Право 11 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по праву на 2022/23 учебный год для обучающихся 11-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной по
праву для 11х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором УМК, с
учетом возрастных особенностей.
Право как учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной
школы и предусматривает дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм
поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Правовое
образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия
реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое обучение в
старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая
условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей
профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования.
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
конкретных целей:
 развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения
норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим
гарантированные законом права и свободы;
 содействие развитию профессиональных склонностей;
 воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым ценностям и институтам, правопорядку;
 освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права,
необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале,
эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием
профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
 овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения
обучения в системе профессионального образования;
 формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в
сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с
точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной
реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В 2022-2023 учебном году на курс «право» в 11классе в учебном плане школы отводится 2
часа в неделю, что составляет 33 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Право» в 11 классе
Реализация программы по обществознанию в 10-х классах нацелена на достижение учащимися
трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение
к
своему
народу,
чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношениек физическому и психологическому
здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первуюпомощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной среды; приобретение опыта эколого направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную)
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать свою точкузрения,
использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты базовый уровень
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и
формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основномзаконе
государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской
Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах
применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового,
уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических
профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений
использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях
3. Содержание курса «Право» в 10 классе
Тема 1. Теория государства и права
9ч
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к
рассмотрению сущности государства.
Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства,
политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки
права. Объективное и субъективное право. Назначение права.
Формы реализации (источники) права.
Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала;
урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая
работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений,
выполнение репродуктивных и творческих заданий, семинар, диспут.
Тема 2. Конституционное право
10 ч
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники.
Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Основы
конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции
Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и
неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное
законодательство! и законы субъектов РФ. Президент Российской Федерации. Полномочия
Президента РФ. Федеральное Собрание Российской Федерации Правительство Российской
Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное
прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели.

Прокуратура РФ как единая централизованная система Местное самоуправление
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала;
урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая
работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений,
выполнение репродуктивных и творческих заданий, семинар, диспут.
Тема 3. Права человека
8ч
Гражданство в РФ.Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение
Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах
человека. Виды международных документов о правах человека. Гражданские права. Равенство
прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип
презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и
религии. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и
ассоциаций.
Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через
посредство избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право
владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в
экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы.
Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни
общества. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала;
урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая
работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений,
выполнение репродуктивных и творческих заданий, семинар, диспут.
38ч
Тема 4. Основные отрасли российского права. 10ч.
Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора.
Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды
собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права
собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или
ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные
блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Финансовое и налоговое право
4ч
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства.
Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Налоговые органы. Аудит. Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный
налог. Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты
налогов. Административная и уголовная ответственность.
Семейное право
6ч

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи.
Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и
обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор.
Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав.
Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Трудовое право
6ч
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения.
Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания
прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения
коллективного договора. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы
оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и
контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и
несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым
спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка.
Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Административное право
4ч
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование.
Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных
правонарушениях.
Уголовное право
8ч
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права.
Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категории
преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив
преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная ответственность. Уголовное наказание,
его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Основы судопроизводства
2ч
Процессуальное право: гражданский, уголовный, процесс. Административная юрисдикция.
Конституционный процесс.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования
знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая
работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений
выполнение проектов, написание эссе и докладов..

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по праву для 11 класса к учебнику Никитина А.Ф.(66 ч)
Разделы
темы

/ Количест Задачи
воспитания, Использование
во часов решаемые
через электронных (цифровых)
использование
образовательных ресурсов
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета с учетом
рабочей
программы
воспитания
Организация работы учащихся http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
Тема
1.
9
LAW_28399/
с получаемой на уроке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
Теория
социально
значимой LAW_28399/
государства и
https://soc-oge.sdamgia.ru/
информацией
– https://www.culture.ru/
права
инициирование
ее http://danhttp://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
обсуждения,
высказывания http://soc.rusolymp.ru
учащимися своего мнения по http://www.hrights.ruur-w.narod.ru
http://www.constitution.ru/
ее поводу, выработки своего к http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d992a5-356fней отношения
fc2c-a5c6-a4f48bd2f938/59387/
https://resh.edu.ru/subject/41/
https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/ot
rasli-prava
https://infourok.ru/lekciya-5-sistemarossijskogo-prava-otrasli-prava-4307143.html
http://obschestvoznanie-ege.ru/отраслироссийского-права/

Глава
2.
Конституцион
ное право

10

Создание
благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений к труду как
основному
способу
достижения
жизненного
благополучия человека, а
также к самим себе как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям, отвечающим за
свое собственное будущее.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_28399/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_28399/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://www.culture.ru/
http://danhttp://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://soc.rusolymp.ru
http://www.hrights.ruur-w.narod.ru
http://www.constitution.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d992a5-356ffc2c-a5c6-a4f48bd2f938/59387/
https://resh.edu.ru/subject/41/
https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/ot
rasli-prava
https://infourok.ru/lekciya-5-sistemarossijskogo-prava-otrasli-prava-4307143.html
http://obschestvoznanie-ege.ru/отраслироссийского-права/

Глава
Права
человека

8

Создание
благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений к окружающим
людям как безусловной и
абсолютной ценности, как
равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_28399/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://www.culture.ru/
http://danhttp://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://soc.rusolymp.ru
http://www.hrights.ruur-w.narod.ru
http://www.constitution.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d992a5-356ffc2c-a5c6-a4f48bd2f938/59387/
https://resh.edu.ru/subject/41/

3.

Тема
4.
Основные
отрасли
российского
права

39

отношения.
Получение опыта деятельного
выражения
собственной
гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
опыт
разрешения
возникающих конфликтных и
правовых ситуаций в школе,
дома или на улице;

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_28399/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_28399/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://www.culture.ru/
http://danhttp://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://soc.rusolymp.ru
http://www.hrights.ruur-w.narod.ru
http://www.constitution.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d992a5-356ffc2c-a5c6-a4f48bd2f938/59387/
https://resh.edu.ru/subject/41/
https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/ot
rasli-prava
https://infourok.ru/lekciya-5-sistemarossijskogo-prava-otrasli-prava-4307143.html
http://obschestvoznanie-ege.ru/отраслироссийского-права/

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 10 класса к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной (34 часа)
№

Тема урока

План. сроки

урока
Глава 1. Теория государства и права
1

Происхождение права и государства.

2-3

Государство. Формы государства

4-5

Понятие права. Признаки, функции права.
Система права.
Правоотношения.

6-7

Правонарушение и юридическая
ответственность.
Глава 2. Конституционное право
8-9

10-11
12-13
14-15
16-17

Общая характеристика Конституции РФ
Основы
конституционного
строя.
Конституционное судопроизводство
Избирательное
право.
Избирательный
процесс.
Президент РФ

Федеральное собрание. Правительство РФ,
судебная власть
Глава 3. Права человека
18-19

20-21

Гражданство в РФ. Права, свободы
обязанности человека и гражданина.

22-23

Гражданские права. Политические права

24-25

Экономические и социальные права

26-27

Права ребенка

и

Тема 4. Основные отрасли российского права
28-29

Понятие и источники гражданского права.

30-31
32-33

Гражданская правоспособность. Субъекты
гражданского права.
Юридические лица.
Наследование.

34-35

Право собственности. Обязательственное право

36-37
38-39
40-41
42-43

Практикум "Гражданское право"
Финансовое и налоговое право. Налоговые
органы. Аудит.
Виды налогов. Налогообложение физических
и юридических лиц
Семейное право. Понятие. Источники.

Скоррект.
сроки

44-45
46-47

Брак и условия его заключения
Права и обязанности супругов, родителей и
детей

48-49

Трудовое право. Понятие и источники

50-51

Трудовой договор. Коллективный договор

52-53
54-55
56-57
58-59
60-61
62-63
64-65
66

Трудовые споры. Практикум
Административное
право.
Понятие.
Источники
Административные
правонарушения
и
наказания
Уголовное право. Понятие. Источнки
Преступление. Уголовная ответственность и
наказание
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних
Основы
судопроизводства.
Гражданский
процесс
Уголовный процесс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».