Родная русская литература 8 класс

1

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной литературе на 2022/23 учебный год для обучающихся 8го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией О.М. Александровой,
М.А. Аристовой, Н.В. Беляевой по родной литературе для 5-9-х классов. Для реализации
программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
 формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном
российском государстве.
В 2021-2022учебном году на предмет «Родная литература» в 8 классе в учебном плане
школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
в 8 классе.
Реализация программы по родной литературе в 8-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
2

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно3

коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
3. Содержание учебного предмета «Родная литература» в 8 классе
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (3 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (3 ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
4

Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (5 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по родной литературе для 8 класса к учебнику О.М. Александровой, М.А. Аристовой,
Н.В. Беляевой (34 часа)
Разделы / темы

Количество Задачи воспитания,
часов
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета с учетом
рабочей программы
воспитания
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ ( 9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Создание
благоприятных
Легендарный герой
3
условий для развития у
земли русской Иван
подростков
социально
Сусанин:
С. Н. Марков.
значимых
ценностных
«Сусанин»
отношений
(к
своему

Использование
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

5

О. А. Ильина. «Во
время грозного и злого
поединка…»
П. Н. Полевой.
«Избранник Божий»
(главы из романа)

отечеству, своей малой и
большой Родине как месту, в
котором человек вырос и
познал первые радости и
неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно
оберегать).
Города земли русской ( 2 ч )
Применение
на
уроке
2
интерактивных форм работы
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь
учащихся:
туман едва
дискуссий,
которые
дают
заметный…»
учащимся
возможность
М.А. Кузмин. «Я знаю
приобрести опыт ведения
вас не понаслышке…»
конструктивного
диалога;
И. И. Кобзев. «Поездка
групповой работы или работы
в Суздаль»
в
парах,
которые
учат
В. А. Степанов.
школьников командной работе
«Золотое кольцо»
и взаимодействию с другими
детьми.
Родные просторы ( 3 ч)
Создание
благоприятных
3
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений (к семье как
главной опоре в жизни
Волга – русская река:
человека и источнику его
«Уж ты, Волга-река,
счастья; к окружающим людям
Волга-матушка!..»
как безусловной и абсолютной
(русская народная
ценности, как равноправным
песня).
социальным
партнерам,
с
Н. А. Некрасов.
которыми
необходимо
«Люблю я краткой той
выстраивать
поры…» (из поэмы
доброжелательные
и
«Горе
взаимоподдерживающие
старого Наума»)
отношения, дающие человеку
В. С. Высоцкий.
радость
общения
и
«Песня о Волге»
позволяющие избегать чувства
В. В. Розанов.
одиночества;
к
своему
«Русский Нил»
отечеству, своей малой и
(фрагмент)
большой Родине как месту, в
котором человек вырос и
познал первые радости и
неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно
оберегать; к традициям).
Побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
Проверочная работа
общепринятые
нормы
по итогам изучения
1
поведения, правила общения
раздела
со старшими (учителями) и

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

6

сверстниками (школьниками),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
Резерв на
вариативную часть
3
программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ ( 9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Создание
благоприятных
Троица:
4
И. А. Бунин. «Троица»
условий для развития у
С. А. Есенин.
подростков
социально
«Троицыно утро,
значимых
ценностных
утренний канон…»
отношений ( к культуре как
Н. И. Рыленков.
духовному богатству общества
«Возможно ль
и важному условию ощущения
высказать без слов…»
человеком
полноты
И.
А.
Новиков.
проживаемой жизни, которое
«Троицкая кукушка»
дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое
самовыражение)
Тепло родного дома (4 ч)
Использование
Родство душ:
4
Ф. А. Абрамов.
воспитательных возможностей
«Валенки»
содержания учебного предмета
Т. В. Михеева. «Не
через демонстрацию детям
предавай меня!» (главы
примеров ответственного,
из повести)
гражданского поведения,
А. В. Жвалевский, Е. Б.
проявления человеколюбия и
Пастернак.
«Радость
добросердечности.
жизни»
Побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
Побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
Проверочная работа
со старшими (учителями) и
по итогам изучения
1
сверстниками (школьниками),
раздела
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
Резерв на
вариативную часть
программы

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

(http://5litra.ru/

2

http://litera.edu.ru

7

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 9ч)
Не до ордена – была бы Родина ( 2ч)
Создание
благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений (к семье как
главной опоре в жизни
Дети на войне:
Э. Н. Веркин.
человека и источнику его
2
«Облачный полк»
счастья, к своему отечеству,
(главы)
своей малой и большой Родине
как месту, в котором человек
вырос и познал первые
радости и неудачи, которая
завещана ему предками и
которую нужно оберегать)
Загадки русской души (2 ч)
Создание благоприятных ус
ловий для приобретения школ
ьниками опыта осуществления
социально значимых дел (
опыт дел, направленных на
заботу о своей семье, родных и
Сеятель твой и
близких;
хранитель:
- трудовой опыт, опыт
И. С. Тургенев.
участия в производственной
2
«Сфинкс»
практике;
Ф. М. Достоевский.
- опыт дел, направленных
«Мужик Марей»
на пользу своему родному
городу или селу, стране в
целом,
- опыт деятельного выражения
собственной
гражданской
позиции)
О ваших ровесниках (3 ч)
Создание
благоприятных
условий для развития у
Пора взросления:
подростков
социально
Б. Л. Васильев. «Завтра
значимых
ценностных
была война» (главы)
3
отношений (к семье как
Г. Н. Щербакова. «Вам
главной опоре в жизни
и не снилось» (главы)
человека и источнику его
счастья).
Лишь слову жизнь дана (1ч)
Применение
на
уроке
интерактивных форм работы
Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука
учащихся:
стихосложения»
дискуссий,
которые
дают
1
И. Ф. Анненский.
учащимся
возможность
«Третий мучительный
приобрести опыт ведения
сонет»
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

8

Проверочная работа
по итогам изучения
раздела

Резерв на
вариативную часть
программы

1

в
парах,
которые
учат
школьников командной работе
и взаимодействию с другими
детьми.
Побуждение
школьников (http://5litra.ru/
соблюдать
на
уроке http://litera.edu.ru
общепринятые
нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
(http://5litra.ru/
http://litera.edu.ru

2

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по родной литературе для 8 класса к учебнику О.М. Александровой, М.А. Аристовой,
Н.В. Беляевой (34 часа)
№

Тема урока

урока
Легендарный герой земли русской Иван
Сусанин: С. Н. Марков. «Сусанин»

2

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого
поединка…»

3

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из
романа)
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

6

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская
народная песня).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»

7

Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…»
(из поэмы «Горе старого Наума»)

8
9

В. В. Розанов. «Русский Нил»
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
Резерв на вариативную часть программы

5

10-12

Скоррект.
сроки

1

4

План. сроки

9

13

Троица:
И. А. Бунин. «Троица»

14

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний
канон…»

15

Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без
слов…»

16
17

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»

18

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из
повести)

19-20

А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость
жизни»
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
Резерв на вариативную часть программы
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»

21
22-23
24-25
26

27

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»

28-29

Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

30

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

31

Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»
Проверочная работа по итогам изучения
раздела

32
33-34

Резерв на вариативную часть программы

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».