1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса на 2022/23 учебный год разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России» для 4 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК «Школа России» для педагога и обучающихся. В 2022-2023 учебном году на предмет «Литературное чтение» в 4 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; - совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; - воспитание эстетического отношения к искусству слова, - формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; - обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран. В 2021-2022 учебном году на предмет «Литературное чтение» в 4 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе Реализация программы по литературному чтению в 4 классе нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты: - овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; - осознание значимости чтения для личного развития; - формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий: - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений; - умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; - умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - воспитание художественно - эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; - развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе Летописи. Былины. Жития. (3ч.) «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского». Чудесный мир классики (10ч.) П. П. Ершов «Конёк-горбунок», А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик Кериб», Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень», А. П. Чехов «Мальчики». Поэтическая тетрадь 1 (7ч.) Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...», А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...», А. Н. Плещеев «Дети и птичка», И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...», Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...», И. А. Бунин «Листопад». Литературные сказки (6ч.) В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Делу время - потехе час (6ч.) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Страна детства (3ч.) Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Ёлка». Поэтическая тетрадь 2 (5ч.) В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская», С. А. Есенин «Бабушкины сказки», М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Природа и мы (7ч.) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Поэтическая тетрадь 3 (4ч.) Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье пето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебёдушка» Родина (2ч.) И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. 3. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске», Б А. Слуцкий «Лошади в океане». Страна Фантазия (4ч.) Е С. Велтистов «Приключения Электроника», С Булычев «Путешествие Алисы». Зарубежная литература (11ч.) Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г - Х Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойера», С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете». 4. Тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению для 4 класса к учебнику Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (68ч.) Разделы/темы Кол-во часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов «Летописи. Былины. Жития» 3 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / «Чудесный классики» мир 10 Поэтическая тетрадь 1 7 Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций: быть любящим, отзывчивым. Литературные сказки 6 Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, https://videouroki.net/ https://videouroki.net/ https://videouroki.net/ https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / https://videouroki.net/ гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Делу время потехе час Страна детства Поэтическая тетрадь 2 - 6 3 5 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / Создание благоприятных условий д ля усвоения младшими школьникам и социально значимых знаний соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / Создание благоприятных условий д ля усвоения младшими школьникам и социально значимых знаний – зна ний основных норм и традиций: быть любящим, отзывчивым. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / https://videouroki.net/ https://videouroki.net/ https://videouroki.net/ Природа и мы Поэтическая тетрадь 3 Родина 7 4 2 Создание благоприятных условий д ля усвоения младшими школьникам и с быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / Включение в урок игровых процеду р, которые помогают поддержать м отивацию детей к получению знани й, налаживанию позитивных межли чностных отношений в классе, помо гают установлению доброжелательн ой атмосферы во время урока. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний; быть любящим, отзывчивым; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / https://videouroki.net/ https://videouroki.net/ https://videouroki.net/ Страна Фантазия Зарубежная литература 4 11 село, свою страну. Включение в урок игровых процеду р, которые помогают поддержать м отивацию детей к получению знани й, налаживанию позитивных межли чностных отношений в классе, помо гают установлению доброжелательн ой атмосферы во время урока. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / Создание благоприятных условий д ля усвоения младшими школьникам и социально значимых знаний – зна ний основных норм и традиций: быть любящим, отзывчивым. https://znayka.win/uchebni ki/4-klass/literaturnoe-chte nie-4-klass-1-chast-kliman ova-goretskij-shkola-rossii / https://videouroki.net/ https://videouroki.net/ Итого: 68 ч. 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению для 4 класса к учебнику Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (68ч.) № урока Тема урока Раздел «Летописи. Былины. Жития» Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". "И вспомнил Олег коня своего" Былина – жанр устного народного творчества. 2 Былина «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» – памятник 3 древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского». Раздел «Чудесный мир классики» 1 4 П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» 5 А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 6 7 М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». 8 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». 9 Л.Н. Толстой «Детство». 10 Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» 11 А.П. Чехов «Мальчики». 12 Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». 13 Проверка техники чтения Раздел «Поэтическая тетрадь» 14 15 16 17 Лирика Ф.И. Тютчева. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…». А.Н. Плещеев «Дети и птичка» 18 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» 19 Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» 20 И.А. Бунин «Листопад». Картины природы. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». План. сроки Скоррект. сроки Раздел «Литературные сказки» 21 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 22 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 23 П.П. Бажов «Серебряное копытце 24 П.П. Бажов «Серебряное копытце 25 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». 26 КВН «Литературные сказки» Раздел «Делу время – потехе час» 27 Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» 28 В.Ю. Драгунский «Главные реки» 29 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 30 В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» 31 Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». 32 Проверка техники чтения Раздел «Страна детства» 33 Б.С. Житков «Как я ловил человечков» 34 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 35 М.М. Зощенко «Ёлка» Раздел «Поэтическая тетрадь 2» 36 В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» 37 С.А. Есенин «Бабушкины сказки» 38 39 М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 40 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Раздел «Природа и мы» 41 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» 42 А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 43 М.М. Пришвин «Выскочка» 44 М.М. Пришвин «Выскочка» 45 Е.И. Чарушина «Кабан» 46 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 47 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Раздел «Поэтическая тетрадь 3» 48 Б.Л. Пастернак «Золотая осень» 49 С.А. Клычков «Весна в лесу» 50 Д.Б. Кедрин «Бабье лето» 51 С.А. Есенин «Лебёдушка» Раздел «Родина» 52 И. С. Никитин «Русь», С.Д. Дрожжин «Родине» 53 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Раздел «Страна фантазия» 54 Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». 55 Кир Булычёв «Путешествие Алисы». 56 Обобщение по разделу «Страна фантазия». 57 Проверка техники чтения Раздел «Зарубежная литература» 58 Д. Свифт «Путешествие Гулливера». 59 Г.-Х. Андерсен «Русалочка». 60 М. Твен «Приключения Тома Сойера». 61 М. Твен «Приключения Тома Сойера». 62 С. Лагерлёф «Святая ночь». 63 С. Лагерлёф «В Назарете». 64 Обобщение по разделу «Зарубежная литература» 65 - 68 Резерв