1. Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству на 2021/22 учебный год для обучающихся 2-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л.А. Неменской по изобразительному искусству для 2-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение изобразительного искусства во 2 классе направлено на достижение следующей цели: – формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве т. е. зоркости души ребёнка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России. Задачи обучения: - совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - формирование навыков работы с различными художественными материалами - формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; - освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; - развитие творческого опыта как формирование способностей к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; -овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – пространственной оценки. В 2021-2022учебном году на курс «Изобразительное искусство» во 2 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2.Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе Реализация программы по изобразительному искусству во 2-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально— нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметными результатами освоения содержания программы по изобразительному искусству являются: - знать виды художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной; - знать основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; - эстетически оценивать явления природы; события окружающего мира; - применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ; - узнавать, воспринимать описывать и эмоционально оценивать произведения искусства; - обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - передавать в деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; - компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - применять в деятельности основы цветоведения, графической грамоты; - ценить и понимать красоту природы своей Родины; находить в окружающей действительности изображения сделанные художниками; - овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами; - находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности; - находить природные узоры в окружающей действительности; - владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации; - придумывать свой орнамент, выполняя эскиз на бумаге; - анализировать из каких основных частей состоят дома; - владеть первичными навыками конструирования из бумаги; - составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения в технике аппликаций; - конструировать из бумаги простые и бытовые предметы; - создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира; - овладеть художественными приемами работы с бумагой, графическими материалами, красками; - придумывать декор на основе заданной инструкции; - повторять систему действий с художественными материалами, выражая собственный замысел; - сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом; - создавать композиции на заданные темы. Метапредметные результаты: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. 3. Содержание курса «Изобразительное искусство» во 2 классе Тема I. Искусство и ты. Как и чем работает художник? 8 часов Три основных цвета – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объёме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий. Тема II. Реальность и фантазия. 7 часов Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья –Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: мозговой штурм, работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение проектов, написание эссе и докладов выполнение проектов, написание эссе и докладов. Тема III. О чём говорит искусство 11 часов Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения. Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека : женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чём говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы) Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: мозговой штурм, работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение проектов, написание эссе и докладов выполнение проектов, написание эссе и докладов. Тема IV. Как говорит искусство 8 часов Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера. Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративноприкладном искусстве. Тёплые и холодные цвета .Борьба тёплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по изобразительному искусству для 2 класса к учебнику Л.А. Неменской (34 часа) Темы Количество часов Тема I. Искусство и ты. Как и чем работает художник? 8 Тема II. Реальность и фантазия. 7 Тема III. О чём говорит искусство 11 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу. Формирование у учащихся нравственно- эстентической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; Формирование художественнотворческой активности школьников. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; Формирование уважения к труду; Выработка усидчивости, терпения, самостоятельности. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками Тема IV. Как говорит искусство 8 (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, Воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного. 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по изобразительному искусству для 2 класса к учебнику Л.А. Неменской(34 часа) N Темы п/п План.сроки Скоррект. сроки 1 Тема I. Искусство и ты. Как и чем работает художник? 8 ч. Три основных цвета – желтый, красный, синий. 2 Белая и чёрная краски. 3 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности 4 Выразительные возможности аппликации. 5 Выразительные возможности графических материалов 6 Выразительность материалов для работы в объёме. Выразительные возможности бумаги. 7 Неожиданные материалы (обобщение темы). 8 Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Тема II. Реальность и фантазия. 7 часов Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. 10 Реальность и фантазия в искусстве. 11 Изображение и реальность. 9 12 Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. 14 Постройка и фантазия. Братья –Мастера Изображения, Украшения и 15 Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). 13 Тема III. О чём говорит искусство 11 часов Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. 16 Раскрытие в композиции сущности произведения. 17 Раскрытие в композиции сущности произведения. 18 Изображение природы в различных состояниях. 29 Изображение характера животных. 20 Изображение характера человека : женский образ. 21 Изображение характера человека: мужской образ. 22 Образ человека в скульптуре. 23 Человек и его украшения. 24 О чём говорят украшения. 25 Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё 26 отношение к миру (обобщение темы) Тема IV. Как говорит искусство 8 часов 27 Цветовые отношения. Колорит картины. 28 Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. 29 Взаимоотношение формы и характера. Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно30 прикладном искусстве. 31 Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. 33 Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства 34 выразительности. 32