Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное). Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания. Простое предложение (4часа) Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении. Р/р Характеристика человека Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (6 часов) Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Контрольная работа по теме: «Главные члены предложения» Второстепенные члены предложения (7 часов) Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Ораторская речь, ее особенности. К/р Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены предложения» Односоставные предложения (5 часов) Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. Р/р Написание сочинения по картине Н. Юона «Мартовское солнце» Неполные предложения (3 часа) Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. К/р Контрольная работа по теме: «Односоставные предложения» Предложения с однородными членами (8 часов) Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера). Р/р Сочинение по картине Ф.Васильева «Мокрый луг» Обособленные члены предложения (7 часов) Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. 5 Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями (7 часов) Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. Р/р Сжатое изложение К/р Контрольная работа по теме: «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (7 часов) Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Р/р Изложение К/р Контрольная работа по теме: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» Раздел IV. Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4 часа) Повторение по темам: «Словосочетание». «Двусоставное предложение», «Односоставные предложения»; «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения»; «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями», «Способы передачи чужой речи». К/р Итоговая контрольная работа 4. Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 8 класса к учебнику С.Г. Бархударова (68 часов) Разделы / темы Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Раздел I. Общие сведения о языке (1 ч.) Тема 1. Функции русского языка 1 Создание благоприятных условий для в современном мире. Проект развития у подростков социально «Язык и культура моего края» значимых ценностных отношений (к 6 своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать). Раздел II. Повторение пройденного в 5-7 классах (7 ч.) Тема 2. Фонетика и графика. 1 Использование текстов упражнений, Орфография демонстрирующих подростком примеры ответственного, Тема 3. Морфемика и 1 гражданского поведения, проявления словообразование человеколюбия и добросердечности. Тема 4. Лексикология и 1 фразеология Тема 5. Морфология и синтаксис 1 Тема 6. Строение текста. Стили 1 речи. Тема 7. Р/Р Устное описание 1 Создание благоприятных условий для Триумфальной арки по развития у подростков социально фотографии (Упр.79) значимых ценностных отношений (к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение). Тема 8. Контрольная работа по 1 Создание благоприятных условий для теме «Повторение пройденного в развития у подростков социально 5-7 классах» значимых ценностных отношений (к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда). Раздел III. Синтаксис. Пунктуация (56 ч.) Словосочетание (2 ч.) Тема 9. Строение 1 Использование воспитательных словосочетаний. Виды связи в возможностей содержания учебного словосочетании предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, Тема 10. Грамматическое 1 гражданского поведения, проявления значение словосочетаний человеколюбия и добросердечности. Простое предложение (4 ч.) Тема 11. Строение и 1 Создание благоприятных условий для грамматическое значение развития у подростков социально предложений значимых ценностных отношений (к окружающим людям как безусловной Тема 12. Интонация 1 и абсолютной ценности, как предложения равноправным социальным партнерам, Тема 13. Р/Р Характеристика 1 с которыми необходимо выстраивать человека доброжелательные и Тема 14. Порядок слов в 1 взаимоподдерживающие отношения, предложении. Логическое дающие человеку радость общения и ударение 7 позволяющие избегать чувства одиночества). Двусоставные предложения. Главные члены предложения (6 ч.) Тема 15. Подлежащее 1 Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально Тема 16. Сказуемое. Простое 1 значимой информацией – глагольное сказуемое инициирование ее обсуждения, Тема 17. Составные сказуемые. 1 высказывания учащимися своего Составное глагольное сказуемое мнения по ее поводу, выработки Тема 18. Составное именное 1 своего к ней отношения. сказуемое Тема 19. Тире между 1 подлежащим и сказуемым Тема 20. Контрольная работа по 1 теме «Главные члены предложения» Второстепенные члены предложения (7 ч.) Тема 21. Дополнение 1 Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: Тема 22. Определение 1 интеллектуальных игр, Тема 23. Приложение 1 стимулирующих познавательную Тема 24. Обстоятельство. 1 мотивацию школьников; дискуссий, Основные виды обстоятельств. которые дают учащимся возможность Тема 25. Обстоятельства, 1 приобрести опыт ведения выраженные сравнительными конструктивного диалога. оборотами Тема 26. Развитие речи. 1 Ораторская (публичная ) речь Тема 27. Контрольная работа по 1 теме «Второстепенные члены предложения» Односоставные предложения (5 ч.) Тема 28. Основные группы 1 Применение на уроке интерактивных односоставных предложений. форм работы учащихся: групповой Предложения определённоработы или работы в парах, которые личные учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Тема 29. Предложения 1 неопределённо-личные Тема 30. Безличные 1 предложения Тема 31-32. Р/р Написание 2 Создание благоприятных условий для сочинения по картине К. Юона развития у подростков социально «Мартовское солнце» значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека). Тема 33. Назывные предложения 1 Неполные предложения (3 ч.) Тема 34. Понятие о неполных 1 Включение в урок игровых процедур, предложениях. которые помогают поддержать 8 Тема 35. Контрольная работа по 1 мотивацию детей к получению знаний, теме «Односоставные налаживанию позитивных предложения» межличностных отношений в классе, помогают установлению Тема 36. Анализ контрольной 1 доброжелательной атмосферы во работы. Неполные предложения время урока. в диалоге. Предложения с однородными членами (8 ч.) Тема 37. Понятие об однородных 1 Создание благоприятных условий для членах. Однородные и развития у подростков социально неоднородные определения значимых ценностных отношений (к знаниям как интеллектуальному Тема 38. Однородные члены, 1 ресурсу, обеспечивающему будущее связанные сочинительными человека, как результату кропотливого, союзами, и пунктуация при них но увлекательного учебного труда) Тема 39. Обобщающие слова при 1 однородных членах и знаки препинания при них Тема 40. Р/р Рассуждение 1 (Упр.344,346) Тема 41. Синтаксический разбор 1 предложения с однородными членами Тема 42. Контрольная работа по 1 теме «Однородные члены предложения» Тема 43-44. Развитие речи. 2 Создание благоприятных условий для Написание сочинения по картине развития у подростков социально Ф Васильева «Мокрый луг» значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека). Предложения с обособленными членами (7 ч.) Тема 45. Обособленные 1 Использование воспитательных определения и приложения возможностей содержания учебного предмета Тема 46. Обособленные 1 - через демонстрацию детям примеров определения, выраженные ответственного, гражданского причастными оборотами поведения, проявления человеколюбия Тема 47. Особенности 1 и добросердечности, обособления приложений - через подбор соответствующих Тема 48. Обособленные 1 текстов для чтения, задач для решения, обстоятельства проблемных ситуаций для обсуждения Тема 49. Синтаксический разбор 1 в классе. предложения с обособленными Применение на уроке интерактивных членами форм работы учащихся: дискуссий, Тема 50. Обособление 1 которые дают учащимся возможность уточняющих членов приобрести опыт ведения предложения. Разделительные и конструктивного диалога; групповой выделительные знаки работы или работы в парах, которые препинания. учат школьников командной работе и Тема 51. Контрольная работа по 1 9 теме «Обособленные члены взаимодействию с другими детьми. предложения» Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (7 ч.) Тема 52. Обращение и знаки 1 Создание благоприятных условий для препинания при нём развития у подростков социально значимых ценностных отношений Тема 53. Вводные слова и 1 (к окружающим людям как вводные предложения. Знаки безусловной и абсолютной ценности, препинания при них как равноправным социальным Тема 54. Р/р Подготовка к 1 партнерам, с которыми необходимо сжатому изложению. (Упр.440) выстраивать доброжелательные и Тема 55. Р/р Написание сжатого 1 взаимоподдерживающие отношения, изложения. дающие человеку радость общения и Тема 56. Предложения с 1 позволяющие избегать чувства междометиями одиночества). Тема 57. Вставные конструкции 1 Тема 58. Контрольная работа по 1 теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (7 ч.) Тема 59. Предложения с прямой 1 Применение на уроках речью. Знаки препинания в них. интеллектуальных игр, Диалог стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Тема 60. Предложения с 1 косвенной речью. Замена прямой Организация групповой работы или речи косвенной. работы в парах, которые учат Тема 61. Цитаты и знаки 1 подростков командной работе и препинания при них. взаимодействию с другими детьми. Тема 62. Р/р Подготовка к 1 изложению (Упр.490) Тема 63. Р/р Написание 1 изложения Тема 64. Контрольная работа по 1 теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» Раздел IV. Повторение изученного в 8 классе (4 ч.) Тема 65. Повторение тем 1 Организация шефства «Словосочетание». мотивированных и эрудированных «Двусоставное предложение», учащихся над их неуспевающими «Односоставные предложения» одноклассниками, дающего школьникам социально значимый Тема 66. Повторение тем 1 опыт сотрудничества и взаимной «Однородные члены помощи. предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения». Тема 67. Повторение тем 1 «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями», «Способы передачи чужой речи». 10 Тема 68. Итоговая контрольная работа 1 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 8 класса к учебнику С.Г. Бархударова (68 часов) № Тема урока План. сроки урока Скоррект. сроки Раздел I. Общие сведения о языке (1 ч.) 1. Функции русского языка в современном мире. Проект «Язык и культура моего края» Раздел II. Повторение пройденного в 5-7 классах (7 ч.) 2. Фонетика и графика. Орфография 3. Морфемика и словообразование 4. Лексикология и фразеология 5. Морфология и синтаксис 6. Строение текста. Стили речи. 7. Р/Р Устное описание Триумфальной арки по фотографии (Упр.79) Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах» Раздел III. Синтаксис. Пунктуация (56 ч.) 8. Словосочетание (2 ч.) 9. 10. Строение словосочетаний. Виды связи в словосочетании Грамматическое значение словосочетаний Простое предложение (4 ч.) 12. Строение и грамматическое значение предложений Интонация предложения 13. Р/Р Характеристика человека 14. Порядок слов в предложении. Логическое ударение Двусоставные предложения. Главные члены предложения (6 ч.) 15. Подлежащее 16. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое 11. 11 18. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое 19. Тире между подлежащим и сказуемым 20. Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» Второстепенные члены предложения (7 ч.) 21. Дополнение 22. Определение 23. Приложение 24. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами Развитие речи. Ораторская (публичная) речь Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» Односоставные предложения (5 ч.) 17. 25. 26. 27. 29. Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо-личные Предложения неопределённо-личные 30. Безличные предложения 28. 31-32. 33. Р/р Написание сочинения по картине К. Юона «Мартовское солнце» Назывные предложения Неполные предложения (3 ч.) 34. Понятие о неполных предложениях. 35. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» Анализ контрольной работы. Неполные предложения в диалоге. Предложения с однородными членами (8 ч.) 36. 37. 38 39. 40. Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Р/р Рассуждение (Упр.344,346) 12 41. 42. 43-44. Синтаксический разбор предложения с однородными членами Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф Васильева «Мокрый луг» Предложения с обособленными членами (7 ч.) 47. Обособленные определения и приложения Обособленные определения, выраженные причастными оборотами Особенности обособления приложений 48. Обособленные обстоятельства 45. 46. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами 50. Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. 51. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (7 ч.) 49. 52. Обращение и знаки препинания при нём 53. 55. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них Р/р Подготовка к сжатому изложению. (Упр.440) Р/р Написание сжатого изложения. 56. Предложения с междометиями 57. Вставные конструкции 58. Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями» Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (7 ч.) 59. 61. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Диалог Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. 62. Р/р Подготовка к изложению (Упр.490) 63. Р/р Написание изложения 64. Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» Раздел IV. Повторение изученного в 8 классе (4 ч.) 54. 60. 13 65. 66. 67. 68. Повторение тем «Словосочетание». «Двусоставное предложение», «Односоставные предложения» Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения». Повторение тем «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями», «Способы передачи чужой речи». Итоговая контрольная работа 14