ИЗО, 7 класс

Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Турунтаевская средняя общеобразовательная школа№1»
Прибайкальского района
Республика Бурятия

«Рассмотрено»
руководитель ШМЦ
/ Г. А. Аносов /
Протокол № /
от « »
0#
2021 г.

«Согласовано»
заместитель руководителя по
УВР МОУ (сЕуо^нтаевская
СОШ№1>^ Т С А С.Н. Родионова /
«30» 08 2021 г.

«Утверждено»
Директор МОУ «Турунтаевская
СОШ №1»
/ Л. Л. Карбаинова /
«30» 08
2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Курбатовой Натальи Николаевны, первой категории
(Ф.И.О., категория)

ИЗО, 7 класс
(предмет, класс)

2021 - 2022 учебный год
с. Турунтаево

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету
изобразительное искусство 7 класс
I. Пояснительная записка
Предмет «Изобразительное искусство» относится к учебным предметам, обязательным для
изучения на ступени основного общего образования. В VII классе - 34 часа, из расчета 1
учебный час в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утверждённым
приказом по школе в списке учебников, используемых в 2020 - 2021 учебном году.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом.
Используемый учебно-методический комплект по изобразительному искусству 7 класс
соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих
государственную аккредитацию, осуществляющих реализацию начального, общего и среднего
образования, приказу по школе «Об утверждении учебников, используемых в
образовательном процессе»
. Используемый учебно-методического комплект, включая электронные ресурсы, а также
дополнительно используемые информационные ресурсы.
Обеспечение учащихся:
Учебник: Неменская «Изобразительное искусство 7 класс» под редакцией Б.М. Неменского,
«Просвещение», Москва, 2014, 2016;

2 Планируемые результаты.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные УУД

Познавательные
УУД
- осознание своей
- умение
этнической
самостоятельно
принадлежности,
определять цели
знание истории, языка, своего обучения,
культуры своего
ставить и
формулировать для
народа, своего края,
себя новые задачи в
основ культурного
наследия народов
учебе и
России и
познавательной
деятельности,
человечества;
развивать мотивы и
- формирование
интересы своей
ответственного
отношения к учению,
познавательной
готовности и
деятельности;
способности к
- умение определять
понятия, создавать
саморазвитию
обобщения,
и формирование
устанавливать
целостного
мировоззрения,
аналогии,
классифицировать,
учитываю щего
социальное,
самостоятельно
культурное, языковое, выбирать основания и
критерии для
духовное
классификации,
многообразие
устанавливать
современного мира;
- формирование
причинноосознанного,
следственные связи,
уважительного и
строить логическое
доброжелательного
рассуждение,
отношения к другому
умозаключение
человеку, его мнению, (индуктивное,
мировоззрению,
дедуктивное и по
культуре, языку, вере, аналогии)и делать
гражданской позиции, выводы;
к истории, культуре,
- формирование и
религии, традициям,
развитие
языкам, ценностям
компетентности в
народов России и
области
народов мира;
использования
готовности
информационнои способности вести
коммуникационных
диалог с другими
технологий (ИКТлюдьми и достигать в компетенции).
нем взаимопонимания;
- формирование
ценности здорового и
безопасного образа

Коммуникативные
УУД
- умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально и в
группе: находить
общее решение и
разрешать конфликты
на основе
согласования позиций
и учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение;
- умение осознанно
использовать речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации для
выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей;
планирования и
регуляции своей
деятельности;

Регулятивные
УУД
- умение
самостоятельно
планировать пути
достижения
целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных и
познавательных
задач;
- умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять
способы действий
в рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать
свои действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией;
- умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи,
собственные
возможности ее
решения;
- владение
основами
самоконтроля,

самооценки,
принятия решений
и осуществления
осознанного
выбора в учебной
и познавательной
деятельности;

жизни; усвоение
правил
индивидуального и
коллективного
безопасного
поведения
- развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия народов
России и мира,
творческой
деятельности
эстетического
характера.________
3 Содержание программы

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и
архитектуры (17час.)
Основы

композиции

в

конструктивных

искусствах.

Гармония,

контраст

и

выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства.
Объемно-пространственная и плоскостная композиции.

Основные типы композиций:

симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс
динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость
композиции. Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно­
эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии:
соединение

элементов

композиции

и

членение

плоскости.

Образно-художественная

осмысленность простейших плоскостных композиций, монтажность соединений элементов,
порождающий новый образ.
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые
пятна. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального
цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь
объектов в архитектурном макете. Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение
плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде
на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Прослеживание структур зданий различных
архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное
влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности
и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­
образности конструкции.

Модуль как основа эстетической цельности постройки и

домостроительной индустрии. Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­
тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и
историческое развитие главных архитектурных элементов здания.
Красота и целесообразность Вещь как сочетание объемов и образ времени. Многообразие
мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и
целесообразность

сочетаний

объемов.

Дизайн

вещи

как

искусство

и

социальное

проектирование. Вещь как образ действительности и времени.
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет
создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и
материалов на изменение формы вещи. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в
дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и
окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое
воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета:

его нахождение в пространстве

архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого
его очертания, яркости цвета.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Образ и
стиль. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития
производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно­
стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры
разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические
предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов
и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной
техники.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки
городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды

планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная,
прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Роль цвета в формировании
пространства. Цветовая среда.
Вещь в городе и дома. Интерьер и вещь в доме. Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в
интерьер.
Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Неповторимость
старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в
эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и
архитектурой.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (2
часа) Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно­
конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику
бумагопластики различных материалов и фактур для создания архитектурно-ландшафтных
объектов.
Пугало в огороде, или ...под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский,
восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода,
зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные
формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Альпийские
горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Искусство
аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Ты - архитектор. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной
организации

среды

жизнедеятельности

людей.

Природно-экологические,

историко­

социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города.
Мой дом - мой образ жизни. Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище,
реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и
членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта,
хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни.
Моделируя себя - моделируешь мир. Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или
раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и
создаешь мир и свое завтра.
Подведение итогов. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на
примере выставки сделанных учащимися работ.

Занятие демонстрирует понимание

учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей

его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного
языка в ряду пластических искусств.

4 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы

№
п/п

Наименование разделов, тем

Всего

1.

Художник - дизайн- архитектура.

8

2

Художественный язык
конструктивных искусств.
В мире вещей и зданий

11

3

Город и человек. Социальное
значение дизайна и архитектуры
как среды жизни человека.

8

4

Человек в зеркале дизайна и
архитектуры

7

ИТОГО:

34

Задачи воспитания, решаемые
через использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета с
учетом рабочей программы
воспитания
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
своему отечеству, своей малой и
большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые
радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно
оберегать;
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату
кропотливого, но увлекательного
учебного труда
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
з начимых ценностных отношений
опыт изучения, защиты и
восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания
собственных произведений культуры
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений
опыт творческого самовыражения

5. Календарно-Тематическое планирование Уроков ИЗО в 7 классе
Дизайн и архитектура в жизни человека
№ п/п
1

2
3
4

5
6

7
8

9

10

11
12
13
14
15

16
17
18
19

Тема урока
Дизайн и архитектура —
конструктивные искусства в
ряду пространственных
искусств.
Основы композиции в
конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация
пространства.
Цвет — элемент
композиционного творчества.
Свободные формы: линии и
пятна
Буква — строка — текст.
Искусство шрифта
Композиционные основы
макетирования в графическом
дизайне.
В бескрайнем море книг и
журналов. .
ОДНКНР « Образный мир
древнерусской живописи.
Библейские темы.( Андрей
Рублёв, Феофан Грек)
Объект и пространство. От
плоскостного изображения к
объемному макету.
Архитектура —
композиционная организация
пространства.
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое.
Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные
элементы здания.
Вещь как сочетание объемов и
материальный образ времени.
Работа над ошибками. Вещь:
красота и целесообразность.
Единство художественного и
функционального в вещи.
Форма и материал.
Роль и значение материала в
конструкции.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.

Дата по
плану

Дата по
факту

20

21

22
23

24

25

26

27

28

29
30

31
32
33
34

Город сквозь времена и страны.
Образно-стилевой язык
архитектуры прошлого.
Город сегодня и завтра.
Тенденции и перс-пективы
развития современной
архитектуры.
Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе. Роль
архитектурного дизайна в
формировании городской
среды.
Интерьер и вещь в доме.
Дизайн - средство создания
пространственно-вещной среды
интерьера.
Природа и архитектура.
Организация архитектурно­
ландшафтного пространства.
Ты - архитектор.
Проектирование города:
архитектурный замысел и его
осуществление..
Работа над ошибками. Мой дом
- мой образ жизни.
Функционально-архитектурная
планировка своего дома.
Интерьер комнаты - портрет её
хозяина. Дизайн вещно­
пространственной среды
жилища.
Дизайн и архитектура моего
сада.
Мода, культура и ты.
Композиционно­
конструктивные принципы
дизайна одежды.
Мой костюм - мой облик.
Дизайн современной одежды.
Грим, визажистика и причёска
в практике дизайна.
Имидж: лик или личина? Сфера
имидж-дизайна..
Итоговая проверочная работа с
творческим заданием


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».