ИЗО. 4 класс

1

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса на
2021/22 учебный год разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского, УМК
«Школа России» для 4 классов. Для реализации программы используются пособия из
УМК «Школа России» для педагога и обучающихся.
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культура
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности,
разными
художественными
материалами;
совершенствование
эстетического вкуса.
В 2021-2022 учебном году на предмет «Изобразительное искусство в 4 классе в
учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство» в 4 классе
Реализация программы по изобразительному искусству в 4 классе нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
- узнают о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
- узнают основы художественной культуры, в том числе на материале художественной
культуры родного края;
- эстетическому отношению к миру; пониманию красоты как ценности, потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
- овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и
пр.);
- узнают виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
- узнают основные видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- пониманию образной природы искусства;
- эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;
2

- применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих
произведений русского и мирового искусства;
- обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании,
сюжетах и выразительных средствах.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.

3

3.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе

Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это
знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и
украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль
природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с
природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных
постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение
традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и
празднества.
Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных
ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости.
Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм.
Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков,
Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности
архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей
его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций,
соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии
художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в
духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления
жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов
традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни
представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это
пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование
эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания
единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы,
способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии
культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и
безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к
старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать
добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей,
духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к
поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его
внутренний мир и представления о жизни.

4

4.
Тематическое планирование к рабочей программе по изобразительному
искусству для 4 класса к учебнику Б. М. Неменского (34часа)
Разделы/темы

Кол-во
часов

Истоки родного искусства

8

Древние города нашей 7
земли
Каждый народ – художник 11
Искусство
народы

Итого

объединяет 8

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Создание благоприятных условий для
усвоения младшими школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и
традиций: быть любящим, отзывчивым.
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников. Включение в урок игровых
процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.

34

5.
Календарно-тематическое
планирование
к
рабочей
программе
изобразительному искусству для 4 класса к учебнику Б. М. Неменского (34 часа)
№
Тема урока
План.
урока
сроки
Истоки родного искусства (8 ч)
1
Пейзаж родной природы
2
Пейзаж родной природы
3
Деревня – деревянный мир. Рисование: образ русской
избы.
4
Деревня – деревянный мир
5
Красота человека
6
Красота человека. Работа с бумагой и тканью: образ
русской крестьянки в традиционном наряде.
7
Народные праздники. Работа в смешанной технике:
рисование, бумажная аппликация.
8
Народные праздники. Создание коллективной работы.
Древние города нашей земли (7 ч.)
9
Родной угол. Работа с бумагой.
10
Древние соборы. Работа с бумагой.
11
Города русской земли.
12
Древнерусские воины – защитники. Рисование: образы
русских воинов.
13
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва.
14
Узорочье теремов.
15
Пир в теремных палатах.
Каждый народ – художник (11ч.)

Скоррект.
сроки

5

16
17
18

Страна восходящего солнца. Рисование: образ японки.
Страна восходящего солнца.
Народы гор и степей. Рисование: сцена жизни людей в
степи.
19
Народы гор и степей.
20
Города в пустыне.
21
Древняя Эллада.
22
Древняя Эллада.
23
Древняя Эллада.
24
Европейские города Средневековья.
25
Европейские города Средневековья.
26
Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы (8 ч.)
27
Материнство. Рисование: мать и дитя.
28
Материнство. Рисование: мать и дитя.
29
Мудрость старости. Рисование: изображение образа
любимого пожилого человека и его внутреннего мира.
30
Сопереживание.
31
Герои – защитники.
32
Юность и надежды.
33
Искусство объединяет народы.
34
Каждый народ – художник». Игра – викторина.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».