Родная русская литература 9 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2022/23 учебный год для
обучающихся 9-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией О.М.
Александровой, М.А. Аристовой, Н.В. Беляевой по родной (русской) литературе для 5-9-х
классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Изучение родной литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном
российском государстве.
В 2022-2023 учебном году на предмет «Родная (русская) литература» в 9 классе в
учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская)
литература»
в 9 классе.
Реализация программы по родной литературе в 9-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное
отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных
действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами. Предметные результаты
выпускников на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе
выражается в следующем:
 понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и
современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;
 осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового
анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
 владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении
художественного произведения;
 умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя
цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
 умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями
разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и
различия);

 владение навыками сопоставления произведений родной (русской) литературы с
произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством
учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;
 владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение;
участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное
мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и
прочитанную информацию;
 использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей,
сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
 использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в
практической деятельности и повседневной жизни.
В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки
и презентации. Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную
и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать
их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

3. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» в 9 классе
Раздел I. Россия - Родина моя (11 часов)
Преданья старины глубокой (3 часа)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня "Как две тученьки не две грозныя..." (русская народная песня).
В.А. Жуковский "Певец во стане русских воинов" (в сокращении).
А.С. Пушкин "Полководец", "Бородинская годовщина" (фрагмент).
М.И. Цветаева "Генералам двенадцатого года"
И.И. Лажечников "Новобранец 1812 года" (фрагмент)
Города земли русской (4 часа)
Петербург в русской литературе
А.С. Пушкин "Город пышный, город бедный..."
О.Э. Мандельштам "Петербургские строфы"
А.А. Ахматова "Стихи о Петербурге" ("Вновь Исакий в облаченьи...")
Д.С. Самойлов "Над Невой! ("Весь город в плавных разворотах...")
Л.В. Успенский "Записки старого петербужца (глава "Фонарики-сударики")
Родные просторы (4 часа)
Степь раздольная
"Уж ты, степь ли моя, Моздокская... (русская народная песня).
П.А. Вяземский "Степь"
И.З. Суриков "В степи"
А.П. Чехов "Степь" (фрагмент)
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 час)
Раздел II. Русские традиции (11 часов)
Праздники русского мира (5 часов)
Августовские Спасы
К.Д. Бальмонт "Первый Спас"
Б.А. Ахмадулина "Ночь упаданья яблок"
Е.А. Евтушенко "Само упало яблоко с небес..."
Е.И. Носов "Яблочный Спас»
Тепло родного дома (6 часов)
Родительский дом
А.А. Платонов "На заре туманной юности" (главы)

В.П. Астафьев "Далёкая и близкая сказка" (рассказ из повести "Последний поклон")
Р/р Сочинение-рассуждение по теме: «Тепло родного дома»
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 час)
Раздел III. Русский характер – русская душа (12 часов)
Не до ордена - была бы Родина (4часа)
Великая Отечественная война
Н.П. Майоров "Мы" М.В. Кульчицкий "Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!.."
О.М. Нагибин "Ваганов" Е.И. Носов "Переправа"
Загадки русской души (3 часа)
Судьбы русских эмигрантов
Б.К. Зайцев "Лёгкое бремя" А.Т. Аверченко "Русское искусство"
О ваших ровесниках (1час)
Прощание с детством Ю.И. Коваль "От красных ворот" (фрагмент)
Лишь слову жизнь дана (4 часа)
"Припадаю к великой реке..."
И.А. Бродский "Мой народ"
С.А. Каргашин "Я - русский! Спасибо, Господи!..!
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Русский характер- русская душа».
Творческий проект. Защита.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по родной (русской) литературе для 9 класса к учебнику О.М. Александровой, М.А.
Аристовой, Н.В. Беляевой (33 часа)
Разделы / темы

Тема 1.
Отечественная

Количес
тво
часов

Задачи
Использование
электронных
воспитания,
(цифровых)
образовательных
решаемые через ресурсов
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
с
учетом рабочей
программы
воспитания
Раздел I. Россия – Родина моя (11 ч.)
Преданья старины глубокой (3 ч)
1
Создание
https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsii
благоприятных

война 1812 года в
русском
фольклоре и
литературе. Песня
«Как две тученьки
не для грозныя…»
(русская народная
песня).
В.А. Жуковский
«Певец во стане
русских воинов».
Нравственность и
чувство долга.
Смелость,
мужество героев.
Тема2.Тема
исторического
прошлого Родины.
А.С. Пушкин
«Полководец»,
«Бородинская
годовщина»
(фрагмент)
Тема 3. Герой
войны М.И.
Цветаева
«Генералам
двенадцатого
года». И.И.
Лажечников
«Новобранец 1812
года (фрагмент)
Тема 4. Петербург
в русской
литературе.
Петербург-город
контраста. А.С.
Пушкин "Город
пышный, город
бедный...".
Влияние поэзии
Пушкина на
Мандельштама.
О.Э.
Мандельштам
"Петербургские
строфы"
Тема 5-6. А.А.
Ахматова "Стихи
о Петербурге"
("Вновь Исакий в

1

условий
для
развития
у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений
(к
своему отечеству,
своей малой и
большой Родине
как
месту,
в
котором человек
вырос и познал
первые радости и
неудачи, которая
завещана
ему
предками
и
которую
нужно
оберегать).

a-k-uroku-po-teme-otechestvennaia-voin.html

https://infourok.ru/razrabotka-uroka-rodnojliteratury-tema-istoricheskoj-pravdy-vstihotvoreniyah-borodinskaya-godovshina-ipolkovodec-a-s-pushkina-5159178.html

https://infourok.ru/material.html?mid=41
458

1

1

2

Города земли русской (4 ч.)
Применение
на https://infourok.ru/urok-rodnoj-literatury-natemu-goroda-zemli-russkoj-9-klass-5698407.html
уроке
интерактивных
форм
работы
https://testsoch.ru/analizy-stihotvoreniy/analizyучащихся:
ahmatovoi/analiz-czikla-stihotvorenij-aaдискуссий,
ahmatovoj-stihi-o-peterburge.html
которые
дают
учащимся
возможность
https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsii
приобрести опыт a-k-uroku-po-teme-l-uspenskii-fonariki.html
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы
или
работы
в
парах,
которые
учат школьников
командной работе
и взаимодействию

облаченьи...").
Единство образов
лирического героя
и города. Д.С.
Самойлов "Над
Невой! ("Весь
город в плавных
разворотах...").
Мотивы и
художественные
средства создания
образа
Петербурга.
Тема 7. Л.В.
Успенский
"Записки старого
петербужца (глава
"Фонарикисударики")
Картины жизни
Петербурга в
начале XX века.
Образ
петербургского
уличного фонаря.
Жанр «записки».
Тема 8. Степь
раздольная. "Уж
ты, степь ли моя,
Моздокская...
(русская народная
песня). П.А.
Вяземский
"Степь". И.З.
Суриков "В степи"
Тема, идея,
художественные
образы
произведений.
Тема 9. А.П.
Чехов "Степь"
(фрагмент).
Красота родной
природы глазами
ребёнка. Тема
детства.
Тема 10. Родные
просторы в
творчестве поэтов
Бурятии.
Тема 11.

с другими детьми.

1

1

1

1

1

Родные просторы (4 ч.)
https://infourok.ru/rodnaya-literatura-russkayaСоздание
9-j-klass-i-surikov-step-6076995.html
благоприятных
условий
для
развития
у
https://urok.1sept.ru/articles/575613
подростков
социально
значимых
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoeценностных
отношений
(к tvorchestvo/2018/11/15/obraz-rodiny-vstihotvoreniyah-poetov-buryatii
природе
как
источнику жизни
на Земле, основе
самого
ее
существования,
нуждающейся
в
защите
и
постоянном
внимании
со
стороны
человека).

Проверочная
работа по итогам
изучения раздела
«Россия – Родина
моя»
Тема 12-13.
Русские традиции.
Августовские
Спасы. К.Д.
Бальмонт "Первый
Спас".
Поэтический
образ «Первого
спаса». Приёмы
создания образа.
Тема 14. Б.А.
Ахмадулина
"Ночь
упаданья
яблок"
Тема,
поэтические
образы
стихотворения.
Тема 15. Е.А.
Евтушенко "Само
упало яблоко с
небес..."
Тема,
поэтические
образы
стихотворения,
художественные
средства.

Раздел II. Русские традиции (11 ч.)
Праздники русского мира (5 ч.)
2
Создание
https://nauka.club/literatura/analizблагоприятных
stikhotvoreniy/analiz-stikhotvoreniyaусловий
для pervyy-spas-k-balmonta.html
развития
у
подростков
социально
значимых
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazykценностных
i-literatura/library/2021/12/16/urokотношений
(к rodnogo-yazyka
своему отечеству,
своей малой и
1
большой Родине
как
месту,
в
котором человек https://portalonline.ru/literatura/10501-analizвырос и познал stihotvoreniya-samo-upalo-yabloko-s-nebesпервые радости и evtushenko.html
неудачи, которая
завещана
ему
предками
и
1
которую
нужно
оберегать;
к https://mon-ecole.ru/urok-issledovaniye-porasskazu-ye-i-nosova-yablochnyy-spass/
традициям).

Тема 16.
«Нравственная
сила» в рассказе
Е. И. Носова
«Яблочный спас».
Праведник. Тема,
художественные
образы и идея
рассказа.

1

Тема 17. А.А.
Платонов "На заре
туманной юности"

1

Включение в урок
игровых
процедур, которые
помогают
поддержать
мотивацию детей
к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во
время урока.
Тепло родного дома (6 ч.)
Создание
благоприятных
https://infourok.ru/urok-po-rasskazu-a-pусловий для
platonova-na-zare-tumannoj-yunosti-

(главы). Тема и
главная героиня
рассказа
Тема 18. Судьба
человека в судьбе
страны.
А.А.
Платонов "На заре
туманной юности"
(главы).

1

Тема 19. Чувство
Родины в рассказе
В.П.
Астафьева
"Далёкая
и
близкая
сказка"
(из
повести
"Последний
поклон"). Судьба
героя.

1

Тема 20.
Нравственные
ценности в
рассказе В.П.
Астафьева
"Далёкая и
близкая сказка"
(из повести
"Последний
поклон").

1

Тема
21.
Р/р
Сочинениерассуждение
по
теме:
«Тепло
родного дома»

1

Тема 22.
Проверочная
работа по итогам
изучения раздела
«Русские
традиции»

1

развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений (к
семье как главной
опоре в жизни
человека и
источнику его
счастья; к
окружающим
людям как
безусловной и
абсолютной
ценности, как
равноправным
социальным
партнерам, с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдержива
ющие отношения,
дающие человеку
радость общения
и позволяющие
избегать чувства
одиночества; к
своему отечеству,
своей малой и
большой Родине
как месту, в
котором человек
вырос и познал
первые радости и
неудачи, которая
завещана ему
предками и
которую нужно
оберегать; к
традициям).

5221601.html

https://urok.1sept.ru/articles/607327
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/202
1/12/10/urok-rodnoy-russkoy-literatury-v-9klasse-tema-uroka-chitaya
https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2018/03/28/pamyatka

https://zaochnik.ru/blog/kak-pravilnosdelat-analiz-proizvedenija-po-literature/

https://rus-literarycriticism.slovaronline.com/

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2020/03/23/ikr-po-rodnoyliterature-russkoy-dlya-5-9-11-0

Раздел III. Русский характер – русская душа (12 ч.)
Не до ордена - была бы Родина (4ч.)
Тема 23-24.
Великая
Отечественная
война. Тема
памяти в
стихотворении
Н.П. Майорова
"Мы". М.В.
Кульчицкий
"Мечтатель,
фантазёр, лентяйзавистник!.."
Образ
лирического
героя. Мечта и
реальность.

2

Тема 25.
Произведения о
войне. О.М.
Нагибин
"Ваганов". Идея и
главные образы
произведений.

1

Тема 26. Е.И.
Носов
"Переправа". Идея
и главные образы
произведений.

1

Использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
через
демонстрацию
детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности.

https://urok.1sept.ru/articles/677128

https://znanio.ru/media/tehnologicheskayakarta-uroka-po-rodnoj-literature-9-klass-poteme--a-vaganovym-roditsya-nado-2799560

https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2015/01/19/kompleksnyyanaliz-teksta-e-i-nosov-pereprava

Загадки русской души (3 ч.)
Тема 27.
Философское
размышление о
жизни и судьбах
русских
эмигрантов в
рассказе Б.К.
Зайцева "Лёгкое
бремя".

1

Тема 28. Судьбы
русских
эмигрантов в
изображении А.Т.
Аверченко
"Русское
искусство". Юмор

1

Создание
благоприятных
условий для
развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений (к
окружающим
людям как
безусловной и
абсолютной
ценности, как
равноправным
социальным
партнерам, с

https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2015/01/19/kompleksnyy-analizteksta-e-i-nosov-pereprava

https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/konspekturoka-sudby-russkih-emigrantov-b-k-zajcevlegkoe-bremya-a-t-averchenko-russkoeiskusstvo.html

и сатира.
Тема 29. Р/р
Судьбы русских
эмигрантов.(сочин
ениерассуждение).

1

Тема 30.
Автобиографическ
ая повесть Ю.И.
Коваль "От
красных ворот"
(фрагмент).
Прощание с
детством.

1

Тема 31.
Философская
лирика И.А.
Бродского "Мой
народ""Припада
ю к великой
реке...".
Тема 32. Тема
Родины в лирике
С.А. Каргашина.
"Я - русский!
Спасибо,
Господи!..!

1

Тема 33.
Проверочная
работа по итогам
изучения раздела
«Русский
характер- русская
душа».
Творческий

1

1

которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдержива
ющие отношения,
дающие человеку
радость общения
и позволяющие
избегать чувства
одиночества).
О ваших ровесниках (1ч.)
Создание
https://infourok.ru/urok-literatury-kovalблагоприятных
yurij-iosifovich-5271876.html
условий
для
развития
у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений
(к
семье как главной
опоре в жизни
человека
и
источнику
его
счастья).
Лишь слову жизнь дана (4 ч.)
Инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в
рамках
реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных идей,
навык

https://pikabu.ru/story/istoriya_dvukh_stikhotv
oreniy_9137931

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2016/01/06/metodicheskayarazrabotka-vneklassnogo-meropriyatiyaya

проект. Защита.

уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки
зрения.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по родной литературе для 9 класса к учебнику О.М. Александровой, М.А. Аристовой,
Н.В. Беляевой (33 часа)
№

Тема урока

План. сроки

урока
Раздел I. Россия – Родина моя (12 часов)
1.

Отечественная война 1812 года в русском
фольклоре и литературе. Песня «Как две
тученьки не для грозныя…» (русская народная
песня). В.А. Жуковский «Певец во стане русских
воинов». Нравственность и чувство долга.
Смелость, мужество героев.

2.

Тема исторического прошлого Родины. А.С.
Пушкин «Полководец», «Бородинская
годовщина» (фрагмент)
Герой войны М.И. Цветаева «Генералам
двенадцатого года». И.И. Лажечников
«Новобранец 1812 года (фрагмент)
Города земли русской (4 ч.)

3.

4.

5-6.

Петербург в русской литературе. Петербурггород контраста. А.С. Пушкин "Город пышный,
город бедный...". Влияние поэзии Пушкина на
Мандельштама. О.Э. Мандельштам
"Петербургские строфы"
А.А. Ахматова "Стихи о Петербурге" ("Вновь
Исакий в облаченьи..."). Единство образов
лирического героя и города. Д.С. Самойлов "Над
Невой! ("Весь город в плавных разворотах...").
Мотивы и художественные средства создания
образа Петербурга.

Скоррект.срок
и

7.

Л.В. Успенский "Записки старого петербужца
(глава "Фонарикисударики") Картины жизни
Петербурга в начале XX века. Образ
петербургского уличного фонаря. Жанр
«записки».
Родные просторы (4 ч.)

8.

Степь раздольная. "Уж ты, степь ли моя,
Моздокская... (русская народная песня). П.А.
Вяземский "Степь". И.З. Суриков "В степи".
Тема, идея, художественные образы
произведений.
А.П. Чехов "Степь" (фрагмент). Красота родной
природы глазами ребёнка. Тема детства.
Родные просторы в творчестве поэтов Бурятии.

9.
10.
11.

Проверочная работа по итогам изучения раздела
«Россия – Родина моя»
Раздел II. Русские традиции (11 ч.)
Праздники русского мира (5 ч.)

12-13. Русские традиции. Августовские Спасы. К.Д.
Бальмонт "Первый Спас". Поэтический образ
«Первого спаса». Приёмы создания образа.
14.

Б.А. Ахмадулина "Ночь упаданья яблок" Тема,
поэтические образы стихотворения.

15.

Е.А. Евтушенко "Само упало яблоко с небес..."
Тема, поэтические образы стихотворения,
художественные средства.

16.

«Нравственная сила» в рассказе Е. И. Носова
«Яблочный спас». Праведник. Тема,
художественные образы и идея рассказа.
Тепло родного дома (6 ч.)

17.

А.А. Платонов "На заре туманной юности"
(главы). Тема и главная героиня рассказа

18.

Судьба человека в судьбе страны. А.А. Платонов
"На заре туманной юности" (главы).

19.

Чувство Родины в рассказе В.П. Астафьева
"Далёкая и близкая сказка" (из повести
"Последний поклон"). Судьба героя.

20.

Нравственные ценности в рассказе В.П.
Астафьева "Далёкая и близкая сказка" (из
повести "Последний поклон").

21.

Р/р Сочинение-рассуждение по теме: «Тепло
родного дома»

22.

Проверочная работа по итогам изучения
раздела «Русские традиции»
Раздел III. Русский характер – русская душа (12 ч.)
Не до ордена - была бы Родина (4ч.)

23-24. Великая Отечественная война. Тема памяти в
стихотворении Н.П. Майорова "Мы". М.В.
Кульчицкий "Мечтатель, фантазёр, лентяйзавистник!.." Образ лирического героя. Мечта и
реальность.
25.

Произведения о войне. О.М. Нагибин "Ваганов".
Идея и главные образы произведений.

26.

Тема 26. Е.И. Носов "Переправа". Идея и
главные образы произведений.
Загадки русской души (3 ч.)

27.

Философское размышление о жизни и судьбах
русских эмигрантов в рассказе Б.К. Зайцева
"Лёгкое бремя".

28.

Судьбы русских эмигрантов в изображении А.Т.
Аверченко "Русское искусство". Юмор и сатира.

29.

Р/р Судьбы русских эмигрантов.(сочинениерассуждение).
О ваших ровесниках (1ч.)

30.

Автобиографическая повесть Ю.И. Коваль "От
красных ворот" (фрагмент). Прощание с
детством.
Лишь слову жизнь дана (4 ч.)

31.
32.

33.

Философская лирика И.А. Бродского "Мой
народ""Припадаю к великой реке...".
Тема Родины в лирике С.А. Каргашина. "Я русский! Спасибо, Господи!..!
Проверочная работа по итогам изучения
раздела «Русский характер- русская душа».
Творческий проект. Защита.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».