Министерство образования и науки республики Бурятия Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа№1» Прибайкальского района Республика Бурятия «Рассмотрено» руководитель ШМЦ I jf / Г. А. Аносов / Протокол № f от «ff>> О f 2021 г. «Согласовано» заместитель руководителя по УВР МОУ «Тдаунтаевская СОШ№ I »/ ^ y l С.Н. Родионова / «30» 08 4 2021 г. «Утверждено» Директор МОУ «Турунтаевская СО Ш № 1» 'f / «30» 08 / Л. Л. Карбаинова / 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Курбатовой Натальи Николаевны, первой категории (Ф.И.О., категория) ИЗО, 6 класс (предмет, класс) 2021 - 2022 учебный год с. Турунтаево Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету изобразительное искусство 6 класс 1 Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии: с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утверждённым приказом по школе в списке учебников, используемых в 2021 - 2022 учебном году. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Используемый учебно-методический комплект по изобразительному искусству 5 класс соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию, осуществляющих реализацию начального, общего и среднего образования, приказу по школе «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе» Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи: - воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира; - использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. - формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Для реализации программного содержания используются: Учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник. 6 класс. / НеменскаяЛ.А.. - М.: Просвещение, 2018г. Кол-во часов -34 часа в год. 2 Планируемые результаты. • • • • • • • • • • • • • • • В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования. Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать • • • • • • • • • • • • • • • • конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. По окончании основной школы учащиеся должны: знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; • • • • • • • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. 3 Содержание учебного предмета Мир наших вещей. Натюрморт (4 часа.) И зображ ение объёма на плоскост и и линейная перспектива. Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространства на плоскости листа. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел. Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, тень, натюрморта, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Изображение построенного на контрастах светлого и тёмного. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выполнение графического натюрморта. Выразительные возможности натюрморта. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Создание творческой работы. Вглядываясь в человека. Портрет (4 час.) Образ человека — главная т ема в искусстве. Конст рукция головы человека и её основные пропорции. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения жанра портрета. Парадный и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Подвижные части лица. Мимика. Выполнение портрета в технике аппликации. Графический портретный рисунок. Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Создание графического портрета. Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Карикатура. Дружеский шарж. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Образы человека в истории западноевропейского и русского искусства. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Особенности и направления портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XX века. Знаменитые мастера. Человек и пространство. Пейзаж (4 час.) Изображение пространства.Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Перспектива. Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в изображении города. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Графический городской пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Точка зрения. Линия горизонта. Правила воздушной перспективы. Сказочно-былинный жанр в пейзаже. Пейзаж — большой мир. Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон в европейском искусстве. Появление пейзажа как самостоятельного жанра. Организация перспективного пространства в картине. Пейзаж настроения. Природа и художник. Изменчивость состояний природы при разной погоде, в разное время суток. Роль освещения. Живопись на природе - пленэр. Создание пейзажа на передачу цветового состояния. Вечные темы и великие исторические события в искусстве. (5 час.) Пейзаж в русской живописи. История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Создание творческого пейзажа. Александр Иванов: картина длиною в жизнь. Библейско-мифологический жанр .Знакомство с творчеством художника. Анализ картинбиблейско-мифологического жанра,знакомство с творчеством художников. Создание творческой работы в данном жанре. Сюжет и содержание в картине. Исторический и батальный жанр в изобразительном искусстве. Анализ картин исторического и батального жанра,знакомство с творчеством художников. Создание творческой работы в данном жанре. Бытовой жанр в живописи. Анализ картин бытового жанра,знакомство с творчеством художников. Создание творческой работы в данном жанре. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщение материала года. Роль искусства в жизни людей. Организация выставки художественных работ. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (17час.) Основы композиции в конст рукт ивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Объемно-пространственная и плоскостная композиции. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции. Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций, монтажность соединений элементов, порождающий новый образ. Цвет —элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. Красота и целесообразность Вещь как сочетание объемов и образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Образ и стиль. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. технологические Архитектурная и эстетические и градостроительная предпосылки и революция истоки. 20 века. Социальный Ее аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Вещь в городе и дома. Интерьер и вещь в доме. Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (2 часа) Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур для создания архитектурно ландшафтных объектов. Пугало в огороде, или ...под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Ты —архитектор. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Мой дом —мой образ жизни. Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Моделируя себя - моделируешь мир. Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Подведение итогов. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п Наименование разделов, тем Всего Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных 1. Мир наших вещей. Натюрморт. 4 2 Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. 4 3. Человек и пространство. Пейзаж. 4 4. Вечные темы и великие исторические события в искусстве. 5 5. Художник - дизайн- архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. 17 возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Применение на уроках интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему, искусство, творческое самовыражение создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к культуре как духовному богатству к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение 34 ИТОГО: III. Календарно-Тематическое планирование Уроков ИЗО в 6 классе. Изобразительное и конструктивное искусство в жизни человека. № Наименование разделов и тем Количество часов Дата проведения план I 1 2 3 4 5 6 7 8 II 9 10 11 12 13 14 15 16 III 17 18 19 20 21 22 23 24 Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство в семье пластических искусств Рисунок - основа изобразительного творчества Линия и её выразительные возможности Пятно как средство выражения. Композиция из ритма пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художников. Изображение предметного мира- натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Цвет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет. Образ человека - главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорции Изображение головы человека в пространстве Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1. 1 1 факт 25 Роль цвета в портрете. 26 Великие портретисты (обобщение темы) IV Человек и пространство в изобразительном искусстве. 1 1 27 28 29 30 1 1 1 1 31 32 33 34 Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства Правила линейной и воздушной перспективы Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж- настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Итоговая проверочная работа с творческим заданием 8 1 1 1 1