1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 6-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской по русскому языку для 5-9 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей: -воспитание патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; -воспитание интереса и любви к русскому языку учащихся 6 класса; -совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; -обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся 6 класса; -развитие потребности к речевому самосовершенствованию; -освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о русском речевом этикете; -формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. В 2021-2022 учебном году на предмет «Русский язык» в 6 классе в учебном плане школы отводится 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 6 классе Реализация программы по русскому языку в 6-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: 1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; 2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы; 3) потребность в самовыражении через слово; 4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 5) ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; 6) стремление к развитию и совершенствованию собственной речи Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 1) самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; 2) самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; 3) работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; 4) использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач; 5) организовывать исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность; 6) контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве 2 в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать Познавательные УУД: 1) самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; 2) искать и выделять необходимую информацию; 3) извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 4) моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 5) излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6) пользоваться словарями, справочниками; 7) осуществлять анализ и синтез; 8) устанавливать причинно-следственные связи; 9) строить логическую цепочку; 10) осваивать формы познавательной и личностной рефлексии Коммуникативные УУД: 1) оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 2) осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 3) совершенствовать орфоэпические навыки; 4) количественно и качественно обогащать словарный запас; 5) оперировать стилистическими ресурсами языка; 6) развивать связную устную и письменную речь; 7) правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника; 8) участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка Предметные результаты: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; 3 приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности 3. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6 классе Раздел I. Язык. Речь. Общение (2 часа) Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Развитие речи (далее Р/р). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения. Раздел II. Повторение изученного в 5 классе (13 часов) Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Составление диалога. Р/р Сочинение «Интересная встреча». Контрольный диктант (далее к/р) с грамматическим заданием. Раздел III. Текст (4 часа) Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Основная мысль текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. Раздел IV. Лексика и фразеология. Культура речи (13 часов) Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Этимология. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение по разделу «Лексика». Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение и обобщение по теме: «Лексика. Фразеология». К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Фразеология». Р/р Собирание материалов к сочинению по картине. Сочинение по картине. Раздел V. Словообразование и орфография. Культура речи (26 часов) Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение. Р/р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение-описание по картине. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Раздел VI. Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное (19 часов) Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в 4 суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение и обобщение. Р/р Сочинение-описание по личным наблюдениям. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Раздел VII. Имя прилагательное. Культура речи (23 часа) Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение. Р/р Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Сочинение-описание по картине. Выборочное изложение. К.Р. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Контрольное сочинение-описание природы. К.Р. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Раздел VIII. Имя числительное. Культура речи (15 часов) Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение. Р/р Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу». К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Раздел IX. Местоимение. Культура речи (25 часов) Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение. Р/р Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-описание по картине. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Раздел X. Глагол. Культура речи (22 часа) Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение. Р/р Сочинение-рассказ. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по сюжетным рисункам. Рассказ на основе услышанного. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Раздел XI. Повторение изученного в 6 классе (8 часов) Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Синтаксис и пунктуация. фразеология. Словообразование. Морфология. К.Р. Итоговая контрольная работа. Лексика и 5 4. Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 6 класса к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова (170 часов) Разделы / темы Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Раздел I. Язык. Речь. Общение (2 ч.) Тема 1. Русский язык - один 1 Создание благоприятных условий для из развитых языков мира. развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к окружающим людям как Тема 2. Язык, речь, общение. 1 безусловной и абсолютной ценности, Р/р Ситуация общения как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Раздел II. Повторение изученного в 5 класс (13 ч.) Тема 3. Фонетика. Орфоэпия. 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально Тема 4. Морфемика. 1 значимых ценностных отношений (к Орфограммы в приставках и знаниям как интеллектуальному корнях слов. ресурсу, обеспечивающему будущее Тема 5. Части речи. 1 человека, как результату кропотливого, Морфологический разбор но увлекательного учебного труда). слова. Использование текстов упражнений, Тема 6. Орфограммы в 1 демонстрирующих подростком окончаниях слов. примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. 2 Создание благоприятных условий для Тема 7-8. Уроки Р/р Сочинение «Интересная развития у подростков социально встреча». значимых ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как 6 Тема 9. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Тема 10. Простое предложение. Знаки препинания. Тема 11. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Тема 12. Синтаксический разбор предложений. Тема 13. Прямая речь. Диалог. Тема 14. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Тема 15. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 1 1 равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения. Организация групповой работы или работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Применение на уроках интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. 1 1 Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками 1 (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации Раздел III. Текст (4 ч.) Тема 16. Текст, его 1 Использование воспитательных особенности. возможностей содержания учебного предмета через подбор Тема 17. Тема и основная 1 соответствующих текстов для чтения, мысль текста. Заглавие текста. задач для решения, проблемных Тема 18. Начальные и 1 ситуаций для обсуждения в классе. конечные предложения Организация работы учащихся с текста. Ключевые слова. получаемой на уроке социально Тема 19. Текст и стили речи. 1 значимой информацией – Основные признаки текста. инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Раздел IV. Лексика и фразеология. Культура речи (13 ч.) Тема 20. Слово и его 1 Привлечение внимания школьников к лексическое значение. ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Применение на уроке Тема 21. Р/р Сочинение по 1 интерактивных форм работы картине А.М.Герасимова «После учащихся: дискуссий, которые дают дождя». учащимся возможность приобрести 1 Тема 22. опыт ведения конструктивного Общеупотребительные слова. диалога; групповой работы или работы Тема 23. Профессионализмы. 1 в парах, которые учат школьников Тема 24. Диалектизмы. 1 командной работе и взаимодействию с Тема 25. Исконно русские и 1 другими детьми. заимствованные слова. Этимология. Создание благоприятных условий для Тема 26. Неологизмы. 1 развития у подростков социально Тема 27. Устаревшие слова. 1 значимых ценностных отношений к 1 7 Тема 28. Повторение по теме «Лексика». 1 Тема 29. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика». Тема 30. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Фразеологизмы. 1 Тема 31. Источники фразеологизмов. 1 1 окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения. Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 1 Побуждение школьников соблюдать Тема 32. Контрольный тест по теме «Фразеология». на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Раздел V. Словообразование и орфография. Культура речи (26 ч.) Тема 33. Морфемика и 1 Включение в урок игровых процедур, словообразование (повторение которые помогают поддержать изученного в 5 классе). мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Тема 34. Р.Р. Описание 1 Использование текстов упражнений, помещения. демонстрирующих подростком 8 Тема 35. Основные способы образования слов в русском языке. 1 примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Тема 36. Этимология слов. Этимологические словари. 1 Тема 37-38. Р/р Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план Тема 39. Буквы о и а в корне –КОС// -КАС-. 2 Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Применение на уроках интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Тема 40. Буквы о и а в корне –КОС// -КАС-. 1 Тема 41. Буквы о и а в корне – ГОР-// -ГАР-. Тема 42. Буквы о и а в корне – ГОР-// -ГАР-. Тема 43. Буквы О-А в корне – ЗАР-// - ЗОРТема 44. Буквы О-А в корне – ЗАР-// - ЗОР-. Тема 45. Буквы Ы-И после приставок. 1 Тема 46. Буквы Ы-И после приставок. 1 Тема 47. Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. Тема 48. Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. Тема 49. Р.Р. Выборочное изложение. Тема 50. Соединительные О-Е в сложных словах. 1 Тема 51. Сложносокращенные слова. Тема 52. Грамматические категории аббревиатур. Тема 53. Р/р Написание плана 1 1 1 1 1 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета: - через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. 1 1 1 1 1 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально 9 сочинения-описания по картине Т.Н. Яблонской «Утро». Тема 54. Написание сочинения-описания по картине Т.Н. Яблонской «Утро». 1 Тема 55. Морфемный и словообразовательный разбор слов. 1 Тема 56. Повторение изученного по теме «Словообразование». Контрольный тест. 1 значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать). Организация групповой работы или работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. 1 Тема 57. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография». Тема 58. Анализ 1 контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел VI. Морфология и орфография. Культура речи Имя существительное. ( 19 ч.) Тема 59-60. Имя 2 Использование текстов упражнений, существительное как часть демонстрирующих подростком речи. примеры ответственного, Род имен существительных. гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Тема 61. Разносклоняемые 1 имена существительные. Применение на уроках Тема 62. Буква е в суффиксе – 1 интеллектуальных игр, ен- существительных на –мя. стимулирующих познавательную Тема 63. Несклоняемые имена 1 мотивацию школьников. существительные. Тема 64. Род несклоняемых 1 имен существительных. 1 Создание благоприятных условий для Тема 65. Р.Р. Написание плана сочиненияразвития у подростков социально описания по картине А. значимых ценностных отношений (к Герасимова «После дождя». природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в 1 Тема 66. Р.Р. защите и постоянном внимании со Написание сочинения10 описания по картине А. Герасимова «После дождя». Тема 67. Имена существительные общего рода. Тема 68. Морфологический разбор существительных. 1 Тема 69. Р.Р. Сочинениеописание по личным наблюдениям. 1 Тема 70-71. НЕ с существительными. 2 Тема 72. Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. Тема 73. Гласные в суффиксах существительных - ЕК и –ИК. 1 Тема 74. Гласные О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных. 1 Тема 75. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное». Тема 76. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». Тема 77. Анализ 1 1 1 1 1 стороны человека; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать). Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация групповой работы или работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека). Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими 11 контрольного диктанта. Работа над ошибками. одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Раздел VII. Имя прилагательное. Культура речи (23 ч.) Тема 78. Имя прилагательное 1 Использование воспитательных как часть речи. возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Тема 79-80. Р.Р. Описание природы. Написание сочиненияописания природы. 2 Тема 81-82. Степени сравнения имен прилагательных. 2 Тема 83. Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Тема 84-85. Относительные прилагательные. Тема 86. Притяжательные прилагательные. Тема 87. Выборочное изложение по теме «Имя прилагательное». Тема 88. Морфологический разбор имени прилагательного. Тема 89. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Тема 90. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Тема 91.Буквы О-Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Тема 92.Буквы О-Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Тема 93-94. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Тема 95. Различение на 1 2 1 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека). Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. 1 1 1 1 1 2 1 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных 12 письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-. Тема 96. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Тема 97. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. 1 1 Тема 98. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Контрольный тест. 1 Тема 99. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Тема 100. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 1 межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Раздел VIII. Имя числительное. Культура речи (15 ч.) Тема 101. Имя числительное 1 Создание благоприятных условий для как часть речи. развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда) Тема 102-103. Простые и 2 Применение на уроке интерактивных составные числительные. форм работы учащихся: дискуссий, Тема 104. Мягкий знак на 1 которые дают учащимся возможность конце и в середине приобрести опыт ведения числительных. конструктивного диалога; групповой Тема 105. Порядковые 1 работы или работы в парах, которые числительные. Склонение учат школьников командной работе и простых и составных взаимодействию с другими детьми. порядковых числительных. Тема 106-107. Разряды 2 Включение в урок игровых процедур, количественных числительных. которые помогают поддержать Разряды: целые, дробные, мотивацию детей к получению знаний, собирательные. налаживанию позитивных Тема 108. Числительные, 1 межличностных отношений в классе, обозначающие целые числа. помогают установлению Тема 109. Дробные 1 доброжелательной атмосферы во 13 числительные. Тема 110. Публичное выступление-призыв на тему: «Берегите природу!» Тема 111.Собирательные числительные. Падежные окончания собирательных числительных. Тема 112. Морфологический разбор имени числительного. 1 1 1 время урока. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека). Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Тема 113. Повторение 1 Организация шефства изученного материала по теме мотивированных и эрудированных «Имя числительное». учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего 1 Тема 114. Контрольный школьникам социально значимый диктант с грамматическим опыт сотрудничества и взаимной заданием по теме «Имя помощи. числительное». Тема 115. Анализ 1 контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел IX. Местоимение. Культура речи (25ч.) Тема 116. Местоимение как 1 Применение на уроках часть речи. интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Тема 117. Разряды 1 Организация групповой работы или местоимений. Личные работы в парах, которые учат местоимения. подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Тема 118. Особенности 1 Использование текстов упражнений, склонения личных демонстрирующих подростком местоимений. примеры ответственного, Тема 119. Возвратное 1 гражданского поведения, проявления местоимение себя. человеколюбия и добросердечности. 1 Тема 120. Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Тема 121. Вопросительные 1 местоимения. Тема 122. Относительные 1 местоимения. Тема 123-124. Неопределенные 2 14 местоимения. Тема 125-126. Отрицательные местоимения. Тема 127. Притяжательные местоимения. Тема 128. Переход личных местоимений в притяжательные. Тема 129-130. Р.Р. Подготовка к сочинениюрассуждению. Сочинениерассуждение. 2 1 1 2 Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Тема 131. Указательные местоимения. Тема 132-133. Определительные местоимения. 1 Тема 134. Местоимения и другие части речи. Тема 135. Морфологический разбор местоимений. 1 Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Организация групповой работы или работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Тема 136-137. Р.Р. Написание плана сочинения-описания по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». Р.Р. Написание сочиненияописания по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». Тема 138. Повторение изученного материала по теме «Местоимение». Тема 139. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». Тема 140. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 2 Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. 1 Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. 2 1 1 1 15 Раздел X. Глагол. Культура речи (22ч.) Тема 141. Глагол как часть 1 Использование воспитательных речи. возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Тема 142. Повторение спряжения глаголов и личных окончаний. 1 Тема 143. Р.Р. Сочинениерассказ. 1 Тема 144-145. Разноспрягаемые глаголы. 2 Тема 146-147. Глаголы переходные и непереходные. Тема 148. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Тема 149-150. Условное наклонение. Тема 151-152. Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Тема 153. Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. Тема 154. Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам. 2 Тема 155. Употребление наклонений глагола. 1 Тема 156. Безличные глаголы. Тема 157. Морфологический разбор глагола. Тема 158. Р.Р. Рассказ на основе услышанного. 1 1 Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Использование текстов упражнений, демонстрирующих подростком примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Организация групповой работы или работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. 1 2 2 1 1 1 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Применение на уроках интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений 16 Тема 159. Правописание гласных в суффиксах глаголов. 1 Тема 160. Повторение изученного по теме «Глагол». 1 (к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение). Организация групповой работы или работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. 1 Тема 161. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». Тема 162. Анализ 1 контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел XI. Повторение изученного в 6 классе (8 ч.) Тема 163. Разделы науки о 1 Создание благоприятных условий для языке. Орфография. развития у подростков социально Орфограммы в приставках. значимых ценностных отношений (к окружающим людям как Тема 164. Орфограммы в 1 безусловной и абсолютной ценности, корне слова. Орфограммы в как равноправным социальным суффиксах и окончаниях. партнерам, с которыми необходимо Тема 165. Синтаксис и 1 выстраивать доброжелательные и пунктуация. Словосочетание и взаимоподдерживающие отношения, простое предложение. дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). Тема 166. Итоговая контрольная работа. Тема 167. Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе. 1 Тема 168. Лексика и фразеология. Тема 169. Словообразование. Тема 170. Морфология. 1 1 1 1 Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. 17 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 6 класса к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова (204 часа) № Тема урока План. сроки Скоррект.сроки урока Раздел I. Язык. Речь. Общение (2 ч.) 1. Русский язык - один из развитых языков мира. 2. Язык, речь, общение. Р/р Ситуация общения. Раздел II. Повторение изученного в 5 класс (13 ч.) 3. Фонетика. Орфоэпия. 4. 6. Морфемика. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. 7-8. Р/р Сочинение «Интересная встреча». 9. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. 10. Простое предложение. Знаки препинания. 11 12. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. 13. Прямая речь. Диалог. 14. 15. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел III. Текст (4ч.) 16. Текст, его особенности. 17. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Текст и стили речи. Основные признаки текста. Раздел IV. Лексика и фразеология (16 ч.) 5. 18. 19. 20. Слово и его лексическое значение. 18 21. 22. Р/р Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Общеупотребительные слова. 23. Профессионализмы. 24. Диалектизмы. 25. 26. Исконно русские и заимствованные слова. Этимология. Неологизмы. 27. Устаревшие слова. 28. Повторение по теме «Лексика». 29. 30. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Фразеологизмы. 31. Источники фразеологизмов. 32. Контрольный тест по теме «Фразеология». Раздел V. Словообразование и орфография (26 ч.) 33. Морфемика и словообразование (повторение изученного в 5 классе). Р/р Описание помещения. 34. 35. Основные способы образования слов в русском языке. 36. Этимология слов. Этимологические словари. Р/р Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план Буквы о и а в корне –КОС// -КАС-. 37-38. 39. 40. Буквы о и а в корне –КОС// -КАС-. 41. Буквы о и а в корне – ГОР-// -ГАР-. 42. Буквы о и а в корне – ГОР-// -ГАР-. 43. Буквы О-А в корне –ЗАР-// - ЗОР- 44. Буквы О-А в корне –ЗАР-// - ЗОР-. 45. Буквы Ы-И после приставок. 46. Буквы Ы-И после приставок. 19 47. Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. 48. Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. 49. Р/р Выборочное изложение. 50. Соединительные О-Е в сложных словах. 51. Сложносокращенные слова. 52. Грамматические категории аббревиатур. 53. Р/р Написание плана сочинения-описания по картине Т.Н. Яблонской «Утро». 54. Р/р Написание сочинения-описания по картине Т.Н. Яблонской «Утро». 55. Морфемный и словообразовательный разбор слов. 56. Повторение изученного по теме «Словообразование». Контрольный тест. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 57. 58. Раздел VI. Морфология и орфография. Имя существительное. (19 ч.) 59-60. 61. Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. 63. Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Несклоняемые имена существительные. 64. Род несклоняемых имен существительных. 65. Р/р Написание плана сочинения-описания по картине А. Герасимова «После дождя». 66. Р/р Написание сочинения-описания по картине А. Герасимова «После дождя». 67. Имена существительные общего рода. 68. Морфологический разбор существительных. Р/р Сочинение-описание по личным 62. 69. 20 наблюдениям. 70-71. НЕ с существительными. 72. Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. Гласные в суффиксах существительных - ЕК и –ИК. 73. 74. 75. 76. 77. Гласные О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел VII. Имя прилагательное (23 ч.) 78. Имя прилагательное как часть речи. 79-80. Р/р Описание природы. Написание сочинения-описания природы. Степени сравнения имен прилагательных. 81-82. 83. Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. 84-85 Относительные прилагательные. 86. Притяжательные прилагательные. 87. Выборочное изложение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Буквы О-Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Буквы О-Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. 88. 89. 90. 91. 92. 93-94. 95. 96. 97. 21 98. 99. 100. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Контрольный тест. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел VIII. Имя числительное (15 ч.) 101. Имя числительное как часть речи. 102-103. Простые и составные числительные. 104. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Склонение простых и составных порядковых числительных. Разряды количественных числительных. Разряды: целые, дробные, собирательные. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. 105. 106-107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. Публичное выступление-призыв на тему: «Берегите природу!» Собирательные числительные. Падежные окончания собирательных числительных. Морфологический разбор имени числительного. Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел IX. Местоимение (25 ч.) 116. Местоимение как часть речи. 117. Разряды местоимений. Личные местоимения. 118. 119. Особенности склонения личных местоимений. Возвратное местоимение себя. 120. Р/р Составление рассказа от первого лица. 121. Вопросительные местоимения. 122. Относительные местоимения. 123-124. Неопределенные местоимения. 22 125-126. 127. 128. 129-130. 131. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Переход личных местоимений в притяжательные. Р/р Подготовка к сочинениюрассуждению. Сочинение-рассуждение. Указательные местоимения. 132-133. Определительные местоимения. 134. Местоимения и другие части речи. 135. 136-137. 138. 139. 140. Морфологический разбор местоимений. Р/р Написание плана сочинения-описания по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». Р/р Написание сочинения-описания по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». Повторение изученного материала по теме «Местоимение». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел X. Глагол (22ч.) 141. Глагол как часть речи. 143. Повторение спряжения глаголов и личных окончаний. Р/р Сочинение-рассказ. 144-145. Разноспрягаемые глаголы. 142. 146-147. Глаголы переходные и непереходные. 148. 149-150. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. 151-152. Повелительное наклонение. 153. 154. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. Р/р Рассказ по сюжетным рисункам. 155. Употребление наклонений глагола. 156. Безличные глаголы. 23 157. Морфологический разбор глагола. 158. Р/р Рассказ на основе услышанного. 159. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Повторение изученного по теме «Глагол». 160. 161. 162. 163. 164. 165. 166. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Раздел XI. Повторение (8ч.) Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корне слова. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение. Итоговая контрольная работа. 168. Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе. Лексика и фразеология. 169. Словообразование. 170. Морфология. 167. 24 25