История 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории на 2022/23 учебный год для обучающихся 7-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Юдовская А.Я, Баранов
П.А., Ванюшкина Л.М. “Всеобщая история. История Нового времени” для 7-х классов;
Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова под редакцией А. В. Торкунова “История России” (в
2-х частях) для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК
для педагога и обучающихся.
Изучение истории в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
− сформировать у учащихся целостное представление о новой истории как периоде
всемирной истории и истории России;
− осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие
России и мира, показать их общие черты и различия;
− охарактеризовать наиболее яркие исторические личности, их роль в истории и
культуре;
− вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о
прошлом;
− развивать у учащихся способность рассматривать события и явления прошлого,
пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности
людей и др.);
− формировать ценностные ориентации и убеждения школьника на основе
личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в
прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
− развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям
национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре своего
народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей
страны.
В 2022-2023 учебном году на курс «История» в 7 классе в учебном плане школы
отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год: курс «Всеобщая история»
(история Нового времени) - изучается 28 часов, курс “История России”- 40 часов.
Планируемые результаты освоения курса «История» в 7 классе
Реализация программы по Истории в 7-х классах нацелена на достижение учащимися
трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
−

уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира,
понимание важной роли взаимодействия народов;

−
−
−
−
−
−
−

изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой
проблеме;
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Предметные результаты изучения истории включают:
− применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть,
треть);
− установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии
в XVI—XVII вв.;
− составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
− определение и использование исторических понятий и терминов;
− использование сведений из исторической карты как источника информации;
− овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и
судьбах населяющих её народов;
− описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов
России, исторических событий и процессов;
− использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом
процессе в изучаемый период;
− сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление
общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное
государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между
социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
− высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного
наследия предков;
− поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных
памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических
произведений и др.);
− анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием
понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
− сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических
источников, выявление в них общих черт и особенностей;
− использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение
фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов
деятельности персоналий и др.);
− раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,

−

−
−
−
−

−
−

−

господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений,
представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из
гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным
проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных
памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение
опыта
применения
историко-культурного,
историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их
художественных достоинствах и значении;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период,
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов
России.

В ряду Метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие
умения:
−
−

−

−

−
−

−
−
−

осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач, оценивать правильность выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность
решения учебной задачи;
работать с дополнительной информацией, анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога),
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
использовать в учебной деятельности современные источники информации,
находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных
информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с
помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и
обобщения;

−
−
−

−
−

−
−

−

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием,
целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа,
сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество
выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий
результат;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.

Планируемые результаты изучения “Истории Нового времени”
Выпускник научится:
−

−
−

−
−

−

−

−

локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые
события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить
хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в
отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
использовать историческую карту как источник информации о границах
России и других государств в Новое время, основных процессах социальноэкономического развития, местах важнейших событий, направлениях
значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
анализировать информацию из различных источников по отечественной и
Всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп
населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях
отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей,
эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о
мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени,
сравнивать исторические ситуации и события;

−

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории
Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономичексое и
политическое развитие России и других стран в Новое время;
• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора
и т.д.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

3. Содержание курса «История» в 7 классе
Всеобщая история (новое время) (28 ч.)
Введение (1 ч) Понятие о Новом времени, определение его хронологических
рамок. Разрушение традиционного общества. Эпоха «пробуждения умов». Человек
Нового времени. Зарождение нового видения мира. Что связывает нас с Новым
временем.
Глава I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация (15 часов)
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои
(Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519–1522 гг.), последствия (крах
средневековой картины мира, начало создания мирового рынка). Начало колониальных
захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия
(образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и
других жителей захваченных европейцами территорий. Эпоха Возрождения: основные
черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и
идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового
аскетизма идеями гуманизма.1517 г. – М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин
(основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация.
Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их
основные отличия от католицизма. Контрреформация: причины, роль Тридентского
собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов.
Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба
протестантских и католических стран.
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на

анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Глава II. Первые революции нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и в колониях) (5 часов)
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и
перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию
Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами:
капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие
торговли, мануфактурной промышленности.
Технический прогресс в Новое время.
Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на
искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени. Испанский
абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины
(развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение
процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах. Утверждение абсолютизма в
Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх
и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие
капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г.,
гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии).
Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских
стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного
общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских
держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение.
Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба
между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных,
рабовладельческих колоний).
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на
анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Глава III. Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации (7 часа)
Европейская культура XVI–XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании,
возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое
Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего
Нового времени. Стили художественной культуры XVI–XVII вв. (барокко, классицизм).
Становление театра. Проникновение европейцев в страны Востока. Знакомство с
культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной
цивилизаций. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих
Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в
Китае.
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.

Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на
анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
История России (40 ч.)
Введение (1 ч.)
Глава I. Россия в XVI в. (20 часов)
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор
европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и
зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель
вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы
государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества.
Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы
середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного
представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550
г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость
фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие
единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения
крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств,
Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие
системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца.
Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа
государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение
патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских
международных отношений в XVI в. Культура народов России в XVI в. Повседневная
жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных
сословий.
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на
анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых (19 часов)
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение
царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и
самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём
национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии

сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича
Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил
Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики
страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное
уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения.
Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена
местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России.
Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования
всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура
российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди,
посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское
восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система
международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя
политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной
Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и
Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока.
Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.
Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие
верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви. Культура народов
России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало
книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского
начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие
образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические
открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в.
Народы Поволжья и Сибири.
Формы
организации
учебных
занятий:
комбинированный
урок;
урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок
контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование,
составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на
анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по Всеобщей истории (История Нового времени) для 7 класса к учебнику под
редакцией Юдовской А.Я, Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М.; по Истории России
к учебнику под редакцией А. В. Торкунова, Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова для
7-х классов
Разделы/темы

Количество
часов

Задачи воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей

Использование
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов

содержания учебного
предмета с учетом
рабочей программы
воспитания
Всеобщая история. История Нового времени (28 часов)
Введение
Глава I. Мир в
начале
нового
времени. Великие
географические
открытия.
Возрождение.
Реформация

1
15

формирование
у
молодого
поколения
ориентиров
для
гражданской,
этнонациональной,
социальной, культурной
самоидентификации в
окружающем мире;
- овладение учащимися
знаниями об основных
этапах
развития
человеческого общества
с древности до наших
дней в социальной,
экономической,
политической,
духовной
и
нравственной
сферах
при особом внимании к
месту и роли России во
всемирно-историческом
процессе;
- развитие у учащихся
способности
анализировать
содержащуюся
в
различных источниках
информацию
о
событиях и явлениях
прошлого и настоящего,
руководствуясь
принципом историзма, в
их
динамике,
взаимосвязи
и
взаимообусловленности
;
формирование
у
школьников
умений
применять
исторические
знания
для
осмысления
сущности современных
общественных явлений,

http://history.standart.edu.r
u
http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

в общении с другими
людьми в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессионально
м обществе.
Глава II. Первые
революции
нового времени.
Международные
отношения
(борьба
за
первенство
в
Европе
и
в
колониях)

Глава
III.
Традиционные
общества
Востока. Начало
европейской
колонизации

5

7

- развитие у учащихся
способности
анализировать
содержащуюся
в
различных источниках
информацию
о
событиях и явлениях
прошлого и настоящего,
руководствуясь
принципом историзма, в
их
динамике,
взаимосвязи
и
взаимообусловленности
;
формирование
у
школьников
умений
применять
исторические
знания
для
осмысления
сущности современных
общественных явлений,
в общении с другими
людьми в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессионально
м обществе.
охарактеризовать
выдающихся деятелей
России и мира, их роль в
политике, экономике и
культуре.

http://history.standart.edu.r
u

- развитие у учащихся
способности
анализировать
содержащуюся
в
различных источниках
информацию
о
событиях и явлениях
прошлого и настоящего,
руководствуясь
принципом историзма, в

http://history.standart.edu.r
u

http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru

их
динамике,
взаимосвязи
и
взаимообусловленности
;
формирование
у
школьников
умений
применять
исторические
знания
для
осмысления
сущности современных
общественных явлений,
в общении с другими
людьми в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессионально
м обществе.
охарактеризовать
выдающихся деятелей
мира,
их
роль
в
политике, экономике и
культуре.

http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

История России (40 часов)
Введение
1
Глава I. Россия в
XVI в.

20

- воспитание учащихся в
духе
патриотизма,
уважения к своему
Отечеству
—
многонациональному
Российскому
государству
в
соответствии с идеями
взаимопонимания,
толерантности и мира
между
людьми
и
народами,
в
духе
демократических
ценностей
современного общества;
охарактеризовать
выдающихся деятелей
России и мира, их роль в
политике, экономике и
культуре.
показать
возникновение
и
развитие
идей
и
институтов, вошедших

http://slovari.yandex.ru/dict
/io
http://imperiya.net
http://www.historyru.com
http://elib.ispu.ru/library/hi
story
http://www.bibliotekar.ru/ru
s/
http://www.praviteli.org
https://www.rusempire.ru/r
ossijskoegosudarstvo/istoriyarossijskogo-gosudarstva/1152
https://www.rusempire.ru/r
ossijskoegosudarstvo/istoriyarossijskogo-gosudarstva/1153
https://www.rusempire.ru/r
ossijskoegosudarstvo/istoriyarossijskogo-gosudarstva/1157
https://www.rusempire.ru/r
ossijskoe-gosudarstvo/vojnyrossijskogo-gosudarstva/1110

в жизнь современного
человека и гражданина
(нормы
социального
контроля,
формы
правления,
формы
политического режима).
способствовать
формированию зрелого
исторического
мышления:
умение
анализировать
общественные
процессы.
воспитание
патриотизма, уважения
к истории и традициям
нашей Родины, к правам
и свободам человека,
демократическим
принципам
общественной жизни.
формирование
ценностных ориентаций
в ходе ознакомления с
исторически
сложившимися
культурными,
религиозными,
этнонациональными
традициями.
Глава II. Смутное
время. Россия при
первых
Романовых

19

осветить
экономическое,
социальное,
политическое
и
культурное
развитие
России и мира, показать
общие
черты
и
различия.
охарактеризовать
выдающихся деятелей
России и мира, их роль в
политике, экономике и
культуре.
показать
возникновение
и
развитие
идей
и
институтов, вошедших
в жизнь современного
человека и гражданина

http://slovari.yandex.ru/dict
/io
http://imperiya.net
http://www.historyru.com
http://elib.ispu.ru/library/hi
story
http://www.bibliotekar.ru/ru
s/
http://www.praviteli.org
https://www.rusempire.ru/r
ossijskoegosudarstvo/pravitelirossijskogogosudarstva/1487
https://www.rusempire.ru/r
ossijskoegosudarstvo/pravitelirossijskogogosudarstva/1485

(нормы
социального
контроля,
формы
правления,
формы
политического режима).
способствовать
формированию зрелого
исторического
мышления:
умение
анализировать
общественные
процессы.
воспитание
патриотизма, уважения
к истории и традициям
нашей Родины, к правам
и свободам человека,
демократическим
принципам
общественной жизни.
формирование
ценностных ориентаций
в ходе ознакомления с
исторически
сложившимися
культурными,
религиозными,
этнонациональными
традициями.

https://www.rusempire.ru/r
ossijskoegosudarstvo/pravitelirossijskogo-gosudarstva/1491
https://www.rusempire.ru/r
ossijskoegosudarstvo/pravitelirossijskogogosudarstva/1492

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по Всеобщей истории (История Нового времени) для 7 класса к учебнику под
редакцией Юдовской А.Я, Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М.; по Истории России
к учебнику под редакцией А. В. Торкунова, Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова для
7-х классов
№

Тема урока

урока
1

План.
сроки

Скоррект.
сроки

Всеобщая история. История Нового времени
Введение. От Средневековья к
Новому времени

Глава I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация (15 часов)
2

Технические открытия и выход к
Мировому океану

3

4
5
6
7
8
9
10

Встреча миров. Великие
географические открытия и их
последствия
Усиление королевской власти в XVI
–XVII вв. Абсолютизм в Европе
Дух предпринимательства
преобразуют экономику
Европейское общество в ранее
Новое время
Повседневная жизнь. Менялись
эпохи- менялась мода
Великие гуманисты Европы
Мир художественной культуры
Возрождения
Рождение новой европейской науки

Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства
12
Распространение Реформации в
Европе. Контрреформация
13
Королевская власть и Реформация в
Англии. Борьба за господство на
морях
14
Религиозные войны и укрепление
абсолютной монархии во Франции
15
ПОУ “Мир в начале нового
времени”
Обобщение и систематизация
знаний
16
Контрольная работа №1
“Мир в начале нового времени.
Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация”
Глава II. Первые революции нового времени. Международные отношения (борьба за
первенство в Европе и в колониях) (5 часов)
11

17

18
19
20
21

Освободительная война в
Нидерландах. Рождение
Республики Соединенных
провинций
Парламент против короля.
Революция в Англии
Путь к парламентской монархии
Международные отношения в
конце XV – XVII в.
ПОУ “Первые революции Нового
времени. Международные
отношения в XVI-XVIII вв.”
Контрольная работа №2

Глава III. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (7
часов)
22
Блистательная Порта: период
расцвета и начало упадка
23
Индия, Китай и Япония:
традиционное общество в эпоху
раннего Нового времени
24
Индия, Китай и Япония. Начало
европейской колонизации
25
ПОУ “Традиционные общества
Востока. Начало европейской
колонизации”
Обобщение и систематизация
знаний
26
Контрольная работа №3
“Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации”
27
Итоговая контрольная по «Истории
Нового времени»
28
Итоговый урок по курсу «История
Нового времени»
Обобщение и систематизация
знаний
История России (40 ч.)
29

Введение

Глава I. Россия в XVI в. (20 часов)
30
31
32
33
34
35

Мир и Россия в начале эпохи
Великих географических открытий
Территория, население и хозяйство
России в начале XVI в.
Формирование единых государств в
Европе и России
Российское государство в первой
трети XVI в.
Внешняя политика Российского
государства в первой трети XVI в.
Начало правления Ивана IV

36

Начало правления Ивана IV:
реформы Избранной рады

37

Государства Поволжья, Северного
Причерноморья, Сибири в середине
XVI в.
Внешняя политика России во второй
половине XVI в.
Внешняя политика России во второй
половине XVI в.

38
39

40
41
42

Российское общество XVI в.:
“служилые” и “тяглые”
Народы России во второй половине
XVI в.
Опричнина

43

Урок-дискуссия «Итоги царствования
Ивана IV»

44

Россия в конце XVI в.

45

Церковь и государство в XVI в.

46

Культура народов России в XVI в.

47

Повседневная жизнь народов России
в XVI в.

48

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Россия в XVI в.»

Обобщение и систематизация
знаний
49

Контрольная работа по теме «Россия в
XVI в.»

Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых (19 часов)

51

Внешнеполитические связи России с
Европой и Азией в конце XVI – XVII
в.
Смута в Российском государстве

52

Смута в Российском государстве

53

Окончание Смутного времени

54

Экономическое развитие России в
XVII в.
Россия при первых Романовых:
перемены в государственном
устройстве
Изменения в социальной структуре
российского общества
Народные движения в XVII в.

50

55

56
57
58
59
60
61

62

Россия в системе международных
отношений
Россия в системе международных
отношений
“Под рукой” российского государя:
вхождения Украины в состав России
Русская православная церковь в
XVII в. Реформа патриарха Никона и
Раскол
Народы России в XVII в.

63
64
65
66

67

68

Русские путешественники и
первопроходцы XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Сословный быт и картина мира
русского человека в XVII в.
Повседневная жизнь народов
Украины, Поволжья, Сибири и
Северного Кавказа в XVII в.
Повторительно-обобщающий урок
по теме “Смутное время. Россия
при первых Романовых”
Обобщение и систематизация
знаний
Контрольная работа по теме “Смутное
время. Россия при первых
Романовых”


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».