Министерство образования и науки республики Бурятия Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа№1» Прибайкальского района Республика Бурятия «Рассмотрено» руководитель ШМЦ / Г. А. Аносов / Протокол № / от « » 0# 2021 г. «Согласовано» заместитель руководителя по УВР МОУ (сЕуо^нтаевская СОШ№1>^ Т С А С.Н. Родионова / «30» 08 2021 г. «Утверждено» Директор МОУ «Турунтаевская СОШ №1» / Л. Л. Карбаинова / «30» 08 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Курбатовой Натальи Николаевны, первой категории (Ф.И.О., категория) ИЗО, 7 класс (предмет, класс) 2021 - 2022 учебный год с. Турунтаево Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету изобразительное искусство 7 класс I. Пояснительная записка Предмет «Изобразительное искусство» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. В VII классе - 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утверждённым приказом по школе в списке учебников, используемых в 2020 - 2021 учебном году. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Используемый учебно-методический комплект по изобразительному искусству 7 класс соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию, осуществляющих реализацию начального, общего и среднего образования, приказу по школе «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе» . Используемый учебно-методического комплект, включая электронные ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы. Обеспечение учащихся: Учебник: Неменская «Изобразительное искусство 7 класс» под редакцией Б.М. Неменского, «Просвещение», Москва, 2014, 2016; 2 Планируемые результаты. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса Личностные УУД Познавательные УУД - осознание своей - умение этнической самостоятельно принадлежности, определять цели знание истории, языка, своего обучения, культуры своего ставить и формулировать для народа, своего края, себя новые задачи в основ культурного наследия народов учебе и России и познавательной деятельности, человечества; развивать мотивы и - формирование интересы своей ответственного отношения к учению, познавательной готовности и деятельности; способности к - умение определять понятия, создавать саморазвитию обобщения, и формирование устанавливать целостного мировоззрения, аналогии, классифицировать, учитываю щего социальное, самостоятельно культурное, языковое, выбирать основания и критерии для духовное классификации, многообразие устанавливать современного мира; - формирование причинноосознанного, следственные связи, уважительного и строить логическое доброжелательного рассуждение, отношения к другому умозаключение человеку, его мнению, (индуктивное, мировоззрению, дедуктивное и по культуре, языку, вере, аналогии)и делать гражданской позиции, выводы; к истории, культуре, - формирование и религии, традициям, развитие языкам, ценностям компетентности в народов России и области народов мира; использования готовности информационнои способности вести коммуникационных диалог с другими технологий (ИКТлюдьми и достигать в компетенции). нем взаимопонимания; - формирование ценности здорового и безопасного образа Коммуникативные УУД - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; Регулятивные УУД - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.________ 3 Содержание программы Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (17час.) Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Объемно-пространственная и плоскостная композиции. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции. Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций, монтажность соединений элементов, порождающий новый образ. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо образности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. Красота и целесообразность Вещь как сочетание объемов и образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Образ и стиль. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Вещь в городе и дома. Интерьер и вещь в доме. Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (2 часа) Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур для создания архитектурно-ландшафтных объектов. Пугало в огороде, или ...под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Ты - архитектор. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Мой дом - мой образ жизни. Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Моделируя себя - моделируешь мир. Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Подведение итогов. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. 4 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п Наименование разделов, тем Всего 1. Художник - дизайн- архитектура. 8 2 Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий 11 3 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 8 4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры 7 ИТОГО: 34 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда создание благоприятных условий для развития у подростков социально з начимых ценностных отношений опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений опыт творческого самовыражения 5. Календарно-Тематическое планирование Уроков ИЗО в 7 классе Дизайн и архитектура в жизни человека № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема урока Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна Буква — строка — текст. Искусство шрифта Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. . ОДНКНР « Образный мир древнерусской живописи. Библейские темы.( Андрей Рублёв, Феофан Грек) Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Работа над ошибками. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне Роль цвета в формотворчестве. Дата по плану Дата по факту 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перс-пективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно ландшафтного пространства. Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.. Работа над ошибками. Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты - портрет её хозяина. Дизайн вещно пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.. Итоговая проверочная работа с творческим заданием