Литературное чтение на родном языке 2 класс

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
на 2022/23 учебный год для обучающихся 2-го класса разработана и
реализуется на основе УМК под редакцией Александровой О.М. по
литературному чтению на родном (русском) языке для 2-х классов. Для
реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Изучение литературного чтения на родном (русском) языке во 2 классе
направлено на достижение следующейцели:
– совершенствование норм и условий для полноценного
функционирования и развития русского языка как государственного языка
Российской Федерации и как языка межнационального общения.
Основные задачи реализация содержания предметной области
«Литературное чтение на родном (русском) языке»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном языке.
Изучение данной предметной области должно обеспечить:
– воспитание ценностного отношения к родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
2. Планируемые результаты освоения курса
«Литературное чтение на родном (русском) языке» во 2 классе
Реализация программы по литературному чтению на родном (русском)
языке во 2-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп
результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю,
российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций многонационального российского общества;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России.

2. Формирование средствами литературных произведений
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
6. Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному
коллективу.
7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев.
10. Наличие мотивации к творческому труду и бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни.
11. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций.
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении.
3. Достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа
художественных,
научно-познавательных
и
учебных
текстов
с
использованием элементарных литературоведческих понятий.
4. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое),
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать

содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
6. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
7. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности
научно-познавательных,
учебных
и
художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами
письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение
– письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение.
8. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
9. Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные
произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими
сообщениями.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
4. Формирование умения понимать причины успеха\неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха.
5. Использование знаково-символических средств представления
информации о книгах.
6. Активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
7. Использование различных способов поиска учебной информации
в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в

соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и
письменной формах.
9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
11.Умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества.
3.Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке» во 2 классе
Тема I. Школьное детство - 4 часа
Снова в школу. А. А. Усачёв «1 сентября».
Хочу всё знать и уметь! М. В. Дружинина «Отличная отметка».
Мы ходим в школу. Л. Н. Толстой «Филипок» (быль).
На перемене. Б. В. Захадер «Перемена», М. В. Тараненко «Хромое
поведение».
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий.
Тема II. Испокон века книга растит человека – 3 часа
Как хорошо уметь читать. Происхождение кириллицы. «О первой книге
для наших предков – древних славян». Работа над пересказом текста.
Рукописная книга – память наших предков. Отрывок из книги Е. И.
Каликинской «Стрела и река. Повесть о первопечатниках» «Божидар,
книгописная школа» (отрывок).
Русская речь. А. А. Шевченко «Русская речь», В. Д. Берестов
«Читалочка».
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.

Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явленийвыполнение проектов, написание эссе и докладов..
Тема III .Россия – наш общий дом – 5 часов
С чего начинается Родина? М. Л. Матусовский «С чего начинается
Родина?» (отрывок). К. Д. Ушинский «Наше Отечество» (в сокращении). З.
Н. Александрова «Родина».
«Край родной, навек любимый…». С. А. Есенин «Топи да болота…»,
Г.А.Ладонщиков «Родная земля».
Родная земля. П.А.Сенявский «Родная песенка». М.М.Пришвин «Моя
Родина» (в сокращении).
Осени чудесной красота. Ю.С.Симбирская «Астры», А.Н.Плещеев «Дети
и птичка».«Мороз и солнце; день чудесный!..» И.Ю.Иванникова «Счастье»,
«Первый снег».
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий.
Тема IV. Зимы большое торжество – 5 часов
Рождественское чудо.
О.И.Першина «Рождественское чудо»
Светлый праздник Рождества. Т.В.Бокова «Рождество», А.Н.Вертинский
«Рождество», А.А.Фет «Ночь тиха…».
Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина «Голубь» (рассказ о
преданности и верности).
Благодарность и верность в дружбе. Г.Е.Лебедина «Голубь» (рассказ о
преданности и верности).
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий.
Тема V. Добра желаешь – добро и делай – 8 часов
Старый друг лучше новых двух. Е.В.Клюев «По законам живой
природы».
Жизнь родителей в детях. М.В.Дружинина «Ой, цветёт калина…»

Бывают папы разные. К.Л.Валаханович «Бывают папы разные».
Бабушка – душа дома. И.Краева «Одежда Петровна» (из рассказов о
Колямбе).
Бабушкины сказки. С.А.Есенин «Бабушкины сказки», Е.А.Благинина
«Бабушка-забота».
Дедушкины присказки. Т.В.Бокова «Дедуля».
Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес! В.А. Никифоров-Волгин
«Светлая заутреня».
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий.
Тема VI. Дети и война – 5 часов
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Блокада Ленинграда.
Т.А.Кудрявцева «Детский дом. Лёка…» (отрывок 1).
Жили-были дети на войне… Т.А.Кудрявцева «Детский дом. Лёка…»
(отрывок 2).
Стыд хуже дыма. Т.А.Кудрявцева «Детский дом. Лёка…» (отрывок 3).
Жалеть – не стыдно. Т.А.Кудрявцева «Детский дом. Лёка…» (отрывок 4).
Доброта – это талант. Т.А.Кудрявцева «Детский дом. Лёка…» (отрывок
5). О.Ф.Берггольц «Я говорю…», И.П.Уткин «Сестра».
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий.
Тема VII. Как поживёшь, так и прослывёшь – 4 часов
Труд всему голова. О.Ф.Кургузов «В ожидании верблюда», Я.Л.Аким
«Кем я буду». Н.Доброта «Мамины профессии», «Папины профессии».
Терпенье и труд всё перетрут. Ю.Н.Кузнецова «Что любит гвоздь»,
«Плотники-силачи».
Живая природа. М.В.Тараненко «Жаворонок Витя».
4. Тематическое планирование
к рабочей программе по литературному чтению на родном (русском)
языке для 2 класса
к учебнику под редакцией Александровой О.М.
(34 часа)

Темы

Колич
ество
часов

ТемаI.Школьное
детство

4 часа

Тема II. Испокон
века книга растит
человека

3 часа

Тема III .Россия –
наш общий дом

5
часов

Тема IV. Зимы
большое торжество

5
часов

Тема V. Добра
желаешь – добро и
делай

Тема VI. Дети и

8
часов

5

Задачи воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета с учетом
рабочей программы
воспитания
Уметь ставить перед
собой цели и проявлять
инициативу.
Воспитывать интерес к
чтению.

Использование электронных
(цифровых) образовательных
ресурсов

Уважительно
относиться к людям
иной национальной или
религиозной
принадлежности, иного
имущественного
положения.
Быть вежливым и
опрятным, скромным и
приветливым;
Воспитание чувства
долга и
ответственности.
Уметь прощать обиды,
защищать слабых, по
мере возможности
помогать
нуждающимся в этом
людям;
Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать мотивацию
детей к получению
знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;
Воспитание интереса к

https://myslide.ru/presentation/150411170
4_ispokon-veka-kniga-rastit-cheloveka

https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-na-temu-detstvo-2klass-2-urok-shkola-21-veka-6191438.html
https://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihipro-detstvo-dlja-detei.html

https://www.youtube.com/watch?v=aSg6e
viAag4

http://www.myshared.ru/slide/408158/
https://www.youtube.com/

https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-zimnie-prazdnikiklass-3241054.html
https://www.youtube.com/watch?v=8gTKe
nhlt8U

https://kakoy-smysl.ru/meaningproverbs/znachenie-i-smyslposlovitsy-dobra-zhelaesh-dobro-idelay/
https://www.youtube.com/watch?v=H
ysAvAzOE-M

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temudeti-i-voyna-klass-2138540.html

война

часов

Тема VII. Как
поживёшь, так и
прослывёшь

4 часа

чтению книги.
Воспитание
эстетического
отношения к
действительности,
отражённой в
художественной
литературе.
Привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
знаний.

https://www.youtube.com/watch?v=33bR
Q6-iOrg

https://infourok.ru/urok-vneklassnogochteniya-predaniya-starini-glubokoy496218.html

https://nsportal.ru/user/549869/page/ispolz
ovanie-poslovits-i-pogovorok-v-rabote-porazvitiyu-rechi-0

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 классак
учебнику под редакциейАлександровой О.М.(34 ч)
№
урока

План.сроки Скоррект.
сроки

Тема урока

Тема I.

Школьное детство 4 часа

1

Снова в школу. А. А. Усачёв «1 сентября»

2

Хочу всё знать и уметь! М. В. Дружинина «Отличная
отметка».
Мы ходим в школу. Л. Н. Толстой «Филипок» (быль).

3
4

На перемене. Б. В. Захадер «Перемена», М. В.
Тараненко «Хромое поведение».
Тема II. Испокон века книга растит человека – 3 часа

5

Как хорошо уметь читать. Происхождение кириллицы.
«О первой книге для наших предков – древних славян».
Работа над пересказом текста.
Рукописная книга – память наших предков. Отрывок из
книги Е. И. Каликинской «Стрела и река. Повесть о
первопечатниках» «Божидар, книгописная школа»
(отрывок).
Русская речь. А. А. Шевченко «Русская речь», В. Д.
Берестов «Читалочка».

6

7

Тема III .Россия – наш общий дом – 5 часов

8

9
10
11

С чего начинается Родина? М. Л. Матусовский «С чего
начинается Родина?» (отрывок). К. Д. Ушинский
«Наше Отечество» (в сокращении). З. Н. Александрова
«Родина».
«Край родной, навек любимый…». С. А. Есенин «Топи
да болота…», Г.А.Ладонщиков «Родная земля».
Родная земля. П.А.Сенявский «Родная песенка».
М.М.Пришвин «Моя Родина» (в сокращении).
Осени чудесной красота. Ю.С.Симбирская «Астры»,
А.Н.Плещеев «Дети и птичка».

12

«Мороз и солнце; день чудесный!..» И.Ю.Иванникова
«Счастье», «Первый снег».
Тема IV. Зимы большое торжество – 5 часов

13

Рождественское чудо.

14

О.И.Першина «Рождественское чудо»

15

Светлый праздник Рождества. Т.В.Бокова «Рождество»,
А.Н.Вертинский «Рождество», А.А.Фет «Ночь тиха…».
Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина
«Голубь» (рассказ о преданности и верности).
Благодарность и верность в дружбе. Г.Е.Лебедина
«Голубь» (рассказ о преданности и верности).
Тема V. Добра желаешь – добро и делай – 8 часов

16
17

23

Старый друг лучше новых двух. Е.В.Клюев «По
законам живой природы».
Жизнь родителей в детях. М.В.Дружинина «Ой, цветёт
калина…»
Бывают папы разные. К.Л.Валаханович «Бывают папы
разные».
Бабушка – душа дома. И.Краева «Одежда Петровна»
(из рассказов о Колямбе).
Бабушкины сказки. С.А.Есенин «Бабушкины сказки»,
Е.А.Благинина «Бабушка-забота».
Дедушкины присказки. Т.В.Бокова «Дедуля».

24

Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес!

25

В.А. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня».

18
19
20
21
22

Тема VI. Дети и война – 5 часов
26

27
28

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Блокада Ленинграда. Т.А.Кудрявцева «Детский дом.
Лёка…» (отрывок 1).
Жили-были дети на войне… Т.А.Кудрявцева «Детский
дом. Лёка…» (отрывок 2).
Стыд хуже дыма. Т.А.Кудрявцева «Детский дом.
Лёка…» (отрывок 3).

29

Жалеть – не стыдно. Т.А.Кудрявцева «Детский дом.
Лёка…» (отрывок 4).

30

Доброта – это талант. Т.А.Кудрявцева «Детский дом.
Лёка…» (отрывок 5). О.Ф.Берггольц «Я говорю…»,
И.П.Уткин «Сестра».
Тема VII. Как поживёшь, так и прослывёшь – 4 часа

31

Труд всему голова. О.Ф.Кургузов «В ожидании
верблюда», Я.Л.Аким «Кем я буду». Н.Доброта

32

«Мамины профессии», «Папины профессии».

33

Терпенье и труд всё перетрут. Ю.Н.Кузнецова «Что
любит гвоздь», «Плотники-силачи».
Терпенье и труд всё перетрут. Ю.Н.Кузнецова «Что
любит гвоздь», «Плотники-силачи». Живая природа.
М.В.Тараненко «Жаворонок Витя».

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».