История 11 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории на 2022/23 учебный год для обучающихся 11-го класса разработана
и реализуется на основе УМК , Данилов А.А., А.В.Торкунов, О.В.Хлевнюк и др. под ред. Торкунова
А.В. История России, 1946 г.- начало XXI в. 11 класс: базовый уровень: учебник для
общеобразовательных организаций: в 2-х частях. - М., «Просвещение», 2021 г.
Сорока-Цюпа О.С.История. Всеобщая история.Новейшая история. 11 класс. Под
ред.А.О.Чубарьяна. – М.:Просвещение, 2021 г.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение обществознания в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических
доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности,
соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного
представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической
информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических
событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и
современности.
В 2021-2022учебном году на курс «История» в 11 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в
неделю, что составляет 68 часов в год.

2. Планируемые результаты освоения курса «История» в 11 классе.
Реализация программы по истории в 11-х классах нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных
Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие
своей этнической идентичности;

познавательный интерес к прошлому своей страны

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

формирование коммуникативной компетентности;

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;


осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную,
общественную и др.;

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;

привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной
жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:

определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии;

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества;

использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли
России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

использование сведений из исторической карты как источника информации;

описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее
время, памятников культуры, событий новейшей истории;

понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных
славян и их соседей;

описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных
государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

анализ информации, содержащейся в исторических документах;

использование приёмов исторического анализа;

понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических
источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;

оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;


сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и
личностей;

систематизация информации в ходе проектной деятельности;

поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на
территории современной России;

личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской
империи;

уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного
многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального,
духовного, нравственного опыта народов России.

3. Содержание курса «История» в 11 классе
Раздел I. - Мир в индустриальную эпоху. Конец ХIХ – начала XX века. (16 часов).
Основные направления научно – технического прогресса. Ускорение развитие науки и
революция в естествознании. Причины развития научно-технического развития. Накопление
огромного фактического материала – результатов наблюдений и опытных экспериментов, многих
поколений учёных. Сближение научных знаний с техническим прогрессом. Ускоренное применение
результатов научных экспериментов (особенно в химии и электротехнике) в виде новых технологий
и оборудования в промышленности. Революция в естествознании и создание ядерного оружия.
Научные достижения на рубеже XIX – XXв.в. (Конрад Рентген, Джон Томсон, Макс Планк, Нильс
Бор, Альберт Эйштейн, Ирен и Фредерик Жолио – Кюри). Манхэттенский проект по созданию
ядерного оружия. Циклы социально – экономического развития Н.Д. Кондратьева.
Научно - технический прогресс и новый этап технологического переворота. Внедрение в жизнь
электроэнергии, совершенствование оборудования. Развитие транспорта (наземного, воздушного и
морского). Развитие и совершенствование производства, увеличение производственного труда на
производстве. Возникновение монополий, состоящих из различных форм объединений (картелей,
синдикатов, трестов). Образование акционерных обществ (АО); акционерных бирж, рост роли
банков в модернизации производства.
Мир на рубеже веков. Модернизация в странах Европы, США и Япония. Страны органичной
модернизации. Первый эшелон: Великобритания, США, Франция, ряд государств Северо – запада
Европы: Нидерланды, Швеция, Бельгия, и британские доминионы (Канада и Австралия). Развитие
индустрии, протекционистская политика. Роль государства и метрополий в модернизации
производства (распределение военных заказов и финансирование крупных общеобразовательных
программ с привлечением частного капитала). Решающая роль в развитии экономики в руках
частного капитала.
Предпосылки ускоренного развития в странах второго эшелона модернизации: Германия,
Россия, Италия, Австро – Венгрия и Япония. Для Германии и Италии – проблема раздробленности;
для России стимулом стало поражение в Крымской войне (1853 – 1856 г.г.) и негативное влияние
на развитие промышленности крепостного права ; для Австро – Венгрии – слабое развитие товарно
- денежных отношений из – за сохранения форм натурального хозяйства; для Японии превращение страны в зависимое государство в 1854 г. Успехи стран второго эшелона (ускоренной
модернизации). Ведущая роль в развитии модернизации принадлежала государству.
Обострение противоречий мирового развития в начале XX века. Экономические кризисы в
условиях рыночной экономики. Основные причины кризисов и обострение отношений –
увеличение числа индустриальных стран, резкое увеличение производительных мощностей,
усиливавшие конкуренцию и усугублявшие противоречия в мировой экономики, т.к производство
продукции опережало развитие рынков сбыта. На пути к Первой мировой войне. Теория Фридриха

Ратцеля (идея о подчинении окружающих стран Германии в связи с её геополитическим
положением). Теория Джона Маккиндера (теория победы в историческом противостоянии
островных держав (США и Англия). Установление контроля над международной торговлей,
обладание мощным флотом, а также способность разобщать материковые страны. Влияние
упомянутых теорий на политику и военное строительство ведущих стран, рассматривающие угрозу
войны и саму войну как законные и нормальные средства защиты государственных интересов.
Международные конференции (по инициа-тивеРоссии)в Гааге (1889 г. и 1907 г.) и принятие
обязательств к стремлению мирного разрешения международных споров, запрету определённых
видов вооружений и удушающих газов. Противоречия на международной арене. Создание военно –
политических союзов (Блок Центральных держав и блок Антанты).
Завершение колониального раздела мира, колониальные империи. Колонизация Африки.
Колониальные империи Великобритании, Франции, Нидерланды , Германия, Япония, США,
Италия.
Рост численности населения в их колониальных владениях. Колониализм и его последствия.
Большинство стран Азии в качестве протекторатов Европейских держав. Формальную
независимость сохраняли Китай, Иран, Османская империя, Тайланд, Афганистан на условиях
неравноправных договоров. Антиколониальные движения в государствах Востока на рубеже XIX –
XXв.в. (Китай, Индия, Иран). Особенности развития государств Латинской Америки. Доктрина
Монро (о недопустимости вмешательства европейских держав в дела американских государств в
целях предотвращения повторного колониального захвата). Расширение США своей территории за
счёт Мексики и установление контроля над зоной Панамского канала.
Державное соперничество и Первая мировая война. Причины, характер и повод к
войне. Позиции России, Франции, Великобритании в отношении Сараевского инцидента.
Австрийский ультиматум Сербии и поддержка Австрии Германией. Начало Первой мировой войны.
Первый этап воны. Воюющие страны в 1915 – 1917 г.г. Соотношение сил на театрах Первой
мировой войны. Завершение боевых действий. Выход Советской России из войны. Заключение
сепаратного мира с Германией (март 1918 г.). перемена соотношений сил на фронтах в вступлением
в войну США. 18 сентября 1918 г. примирение с Антантой подписали Болгария, в октябре 1918 г.
Турция. Распад Австро – Венгрии. Независимость Чехословакии. Выход из войны Австро –
Венгрии. Побег императора Вильгельма -II в Голландию.
Теория и практика общественного развития. Социальные отношения и рабочие движения.
Изменения в социальной структуре общества. Формы социальных отношений. Развитие
профсоюзного движения .Становление социал – демократии. Марксизм, ревизионизм и социал –
демократия. Причины раскола социал –демократии. Окончательный раскол социал–
демократического движения на сторонников ревизионизма и реформизма сторонников
радикальных, революционных взглядов. Создание в Москве Коминтерна (III Коммунистический
интернационал). Раскол профсоюзного движения. Углубление конфликта между коммунистами и
социал – демократами.
Политическое
развитие
индустриальных
стран.Эволюция
либеральной
демократии.
Демократизация общественно – политической жизни . изменения во взглядах в пользу всеобщего и
равного избирательного права. В США внесли в конституцию поправки: 14 (1868г.); 15 (1870 г); 19
(1920 г.) – наделение женщин правом голоса вступила в силу только в 1965 г.; 26 – я поправка
наделения правом голоса всех граждан с 18 летнего возраста вступила в силу только в 1971 г. В
Англии право голоса предоставлено женщинам только после Первой мировой войны, но отмена
разного рода цензов (1980 г) после ограничения прав палаты лордов (верхняя палата парламента).
Новая роль государства в социальных отношениях. Поддержка социальных программ помощи
населению за счёт налогов на бизнес и высокооплачиваемых работников. Новая роль государства в
экономике после Великого кризиса 1929 – 1932 г.г. «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта
(Государственное регулирование). Теория социально – ориен-тированной рыночной экономики

(Джон Кейнсон). Консерватизм в XX в. Консерваторы – защитники классического либерализма,
либералы – сторонники социально – орентированных реформ.
Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. Идеология фашистских партий
(национализм и расизм, утверждение о физическом и умственном превосходстве немцев – арийской
расы). Фашистский режим в Италии. Б. Муссолини – глава Большого фашистского совета
сосредоточие в его руках законодательной и исполнительной власти в Италии. Режим Миклоша
Хорти в Венгрии (1920 – 1944 г.г.), ЙонаАнтонеску в Румынии (1940 – 1944 г.г.). Особенности
германского фашизма. А. Гитлер – лидер Национал – социалистической партии (НСДАП) с 1919 г.
Главная цель режимов А. Гитлера и Б Муссолини – подготовка к войне, захват «жизненного
пространства», покорение неполноценных расс. Завоевательная программа фашизма и холокост.
Реализация программы: аншлюс (оккупация) Австрии (1938 г.). Захват Чехословакии, превращение
её в протектораты Богемию и Моравию (1939 г.). Польша после завоевания перестала существовать
(1939г.). Захват Германией Бельгии, Голландии и Франции. Присоединение к рейху Эльзаса,
Лотарингии и Люксембурга. Преследование евреев. 1942 г. – начало холокоста – физического
уничтожения еврейского народа. Лагеря смерти (Треблинка, Освенцим, Майданек и др.) на
территории Польши. Разработка плана «Ост». Политика вокруг концепции тоталитаризма.
Мировое развитие и международные отношения 1920 - 1940-х гг.Проблема войны и мира. Антанта
и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Создание международной организации «Лига Наций»
без привлечения СССР. Устав Лиги наций. Пацифизм в 1920 – 1931 г.г. Советский союз и
Коминтерн на международной арене. Вопрос о разделе колоний. Ослабление колониальных
империй в межвоенные годы.
Послевоенная колониальная политика и её итоги. Подъём
антиколониальных движений. Индийский национальный конгресс и его деятели. Восстания в
городах Ирана Подъём национально освободительного движения в Османской империи .Разгром
войск Армении и Грузии. Революция и гражданская война в Китае. На путях ко второй мировой
войне. Международные отношения в 1930-х годах. Очаги опасности. Агрессия Японии в
Маньчжурии (1931-1933 г.г.). Напряжённая обстановка у границ СССР и Китая. 1933 г. – выход
Германии из «Лиги Наций» и односторонний отказ фашистской Германии от Версальского
договора. Подготовка к войне Германии. Выход Италии из Лиги Наций.
Политика
«умиротворения» агрессоров. Советско – Гер-манский договор о ненападении.
Переход от Европейской к мировой войне. Ситуация «Странной войны» на Западном фронте.
Ноябрь 1939 – март 1940 г. война СССР с Финляндией. Апрель 1940 г. - вторжение германских
войск в Норвегию и Данию. Май 1940 – по 22 июня 1940 г.г. – капитуляция Франции . Сентябрь
1940 – подписание Тройственного пакта о военном союзе Германия, Япония, Италия.
Присоединение к нему Венгрии, Румынии, Словакии, Болгарии. Морская блокада и массированные
бомбёжки Великобритании. 14 июля (в день падения Парижа)
СССР добился согласия
Прибалтийских стран размещения своих войск в Литве, Латвии, Эстонии. Начало Второй мировой
войны. Антигитлеровская коалиция и её победа во Второй мировой войне. Нападение Германии на
СССР. обращение Черчилля к Сталину. Создание антигитлеровской коалиции. Декабрь 1941 г.
вступление в войну США. Первое поражение фашистской армии в битве под Москвой (декабрь
1941 г.). Переломный момент в войне битва под Сталинградом (ноябрь 1942 – февраль 1943 г.г.).
Май 1943 г. – полное вытеснение итало – немецких войск из Африки. Июнь 1942 г. – Япония
терпит поражение у острова Мидуэй. Июль 1943 г. – сражение на Орловско – Курской дуге.
Советская армия переходит в контр наступление. Сентябрь 1943 г.- высадка союзников в Италии.
Свержение режима Муссолини. Захват Германией Северной Италии. 1943 г. – США вытесняют
Японские войска с островов в Тихом океане. 1944 г. – СССР освободил свою территорию и вступил
в Восточную Европу. Из войны выходят: Финляндия, Болгария и Румыния. Открытие 2-го фронта в
Нормандии и освобождение Франции и Бельгии. Неудача гитлеровцев в Арденнах. Наступление
Красной армии на Восточном фронте.
Роль движения сопротивления в войне. Капитуляция
Германии 9 мая 1945 г. Август 1945 г. – разгром сухопутных войск Японии в Маньчжурии. 6 и 9

августа 1945 г. США сбрасывает Атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. 2 сентября 1945 г. после
разгрома Красной армией войск в Манчжурии и Корее – капитуляция Японии. На борт «Миссури»
советская делегация не была приглашена, поэтому мирный договор у России с Японией подписан
не был. Последствия отсутствия подписания мира и оформления капитуляции Японии с СССР
юридически до сих пор имеют место быть. Итоги Второй мировой войны. Создание Организации
Объединённых Наций (ООН).
Раздел 2. - Вторая половина XX- начало XXIв.в.(18 часов)
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Последствия Второй
мировой войны. Распад коалиции. Мирное урегулирование. Раскол Германии на Западную и
Восточную. Обострение противоречий Между СССР и США. Нерешённость вопроса о мирном
договоре между СССР и Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными
военными преступниками. Военно-политические блоки.
Начало «Холодной войны». Гонка вооружений. Цель доктрины Трумэна. Суть доктрины Трумэна.
План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). ОрганизацияВаршавского
договора.
8
Завершение эпохи индустриального общества. 1945— 1970 г.г. Особенности экономического
восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая
интеграция. Соглашение о свободной торговле в Северной Америки. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое
потребление. Государство благосостояния.
Кризисы 1970—1980-х гг.Становление информационного общества. Экономические кризисы
1970—1980-х г.г. Третья промышленно-технологическая революция. Причины и результаты
кризиса массового индустриального производства. Постиндустриальное (информационное)
общество.
Политическое развитие. Экономическая политика 1970— 2000-х гг. Идейно-политические
течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический
интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире.
Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств.
Гражданское общество. Социальные движения. Гражданское общество и социальные проблемы
на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского
общества. Бурные 1960-е годы. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение
гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические
движения. Обновленческий процесс в церкви.
Соединённые Штаты Америки.Вторая половина XX – начало XXIв.в. Послевоенный курс:
«мировая ответственность». Политика президентов США. Рейган и рейганомика. Дж. Бушстарший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Президент Б. Обама.
Президент Д. Трамп.
Великобритания.Вторая половина XX – начало XXIв.в. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Правительства Г. Брауна и Д.
Кэмерона. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Проведение Реформизма о выходе
страны из «ЕС» Тереза Мэй. Внешняя политика Великобритании.Вторая половина XX – начало
XXIвека.
Франция.Вторая половина XX – начало XXIв. Временный режим (1944—1946). Четвёртая
республика (1946—1958). Пятая республика. Майский кризис1968 г. и отставка де Голля. Франция
после эпохи голлизма. Президенты: Ж. Пампеду, Ж. д- Эстен, Ф. Миттеран , Ж. Ширак,
Президенты: Ж. Пампеду, Ж. д- Эстен, Ф. Миттеран , Ж. Ширак, и их политика. Массовые

беспорядки (арабская молодёжь). Н. Саркози. Неоконсерватизм. Ф. Олланд. И его внутренняя
политика. Президент Э. Макрон. Внешняя политика.
Италия.Вторая половина XX – начало XXI в. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал
прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони.
ГерманияВторая половина XX – начало XXIв.: раскол и объединение. Оккупационный режим в Германии (1945—1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и
политическое развитие ФРГ в 1949—1990 гг. Гельмут Коль. Социальное рыночное хозяйство.
Экономическое и политическое развитие ГДР в 1949—1990 гг. Строительство основ социализма в
ГДР. Кризис режима. «Бархатная революция» в ГДР. Объединённая Германия в 1990-е гг. Развитие
объединённой Германии. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и правительство А. Меркель.
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2007 гг.
Становление тоталитарного социализма и его кризис. Общие черты строительства социализма.
Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989—1991 гг. Реформы в странах Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономических преобразований.
«Шоковая терапия». Последствия «шоковой терапии». Аграрный сектор. Социальное расслоение.
Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.9
Латинская Америка во второй половине XX — началеXXI в. Национал-реформизм и
модернизация 1940—1950-х гг. Латинская Америка в 1970—2000 гг. Поворот к неоконсерватизму.
Переход к демократизации в 1980-е гг.
Страны Азии и Африки в современном мире.Деколонизация. Выбор путей развития. АзиатскоТихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. «Арабская весна».
Япония.Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946—1949 гг. Выбор пути
развития (1949—1957). Попытка реализации маоистской утопии (1957— 1976). Культурная
революция (1966-1976). Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия: преобразования и реформы.
Реформы М. Сингха.
Реакция на реформы и современные проблемы Индии.
Международные отношения.Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960—1970).
Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение
Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Международные и
региональные конфликты. Ирано-иракская война (1980—1988). Агрессия Ирака против Кувейта.
Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Североамериканская
интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские
отношения.
Культура второй половины XX — начала XXI в. Наука и общественная мысль. Завершение
эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство. Гиперреализм.
Концептуализм.Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. Культура и искусство.
Постмодернизм(1970—2000 г.г.). Интернет и становление глобального информационного пространства. Последствия становления единого информационного пространства. На пути к новому
объединению мира. На пути к формированию новых ценностей. Общая характеристика
постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре (1970— 2000). Постмодернизм в кино (1960—
2000). Постмодернизм в литературе (1960—2000).
Глобализация в конце XX – начале XXIв.в. Противоречия глобализации. Роль государства в
условиях глобализации. Глобальные проблемы современности. Проблемы сохранения мира.
Проблема преодоления отсталости и модернизация. Экологические проблемы. Демографические
проблемы. Проблемы с международным терроризмом.
Часть II. История России. Во второй половине XX – начале XXIв.в. (34 часа).

Раздел 3. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 г.г. (21 час).
Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Влияние Советской России на
значительную часть Европы (Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехословакия, а так же Северную
Корею, Китай и Иран). В результате победы в войне юридически произошли новые территориальные
проращивания: на западе в состав СССР вошли Восточная часть Пруссии включая Кёнигсберг
(Калининградская область), на востоке - Южный Сахалин и Курильские острова (фактически). Расширение
позиций СССР на Дальнем Востоке. СССР стал одним из учредителей Организации Объединённых Наций
(ООН).
Рост коммунистического и национально – освободительного движений. Столкновение геополити-ческих
интересов. Отказ от «Плана Маршала» СССР и его восточно – европейских союзников. В ответ на
консолидацию западных государств вокруг США было создано информационное бюро коммунис-тических и
рабочих партий (Комиинформ) заменивший Коминтерн. Холодная война. Речь У. Черчилля 5 марта 1946 г.
(призыв к сопротивлению коммунистической угрозе). Начало гонки вооружений.
Внутреннее положение СССР. влияние последствий войны на советскую систему и общество. Рост
авторитета советской власти и её лидеров. Эйфория победы, социально политическая консолидация
советского общества. Борьба с разрухой, преступностью, безропотностью. Обострение жилищной проблемы.
Отставание советской экономики от Западной.
Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Ресурсы и приоритеты
восстановления. Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Наращивание
производства в тяжёлой промышленности, увеличение военных расходов (из – за войны в Северной и
Южной Кореи). Наращивание расходов на строительство гигантских объектов гидроэнергетики и
транспорта. Состояние сельского хозяйства. Тяжёлое положение в советской деревне послевоенного
времени. Причины: недостаточное финансирование, высокие налоги на колхозные дворы. Убыточность
колхозов, незаинтересованность крестьян в увеличении производства сельхозпродуктов. Низкие закупочные
цены на продукты.
Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов
власти и управления в стране. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве
и кадровых аппаратах на местах. Рост культа личности Сталина. КПСС как основа советской политической
системы. Монопольное право компартии на назначение руководящих работников всех уровней.
Номенклатура должностей. Увеличение Государственного аппарата. Повышение роли министерств и
контроля за их хозяйственной деятельностью со стороны партийного руководства и прокуратуры. Роль
профсоюзов в выполнении социальных функций государства. Методы поддержания социальной
стабильности в стране: рассмотрение заявлений и жалоб от граждан за злоупотребления чиновников снижало
уровень социального напряжения; пропагандистское воздействие, поощрение политической лояльности;
массовые репрессии и аресты, депортации в западных областях Украины, Белоруссии, в Прибалтийских
республиках. Карательная политика.
Идеология, наука и культура в повседневные годы. Послевоенные
идеологические компании. Противостояние двух мировых систем (коммунистической и социалистической).
Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Стимуляция государством заметного
роста науки. Финансирование научных исследований. Быстрый рост научных кадров сказывался на
качестве подготовки специалистов. Развитие отраслевых наук и научно – исследовательских институтов
связанных с атомной энергетикой, ракетостроением, электроникой, радиотехникой. Советский ядерный
проект (И.В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, Н.А. Доллежаль, А.Д. Сахаров, С. П. Королёв, В.П. Глушко, В.Н.
Челомей). Положительные и отрицательные явления в развитии науки (жёсткая цензура, идеологический
диктат, репрессии против учёных). Основные тенденции развития искусства. Национальный вопрос и
национальная политика в повседневном СССР. Многонациональное государство и национальная политика.
Социально – экономическое и культурное развитие советских республик. Религиозные конфессии в СССР.
Политические компании против «буржуазного национализма и космополитизма». Положение выселенных
народов.
Внешняя политика СССР в условиях начала «Холодной войны». Особенности «Холодной
войны». Консолидация социалистических стран. Образование КНДР и советско - Китайские отношения.
Корейская война. Наращивание вооружений. Социально – демографические проблемы. Жилищный кризис.
Особенности послевоенного досуга. Рост социальных ожиданий.
Смена политического курса. Смерть
Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС

и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация
государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая программа КПСС и проект
Конституции СССР. Экономическое и социальное развитие в середине – 1950 –х середине 1960-х
годов.Экономи-ческий курс Г. М. Маленкова. Развитие промышленности. Научно - технологический
прогресс и полёт Ю.Г. Гагарина в Космос. Развитие сельского хозяйства. Планы Хрущёва Н.С. по
отношению подъёма сельского хозяйства. Освоение целены и залежных земель (1954 г.). Меры принятые
правительством для стимулирования заинтересованности результатов труда колхозников (повышение
закупочных цен, списание долгов прошлых лет, увеличение финансирования на сельское хозяйство, отмена
налога на личное подсобное хозяйство крестьян, введение пенсий колхозникам, выдача паспортов сельскому
населению и т.д.). Научно – техническая революция в СССР. Использование достижений науки техники в
промышленности. Вклад советских учёных в развитие точных и естественных наук. Удостоены
Нобелевской премии: Н.Н. Семёнов (Химическая физика (1956 г.); физики – теоретики П. А. Черенков, И.М.
Франк, Е.И. Тамм (1958 г); Л.Д. Ландау (1962 г.); Н.Г. Басов и А.М. Прохоров (1964 г.). Основные
направления научных разработок. Начало освоения космоса (1957 г. – спутники земли; запуск животных на
орбиту земли; запуск космических кораблей серии «Луна» - (1957 г.); с 1960 г. –корабли серии «Марс» и с
1964 г. «Венера»). 1961 г. – полёт Ю. Гагарина, 1963 г. – полёт В. Терешковой. Социальное развитие.
Экономическая политика Н. С. Хрущёва - ярко выраженный социальный характер. 1950 г. – разработана
программа мер по улучшению жизни населения.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 160-х годов. Условия
развития литературы и искусства. Проблемы периода «Оттепели» после Сталинской «зимы». Власть и
интеллигенция.
Политика «оттепели», «Дело Пастернака», судьба А.С. Солженицына и т.д.
Ограничительные меры по отношению к другим сферам культуры. Развитие образования. Обновления в
области образования (введение восьмилетнего образования, создание политехнической школы 1958 г.).
Власть и церковь. Антирелигиозная компания с 1958 г. в отношении мусульман, христиан, иудеев и
католиков. Зарождение новых форм общественной жизни. Первые издания «самиздата» и «тамиздата».
Атмосфера перемен в настроениях молодёжи, обновлении существующих порядков – по-коление
«шестидесятников». Советский спорт. Триумфальные победы советских спортсменов на Олимпийских
играх. Особенности повседневной жизни.
Политика мирного сосуществования. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.
Отношения с Западом. Проблемы разоружения. Достижение компромисса по Турции и Корее. Нормализация
отношений с Турцией и Югославией. 1955 г. – объявление СССР о прекращении состояния войны с
Германией, 1956 г. – с Японией. Взаимное недоверие лидеров СССР и Западных держав. Продолжение гонки
вооружения, возведение Берлинской стены (1961 г.). «Карибский кризис» (1962 г.)результаты переговоров
лидеров СССР и США. СССР и мировая социалистическая система. Поддержка союзных государств в
Восточной Европе, в Азии и на Кубе.
Заключение военно – политического сотрудничества (в рамках стран СЭВ) Варшавский договор (май
1955 г.) и создание объединённых вооружённых сил с единой оборонной доктриной. Обострение отношений
с Китаем после XX съезда КПСС. Реакция на критику сталинизма в Албании, Корее (КНДР) и в Румынии.
Распад колониальных систем и страны третьего мира. Налаживание дружеских контактов с лидерами новых
независимых государств и подписание более 20 соглашений о сотрудничестве. Реакция западных стран.
Политическое развитие в 1960 – х и середине 1980-х годов. Итоги и значение «великого десяти-летия» Н.С.
Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Возврат к привычным методам управления. Новые
идеологические ориентиры. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 года (от 7 ноября 1977 г.).
Демократический характер Конституции. Внесение в неё международных обязательств СССР (с опорой на
Хельсинский акт о принципах международных отношений).
Социально - экономическое развитие страны в 1960 – х и середине 1980-х годах. Аграрная реформа 1965 г. и
её результаты. Косыгинская реформа промышленности и её результаты. Недостатки хозяйственного
механизма (планирование и распределение сверху). Промышленные и технические приоритеты. Советская
космическая программа. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной
модели развития.
Национальная политика и национальные движения в 1960 – х и середине 1980-х годов. Новая историческая
общность. Оформление идеологического вывода о советском народе как основной исторической общности
на основе многолетнего сближения социалистических наций и народов и образование единого советского

народа (единый народно – хозяйственный комплекс – материальная основа дружбы народов СССР.). Курс на
дальнейшею интернационализацию и противоречия с процессами роста национальной самосознательности
народов. Нарастание противоречий между Центром и республиками. Национальные движения. Эволюция
национальной политики. Национальные движения в Прибалтике, на Украине, в Армении, Грузии.

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине в 1960 – х и первой половине 1980-х
годов. Повседневность в городе и в деревне. Общественные настроения. Литература и искусство, поиски
новых путей. Киноискусство и театральное искусство. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и
спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Политика разрядки политической напряжённости. Новые вызовы внешнего мира. Отношения
СССР со странами Запада. Итоги визита президента Р. Никсона в Москву. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе. (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Поддержка Вьетнама в борьбе против
агрессии США, помощь Египту и Сирии, поддержка Индии (в индо – пакистанском конфликте) и другим
странам третьего мира в борьбе за освобождение и независимость. Ввод советских войск в Афганистан.
СССР и страны социализма.
СССР и мир в начале 1980-х г.г. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980 г. Новый этап в развитии
общества (информационного – постиндустриального общества). Влияние информационно –
коммунистических технологий на качественно новый уровень развития. Отставание СССР в развитии новых
технологий. Последствия отставания. Нарастание кризисных явлений в социально – экономической и идейно
– политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. Курс на очищение
и спасение системы. 1984 г. – смерть Андропова. Черненко К.У. продолжил курс Андропова, но безуспешно,
умер в марте 1985 г. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы способные вывести СССР на
передовые рубежи на международной арене. Этапы экономических реформ. Экономический кризис и начало
перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней» (приватизация).
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм мнений. Провозглашение
приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Начало нового этапа духовного развития
советского общества. Издание в СССР новых газет и журналов, публикация ранее запрещённых
произведений и статистических данных. Открытие для исследователей ранее закрытых архивных и
библиотечных фондов. Итоги гласности – процесс размывания коммунистической идеологии. Литература.
Публикация произведений ранее не допускавшихся в печать. Гласность затронула и другие сферы духовной
жизни – кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Реабилитация и критическое

переосмысление истории советского периода. Начало поворота в религиозной политике. Результаты
политики гласности.
Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы.
Конституционная реформа 1988 – 1991 г.г. Съезд народных депутатов СССР и его значение (майиюнь 1989 г.). Избрание Горбачёва М.С. председателем Верховного Совета СССР. Переход
политической инициативы к народным депутатам. Процесс демократизации вышел из под
контроля КПСС (т.е. перестройка «сверху» окончилась). Начало оформления политических
фракций (реформистской и антиреформистской направленности). Образование межрегиональной
депутатской группы (МДГ) во главе А.Д. Сахарова, Ю. Н. Афанасьева, Ельцина Б.Н., Попова Г.Х,
Собчака А.А., СтаравойтоваГ.В.. Стремление отмены 6-ой статьи Конституции (т.е. отмену
монополии КПСС на власть). Большинство депутатов не поддержали. Введение поста президента
СССР (1990 – 1991 г.г.). В марте 1990 г. первым президентом СССР избран М.С. Горбачёв. Задача
построение правового государства и отмена 6-ой статьи Конституции (III съезд народных депутатов
(март 1990г.). Формирование многопартийности. Образование демократических фронтов во всех
союзных и автономных республиках. Раскол в рядах КПСС. Образование 2-х направлений
политической борьбы: коммунистическое и либеральное. Начались нападки на Горбачёва М.С. и на
его перестроечный курс.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. Основные направления
внешней политики: 1) нормализация отношений Восток – Запад через разоружение;

2) разблокирование региональных конфликтов; 3) установление тесных взаимовыгодных
политических контактов с различными странами без предпочтения странам соцлагеря. СССР и
Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Переговоры Горбачёва с
Рейганом (суть США прекращает военную помощь талибам, СССР выводит войска из
Афганистана). Вывод советских войск из Монголии. Нормализация отношений с Китаем и другие
шаги СССР ослаблявшие международную напряжённость. Распад социалистической системы.
Результаты политики «Нового мышления». Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в
СССР в мире.
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис
межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений.
Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о
государственном
суверенитете РСФСР. разработка нового союзного договора (СНГ). События в Беловежской Пуще
и распад СССР. Претворение плана о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)
открытого для вступления в него других республик. Вхождение 11 государств в СНГ кроме
Прибалтийских республик и Грузии. Принятие бывших союзных государств в ООН и в другие
международные организации.
Раздел 2. Российская Федерация. – 13 часов.
Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических противоречий.
Падение жизненного уровня населения. Приватизация (1992 г.). Цель приватизации –
формирование слоя собственников. Введение приватизационных чеков (ваучеров). Итоги
ваучеризации. Развитие экономики России 1992 -1998 г.г. Реформаторская деятельность в развитии
экономики Е.Т. Гайдара (ослабление роли государства в экономике) и утверждённого в должности
премьер министра В.С. Черномырдина (ставка на усиление роли государственного регулирования).
Черномырдину удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и
курса рубля. Однако за должность страны по внутренним обязательствам возросла. Причины: вывоз
капитала бизнесменами за границу; недостаток средств в государственной казне. Дефолт 1998 г.
(Финансовый кризис в России). Экономические меры правительства Е.М. Примакова - курс опоры
на собственные силы и достижения общественного согласия. Результаты принятых мер: вдвое
снижены государственные расходы и бюджетного дефицита; ликвидация задолженности
правительства по зарплате и выплатам пенсионерам. Август 1999 г. – назначение председателем
правительства В.В. Путина. Разработка принципиально новой экономической стратегии России.
Первые результаты и цена экономических реформ. 1990-е годы. Многоукладность экономики.
Противоречивость результатов (вместо либеральной модели экономики сложился олигархический
капитализм со всеми его негативными проявлениями). Ухудшение жизненного уровня населения,
безработица, инфляция 36⁒, рост преступности, задержки выплаты зарплаты до 2 лет.
Демографический кризис, рост смертности,коррупция, вывоз капиталов за границу. Россия в
мировой экономике. «Экономика трубы». Экономика России в конце второго десятка стран мира.
Конституция России 1993 г. предпосылки Конституционной реформы. Разработка новой
Конституции России с ноября 1991 г. Противоречия при обсуждении вариантов новой конституции.
Ситуация фактического двоевластия в стране. Конституционный кризис. Отказ Верховного Совета
Р.Ф. от президентского варианта. Решение Верховного Совета принятие Конституции не только на
съезде народных депутатов, но и на референдуме в стране. Трагические события сентября октября 1993 года (Расстрел здания Белого дома с членами Верховного Совета) из танков.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский
парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Ослабление центральной власти в стране. Тяжёлое
положение в армии и в военной промышленности. Разочарование основного населения страны в
Ельцине. Создание угрозы территориальной целостности страны. Необходимость срочных шагов по
укреплению государственной власти и обеспечению единства народов Российской Федерации.

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е годы. Народы и регионы
России
и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах
федеративного устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно
– политический кризис в Чеченской республике. Ультиматум Ельцина Д. Дудаеву. Начало
чеченской войны. Результаты федеративного строительства. В 1990-е годы.
Духовная жизнь страны в 1990 – е годы. Исторические условия развития духовной жизни, науки
и культуры.
Снятие всех запретов на творчество и прекращение финансирования поставили
интеллигенцию в трудное положение. Литература. Публицистический жанр: Статьи А.
Солженицына, Л. Бородина, В. Максимова. В художественной литературе отражались новые
обстоятельства жизни (новых русских, беженцев, безработных, бездомных) и т.д. Ностальгия по
ушедшему времени. Музыка. Отъезд крупных деятелей музыкального искусства за рубежом.
Перемены в репертуаре молодёжной музыке. Звучание драматизма, переживаний (любовь,
одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Изобразительное искусство и театр. Средство
массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии. Сложное положение народа
возвращало в лоно церкви, мечетей и храмов. Восстановление храма Христа Спасителя в Москве.
Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годы. Новое место России в мире.
Распад СССР и серьёзные изменения в расстановке сил на международной арене и роли России в
мире. Россия оказалась на западе своих границ в окружении не дружественных государств, в том
числе и постсоветских государств (Эстонии, Латвии, Литвы, Украины и др.) где к власти пришли
политики националисты. С развалом СССР Россия утратила хорошо оборудованные базы на
территории Прибалтийских государств, на Украине, в Грузии, Азербайджане, Туркменистане.
Лишилась единой системы ПВО, противоракетной обороны страны. Лишилась военно промышленного комплекса. Значительно сократились вооружённые силы страны – Россия в первые
за долгое годы практически лишилась военно - политических союзников и оказались в
международной изоляции. Взаимоотношения с США и странами Запада. Присоединение России к
программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и т.д. но политика компромисса и устойчивости
воспринималась как признание в слабости. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики
России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском
пространстве. Помощь России в погашении очагов военных конфликтов (Таджикистан, Абхазия,
Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье). Результаты внешней политики страны в 1990-е
годы. Необходимость корректировки внешнеполитического курса и выработки новой концепции,
определяющей место России в мире, её национальные интересы.
Политическая жизнь России в начале XXI века. Отставка президента Б.Н. Ельцина. Избрание
президентом России В.В. Путина (26 марта 2000 г.). Президент Путин и его программа. Курс на
возрождение и расцвет России, улучшение жизни народа. Меры по укреплению российской
государственности. Меры по обеспечению гражданского согласия и единства общества. Новые
государственные символы. Главное переложение текста нового гимна на музыку гимна СССР символ
единства поколений, неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего страны. Усиление
борьбы с терроризмом. Урегулирование военно – политического кризиса на Кавказе. Судебная
реформа. Выборы 2003 – 2004 г.г. избрание В.В. Путина на второй срок. Реформа управления.
Итоги политического развития в 2000-е годы.
Экономика России в начале XXI века. Переход к политике государственного регулирования
хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Создание стабилизационного
фонда, позволяющего избежать отрицательного влияния экономических факторов с колебанием
мировых цен на энергоносители, курсов валют и других проявлений кризисов. Социальное
развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов («Здоровье»,
«Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие агро – промышленного комплекса».
Новый виток российской космической программы. (Новые ракетоносители «Протон – М» и «Союз

– 2», разработка нового транспортного корабля «Федерация», ракетный комплекс «Ангара»).
Начало строительства космодрома «Восточный» и т.д. Демографическая политика. Решение
проблемы сокращения населения. Итоги социально – экономического развития страны.
Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ.
Развитие СМИ. Использование олигархами и частными собственниками СМИ для отстаивания
собственных интересов. Усиление позиций государства на телевидении и периодической печати.
Развитие образования, науки и культуры. Расходы на образование и науку превышают расходы на
оборону. (Создание супер компьютера, разработкам новейших информационных технологий и
средств коммуникации, нанотехнологии и т.д.). Достижение Российских учёных и деятелей
искусства. Достижения российского спорта. Отношения власти и религии.
Внешняя политика России в начале XXI века. Разработка новой внешнеполитической
стратегии. Цели стратегии: сохранение статуса России как великой державы, отстаивание
интересов Российской Федерации, обеспечить воздействие на общемировые процессы стремление к
формированию стабильного и демократического миропорядка. Формирование пояса
добрососедства по периметру российских границ. Установление и предотвращение очагов
напряжённости и конфликтов в прилегающих
к России регионов. Усиление борьбы с
терроризмом и центрами международного терроризма на территории России (Северный Кавказ,
Чечня и т.д.). Присоединение России к Западным странам и США в борьбе против международного
терроризма после терактов 11 сентября в США. Отношения России с США и Западом. Курс Дж.
Буша – младшего (США) на изменение баланса сил на мировой арене. Выход США из договора по
ПРО (1972 г.), о создании своей национальной системы ПРО. В 2002 г. под давлением России США
пошли на сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений. Но США
продолжали политику изменений стратегического баланса сил (расширение НАТО на восток к
границам Р.Ф.). Вступление в НАТО ряда стран бывшего соцлагеря и Прибалтийских бывших
союзных республик. Развёртывание систем ПРО США в Польше и Чехии. В ответ Россия
объявляет о моратории Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ). Отношения
России со странами ближнего Зарубежья. Политика России в отношении стран СНГ. Поведение
Литвы, Латвии, Эстонии, Украины и Грузии по отношению к России. Россия и русская диаспора за
рубежом. Отношение России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Образование ШОС.
Установление устойчивых отношений между Россией и Китаем. Укрепление позиций России на
международной арене. Итоги внешней политики России. Укрепление международного авторитета и
роли России в мировых делах.
Россия в 2008 – 2011 г.г. Президент Медведев Д.А. и его программа. Военный конфликт в
Закавказье (8 августа 2008 г. )ракетно – артиллерийский обстрел территории Осетии и позиций
российских миротворцев. Военная операция России по локализации агрессии Грузии и
принуждение Грузии к миру 12 августа 2008 г. Признание Россией суверенитета Абхазии и Южной
Осетии. Новый этап политической реформы в соответствии с новыми задачами.
Россия в системе международных отношений. Укрепление позиций России на международной
арене. 2010 г. – подписание договора между Россией и США по сокращению и ограничению
стратегических наступательных вооружений (СНВ – 3). Предотвращение развёртывания системы
противоракетной обороны в Европе. Добились согласия на совместное создание системы ПРО в
Европе. Создание таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия). При президенте Украины
Януковиче В.Ф. подписаны соглашения о долгосрочной аренде военно – морской базы в
Севастополе, об условиях транспортировки газа через Украину.
Развитие устойчивых
экономических и политических связей соцстранами Евросоюза, Латинской Америки, Индией и
Китаем. Выборы в Государственную думу 2011 г.
Российская Федерация в 2012 – 2018 г.г. Президентские выборы 2012 г. Путин В.В. избран
президентом страны. Воссоединение Крыма с Россией путём проведения референдума в республике
Крым. Реакция Западных держав на объединение Крыма с Россией. Западные санкции и блокада

Крыма со стороны Украины. Начало обновления социально –экономической жизни. Меры
правительства России по ликвидации последствий украинской блокады (приток инвестиций,
строительство собственной энергосистемы, обеспечение пресной водой, строительство Крымского
моста и открытие его в 2018 г. Итоги – Россия вернула себе военно - морскую базу в районе
Севастополя, получила вновь свой выход в южные моря для развития внешней торговли и
советскую базу отдыха в Крыму, которую стала восстанавливать. Участие России в борьбе с
международным терроризмом в Сирии. Укрепление обороноспособности сраны. Меры принятые
правительством России по разработке и внедрению новейших систем вооружений. Создание новых
ракетных комплексов («Сармат», «Кинжал», беспилотные подводные аппараты типа «Посейдон» с
мощным вооружением, боевые комплексные лазеры и т.д.).
Сведение на нет усилий США и
НАТО изменения военно – стратегического превосходства. Социально экономическое развитие.
Стимулирования развития импортозамещающего отечественного
производства. Введение в
эксплуатацию космодрома «Восточный». Развитие авиационного и железнодорожного сообщения.
Увеличение мощностей морских портов. Меры по развитию демографической программы, по
охране материнства и детства. Культура, наука и спорт. Выборы в Государственную думу. (2016
г.). президентские выборы 2018 г. Избрание президентом на следующий срок Путина В.В. (77
избирателей «за»). Вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в текст
Конституции в соответствии с требованиями времени.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по истории для 11 класса (68 часов)
Разделы / темы

Всеобщая
история
Раздел 1. Мир в
индустриальную
эпоху: конец XIX середина XX в.

Коли
честв
о
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания

16

Создание благоприятных условий
для приобретения школьниками
опыта осуществления социально
значимых
дел
(опыт

Использование
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов

https://resh.edu.ru/
http://schoolcollecti
on.edu.ru/
https://intellectсамостоятельного приобретения новых video.com/russianзнаний,
проведения
научных history
исследований,
деятельности)

опыт

проектной

http://www.1september.
ru
https://videouroki.ne
t/;

https://stepik.org/
Раздел 2. Вторая
половина XX начало XXI в.

18

Создание благоприятных условий
для приобретения школьниками
опыта осуществления социально
значимых дел (опыт самопознания и
самоанализа,
приемлемого
самореализации)

История России
Апогей и кризис
советской системы
1945 - 1991 г.г

21

https://resh.edu.ru/
http://schoolcollecti
on.edu.ru/
https://intellectопыт
социально video.com/russianсамовыражения
и history
https://infourok.ru/bibl
ioteka
https://videouroki.ne
t/;
https://stepik.org/

Инициирование
и
поддержка http://www.hronos.k
исследовательской
деятельности m.ru/1700ru_lit.html
школьников в рамках реализации www.1939-1945.net
ими индивидуальных и групповых

Российская
Федерация 1991 2018 г. г.

13

исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык
генерирования
и
оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах
других
исследователей,
навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.

http://www.kmschool.ru/r1/media/a
1.asp

Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения

https://resh.edu.ru/
http://schoolcollecti
on.edu.ru/

http://www.rossimvol
ika.ru/
www.1939-1945.net
www.rulers.narod.ru

http://www.1september.
ru
https://videouroki.ne
t/;

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по истории для 11 класса (68 часов)

№

Тема урока

План.сроки

Скоррект.сроки

урока

Часть I. Всеобщая история. Мир в индустриальную эпоху.Конец ХIХ – начала XXI века.
– 34 часа.
Раздел 1. Основные направления научно – технического прогресса. Конец ХIХ – начала
XXI века. (16часа )
1

Основные направления
на-учно –
технического прог-ресса. Ускорение
развития науки и революция в
естествознании.

2

Научно – технический прогресс и новый
этап индустриального развития.

3

Мир на рубеже веков.Модернизация в
странах Европы, США и Япония.

4

Обострение противоречий
развития в начале XX в.

5

Завершение колониального раздела мира.
Колониаль-ные империи. Пути разви-тия

мирового

стран Азии, Африки и Латинской
Америки.
6

Державное соперничество
мировая война.

7

Теория и практика обществен-ного
развития.Социальные
отношения
и
рабочее дви-жение. Марксизм, ревизионизм и социал - демократия.

8

Политическое развитие индустриальных
стран. Эволюция либеральной
демократии
Фашизм в Италии и Герма-нии феномен
XX. Тотали-таризм как как феномен
XXв.

9

и

Первая

10

Мировое развитие и междуна-родные
отношения 1920 - 1940-х ггПроблемы
войны и мира в 1920-ег.г. Милитаризм и
пацифизм.

11

Ослабление колониальных империй в
межвоенные годы.

12

На путях ко Второй миро-вой войне.

13-14

От Европейской к мировой войне

15-16

Начало
Второй
мировой
войны.
Антигитлеровская коалиция и её победа
во Второй мировой войне.

17

Послевоенное мировое уре-гулирование.

18

Начало «Холодной войны».

19

Завершение
эпохи
индустриального
общества 1945 - 1970 гг.

20

Кризисы 1970-1980 г.г. Становление
информационного общества.

21

Политическое развитие.

22

Гражданское
движения.

23

Соединённые Штаты Аме-рики, (вторая
половина XX - начало XXI веков).

общество.

Со-циальные

24

Великобритания, (вторая по-ловина XX начало XXI века.)

25

Франция, (вторая половина XX - начало
XXI века.)

26

Италия, (вторая половина XX - начало XXI
века.)

27

Германия: раскол и объе-динение.

28

Преобразования и револю-ции в странах
Центральной и Восточной Европы. (1945 –
2013 г.г.).

29

Латинская Америка во второй половине
XX -начале XXI века.

30

Страны Азии и Африки в современном
мире.

31

Международные отношения

32

Культура второй половины XX -начале
XXI века.

33-34

Процессы глобализации в конце XX начале XXIв.в.
Глобальные проблемы сов-ременности.

Часть II. История России. Вторая половина ХХ – начала XXI века.– 34 часа.
Раздел 3. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 г.г. (21 час)
35

Место и роль СССР в после-военном
мире.

36

Восстановление и развитие экономики.

37

Изменение в политической системев
послевоенные годы.

38

Идеология, наука
послевоенные годы.

40

Национальный вопрос и на-циональная
политика.

41

Внешняя политика СССР в условиях
начала «Холодной войны».

42

Послевоенная повседнев-ность.

43

Смена политического курса.

и

культу-ра

в

44

Экономика и социальное развитие в
середине 1950 – х – середине 1960
годов.

45

Культурное
пространство
и
повседневная жизнь в середине 1950 – х
– сере-дине 1960 годов.
Политика мирного сосу-ществования
1950 – х – первой половине 1960 годов.

46

47

Политическое развитие
середине 1980 – х г.

в

1960

48

Социально – экономическое развитие
страны в середине 1960-х середине
1980- х годов.

49

Национальная политика и национальные
движения в 1960-х середине 1980 – х
годов. Культурное пространство и
повседневная жизнь 1960 - 1980 –х
годов.

50

Политика разрядки
напряжённости.

51

СССР и мир в начале 1980 –х годов.
Предпосылки реформ.

52

.
Социально – экономическое развитие
СССР в 1985 – 1991 годы.

53

Перемены в духовной сфере жизни в
годы перестройки.

54

Реформа политической сис-темы.

55

Новое политическое мышление
перемены во внешней политике.

56

Национальная политика и подъём
национальных дви-жений. Распад СССР.

57

Российская экономика на пути к рынку.

58

Конституция России 1993г.

58

Политическое развитие
Федерации в 1990-е годы.

-х

между-народной

и

Рос-сийской

59

Межнациональные
отношения
и
национальная политика в 1990-е годы.

60

Духовная жизнь страны в 1990-е годы.

61

Геополитическое положе-ниеРоссии
внешняя поли-тика в 1990-е годы.

62

Политическая жизнь России в начале
XXI века.

63

Экономика страны в начале XXIвека.

64

Повседневная духовная жизнь.

65

Внешняя политика России в начале XXI
века.

66

Россия в 2008 – 2011 годах.

67

Российская Федерация
годы.

68

Итоговое повторение.

и

в 2012-2018


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».