1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса на 2021/22 учебный год разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского, УМК «Школа России» для 4 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК «Школа России» для педагога и обучающихся. Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культура духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями; - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; - развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества; - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. В 2021-2022 учебном году на предмет «Изобразительное искусство в 4 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе Реализация программы по изобразительному искусству в 4 классе нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты: - узнают о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека; - узнают основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; - эстетическому отношению к миру; пониманию красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); - узнают виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - узнают основные видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - пониманию образной природы искусства; - эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира; 2 - применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах. Метапредметные результаты: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные результаты: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. 3 3. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. 4 4. Тематическое планирование к рабочей программе по изобразительному искусству для 4 класса к учебнику Б. М. Неменского (34часа) Разделы/темы Кол-во часов Истоки родного искусства 8 Древние города нашей 7 земли Каждый народ – художник 11 Искусство народы Итого объединяет 8 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций: быть любящим, отзывчивым. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. 34 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе изобразительному искусству для 4 класса к учебнику Б. М. Неменского (34 часа) № Тема урока План. урока сроки Истоки родного искусства (8 ч) 1 Пейзаж родной природы 2 Пейзаж родной природы 3 Деревня – деревянный мир. Рисование: образ русской избы. 4 Деревня – деревянный мир 5 Красота человека 6 Красота человека. Работа с бумагой и тканью: образ русской крестьянки в традиционном наряде. 7 Народные праздники. Работа в смешанной технике: рисование, бумажная аппликация. 8 Народные праздники. Создание коллективной работы. Древние города нашей земли (7 ч.) 9 Родной угол. Работа с бумагой. 10 Древние соборы. Работа с бумагой. 11 Города русской земли. 12 Древнерусские воины – защитники. Рисование: образы русских воинов. 13 Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. 14 Узорочье теремов. 15 Пир в теремных палатах. Каждый народ – художник (11ч.) Скоррект. сроки 5 16 17 18 Страна восходящего солнца. Рисование: образ японки. Страна восходящего солнца. Народы гор и степей. Рисование: сцена жизни людей в степи. 19 Народы гор и степей. 20 Города в пустыне. 21 Древняя Эллада. 22 Древняя Эллада. 23 Древняя Эллада. 24 Европейские города Средневековья. 25 Европейские города Средневековья. 26 Многообразие художественных культур в мире. Искусство объединяет народы (8 ч.) 27 Материнство. Рисование: мать и дитя. 28 Материнство. Рисование: мать и дитя. 29 Мудрость старости. Рисование: изображение образа любимого пожилого человека и его внутреннего мира. 30 Сопереживание. 31 Герои – защитники. 32 Юность и надежды. 33 Искусство объединяет народы. 34 Каждый народ – художник». Игра – викторина. 6