История 6 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории на 2022/23 учебный год для обучающихся 6-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией: Агибалова Е.В., Донской Г.М.
Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015;
Андреев И.Л., Фёдоров И.Н.. История России. 6 класс. М.: Дрофа, 2016
по истории для 6-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК
для педагога и обучающихся.
Изучение Истории в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской
истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и вза-имопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а так- же представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах,
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов;
• формирование умения применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, жизни в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном Российском государстве.
В 2022-2023 учебном году на курс «История» в 6 классе в учебном плане школы
отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «История» в 6 классе.
Реализация программы по истории в 6-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской
народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся
под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и
навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных
носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного
учреждения,
федеральных
хранилищах
образовательных
информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного
сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных
работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих
её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и
роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и
государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,
расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,
памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на
жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных
славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и
государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества,
религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности,
отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и
др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.),
публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории
Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и
др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических
источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего
периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея
Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия
Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную)
информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя
Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское
государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников
на территории современной России;
•
приобретение
опыта
историко-культурного,
историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней
и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного
многообразия народов Евразии в изучаемый период.
3. Содержание курса «История Средних веков» в 6 классе (28 часов)
Введение 1час
Введение. Живое Средневековье.
Что изучает история Средних веков Дискуссии учёных .о временных границах эпохи
Средневековья. Условность термин «Средневековье». Место истории Средних веков в
истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам
учёные изучают историю Средних веков.
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 5часов
Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв.

Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи.
Франки. Возвышение Хлодвига - вождя франков. Складывание королевства у франков во
главе с Хдодвигом. основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти
Хлодвига. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и
христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения
населения власти, освященной Богом. Духовенство и миряне. Новые образны и правила
жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление
монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество.
Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в
крупных землевладельцев.
Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинти
— «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа
Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»:
образование государства пап римских — Папская область. Возникновение и распад
империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Развитие феодальных отношений
во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные
междоусобицы и их последствия. Система вассалитета—феодальная лестница. «Вассал
моего вассала- не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной
собственности.Англия в раннее Средневековье. Англия В IX- XI вв. Легенды об
английском короле Артуре и историческая реальность.
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв. 2часа
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии .
Образование славянских государств
Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи.
Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер
нового государства Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их
торговых путей. Византия — единое монархическое государство. Император - правитель
новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные
походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с
внешними врагами.
Византии наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в
грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер.
Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре
христианского храма. Византия и Русь: культурное влияние.
Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян.
Занятия и образ жизни славян
Управление и организация жизни у славян. Появление на карте средневековой Европы
государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I
Храброго.
Раздел 3.Арабы в VI—XI вв. 2часа
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского
полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли.
Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра.
Возникновение ислама. Арабский халифат. Халиф- заместитель пророка. Вторжение
арабов во владения Ромейской империи Поход в Северную Африку. Исламизация
берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный
поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух
океанов. Эмиры и система налогообложения, багдадский халифат и Харун ар-Рашид.

Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы.. Кордовский эмират.
Распад халифата.
Культура стран халифата.
Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование —
инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности
и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия
сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в
Гранаде, Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценностей Устройство
мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания мост между арабской
и европейской культурами.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне 2часа
В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление
феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений.
Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского
замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах.
Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцари. Кодекс рыцарской чести — рыцарская
культура.
Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность.
Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости
земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни
средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия
труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2часа
Формирование средневековых городов. Совершенство ванне орудий обработки земли.
Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии.
Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка
и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами
земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Роль и влияние цехов на жизнь
средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета
Средневековья. Развитие торговли в феодально - раздробленной Европе. Объединения
купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений Возобновление
строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли
в Европе. От ростовщичества к банкам.
Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская
жизнь. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и
восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и
укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и
взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового
пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей
свободы и права. Союз королей и городов
Раздел 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы 2часа
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех
сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом
развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей власть короля.
Нужда в новых -доходных» источниках. Усиление влияния короля. Церковь—
крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовное
могущество.Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа
римский Григории VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора
папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и

догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск
Ассизский. Доминик Гусман.
Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина —
Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе, Крестовые
походы и крестоносцы, Цели различных участников Крестовых походов. Различия
походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии.
Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения
рыцарей с местным населением -- мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их
значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов
Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших
завоеваний крестоносцев. Салах ад -Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов
королей Фридриха I Барбароссы. Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце - со
своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление
Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы.
Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом.
Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV
вв. 6часов
Как происходило объединение Франции.
Что англичане считают началом своих свобод.
Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель
нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга
Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ
Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной
монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент —
сословное собрание
Столетняя война.
Столетняя война; причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий
противников: Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа
англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и
Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре .Карл VII
— новый король Франции. Город Орлеан -трагедия и надежда. Партизанская война,
Жанна д'Арк Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карча.
Предательство и гибель Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини.
Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
«Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского
недовольства, Жакерия во Франции: её победы и последствия, Гильом Каль. Ухудшение
положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и
значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии.
Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и
Карлом Смелым, Усиление власти французского кормя в конце XV в. Завершение
Объединения Франции. Установление единой централизованной власти в Французском
государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой
розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии в
Англии. Усиление власти английском короля в конце XV в.

Реконкиста и
полуострове.

образование

централизованных

государств

на Пиренейском

Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия—
многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании.
Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского
халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадскнй халифат. Центр еврейской
культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое
устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период
-междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого
Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция.
Томас Торквемада. Аутодафе.
Раздел 8. Славянские государства и Византия в XIV — XVI вв. 2 часа Гуситское
движение. Социальные, этнические и религиозные противоречия и их значение. Ян Гус,
Ян Жижка.Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах.
Раздел 9. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. 3 часа
Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального
государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет -новый избранный король.
Король и феодалы. Владения короля -его домен.
Германия в IX- XI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского
монарха. Венгры и германское государство. Оттон I. Ещё одно восстановление древней
Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия.
Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность.
Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население
Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяга.
Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Борьба англосаксов с
норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная
политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства
норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции.
Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского
королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о
мире у средневекового европейца. Учения Пифагора. Фалеса: взгляд средневековых
ученых. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем измерений, меры веса и
др. Служители церкви- хранители зданий и письменности. Неграмотность населения
Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения Монах Алкуин и
его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия».
Карл Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру.
Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века — язык
образованности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе.
Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия — книга
книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная
литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонские эпос
«Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский «Песнь о Нибелунгах».
французский— «Песнь о Роланде»,
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века 2 часа
Средневековый Китай.
Империя Гаи единое государство. Император—«Сын неба». Население страны
подданного одного господина - императора. Подчинение соседей власти империи.

Широкие сухопутные и морские торговые связи. Захват чиновниками, военными
государственных земель. Образование крупных поместий. Усиление позиций феодалов.
Развитие феодальных отношений. Нарастание недовольства крестьян перераспределением
земли. Борьба за права на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао.
Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Монголы и
Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок.
Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и
развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения Первая газета. Открытие
пороха, создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учёных в
науках Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние
китайской культуры на страны тихоокеанского региона.
Индия. Государства и культура.
Географическая и этническая разобщённость народов Индии. Единое культурное наследие
древности как основа единства государства в эпоху Средневековья. Установление
феодальных отношений Государственная и местная власть. Раджи. Индуистская религия.
Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества Междоусобные войны раджей.
Ослабление страны Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование
самостоятельных мусульманских государств на территории Индии. Делийский султанат и
разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Торговля и
связи с другими странами. Наука. Обсерватории. Индийская медицина Искусство.
Буддистские храмы в Аджанте. Архитектура, скульптура и живопись. Влияние
мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического тайна и пения, Книжная
миниатюра.
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.
Население Северной и Южной Америки и его занятия Сохранение родоплеменных
отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Достижения в
хозяйстве, изучении природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура.
Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения
культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Неравномерность развития народов Африки Территория расселения, занятия, образ жизни
народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их
устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие
народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Итоговое повторение. Наследие Средних веков в истории человечества 1час
Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для
Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие
политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и
становления феодальных отношений, Связь политической системы с собственностью на
землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в
феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и
утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические
открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и
отношений.
Содержание курса «История России» (40 часов)
«История России: с древнейших времен до начала XVI века».
Введение (1 час)
Тема 1. Человек и история (1 час)

Исторический опыт человечества. Роль и место России в мировой истории. Проблемы
периодизации российской истории. Источники по истории России. История России —
история всех населяющих ее народов.
РАЗДЕЛ I. Народы и государства на территории современной России в древности
Древние люди на территории нашей страны (5 часа)
Тема 2. Древнейшие люди на территорий Восточно-Европейской равнины (1 час)
Заселение территории нашей страны человеком. Климатические изменения в древности.
Каменный век. Неолитическая революция. Ареалы древнейшего земледелия
и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Кочевники евразийских степей. Первобытные верования и искусство.
Тема 3-4. История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – сер. VI века н.э. (2 час)
Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция
индоевропейской общности. Скифы и сарматы. Финно-угры, тюрки. Античные городагосударства Северного Причерноморья. Дербент — один из древнейших городов России.
Связи между народами, их взаимовлияние.
Нашествия готов и гуннов. Начало Великого переселения народов. Тюркский каганат и
его историческая судьба. Хазария. Миграция булгар и образование Волжской Булгарии.
Главные речные торговые пути. Норманны в Восточной Европе.
Тема 5. Первые государства на территории Восточной Европы ( 1 час)
Вопрос о происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви —
восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй.
Влияние природно-географического фактора на общество славян. Древние боги славян.
Общины, вече и князья. Складывание предпосылок для образования государства.
Тема 6. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (10 часов)
Тема 7-8. Образование Древнерусского государства (2 часа)
Проблема образования Древнерусского государства. Легендарное призвание Рюрика.
Начало династии Рюриковичей. Поход Олега на Киев. Формирование территории
государства. Дань и полюдье. Отношения с Византийской империей.
Правление князя Игоря. Княгиня Ольга. Введение уроков и погостов. Крещение
Ольги. Походы Святослава. Древнерусское войско. Падение Хазарского каганата. Борьба
с печенегами. Отношения Руси с Византией.
Тема 9-10.Русь в конце X – первой половине XI веков. Становление государства (2 часа)
Русь при потомках Святослава. Начало правления князя Владимира. Религиозная
реформа. Укрепление границ государства. Принятие христианства. Поход на Корсунь.
Крещение жителей Руси. Киевская митрополия. Значение принятия христианства.
Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти.
Борьба за власть между сыновьями князя Владимира. Гибель Бориса и Глеба. Начало
правления Ярослава Мудрого. Церковные уставы. Принятие Русской Правды. Победа над
печенегами. Реконструкция Киева. Поставление Илариона митрополитом. Русь
в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные
связи: отношения с Византией, странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Тема 11-12. Русь в середине XI – начале XII веков (2 час)
Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба за
киевский престол в эпоху Ярославичей. Народные восстания и половецкая угроза.
Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Дипломатические
контакты. Княжеские съезды. Общерусская борьба против половцев. Заключительный
период единства Руси в годы правления Мстислава.
Тема 13. Общество Древней Руси (1 час)

Крупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни.
Укрепления и районы древнерусского города. Городское население: купцы и
ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни.
Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма
землевладения. Категории свободного и зависимого населения.
Тема 14-15. Древнерусская культура (2 часа)
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Влияние
христианства на образ жизни людей. Двоеверие. Почитание Бориса и Глеба.
Летосчисление и календарь.
Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение
грамотности. Искусство книги. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской
литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Первые русские
жития. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Иконопись. Фрески.
Мозаики. Архитектура. Начало храмового строительства: церковь Богородицы
(Десятинная), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Тема 16. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
РАЗДЕЛ 3. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ (6 часов)
Тема 17. Начало удельного периода. Княжества Южной Руси (1 час)
Политическая раздробленность Руси. Формирование системы земель — самостоятельных
государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей.
Факторы единства русских земель. Роль Русской православной церкви в сохранении
единства. Киевская и Галицко-Волынская земли. Особенности политического развития.
Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич.
Тема 18. Княжество Северо-Восточной Руси (1 час)
Особенности географического положения и природных условий Северо-Востока. Занятия
населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий.
Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о
Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Перенос столицы княжества во
Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Икона Богоматери Владимирской.
Заговор против Андрея Боголюбского. Княжество при Всеволоде Большое Гнездо.
Тема 19. Боярская республика Северо-Западной Руси (1 час)
Новгород как центр освоения севера Восточной Европы. Новгородская земля: природные
условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало
государственной самостоятельности Новгородской земли. Вечевое собрание. Главные
должностные лица вечевой республики. Боярские кланы в системе государства. Роль
князей в Новгороде. Обособление Пскова.
Тема 20-21. Культура Руси (2 часа)
Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного
единства. Уровень грамотности населения. Берестяные грамоты. Летописание
и памятники литературы. «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве».
Архитектурные сооружения Новгорода. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси.
Тема 22. Повторительно – обобщающий урок (1 час)
РАЗДЕЛ 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ, ЗОЛОТАЯ ОРДА И ИХ СОСЕДИ (6 часов)
Тема 23. Походы Батыя на Русь (1 час)
Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина Чингисханом.
Возникновение Монгольской империи. Законодательство. Монгольская армия. Завоевания
Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на Калке.
Походы Батыя в Восточную Европу. Разгром Волжской Булгарии. Захват половецкой
степи. Поход на Северо-Восточную Русь. Разорение русских земель, гибель Юрия
Всеволодовича. Нашествие монголов на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Тема 24. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада (1 час)
Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с
рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы
шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с
Ливонским орденом. Ледовое побоище. Раковорская битва.
Тема 25-26. Русские земли под властью Орды (2 часа)
Создание столицы государства Батыя в низовьях Волги. Золотая Орда: государственный
строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама.
Последствия монгольского нашествия для Руси. Система зависимости русских земель от
ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич.
Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Перепись населения. Баскаки.
Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества.
Тема 27. Москвы и Твери: борьба за лидерство (1 час)
Возникновение и укрепление Тверского княжества. Тверские князья. Начало
самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил
Александрович, Юрий Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за великое
княжение владимирское. Иван Калита. Перемещение духовного центра Руси в Москву.
Митрополит Петр. Тверское восстание 1327 г.
Тема 28. Повторительно – обобщающий урок ( 1 час)
Раздел 5. Русские земли в XII – первой половине XV веков (4 часа)
Тема 29. Начало объединения русских земель вокруг Москвы (1 час)
Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Государственный строй княжества. Рост и укрепление государства при Гедимине и
Ольгерде. Политика Ягайло, сближение с Польшей. Деятельность Витовта. Отношения с
Ордой и Москвой. Грюнвальдская битва. Культура княжества.
Тема 30. Московское княжество в конце XIV – середине XV веков (1 час)
Возвышение Москвы. Рост территории Московского княжества. Удельно-вотчинная
система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит
Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Твери Москве. Борьба за власть в Орде. Начало
вооруженной борьбы с Ордой. Битва на Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва
и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша.
Тема 31. Соперники Москвы (1 час)
Культурный подъем Руси. Сергий Радонежский. Летописание. Местные летописи и
общерусские своды. Литература. Жития. Епифаний Премудрый. Памятники Куликовского
цикла. Архитектура. Возрождение каменного зодчества. Памятники Новгорода.
Белокаменный Кремль в Москве. Изобразительное искусство. Феофан Грек.
Тема 32. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
РАЗДЕЛ 6. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (7 часов)
Тема 33. Объединение русских земель вокруг Москвы (1 час)
Завещание Дмитрия Донского. Правление Василия I. Нашествие Тамерлана. Распад
Золотой Орды, образование новых государств. Казанское ханство. Крымское ханство.
Касимовское ханство. Борьба за московский престол. Юрий Звенигородский и его
сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских
князей. Отношения Москвы с Казанью, Тверью и Новгородом.
Тема 34. Иван III — основатель Российского государства (1 час)
Государь всея Руси Иван III. Главные направления политики. Присоединение к Москве
Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в Новгороде. Поход
хана Ахмата, Стояние на Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Войны с
Литвой. Расширение международных связей. Историческое значение возникновения
единого Российского государства.

Укрепление власти московского государя. Брак Ивана III с Софьей Палеолог. Рост
международного авторитета России. Новая государственная символика. Формирование
аппарата управления единого государства. Государев двор, Боярская дума, Казна, Дворец.
Принятие Судебника. Поместная система и служилые люди.
Тема 35-36. Русская культура в XIV – начале XV веке (2 час)
Флорентийская уния. Митрополит Иона. Автокефалия Русской православной церкви.
Нестяжатели и иосифляне. Нил Сорс кий. Иосиф Волоцкий. Проблема церковного
землевладения. Учения и кружки еретиков. Государство и церковь.
Расцвет летописания. Летописный свод 1448 г. Литература. «Хождение за три
моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Московский Кремль при Иване III. Укрепления
из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители
Кремля. Изобразительное искусство. Андрей Рублев. Дионисий.
Тема 37. Итоговая контрольная работа по курсу «История России: с древнейших времен
до начала XVI века» (1 час)
Тема 38-39. Итоговый урок

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по истории для 6класса к учебнику Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история.
История Средних веков.
Разделы / темы

Введение.
Понятие
«Средние века».
Хронологически
е рамки
Средневековья

Количеств Задачи
воспитания,
о часов
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета
с учетом
рабочей программы
воспитания
1
Организация
работы
учащихся с получаемой
на уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,

Использование
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов

Тема
1.
Становление
средневековой
Европы
(VI-XI
вв.)

Тема
2.
Византийская
империя
и
славяне в VI – XI
вв.

Тема 3. Арабы в
VI-XI вв.

5

2

2

выработки своего к ней
отношения
Создание
благоприятных условий
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных
отношений к труду как
основному
способу
достижения
жизненного
благополучия человека,
а также к самим себе
как хозяевам своей
судьбы,
самоопределяющимся и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое
собственное будущее.
Создание
благоприятных условий
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных
отношений
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
ивзаимоподдерживающ
ие отношения.
Организация
работы
учащихся с получаемой
на уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.

http://history.standart.edu.ru
http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

http://history.standart.edu.ru
http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

http://history.standart.edu.ru
http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

Тема 4. Феодалы
и крестьяне.

2

Включение
игровых
которые

в урок http://history.standart.edu.ru
процедур,
помогают http://historydoc.edu.ru

Тема
5.
Средневековый
город в Западной
и Центральной
Европе.

2

поддержать мотивацию
детей к получению
знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока.

http://www.lectures.edu.ru

Организация
работы
учащихся с получаемой
на уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.

http://history.standart.edu.ru

http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

Тема
6.
Католическая
церковь в XIXIII
веках.
Крестовые
походы.

Тема
7.
Образование
централизованн
ых государств в
Западной Европе
в XI—XV вв.

2

6

Включение в урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать мотивацию
детей к получению
знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока.

http://history.standart.edu.ru

Инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках
реализации
ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
школьникам
возможность
приобрести
навык

http://history.standart.edu.ru

http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

самостоятельного
решения теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных
идей,
навык уважительного
отношения к чужим
идеям, оформленным в
работах
других
исследователей, навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания
своей
точки зрения.
Тема
8.
Славянские
государства
и
Византия в XIVXV веках

Тема
19.
Культура
Западной
Европы
в
Средние века

Тема 10. Страны
Азии, Америки и
Африки
в
Средние века

2

2

2

http://slovari.yandex.ru/dict/i
o
http://imperiya.net
http://www.historyru.com
http://elib.ispu.ru/library/hist
ory
http://www.bibliotekar.ru/rus
/

Создание
благоприятных условий
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных
отношений к знаниям
как интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему
будущее человека, как
результату
кропотливого,
но
увлекательного
учебного труда.

http://history.standart.edu.ru

Создание
благоприятных условий
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных
отношений к культуре
как
духовному
богатству общества и
важному
условию
ощущения человеком
полноты проживаемой
жизни, которое дают
ему чтение, музыка,
искусство,
театр,
творческое
самовыражение.

http://history.standart.edu.ru

http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

Организация
работы http://history.standart.edu.ru
учащихся с получаемой
на уроке социально http://historydoc.edu.ru
значимой информацией http://www.lectures.edu.ru
– инициирование ее

обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.

http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

Повторение
контроль

и

Итого

2
28

История России. История России с древности до XV в. (40 часов)
Разделы / темы

Количеств
о часов

Тема 1. Народы
и государства
на территории
современной
России в
древности

5

Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета
с учетом
рабочей
программы
воспитания
Организация
работы
учащихся с получаемой
на уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения

Использование
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов

http://history.standart.edu.ru
http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru
http://slovari.yandex.ru/dict/i
o
http://imperiya.net
http://www.historyru.com
http://elib.ispu.ru/library/hist
ory
http://www.bibliotekar.ru/rus
/

Тема
2.
Древнерусское
государство

10

http://history.standart.edu.ru
Создание
благоприятных условий
для
развития
у http://historydoc.edu.ru
подростков социально http://www.lectures.edu.ru

значимых ценностных
отношений к труду как
основному
способу
достижения жизненного
благополучия человека,
а также к самим себе
как хозяевам своей
судьбы,
самоопределяющимся и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое
собственное будущее.

Тема 3.
Раздробленност
ь Руси

Тема 4. Русские
земли, Золотая
Орда и их
соседи

5

10

Создание
благоприятных условий
для
развития
у
подростков социально
значимых ценностных
отношений
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным партнерам,
с которыми необходимо
выстраивать
доброжелательные
ивзаимоподдерживающ
ие отношения.

Организация
работы
учащихся с получаемой
на уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.

http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru
http://slovari.yandex.ru/dict/i
o
http://imperiya.net
http://www.historyru.com
http://elib.ispu.ru/library/hist
ory
http://www.bibliotekar.ru/rus
/

http://history.standart.edu.ru
http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru
http://slovari.yandex.ru/dict/i
o
http://imperiya.net
http://www.historyru.com
http://elib.ispu.ru/library/hist
ory
http://www.bibliotekar.ru/rus
/
http://history.standart.edu.ru
http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru

Тема 5.
Создание
Российского
государства

9

Включение
в
урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать мотивацию
детей к получению
знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока.

http://history.standart.edu.ru
http://historydoc.edu.ru
http://www.lectures.edu.ru
http://his.1september.ru
http://hist.rusolymp.ru
http://www.historic.ru
http://www.worldhist.ru
http://www.shpl.ru
http://slovari.yandex.ru/dict/i
o
http://imperiya.net
http://www.historyru.com
http://elib.ispu.ru/library/hist
ory
http://www.bibliotekar.ru/rus
/

Итого

40

Организация
работы
учащихся с получаемой
на уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по истории для 6класса к учебникам: Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история.
История Средних веков. М.: Просвещение, 2015; (28 часов)
Андреев И.Л., Фёдоров И.Н.. История России. 6 класс. М.: Дрофа, 2016 (40 часов)

№
урока
1

Раздел, тема

Скоррект.сроки

Введение. Понятие «Средние века».
Хронологические рамки Средневековья
Тема I Становление средневековой Европы (5 часов)

2

Образование варварских королевств.
Государство франков в VI-VIII вв.

3

Христианская церковь в раннее
Средневековье.
Возникновение и распад империи Карла

4

План.сроки

Великого.
5
6

7
8

9
10

Феодальная раздробленность Западной
Европы в IX-XI вв.
Англия в раннее Средневековье
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 часа)
Византийская империя при Юстиниане.
Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии.
Образование славянских государств.
Тема 3. Арабы в VI - XI веках.(2 часа)
Возникновение ислама. Арабский
халифат и его распад.
Культура стран халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

11
12

В рыцарском замке.
Средневековая деревня и ее обитатели.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)

Средневековый город. Торговля в
Средние века.
14
Горожане и их образ жизни.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.(2 часа)
13

Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики.
16
Крестовые походы.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV
вв. (6 часов)
15

17
18
19
20
21
22

23
24

Как происходило объединение
Франции.
Что англичане считают началом своих
свобод.
Столетняя война.
Усиление королевской власти в конце
XV века во Франции и Англии.
Реконкиста и образование
централизованных государств на
Пиренейском полуострове.
Германия и Италия в 12-15 веках.
Усиление власти князей в Германии.
Расцвет итальянских городов
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках 2 часа)
Гуситское движение в Чехии
Завоевание турками - османами Балканского полуострова
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (2 часа)

25
26

Образование и философия, литература,
искусство
Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения
Тема 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа)

27

28

№
урока

Средневековое общество в Индии,
Китае, Японии.
Государства и народы Африки и
доколумбовой Америки в средние века.
Итоговое обобщение по курсу Средних
веков

Раздел, тема

План.сроки

Скоррект.сроки

Введение (1 час)
1.
Человек и история
Раздел 1. Народы и государства на территории современной России в древности
Древние люди на территории нашей страны ( 5 часов)
2.
Древние люди на территории
Восточно-Европейской равнины
3-4.
История народов Восточной Европы в
I тыс. до н.э. – середина VI века н.э.
5.
Первые государства на территории
Восточной Европы
6.
Повторительно-обобщающий урок по
разделу I (контрольная работа по
разделу)
Раздел 2. Древнерусское государство ( 10 часов)
7-8.
Образование Древнерусского
государства
9-10. Русь в конце X – первой половине XI
веков. Становление государства

11-12.
13.
14-15.
16.

17.
18.
19.
20-21.
22.

Русь в середине XI – начале XII веков
Общественный строй Древней Руси
Древнерусская культура
Повторительно-обобщающий урок по
разделу II (контрольная работа по
разделу)
Раздел 3. Раздробленность Руси ( 6 часов)
Начало удельного периода. Княжества
Южной Руси
Княжества Севера – Восточной Руси
Боярская республика Северо-Западной
Руси
Культура Руси
Повторительно-обобщающий урок по
разделу III (контрольная работа по

23.
24.
25-26.
27.
28.

29.

разделу)
Раздел 4. Русские земли, Золотая Орда и их соседи (6 часов)
Походы Батыя на Русь
Борьба Северо-Западной Руси против
экспансии с Запада
Русские земли под властью Золотой
Орды
Москва и Тверь: борьба за лидерство
Повторительно-обобщающий урок по
разделу IV (контрольная работа по
разделу)
Раздел 5. Русские земли в XII – первой половине XV веков (4 часа)
Начало объединения русских земель
вокруг Москвы

Московское княжество в конце XIV –
середине XV веков
31.
Соперничество Москвы
32.
Повторительно-обобщающий урок по
разделу V (контрольная работа по
разделу)
Раздел 6. Формирование единого Русского государства в XV веке (7 часов)
33.
Объединение русских земель вокруг
Москвы
34.
Русское государство во второй
половине XV – начале XVI веков
35-36. Русская культура в XIV - начале XVI
веков
37.
Повторительно-обобщающий урок по
разделу V (итоговая контрольная
история по «Истории России с
древнейших времен до начала XVI
века»)
38-39. Итоговый урок
2
40
Резерв учебного времени
1
30.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».