ИЗО, 6 класс

Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Турунтаевская средняя общеобразовательная школа№1»
Прибайкальского района
Республика Бурятия

«Рассмотрено»
руководитель ШМЦ
I jf
/ Г. А. Аносов /
Протокол № f
от «ff>> О f
2021 г.

«Согласовано»
заместитель руководителя по
УВР МОУ «Тдаунтаевская
СОШ№ I »/ ^ y l С.Н. Родионова /
«30» 08 4 2021 г.

«Утверждено»
Директор МОУ «Турунтаевская
СО Ш № 1»

'f /

«30»

08

/ Л. Л. Карбаинова /
2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Курбатовой Натальи Николаевны, первой категории
(Ф.И.О., категория)

ИЗО, 6 класс
(предмет, класс)

2021 - 2022 учебный год
с. Турунтаево

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету
изобразительное искусство 6 класс
1 Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии: с
требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного
общего образования
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утверждённым приказом по школе
в списке учебников, используемых в 2021 - 2022 учебном году.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и
формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения литературы, которые определены стандартом.
Используемый учебно-методический комплект по изобразительному искусству 5 класс
соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих
государственную аккредитацию, осуществляющих реализацию начального, общего и
среднего образования, приказу по школе «Об утверждении учебников, используемых в
образовательном процессе»

Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы

эмоционально-ценностного,

эстетического

освоения

мира,

как

формы

самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения
искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других
стран мира;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом
процессе развития человечества;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Для реализации программного содержания используются:
Учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник. 6 класс. /
НеменскаяЛ.А.. - М.: Просвещение, 2018г. Кол-во часов -34 часа в год.

2 Планируемые результаты.

•

•

•
•

•

•
•
•

•
•
•

•

•
•
•

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования. Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

•

•

•

•

•

•

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
По окончании основной школы учащиеся должны:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о
многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в
искусстве, ее претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об
основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета,
пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

•

•
•

•

•

•
•

знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации
изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в
создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные
техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения
головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной
перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по
памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и
по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведению искусства.
3 Содержание учебного предмета
Мир наших вещей. Натюрморт (4 часа.)
И зображ ение объёма на плоскост и и линейная перспектива.

Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространства на плоскости листа.
Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел.
Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия:
свет, тень,
натюрморта,

полутень,

собственная тень, рефлекс, падающая тень. Изображение

построенного

на

контрастах

светлого

и

тёмного.

Натюрморт в графике.
Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте:
ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выполнение
графического натюрморта.
Выразительные возможности натюрморта.
Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие.
Создание творческой работы.
Вглядываясь в человека. Портрет (4 час.)
Образ человека — главная т ема в искусстве. Конст рукция головы человека и её основные
пропорции. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения

жанра портрета. Парадный и лирический портрет. Проблема сходства в портрете.

Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма
головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица.
Подвижные части лица. Мимика. Выполнение портрета в технике аппликации.
Графический портретный рисунок.
Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер,
настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности
графического изображения. Создание графического портрета.
Сатирические образы человека.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и
обострение образа. Карикатура. Дружеский шарж.

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Образы

человека

в

истории

западноевропейского

и

русского

искусства.

Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Особенности и
направления портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XX
века. Знаменитые мастера.
Человек и пространство. Пейзаж (4 час.)
Изображение пространства.Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения
пространства в различные эпохи. Перспектива. Жанр городского пейзажа и его развитие в
истории

искусства.

Достоверность

и

фантазия

в

изображении

города.

Жанр

архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Графический городской
пейзаж.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы.
Точка зрения. Линия горизонта. Правила воздушной перспективы. Сказочно-былинный
жанр в пейзаже.
Пейзаж

—

большой мир.

Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в
Древнем Китае. Пейзаж как фон в европейском искусстве. Появление пейзажа как
самостоятельного жанра. Организация перспективного пространства в картине.
Пейзаж настроения. Природа и художник.

Изменчивость состояний природы при разной погоде, в разное время суток. Роль
освещения. Живопись на природе - пленэр. Создание пейзажа на передачу цветового
состояния.
Вечные темы и великие исторические события в искусстве. (5 час.)
Пейзаж в русской живописи.
История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Создание
творческого пейзажа.
Александр Иванов: картина длиною в жизнь. Библейско-мифологический жанр
.Знакомство с творчеством художника.

Анализ картинбиблейско-мифологического

жанра,знакомство с творчеством художников. Создание творческой работы в данном
жанре.
Сюжет

и

содержание

в

картине.

Исторический

и

батальный

жанр

в

изобразительном искусстве.
Анализ картин исторического и батального жанра,знакомство с творчеством художников.
Создание творческой работы в данном жанре.
Бытовой жанр в живописи.
Анализ картин бытового жанра,знакомство с творчеством художников. Создание
творческой работы в данном жанре.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Обобщение материала года. Роль искусства в жизни людей. Организация выставки
художественных работ.
Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и
архитектуры (17час.)
Основы композиции в конст рукт ивных искусствах.

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и
организация пространства. Объемно-пространственная и плоскостная композиции.
Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная.
Гармония и контраст, баланс масс динамическое равновесие, движение и статика, ритм,
замкнутость

и

разомкнутость

композиции.

Решение

с

помощью

простейших

композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение,
разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и
членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных
композиций, монтажность соединений элементов, порождающий новый образ.

Цвет —элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые
пятна.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального
цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как
схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху.
Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие
модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление
простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на
образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты
здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции.
Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных,
наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие
главных архитектурных элементов здания.
Красота и целесообразность Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов.
Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и
социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она
будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и
материалов на изменение формы вещи. Эмоциональное и формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в
конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и
архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его

нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна,
а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета.
Город сквозь времена и страны.
Образы материальной культуры прошлого. Образ и стиль. Город сегодня и завтра. Пути
развития современной архитектуры и дизайна.
Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития
производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно­
стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной
культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура.
Частный

дом.

технологические

Архитектурная
и

эстетические

и

градостроительная
предпосылки

и

революция

истоки.

20

века.

Социальный

Ее

аспект

«перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование
наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая,
свободно-разомкнутая,

асимметричная,

прямоугольная и др.

Схема-планировка и

реальность. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Вещь в городе и дома. Интерьер и вещь в доме.
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные
материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.

Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке
связи между человеком и архитектурой.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (2
часа)
Город

в

единстве

с ландшафтно-парковой

средой.

Развитие

пространственно­

конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в
технику бумагопластики различных материалов и фактур для создания архитектурно­
ландшафтных объектов.
Пугало в огороде, или ...под шепот фонтанных струй.

Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской
усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника,
садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда
и пр. Водоемы и мини пруды. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель,
кормушка для птиц ит. д. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная
композиция в интерьере.
Ты —архитектор.
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации
среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные
параметры, влияющие на композиционную планировку города.
Мой дом —мой образ жизни.
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их
архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на
различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д.
Мой дом - мой образ жизни.

Моделируя себя - моделируешь мир.
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж,
создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Подведение итогов.
Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере
выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися
роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его
социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного
языка в ряду пластических искусств.

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п/п

Наименование разделов, тем

Всего

Задачи воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных

1.

Мир наших вещей. Натюрморт.

4

2

Вглядываясь в человека. Портрет
в изобразительном искусстве.

4

3.

Человек и пространство. Пейзаж.

4

4.

Вечные темы и великие
исторические события в
искусстве.

5

5.

Художник - дизайн- архитектура.
Искусство композиции - основа
дизайна и архитектуры.

17

возможностей содержания
учебного предмета с учетом
рабочей программы
воспитания
Применение на уроках
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
школьников.
создание благоприятных
условий для развития у
подростков социально
значимых ценностных
отношений к семье как
главной опоре в жизни
человека и источнику его
счастья
создание благоприятных
условий для развития у
подростков социально
значимых ценностных
отношений к природе как
источнику жизни на Земле,
основе самого ее
существования, нуждающейся
в защите и постоянном
внимании со стороны
человека
создание благоприятных
условий для развития у
подростков социально
значимых ценностных
отношений к культуре как
духовному богатству
общества и важному условию
ощущения человеком
полноты проживаемой жизни,
которое дают ему, искусство,
творческое самовыражение
создание благоприятных
условий для развития у
подростков социально
значимых ценностных
отношений к культуре как
духовному богатству к своему
отечеству, своей малой и
большой Родине как месту, в
котором человек вырос и
познал первые радости и
неудачи, которая завещана

ему предками и которую
нужно оберегать; общества и
важному условию ощущения
человеком полноты
проживаемой жизни, которое
дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое
самовыражение
34

ИТОГО:

III. Календарно-Тематическое планирование Уроков ИЗО в 6 классе.
Изобразительное и конструктивное искусство в жизни человека.
№
Наименование разделов и тем

Количество
часов

Дата проведения
план

I
1
2
3
4
5
6
7
8
II
9
10
11
12
13
14
15
16
III
17
18
19
20
21
22
23
24

Виды изобразительного искусства и основы образного
языка
Изобразительное искусство в семье пластических
искусств
Рисунок - основа изобразительного творчества
Линия и её выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Композиция из ритма
пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художников.
Изображение предметного мира- натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего
мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная
перспектива.
Освещение. Цвет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека - главная тема искусства.
Конструкция головы человека и её пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Графический портретный рисунок и выразительность
образа человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1.
1
1

факт

25 Роль цвета в портрете.
26 Великие портретисты (обобщение темы)
IV Человек и пространство в изобразительном искусстве.

1
1

27
28
29
30

1
1
1
1

31
32
33
34

Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства
Правила линейной и воздушной перспективы
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого
пространства.
Пейзаж- настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл.
Итоговая проверочная работа с творческим заданием

8

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».