Литературное чтение на родном языке 4 класс

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»
для 4 класса на 2022/2023 учебный год разработана на основе авторской программы О. М.
Александровой. Для реализации программы используются пособия для педагога и
обучающихся. В 2022-2023 учебном году на предмет «Литературное чтение на родном
языке» в 4 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34
часа в год.
Изучение литературного чтения на родном языке в 4 классе направлено на
достижения следующих целей:
- расширение читательского кругозора обучающихся;
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение,
слушание);
- формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и
создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
свою речь.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 4
классе
Реализация программы по литературному чтению на родном языке в 4 классе нацелена на
достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных,
личностных.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю
общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами

литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции
народов мира.
3.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4
классе
Раздел 1. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! (3 часа)
Осени приметы. Л. А. Преображенская «Осени приметы», Е. С. Наумова «Очень просто»,
«Замечательный день», Школьная дружба. В. А. Кошелева «А разве…». Е. А. Пермяк
«Надёжный человек», Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся. Е. В. Клюев «Указка,
которая знала всё».
Раздел 2. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (10 часов)
Было ль, не было ль… Былины. В. А. Старостин «Вольга – Богатырь Вещий»,
«Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!» В.А.Старостин «Царь Возвяг и
последний подвиг Вольги», Подвиги во имя любви. А. К. Толстой «Песня о Гаральде и
Ярославне», Племянник Ломоносов. О. М. Гурьян «Мальчик из Холмогор», Первые на
Руси книги для детей, В. Ф. Бурцов «Сия зримая малая книжица…».
Раздел 3. Где нам посчастливилось родиться… (2 часа)
«Любовь очей, моя страна!» Н. М. Языков «Родина», И. А. Бунин «В стороне далёкой от
родного края», Хранимая Богом родная земля! А. С. Пушкин «Клеветникам России». В. А.
Гиляровский «Грядущее», К. М. Симонов «Родина».
Раздел 4. Рождество подарит праздник и добром согреет душу (2 часа)
Каждый из нас ангел… Саша Чёрный «Рождественский ангел», Рождество добром согреет
душу! В. А. Соллогуб «Бабушка-Зима», А. В. Смирнов «Рождественский дед».
Раздел 5. Невидимый мир внутри тебя (4 часа)
Хлеб в пути – не в тягость, О. И. Першина «Леночка, дельфин и Рождество», В начале
было слово… Сказка А. Фёдорова «Господин Снов» (1, 2, 3 части),
Раздел 6. Любовь к Родине начинается с семьи (7 часов)
Героическая азбука. С.П.Щипачёв «22 июня 1941», В.А.Бахревский «Героическая
азбука», «…А был он лишь солдат…» С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…».
В.А.Бахревский «Героическая азбука», Дети-герои. П. И. Железнов «Пионеры-герои». В.
А. Бахревский «Героическая азбука».
Раздел 7. «Идёт война народная, священная война!» (4 часа)
Героическая азбука. С. П. Щипачёв «22 июня 1941». В.А. Бахревский «Героическая
азбука», «…А был он лишь солдат…» С. С. Орлов «Его зарыли в шар земной…». В. А.
Бахревский «Героическая азбука», Дети-герои. П. И. Железнов «Пионеры-герои», В. А.
Бахревский «Героическая азбука».
Раздел 8. Это русское раздолье, это родина моя (3 часа)
Русских полей нежное очарованье… И. А. Бунин «Полевые цветы», Здравствуй, лето! К.
Л. Валаханович «Лето, не уйдёшь!» Саша Чёрный «Летом», Я хочу, чтобы лето не
кончалось… К.Л. Валаханович «Моя деревня».

4.
Тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению
на родном языке для 4 класса к учебнику О. М. Александровой (34 часа)
Разделы/
темы

Колво
часов

Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного предмета
с учетом рабочей программы воспитания

Использование
электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов

Раздел 1. 3
Здравству
й, осень!
Здравству
й, школа!

Привлечение
внимания
школьников
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений; организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения.

https://pdf.11klasov.net/1595
9-literaturnoe-chtenie-4klass-uchebnik-aleksandrovaom-beljaeva-nv-kuznecovami.html
https://eunivers.ru/upload/iblock/e8d/
khrop0yp05i51k2j9dtfyybfwv
fgpq0j.pdf

Раздел 2. 10
«Дела
давно
минувши
х
дней,
преданья
старины
глубокой
…»

Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников;
дискуссий,
которые
дают
учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога.

https://pdf.11klasov.net/1595
9-literaturnoe-chtenie-4klass-uchebnik-aleksandrovaom-beljaeva-nv-kuznecovami.html
https://eunivers.ru/upload/iblock/e8d/
khrop0yp05i51k2j9dtfyybfwv
fgpq0j.pdf

Раздел 3. 2
Где нам
посчастли
вилось
родиться
…

Создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций:
быть любящим, отзывчивым.

https://pdf.11klasov.net/1595
9-literaturnoe-chtenie-4klass-uchebnik-aleksandrovaom-beljaeva-nv-kuznecovami.html

Раздел 4. 2
Рождеств
о подарит
праздник
и добром
согреет
душу

Организация работы учащихся с получаемой на
уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки
своего
к
ней
отношения;
использование воспитательных возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности.
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают

Раздел 5. 4
Невидим
ый
мир
внутри

https://eunivers.ru/upload/iblock/e8d/
khrop0yp05i51k2j9dtfyybfwv
fgpq0j.pdf
https://pdf.11klasov.net/1595
9-literaturnoe-chtenie-4klass-uchebnik-aleksandrovaom-beljaeva-nv-kuznecovami.html
https://eunivers.ru/upload/iblock/e8d/
khrop0yp05i51k2j9dtfyybfwv
fgpq0j.pdf
https://pdf.11klasov.net/1595
9-literaturnoe-chtenie-4klass-uchebnik-aleksandrovaom-beljaeva-nv-kuznecova-

тебя

Раздел 6. 7
Любовь к
Родине
начинаетс
я с семьи

установлению доброжелательной атмосферы во mi.html
время урока.
https://eunivers.ru/upload/iblock/e8d/
khrop0yp05i51k2j9dtfyybfwv
fgpq0j.pdf
Создание благоприятных условий для усвоения https://pdf.11klasov.net/1595
младшими школьниками социально значимых 9-literaturnoe-chtenie-4знаний – быть любящим, отзывчивым; знать и klass-uchebnik-aleksandrovaлюбить свою Родину – свой родной дом, двор, om-beljaeva-nv-kuznecovami.html
улицу, город, село, свою страну.

Раздел 7. 3
«Идёт
война
народная,
священна
я война!»

Создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций:
быть любящим, отзывчивым; знать и любить
свою Родину – свой родной дом, двор, улицу,
город, село, свою страну.

Раздел 8. 3
Это
русское
раздолье,
это
родина
моя

Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.

https://eunivers.ru/upload/iblock/e8d/
khrop0yp05i51k2j9dtfyybfwv
fgpq0j.pdf
https://pdf.11klasov.net/1595
9-literaturnoe-chtenie-4klass-uchebnik-aleksandrovaom-beljaeva-nv-kuznecovami.htmlhttps://eunivers.ru/upload/iblock/e8d/
khrop0yp05i51k2j9dtfyybfwv
fgpq0j.pdf
https://pdf.11klasov.net/1595
9-literaturnoe-chtenie-4klass-uchebnik-aleksandrovaom-beljaeva-nv-kuznecovami.htmlhttps://eunivers.ru/upload/iblock/e8d/
khrop0yp05i51k2j9dtfyybfwv
fgpq0j.pdf

1.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по
литературному чтению на родном языке для 4 класса к учебнику О. М.
Александровой (34ч.)
№
Тема урока
План.сроки
урока
Раздел 1. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! (3 часа)
1.
Осени
приметы.
Л.А.Преображенская
«Осени приметы». Е.С.Наумова «Очень
просто», «Замечательный день».
2.
Школьная дружба. В.А.Кошелева «А
разве…».
Е.А.Пермяк
«Надёжный
человек».
3.
Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.
Е.В.Клюев «Указка, которая знала всё».

Скоррект.сроки

Раздел 2. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (10 часов)
4.

5.

6.
7.
8.

Было ль, не было ль… Былины.
В.А.Старостин
«Вольга
–
Богатырь
Вещий».
«Богатырская наша сила – сила духа и сила
воли!» В.А.Старостин «Царь Возвяг и
последний подвиг Вольги».
Страна городов. А.С.Хомяков «Киев».
Е.П.Чудинова «Гардарика».
Отец и дочь. Е.П.Чудинова «Гардарика».
Подвиги во имя любви. А.К.Толстой
«Песня о Гаральде и Ярославне».

9-10.

Племянник
Ломоносов.
«Мальчик из Холмогор».

11-12.

Учитель, ученик, родная кровь. О.М.Гурьян
«Мальчик из Холмогор».

13.

О.М.Гурьян

Первые на Руси книги для детей. В. Ф.
Бурцов «Сия зримая малая книжица…»

Раздел 3. Где нам посчастливилось родиться… (2 часа)
14.
«Любовь очей, моя страна!» Н.М.Языков
«Родина». И.А.Бунин «В стороне далёкой
от родного края».
15.
Хранимая
Богом
родная
земля!
А.С.Пушкин
«Клеветникам
России».
В.А.Гиляровский
«Грядущее».
К.М.Симонов «Родина».
Раздел 4. Рождество подарит праздник и добром согреет душу (2 часа)
16.

Каждый из нас ангел… Саша Чёрный
«Рождественский ангел».

17.

Рождество
добром
согреет
душу!
В.А.Соллогуб
«Бабушка-Зима».
А.В.Смирнов «Рождественский дед».

Раздел 5. Невидимый мир внутри тебя (4 часа)
18.
Хлеб в пути – не в тягость. О.И.Першина
«Леночка, дельфин и Рождество».
19-21.

В начале было слово… Сказка А.Фёдорова
«Господин Снов» (1, 2, 3 части).

Раздел 6. Любовь к Родине начинается с семьи (7 часов)
22.
Семья – мои корни. Притча А. Лопатиной
«Листья и корни».
23.

«Я буду светить путеводной звездой!»
К.Л.Валахонович «Я буду с тобой».

24.

Вместе с мамой. О.В.Чусовитина «Кто
открыл мне этот мир…». Ю.Н.Кузнецова
«Лес в шкатулке».
Как
хорошо,
когда
папа
рядом!
И.С.Шмелёв «Филиповки». М.Г.Лукашевич
«Мой папа».
Бабушка моя!.. Е.И.Каликинская «В гостях
у бабушки Поли».

25.

26.
27.

28.

Весна, весна красная! Приди, весна, с
радостью…
Заклички
на
Пасху.
А.И.Куприн «Московская Пасха».
В толстый колокол звонят, так праздник.
А.И.Куприн «Пасхальные колокола».

Раздел 7. «Идёт война народная, священная война!» (3 часа)
Героическая азбука. С.П.Щипачёв «22
29.
июня 1941». В.А.Бахревский «Героическая
азбука».
30.
«…А был он лишь солдат…» С.С.Орлов
«Его
зарыли
в
шар
земной…».
В.А.Бахревский «Героическая азбука».
31.
Дети-герои. П.И.Железнов «Пионерыгерои».
В.А.Бахревский
«Героическая
азбука».
Раздел 8. Это русское раздолье, это родина моя (3 часа)
32.
Русских полей нежное очарованье… И. А.
Бунин «Полевые цветы».
33.

34.

Здравствуй, лето! К. Л. Валаханович «Лето,
не уйдёшь!» Саша Чёрный «Летом».
Я хочу, чтобы лето не кончалось… К. Л.
Валаханович «Моя деревня».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».