Родная русская литература 7 класс

1

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной литературе на 2022/23 учебный год для обучающихся
7-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией О.М.
Александровой, М.А. Аристовой, Н.В. Беляевой по родной литературе для 5-9-х
классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
 формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном
российском государстве.
В 2021-2022учебном году на предмет «Родная литература» в 7 классе в учебном плане
школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
в 7 классе.
Реализация программы по родной литературе в 7-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
2

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно3

коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
3. Содержание учебного предмета «Родная литература» в 7 классе
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (3 ч)
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
4

А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (4 ч)
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (3 ч)
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по родной литературе для 7 класса к учебнику О.М. Александровой, М.А. Аристовой,
Н.В. Беляевой (34 часа)
Разделы
/ Количест Задачи
воспитания, Использование
электронных
темы
во часов решаемые
через (цифровых)
образовательных
использование
ресурсов
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета
с
учетом
рабочей
программы воспитания
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Создание
благоприятных https://infourok.ru/konspekt-uroka-rodnojА. С. Пушкин.
1
«Песни о
условий для развития у russkoj-literatury-dlya-7-klassaСтеньке
подростков
социально folklornye-syuzhety-i-motivy-v-russkojРазине» (песня
значимых
ценностных literature-a-s-pushkin-pesni-o-ste1).
отношений
(к
своему 4959901.html?ysclid=l7trybrywz90764037
отечеству, своей малой и
5

И. З. Суриков.
«Я ли в поле да
не
травушка
была…»

1

А. К. Толстой.
«Моя
душа
летит
приветом…»

1

большой Родине как месту, в
котором человек вырос и
познал первые радости и
неудачи, которая завещана
ему предками и которую
нужно оберегать).

Города земли русской (3 ч)
Применение
на
уроке
В. Г.
1
интерактивных форм работы
Распутин.
«Сибирь,
учащихся:
Сибирь…»
дискуссий, которые дают
(глава
учащимся
возможность
«Тобольск»).
приобрести опыт ведения
конструктивного
диалога;
групповой
работы
или
А. И.
1
работы
в
парах,
которые
Солженицын.
учат школьников командной
«Колокол
работе и взаимодействию с
Углича».
другими детьми.
1
Родные просторы (3 ч)
Создание
благоприятных
И. С.
1
условий для развития у
Никитин.
«Поле».
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений (к семье как
И. А. Гофф.
1
главной опоре в жизни
«Русское
человека и источнику его
поле».
счастья; к окружающим
Д. В.
1
людям как безусловной и
Григорович.
абсолютной ценности, как
«Пахарь»
равноправным социальным
(главы из
партнерам,
с
которыми
повести).
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения,
дающие
человеку радость общения и
позволяющие
избегать
чувства
одиночества;
к
своему отечеству, своей
малой и большой Родине как
месту, в котором человек
вырос и познал первые
радости и неудачи, которая
завещана ему предками и
которую нужно оберегать; к
традициям).
Побуждение
школьников
Проверочная
1

https://multiurok.ru/files/rodnaia-russkaialiteratura-7-klasskhrestomatiia.html?ysclid=l7trzb4uqz8130
00501
https://uchitelya.com/literatura/51689scenariy-zhizn-i-tvorchestvo-alekseyakonstantinovicha-tolstogo-7klass.html?ysclid=l7ts0glbzg890579961

https://infourok.ru/scenarniy-planvneklassnogo-zanyatiya-po-literature-dlyaklassa-kniga-ocherkov-sibir-sibir-vgrasputina1295470.html?ysclid=l7ts1eax8381390161
4
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/
2021/04/13/a-i-solzhenitsynkolokolnya?ysclid=l7ts21h2gt665966704

https://multiurok.ru/index.php/files/avtortanashevich-a-a-konspekty-urokov-rodnoiruss.html?ysclid=l7ts2lzhnx281594015
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2299/mai
n/?ysclid=l7ts31ktuf762811551
https://multiurok.ru/index.php/files/dgrigorovich-pakhar1.html?ysclid=l7ts3ljncu563161045

https://infourok.ru/proverochnaya-rabota6

соблюдать
на
уроке po-rodnoj-russkoj-literature-7-klassобщепринятые
нормы 5417471.html?ysclid=l7ts4gj88e39399593
поведения, правила общения 9
со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;

работа по
итогам
изучения
раздела

Резерв на
вариативную
3
часть
программы
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч)
Пасха
Создание благоприятных
1
условий для развития у
К.
Д.
1
подростков
социально
Бальмонт
значимых
ценностных
«Благовещенье
отношений ( к культуре как
в Москве».
духовному
богатству
общества
и
важному
А. С. Хомяков.
1
условию
ощущения
«Кремлевская
человеком
полноты
заутреня на
проживаемой
жизни,
Пасху».
которое дают ему чтение,
А. А. Фет.
1
музыка, искусство, театр,
«Христос
творческое самовыражение)
Воскресе!» (П.
П. Боткину).
А. П. Чехов.
«Казак».

1

Тепло родного дома (4 ч)
Использование
С. А. Есенин.
1
«Ключи
воспитательных
Марии»
возможностей содержания
(фрагмент).
учебного предмета через
демонстрацию детям
Ф.А. Абрамов.
1
примеров ответственного,
«Дом»
гражданского поведения,
(фрагмент).
проявления человеколюбия
и добросердечности.
Побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
В. А.
1
общепринятые
нормы
Солоухин.
поведения, правила общения
«Камешки на
со старшими (учителями) и
ладони».
сверстниками
Проверочная
1
(школьниками), принципы
работа по
учебной
дисциплины
и
итогам
самоорганизации;
изучения

https://uchitelya.com/literatura/103947plan-konspekt-uroka-sudbabalmonta.html?ysclid=l7ts5crlrd67649549
7
https://multiurok.ru/index.php/files/avtortanashevich-a-a-konspekty-urokov-rodnoiruss.html?ysclid=l7ts6xgfur939114496
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2021/09/08/velikayapasha-a-fet-hristosvoskrese?ysclid=l7ts7f1b2f181776661
https://urok.1sept.ru/articles/583274?ysclid
=l7ts7v1ikk425885750

https://urok.1sept.ru/articles/631723?ysclid
=l7ts8ho6d9434290261

https://infourok.ru/konspekt-uroka-politerature-dlya-7-klassa-na-temubiografiya-f-a-abramova5550261.html?ysclid=l7ts8xq5zu10752233
6
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/mai
n/103967/?ysclid=l7ts9n3c5l429752255

https://infourok.ru/proverochnaya-rabotapo-rodnoj-literature-7-klass-russkietradicii5753651.html?ysclid=l7tsb50ucv62579462
7

раздела
Резерв на
вариативную
2
часть
программы
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ
ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2ч)
Создание
благоприятных
С. М.
1
условий для развития у
Городецкий.
«Воздушный
подростков
социально
витязь».
значимых
ценностных
отношений (к семье как
Г. М. Иванов.
«О, твёрдость,
главной опоре в жизни
о, мудрость
человека и источнику его
прекрасная…»,
счастья, к своему отечеству,
«Георгий
своей малой и большой
Победоносец».
Родине как месту, в котором
человек вырос и познал
Н. С. Гумилёв.
1
первые радости и неудачи,
«Наступление»
которая
завещана
ему
, «Война».
предками и которую нужно
М. М.
оберегать)
Пришвин.
«Голубая
стрекоза».
Загадки русской души (3 ч)
Долюшка
Создание благоприятных
1
женская
условий для приобретения
школьниками опыта
Ф. И. Тютчев.
«Русской
осуществления социально
женщине».
значимых дел (опыт дел,
направленных на заботу о
Ф. А.
своей семье, родных и
Абрамов.
«Золотые
близких;
руки».
- трудовой опыт, опыт
участия в производственной
практике;
Н. А.
1
- опыт дел, направленных
Некрасов.
на пользу своему родному
«Внимая
городу или селу, стране в
ужасам
целом,
войны…»
- опыт деятельного
Ю. В.
выражения собственной
Друнина. «И
гражданской позиции)
откуда вдруг
берутся
силы…»
В. М.
Тушнова. «Вот
говорят:
Россия…»

4

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/
2022/07/24/rodnaya-literatura-russkaya-7klass-hrestomatiyazadanie?ysclid=l7tsc0svir335316038

https://infourok.ru/konspekt-uroka-politerature-rasskaz-mprishvina-golubayastrekoza2812905.html?ysclid=l7tscmxzat27645078
3

https://урок.рф/library/rabochaya_progra
mma_po_rodnoj_literature_russkoj_15452
0.html?ysclid=l7tsdocf45107611485

https://multiurok.ru/files/rodnaia-russkaialiteratura-7-klasskhrestomatiia.html?ysclid=l7tseadrkm4461
41517

8

Проверочная
работа по
итогам
изучения
раздела

https://infourok.ru/proverochnaya-rabotapo-itogam-izucheniya-razdela-russkijharakter-russkaya-dusha6177645.html?ysclid=l7tsfeh3y631562406
0

1

О ваших ровесниках (2 ч)
Взрослые
Создание
благоприятных
1
детские
условий для развития у
проблемы
подростков
социально
значимых
ценностных
А.
С.
отношений (к семье как
Игнатова.
«Джинн Сева».
главной опоре в жизни
человека и источнику его
Н.
Н.
1
счастья).
Назаркин.
«Изумрудная
рыбка» (главы
«Изумрудная
рыбка», «Ах,
миледи!», «Про
личную
жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка
Применение
на
уроке
1
на свете не
интерактивных форм работы
бывало
учащихся:
дискуссий, которые дают
Вс.
учащимся
возможность
Рождественск
ий. «В родной
приобрести опыт ведения
поэзии совсем
конструктивного
диалога;
не старовер…»
групповой
работы
или
работы в парах, которые
Проверочная
1
учат школьников командной
работа по
работе и взаимодействию с
итогам
другими детьми.
изучения
раздела
Резерв на
вариативную
часть
программы

https://infourok.ru/inscenirovka-ikovshevoj-dzhinn-seva-po-rasskazu-aignatovoj5368164.html?ysclid=l7tsg7251s31053533
2
https://multiurok.ru/files/rodnaia-russkaialiteratura-7-klasskhrestomatiia.html?ysclid=l7tsgn46db3268
3910

https://multiurok.ru/blog/v-rodnoi-poeziisovsem-nestarover.html?ysclid=l7tshxi6q789104787
5

https://infourok.ru/proverochnaya-rabotapo-literaturnomu-chteniyu-zhizn-dana-nadobrye-dela-3-klass-3-klass6171410.html?ysclid=l7tsj82fhy49070261
7

2

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по родной литературе для 7 класса к учебнику О.М. Александровой, М.А. Аристовой,
Н.В. Беляевой (34 часа)
№

Тема урока

План. сроки

Скоррект.с
9

урока
1
2
3
4
5

роки
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
(песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка
была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

7-9

Проверочная работа по итогам изучения
раздела
Резерв на вариативную часть программы

10

И. С. Никитин. «Поле».

11

И. А. Гофф. «Русское поле».

12

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

13

Пасха

14

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».

15
16

А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на
Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

17

А. П. Чехов. «Казак».

18

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

19

Ф.А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).

20

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

21

Проверочная работа по итогам изучения
раздела
Резерв на вариативную часть программы

6

22-23
24

25
26

27

28

С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость
прекрасная…», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
10

29
30

31

32
33-34

Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
«Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про
личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем
не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
Резерв на вариативную часть программы

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».