Родной русский язык 7 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому родному языку на 2021/22 учебный год для
обучающихся 7-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией О.М.
Александровой, Л.А. Вербицкой по русскому родному языку для 5-9 классов. Для
реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение русского родного языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
 расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
В 2021-2022учебном году на курс «Русский родной язык» в 7 классе в учебном плане
школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Русский родной язык» в 7 классе.
Реализация программы по обществознанию в 7-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты освоения русского (родного) языка и литературы:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалогобмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной
практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого

поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка и литературы:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

3. Содержание курса «Русский родной язык» в 7 классе
Раздел 1. Язык и культура (8 часов)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом
речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и
т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов
как проблема культуры речи.
Проверочная работа № 1
Раздел 2. Культура речи (12 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах
с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической
сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление
паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в
речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего
и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего
времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов
совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы
употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях
и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь –
машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп
речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Проверочная работа № 2
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки
текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Р/р Подробное изложение художественного текста. Защита проектных работ.
К/р Итоговая контрольная работа

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по русскому родному языку для 7 класса к учебнику О.М. Александровой, Л.А.
Вербицкой (34 часа)
Разделы / Количест Задачи
воспитания,
темы
во часов решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
с учетом
рабочей
программы
воспитания
Раздел I. Язык и культура (8 ч.)
1
Создание благоприятных
Тема 1.
Русский язык
условий для развития у
как
подростков
социально
развивающеес
значимых
ценностных
я явление
отношений (к культуре
как духовному богатству
2
Тема 2-3.
общества и важному
Устаревшие
условию
ощущения
слова – живые
человеком
полноты
свидетели
проживаемой
жизни,
истории.
которое дают ему чтение,
Историзмы
музыка, искусство, театр,
1
Тема 4.
творческое
Архаизмы в
самовыражение;
составе
к
своему
отечеству,
устаревших
своей малой и большой
слов русского
Родине как месту, в
языка и их
котором человек вырос и
особенности
познал первые радости и
1
Тема 5.
неудачи,
которая
Употребление
завещана ему предками и
устаревшей
которую
нужно
лексики в
оберегать).
новом
контексте
1
Тема 6.
Употребление
иноязычных
слов как
проблема
культуры
речи

Использование
(цифровых)
ресурсов

электронных
образовательных

Тема 7.
Проверочная
работа № 1

1

https://multiurok.ru/files/kontrolnyitest-po-rodnomu-russkomu-iazyku-v-7kla.html?ysclid=l7tsvqkwx770221284

Тема 8.
Анализ
ошибок,

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2651/
conspect/?ysclid=l7tssglk84167600401

https://infourok.ru/ustarevshie-slovazhivye-svideteli-istorii-istorizmy4671236.html?ysclid=l7tst7mvbe39445
317

https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-yazyku-na-temu-arhaizmy-vsostave-ustarevshih-slov-russkogoyazyka-i-ih-osobennosti-7-klass5373676.html?ysclid=l7tsu6lbld515621
877
https://multiurok.ru/files/upotreblenieustarevshei-leksiki-v-novomkontekste.html?ysclid=l7tsulnkqh64379
9386

https://www.prodlenka.org/metodiches
kie-razrabotki/470326-plan-konspekturoka-po-rodnomu-jazykurusskom?ysclid=l7tsv3seng480329586

допущенных
в
проверочной
работе № 1
Раздел

II.

Культура речи (12 ч.)
Тема 9-10.
2
Использование текстов
Основные
упражнений,
орфоэпические
демонстрирующих
нормы
подростком
примеры
современного
ответственного,
русского
гражданского поведения,
литературного
проявления
языка.
человеколюбия
и
Ударение
добросердечности.
2
Тема 11-12.
Основные
Применение на уроке
лексические
интерактивных
форм
нормы соврем
работы учащихся:
енного
интеллектуальных игр,
русского
стимулирующих
литературног
познавательную
о языка.
мотивацию школьников;
Тема 13.
1
дискуссий, которые дают
Практикум по
устранению
речевых
ошибок
Тема 14-15.
Основные
грамматически
е
нормы совреме
нного русского
литературного
языка.
Тема 16.
Варианты
грамматическо
й нормы

учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога.

https://infourok.ru/plan-konspekturoka-po-rodnomu-yazyku-7-klass-natemu-osnovy-orfoepicheskienormyudarenie5671477.html?ysclid=l7tswl7z4d85058
1380

https://конспекты-уроков.рф/russ/7klass/file/23948-leksicheskie-normyrusskogo-literaturnogoyazyka?ysclid=l7tsxm8dps849451187

https://rus.1sept.ru/article.php?ID=2007
02009&ysclid=l7tsyayold325698629

2

https://infourok.ru/prezentaciyagrammaticheskie-normysovremennogo-russkogo-yazyka-7klass4163600.html?ysclid=l7tsz8ku2415585
178

1

https://infourok.ru/tehnologicheskayakarta-po-rodnomu-russkomu-yazykuna-temu-varianty-grammaticheskojnormy4574805.html?ysclid=l7tszxhrvl560524
253

Тема 17.
Практикум по
устранению
грамматически
х ошибок.

1

https://multiurok.ru/index.php/files/pra
kticheskie-uprazhneniiagrammaticheskieoshibki.html?ysclid=l7tt0lun2b1248572
98

Тема 18.
Речевой
этикет

1

https://videouroki.net/razrabotki/urokrodnogho-iazyka-russkogho-riechievoietikiet.html?ysclid=l7tt1fp4886475229
87

Тема 19.
Проверочная
работа № 2

1

https://infourok.ru/proverochnayarabota-2-po-rodnomu-russkomuyazyku-kultura-rechi-7-klass5059934.html?ysclid=l7tt22473t54114
1495

1
Тема 20.
Анализ
ошибок,
допущенных
в
проверочной
работе № 1
Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст
(14 ч.)
Создание благоприятных
1
Тема 21.
условий для приобретения
Традиции
школьниками опыта
русского
осуществления социально
речевого
значимых дел (опыт
общения
самостоятельного
1
Тема 22.
приобретения новых
Текст.
знаний, опыт проектной
Виды
деятельности).
абзацев
Организация групповой
работы или работы в парах,
которые учат подростков
командной работе и
взаимодействию с другими
детьми.

https://multiurok.ru/files/konspekturoka-po-rodnomu-russkomu-iazyku-v7klas.html?ysclid=l7tt2mnrc1265069137
https://uchitelya.com/russkiyyazyk/147838-prezentaciya-chastitekstaabzac.html?ysclid=l7tt3gfs1317829999
1

Тема 23.
Заголовки
текстов, их
типы

1

Тема 24.
Разговорная
речь. Спор и
дискуссия

1

https://урок.рф/library/fakultativnoe_za
nyatie_uchimsya_sporit_i_dokazivat_1
45741.html?ysclid=l7tt5fiwn86123232
29

Тема 25.
Публицист
ический
стиль.
Путевые
заметки

1

https://infourok.ru/tehnologicheskayakarta-po-rodnomu-russkomu-yazykuna-temu-publicisticheskij-stil-putevyezametki4574866.html?ysclid=l7tt5yf4uf753301
655

Тема 26.
Текст
рекламного
объявления
, его
языковые и
структурн
ые
особенност

1

https://multiurok.ru/files/konspekturoka-iazyk-sovremennoireklamy.html?ysclid=l7tt6hnrxn949572
301

https://multiurok.ru/files/urokirodnogo-iazyka-v-7klasse.html?ysclid=l7tt4ju0og53972516
9

и
Тема 27.
Репортаж

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-porusskomu-yaziku-v-klasse-na-temu-klpodgotovka-k-sochineniyureportazhupo-kartine-asaykinoy-detskayasportivna2686432.html?ysclid=l7tt78iyy997971
65

Тема 28.
Язык
художестве
нной
литературы
. Притча
Тема 29.
Подробное
изложение
художестве
нного
текста.

1

https://uchitelya.com/literatura/193046prezentaciya-epicheskie-i-liroepicheskie-zhanry-literatury.-pritcha-7klass.html?ysclid=l7tt7zcopq28467613
1

1

https://infourok.ru/urok-po-russkomuyaziku-podrobnoe-izlozhenie-klass3231395.html?ysclid=l7tt8t88w518008
5838

Тема 30-31.
Р/р Защита
проектных
работ.
Подготовка
сборника
притч.

2

Тема 32.
Итоговая
контрольн
ая работа

1

Тема 33.
Анализ
ошибок,
допущенны
хв
итоговой
контрольно
й работе
Тема 34.
Обобщение
изученного

1

1

https://infourok.ru/itogovayakontrolnaya-rabota-po-rodnomuyazyku-russkomu5327933.html?ysclid=l7tt9j4l7b303455
117

https://videouroki.net/tests/rodnojyazyk/7class?ysclid=l7ttay9613956167302

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

по русскому родному языку для 7 класса к учебнику О.М. Александровой, Л.А.
Вербицкой (34 часа)
№

Тема урока

План. сроки

урока
Раздел I. Язык и культура (8 ч.)
1.
2-3.
4.
5.
6.

Русский язык как развивающееся явление
Устаревшие слова – живые свидетели истории.
Историзмы
Архаизмы в составе устаревших слов русского
языка и их особенности
Употребление устаревшей лексики в новом
контексте
Употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи

7.

Проверочная работа № 1

8.

Анализ ошибок, допущенных в проверочной
работе № 1
Раздел II. Культура речи (12 ч.)

9-10.

Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Ударение

11-12.

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.

13.

Практикум по устранению речевых ошибок

16.

Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка.
Варианты грамматической нормы

17.

Практикум по устранению грамматических ошибок.

18.

Речевой этикет

19.

Проверочная работа № 2

20.

Анализ ошибок, допущенных в проверочной
работе № 1

14-15.

Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.)
21.

Традиции русского речевого общения

22.

Текст. Виды абзацев

23.

Заголовки текстов, их типы

24.

Разговорная речь. Спор и дискуссия

25.

Публицистический стиль. Путевые заметки

26.
27.

Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности
Репортаж

28.

Язык художественной литературы. Притча

Скоррект.сроки

29.
30-31.

Р/р Подробное изложение художественного
текста.
Р/р Защита проектных работ. Подготовка сборника
притч.

32.

Итоговая контрольная работа

33.

Анализ ошибок, допущенных в итоговой
контрольной работе
Обобщение изученного

34.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».