1 1.Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 7-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростецовой по русскому языку для 5-9-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей: -Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний; -Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию; потребности в речевом самосовершенствовании; -Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; -Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; -Применение полученных знаний и умений в речевой практике. В 2021-2022 учебном году на учебный предмет «Русский язык» в 7 классе в учебном плане школы отводится 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 7 классе. Реализация программы по русскому языку в 7-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: 1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; 2 способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 3 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 3. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 7 классе Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 час) Русский язык как развивающееся явление Раздел II. Повторение изученного в 5—6 классах (7 часов) Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексикология и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Морфологический разбор слова. Повторение изученного в 5-6 классах. Контрольный диктант. Тексты и стили речи (3 часа) Текст. Диалог как текст. Виды диалогов. Р/р Стили речи. Публицистический стиль. Раздел III. Морфология и орфография. Культура речи (37 часов) Причастие (19 часов) Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Р/р Описание внешности человека. Р/р Изложение по составленному плану с творческим заданием Контрольный диктант с грамматическим заданием. Деепричастие (9 часов) 4 Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение. Р/р Сочинение по картине. Контрольный тест по теме «Деепричастие». Наречие (18 часов) Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на-о и е. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Р/р Описание действий. Р/р Сочинение-описание по картине. Контрольный тест по теме «Наречие». Текст и стили речи (1 час) Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Морфология и орфография. Культура речи (37 часов) Категория состояния (7 часов) Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния. Р/р Сжатое изложение «Обыкновенная земля». Контрольный тест по теме «Наречие». Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи (1 час) Предлог (8 часов) Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Контрольный диктант. Союз (8 часов) Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах. Контрольный тест. Контрольный диктант. Частица (12 часов) Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни. Р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету. Контрольный тест по теме «Частица». Контрольный диктант с грамматическим заданием. Междометие (2 часа) Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Раздел IV. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (7 часов) Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис (словосочетание, предложение, текст). Члены предложения. Способы выражения. Пунктуация. Итоговое контрольное тестирование 5 4. Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 7 класса к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростецовой и др. (102 часа) Разделы / темы Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч.) Тема 1. Русский язык как развивающееся явление Количество часов 1 Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Раздел II. Повторение изученного в 5—6 классах (7 ч.) Тема 2. Синтаксис. 1 Использование воспитательных Синтаксический разбор возможностей содержания предложения. Пунктуация. учебного предмета через подбор Пунктуационный разбор соответствующих текстов для предложения чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Тема 3. Лексикология и 1 Применение на уроках фразеология. Лексический разбор интеллектуальных игр, слова стимулирующих познавательную Тема 4. Фонетика и орфография. 1 мотивацию школьников. Фонетический разбор слова. Тема 5. Словообразование и 1 орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова Тема 6. Морфология и 1 орфография. Морфологический разбор слова Тема 7. Контрольный диктант с 1 грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 6 классе» Тема 8.Анализ контрольного 1 диктанта Тексты и стили речи (3ч.) Тема 9. Р/р Текст 1 Тема 10. Р/р Диалог как текст. Виды диалогов Тема 11. Р/р Стили речи литературного языка. 1 1 Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения 6 Публицистический стиль конструктивного диалога. Раздел III. Морфология и орфография. Культура речи ( ч.) Причастие (19ч.) Тема 12. Причастие как часть речи 1 Тема 13. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Тема 14. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми Тема 15. Р/р Описание внешности человека Тема 16. Действительные и страдательные причастия Тема 17. Краткие и полные страдательные причастия Тема 18. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Тема 19. Действительные причастия прошедшего времени Тема 20. Р/р Изложение по составленному плану с творческим заданием Тема 21. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Тема 22. Страдательные причастия прошедшего времени Тема 23. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях Тема 24. Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. Одна и две буквы Н в суффиксах отглагольных прилагательных Тема 25. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных Тема 26. Морфологический разбор причастия Тема 27. Слитное и раздельное написание не с причастиями 1 1 Включение в уроки игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока 1 1 1 1 1 1 Организация групповой работы или работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. 1 1 1 1 1 1 1 7 Тема 28. Буква Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных Тема 29. Контрольный диктант с грамматическим заданием Тема 30. Анализ контрольного диктанта Тема 31. Деепричастие как часть речи Тема 32. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте Тема 33. Раздельное написание не с деепричастиями Тема 34. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Тема 35-36. Р/р Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» Тема 37. Морфологический разбор деепричастия Тема 38. Контрольный тест по теме «Деепричастие» Тема 39. Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте Тема 40. Наречие как часть речи Тема 41. Разряды наречий Тема 42. Степени сравнения наречий Тема 43. Морфологический разбор наречия Тема 44. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е Тема 45. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий Тема 46. Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е Тема 47. Р/р Описание действий Тема 48. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий Тема 49. Буквы О и А на конце наречий Тема 50. Контрольный тест по теме «Наречие» Тема 51. Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте Тема 52. Сочинение-описание по 1 1 1 Деепричастие (9ч.) 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных 1 отношений (к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее 1 человека, как результату кропотливого, но увлекательного 1 учебного труда) 2 Организация групповой работы или работы в парах, которые учат 1 подростков командной работе и взаимодействию с другими 1 детьми. 1 Наречие (18ч.) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. 1 8 картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Тема 53. Дефис между частями 1 слова в наречиях Тема 54. Слитное и раздельное 1 написание наречий, образованных от существительных и количественных (собирательных) числительных Тема 55. Мягкий знак после 1 шипящих на конце наречий Тема 56. Контрольный диктант с 1 грамматическим заданием по теме «Наречие» Тема 57. Работа над ошибками, 1 допущенными в контрольном диктанте Текст и стили речи. Научный стиль (1 ч.) Тема 58. Учебно-научная 1 Использование воспитательных речь. Отзыв. Учебный доклад возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Морфология и орфография. Культура речи (37ч.) Категория состояния (6ч.) Тема 59. Категория состояния как 1 Использование текстов часть речи упражнений, демонстрирующих подростком примеры Тема 60. Морфологический разбор 1 ответственного, гражданского слова категории состояния поведения, проявления Тема 61. Р/р Сжатое изложение 1 человеколюбия и «Обыкновенная земля» добросердечности. Тема 62. Анализ ошибок, допущен1 ных в изложении Тема 63. Контрольный диктант с 1 грамматическим заданием по теме «Категория состояния» Тема 64. Работа над ошибками, 1 допущенными в контрольном диктанте Служебные части речи Тема 65. Самостоятельные и 1 Привлечение внимания служебные части речи школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Предлог (8ч.) Тема 66. Предлог как часть речи 1 Использование воспитательных возможностей содержания Тема 67. Употребление предлогов 1 9 Тема 68. Производные и непроизводные предлоги Тема 69. Простые и составные предлоги Тема 70. Морфологический разбор предлога Тема 71. Слитное и раздельное написание производных предлогов Тема 72. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог» Тема 73. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Тема 74. Союз как часть речи Тема 75. Простые и составные союзы Тема 76. Союзы сочинительные и подчинительные Тема 77. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении Тема 78. Морфологический разбор союза Тема 79. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы Тема 80. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз» Тема 81. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Тема 82. Частица как часть речи Тема 83. Разряды частиц. Формообразующие частицы Тема 84.Смыслоразличительные частицы Тема 85. Раздельное и дефисное написание частиц Тема 86. Морфологический разбор частицы 1 1 1 1 1 1 Союз (8ч.) 1 1 1 1 1 1 1 1 Частица (12ч.) 1 1 1 1 учебного предмета - через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация групповой работы или работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения 1 10 Тема 87. Отрицательные частицы не и ни Тема 88. Различение приставки неи частицы не Тема 89. Контрольный тест по теме «Частица» Тема 90. Р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету Тема 91. Частица ни, приставка ни, союз ни... ни Тема 92. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частицы» Тема 93. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Тема 94. Междометие как часть речи. Морфологический разбор междометия Тема 95. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях 1 1 1 1 1 1 1 Междометие (2ч.) 1 Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского 1 поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Раздел IV. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (7ч.) Тема 96. Разделы науки о русском 1 Применение на уроке языке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые Тема 97. Фонетика. Графика 1 дают учащимся возможность Тема 98. Лексикология и 1 приобрести опыт ведения фразеология конструктивного диалога; Тема 99. Морфемика. 1 групповой работы или работы в Словообразование парах, которые учат школьников Тема 100. Морфология. 1 командной работе и Орфография взаимодействию с другими Тема 101. Синтаксис и пунктуация 1 детьми. Тема 102. Итоговое контрольное 1 тестирование 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 6класса к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростецовой и др. (102 часа) № урока Тема урока План. сроки Скоррект. сроки 11 1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч.) Русский язык как развивающееся явление Раздел II. Повторение изученного в 5—6 классах (7 ч.) Синтаксис. Синтаксический разбор предложения. Пунктуация. Пунктуационный разбор предложения Лексикология и фразеология. Лексический разбор слова Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова Морфология и орфография. Морфологический разбор слова Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 6 классе» Анализ контрольного диктанта Тексты и стили речи (3 ч.) 9. Р/р Текст 10. Р/р Диалог как текст. Виды диалогов 11. Стили речи литературного языка. Публицистический стиль Раздел III. Морфология и орфография. Культура речи ( ч.) Причастие (19 ч.) 12. Причастие как часть речи 13. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми Р/р Описание внешности человека Действительные и страдательные причастия Краткие и полные страдательные причастия Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Действительные причастия прошедшего времени Р/р Изложение по составленному плану с творческим заданием Страдательные причастия настоящего 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 12 времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Страдательные причастия прошедшего 22. времени Гласные перед Н в полных и кратких 23. страдательных причастиях Две буквы Н в суффиксах 24. полных страдательных причастий прошедшего времени. Одна и две буквы Н в суффиксах отглагольных прилагательных Одна и две буквы Н в суффиксах кратких 25. страдательных причастий и отглагольных прилагательных Морфологический разбор причастия 26. Слитное и раздельное написание не с прича27. стиями Буква Ё после шипящих в суффиксах стра28. дательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных Контрольный диктант с грамматическим 29. заданием Анализ контрольного диктанта 30. Деепричастие (9 ч.) Деепричастие как часть речи 31. Деепричастный оборот. Запятые при 32. деепричастном обороте Раздельное написание не с деепричастиями 33. Деепричастия несовершенного и 34. совершенного вида. 35-36. Р/р Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» Морфологический разбор деепричастия 37. Повторение и закрепление изученного материала по теме «Деепричастие» Контрольный тест по теме «Деепричастие» 38. Анализ ошибок, допущенных в кон39. трольном тесте Наречие (18 ч.) Наречие как часть речи 40. Разряды наречий 41. Степени сравнения наречий 42. Морфологический разбор наречия 43. Слитное и раздельное написание НЕ с на44. речиями на -О и -Е Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отри45. цательных наречий Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е 46. Р/р Описание действий 47. Буквы О и Е после шипящих на конце 48. наречий Буквы О и А на конце наречий 49. 13 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. Контрольный тест по теме «Наречие» Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Дефис между частями слова в наречиях Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных (собирательных) числительных Мягкий знак после шипящих на конце наречий Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Текст и стили речи. Научный стиль (1 ч.) Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад Морфология и орфография. Культура речи (37ч.) Категория состояния (6 ч.) Категория состояния как часть речи Морфологический разбор слова категории состояния Р/р Сжатое изложение «Обыкновенная земля» Анализ ошибок, допущенных в изложении Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Категория состояния» Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи Предлог (8ч.) Предлог как часть речи Употребление предлогов Производные и непроизводные предлоги Простые и составные предлоги Морфологический разбор предлога Слитное и раздельное написание производных предлогов Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог» Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Союз (8ч.) Союз как часть речи Простые и составные союзы Союзы сочинительные и подчинительные Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении 14 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. Морфологический разбор союза Слитное написание союзов также, тоже, чтобы Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз» Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Частица (12ч.) Частица как часть речи Разряды частиц. Формообразующие частицы .Смыслоразличительные частицы Раздельное и дефисное написание частиц Морфологический разбор частицы Отрицательные частицы не и ни Различение приставки не- и частицы не Контрольный тест по теме «Частица» Р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету Частица ни, приставка ни, союз ни... ни Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частицы» Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Междометие (2 ч.) Междометие как часть речи. Морфологический разбор междометия Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Раздел IV. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (7ч.) Разделы науки о русском языке Фонетика. Графика Лексикология и фразеология Морфемика. Словообразование Морфология.Орфография Синтаксис и пунктуация Итоговое контрольное тестирование 15