Министерство образования и науки республики Бурятия Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа№1» Прибайкальского района Республика Бурятия «Рассмотрено» руководитель ШМЦ ________/ ____________/ Протокол № ______ от «___»________2022г. «Согласовано» заместитель руководителя по УВР МОУ «Турунтаевская СОШ№1»______/С.Н. Родионова_/ «29»__08__2022г. «Утверждено» Директор МОУ «Турунтаевская СОШ №1» _________/__Л.Л.Карбаинова__/ «29»__08___2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Родной (русский) язык для 11 класса на 2022-2023 Составители: Родионова Светлана Лемировна, учитель русского языка и литературы 2022 – 2023 учебный год с. Турунтаево 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по родному (русскому) языку на 2022/23 учебный год для обучающихся 11-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина по родному (русскому) языкудля 10-11-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение родного (русского) языка в 11 классе направлено на достижение следующих целей: -воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; -совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; -углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; -совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; -развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В 2022-2023 учебном году на учебный предмет «Родной (русский) язык» в 11 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результатыосвоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 11 классе. Реализация программы по русскому (родному) языку в 11-х классах нацелена на достижение учащимися трёх групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; – ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поставленной цели; поиск ресурсов, необходимых для достижения – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: Выпускник научится: – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; – использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; – соблюдать культуру публичной речи; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник получит возможность научиться: – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; – проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; – использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). 3. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» в 11 классе Раздел I. Язык и культура (5 часов) Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка. Раздел II. Культура речи (18 часов) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Основные лексические нормы современного русского литературного языка Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Основные грамматические нормы современного русского литературного языка Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Речевой этикет Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 часов) Язык и речь. Виды речевой деятельности Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты Текст как единица языка и речи Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по родному (русскому) языку для 11 класса к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина (34 часа) Разделы / темы Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Раздел I. Язык и культура (5 ч.) Тема 1. Язык и речь. Язык и художественная литература Тема 2. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания Тема 3-4. Р/р Практическая 1 1 2 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») Тема 5. Н. Помяловский о разнообразии языка. чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение). 1 Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел (опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры). Раздел II. Культура речи (18 ч.) Тема 6.Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Тема 7.Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии Тема 8.Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Тема 9.Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей Тема 10-11.Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» Тема 12.Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» Тема 13.Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» Тема 14.Анализ контрольной работы Тема 15.Морфологические нормы как выбор вариантов 1 1 1 2 1 1 1 1 Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества). морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами Тема 16.Определение рода 1 аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Тема 17.Синтаксические 1 нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Тема 18.Способы оформления 1 чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Тема 19. Этика и этикет в 1 деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении Тема 20. Этапы делового 1 общения Тема 21. Протокол делового 1 общения. Телефонный этикет в деловом общении. Тема 22. Контрольная работа 1 в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» Тема 23.Анализ контрольной 1 работы Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.) Тема 24.Речевые жанры 1 Использование воспитательных возможностей содержания учебного монологической речи: доклад, предмета через демонстрацию детям поздравительная речь, примеров ответственного, гражданского презентация поведения, проявления человеколюбия и Тема 25.Речевые жанры 1 добросердечности, диалогической речи: через подбор соответствующих текстов интервью, научная дискуссия, для чтения, проблемных ситуаций для политические дебаты обсуждения в классе. Тема 26.Признаки текста. 1 Виды связей предложений в тексте Инициирование и поддержка Тема 27-28.Способы 2 исследовательской деятельности изложения и типы текстов. школьников в рамках реализации ими Особенности композиции и индивидуальных и групповых конструктивные приемы исследовательских проектов, что даёт текста. Абзац. Виды школьникам возможность приобрести преобразования текста. навык самостоятельного решения Корректировка текста. Тема 29.Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат Тема 30. Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом Тема 31.Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» Тема 32.Анализ контрольной работы Тема 33-34.Защита проекта по предложенной теме 1 1 1 теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 1 2 4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по родному (русскому) языку для 10 класса к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина (34 часа) № Тема урока План. сроки урока Раздел I. Язык и культура (5 ч.) 1. 2. 3-4. 5. Язык и речь. Язык и художественная литература Тексты художественной литературы как единство формы и содержания Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») Н. Помяловский о разнообразии языка. Раздел II. Культура речи (18 ч.) Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. 7. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии 8. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. 9. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей 10-11. Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» 12. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» 6. Скоррект.сроки 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» Анализ контрольной работы Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении Этапы делового общения Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» Анализ контрольной работы Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.) Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация 25. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты 26. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте 27. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. 28. Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат 29-30. Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом 31. Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» 32. Анализ контрольной работы 24. 33-34. Защита проекта по предложенной теме